Все-таки хорошо жить в самом сердце столицы, когда от Ватикана до гостиницы всего лишь минут пять-семь. Можно забежать «домой», принять душ, переодеться и с новыми силами отправиться в новое счастливое плавание по улицам вечного города.
6
Не беру на себя никаких обязательств: изучать, запоминать, сверять с путеводителями…
Все это было дома, до поездки, а теперь — прочь!
Конечно же, иду и снимаю на видеокамеру, а потом уже дома слышу надоедливый, даже въедливый, хотя и милый по тембру, девичий голосок, невольный звуковой фон моего видеоряда: imparare!
На следующий день и совсем в другом месте, вновь слышу из вечно сопровождающей меня толпы туристов, уже мальчишеский звонкий: imparare!
Словно все вокруг меня только и делают, что изучают, усваивают, узнают.
1
Конечно, я беру фотоаппарат и кинокамеру, но не желаю дотошно фиксировать, дабы потом легче было вспоминать. Все равно это будет вторая реальность. Только открытое сердце и свобода!
7
От гостиницы до Замка Святого Ангела, совсем недалеко, поэтому пройти пешком одно удовольствие.
Иду, дышу свежим ветром. Нет, это не наш петербуржский ветер. Этот, словно на венецианском карнавале принарядился в чужой костюм — думает — не узнают, да куда там! Совсем другие прикосновения, он обнимает, но не пронизывает до костей. Принакрывает, хотя объятия не жаркие, даже не теплые, но, что делать, видимо и ветер немного поостыл без солнца — я его понимаю, сочувствую, и он в благодарность предлагает мне дружбу.
Вон там вдали мерзнет, дрожит девушка в костюме ангела. Жаль немножко, она тут целый день на пьедестале… А мне тепло и легко, потому что мы подружились с римским ветром.
11
В кассе «Castel Sant’Angelo» покупаем не разовый билет, а карту roma-pass, которая дает право на бесплатное посещение двух музеев и безлимитный проезд в транспорте на три дня. Карта начинает действовать с момента первой активации, будь то транспорт или музей.
Кто-то в Интернете огорчается, что экономии никакой — может быть и так, но, во-первых: как часто пользоваться транспортом, а во-вторых, у меня есть мечта посетить галерею Боргезе. В «Паутине» прочитала, что это очень непросто — очереди огромные, а карта, кажется, дает возможность встать в другую, более «привилегированную» массу страждущих. Но, как известная героиня Скарлетт — «подумаю об этом завтра»…
Заходим в древний замок — время карты roma-pass пошло.
5
Пересмотрев фотографии, которые у меня остались от того воспоминания о «второй половине первого дня» в Риме, поняла, что главным героем моего дальнейшего рассказа все же должно быть…Да! Это НЕБО.
6
И на самом деле, здорово, когда сама природа так благосклонна, что расставляет декорации, наиболее соответствующие содержанию, замок-то совсем не ласковый… Древние камни многое помнят! Еще в 135 году император Адриан начал строить эту крепость как мавзолей для себя и своей семьи, но завершалось строительство уже преемником, в 139 году.
Предание гласит, что в 590 году, во время эпидемии чумы, папе Григорию Великому было видение Архангела Михаила, который якобы вложил меч в ножны, что было знаком окончания бедствия, отсюда и пошло название замка Святого Ангела.
1
В средние века замок был соединён с Ватиканом укрепленным коридором и постепенно превратился в неприступную крепость. Когда войска императора Карла V, в 1527 году вторглись в Рим, Папа Климент VII веке, укрылся в этом осаждённом замке.
В крепости находилась одна из самых страшных тюрем, где суд над узниками долгое время вершила Инквизиция. Не случайно замок часто называли печальным замком. Здесь пытали узников, и здесь они умирали в муках перед не всегда справедливым, жестоким судом.
5
Но мне не хочется перелистывать трагические страницы, уж слишком нежен свежий ветер, прекрасен вид на город и на мост Святого Ангела, с террасы у подножия Святого Архангела Михаила!
1
Во мне звучит музыка, и звучат совсем другие истории…
8
Именно отсюда сбежал выдающийся герой эпохи Возрождения — художник, крупнейший скульптор, ювелир, блестящий писатель и в то же время великий авантюрист Бенвенуто Челлини (1500–1571) В многовековой истории замка это был единственный случай!
11
Я стою на террасе и словно слышу прекрасную музыку Гектора Берлиоза, который увлекшись почти детективной биографией художника, написал в 1838 году свою первую оперу, которая так и называлась «Бенвенуто Челлини». Как жаль, что это выдающееся творение французского композитора сегодня редко ставят театры!
10
Но вот музыку французского романтика сменяет итальянская — Великий Джакомо Пуччини с его оперой «Тоска». Третье действие происходит как раз в этом замке Святого Ангела, куда заключен герой повествования художник Каварадосси.
Здесь перед казнью, он пишет последнее письмо своей любимой, здесь звучит его знаменитая ария…
Звезды светили… Благоухала ночь…Дверь тихо отворилась и вошла она. О! Боль воспоминаний!
Как легкий дым, все исчезло… Мой час настал и вот я умираю, но никогда еще я так не жаждал жизни!
Сколько великих теноров исполняли эту бессмертную арию! А я помню, как слушала ее на пластинке в исполнении Беньямино Джильи.
3
Вспоминаю…
Кажется, май. Мы с моей подругой Лилей готовимся к экзаменам в музыкальном училище. Прошел слух, что в Универмаге появились пластинки: опера «Паяцы» в исполнении труппы Ла Скала, где партию Канио исполняет Беньямино Джильи, а еще концерт этого же знаменитого певца, преемника самого Энрико Карузо.
3
Мы честно отрабатываем положенные два часа — диктуем друг другу музыкальные диктанты, а потом срываемся и бежим по улицам — лишь бы успеть!
Покупаю последнюю пластинку, и мы вновь, уже совершенно счастливые, бежим обратно, чтобы на новеньком, похожем на чемоданчик проигрывателе (кажется «Юбилейный») прослушать, вкусить, впитать!
За окном теплый ветер трогает шумливые ветки, распустившихся весенних тополей, солнце, отблесками скользит по шелковой занавеске, а мы, сосредоточившись только на музыке, совершенно забываем друг о друге — только музыка и ария Каварадосси!
Как легкий дым, все исчезло… Мой час настал и вот я умираю, но никогда еще я так не жаждал жизни!
Злодей Скарпья обещает Тоске за ее взаимность, пощадить Каварадосси: расстрел будет не настоящий, ружья будут заряжены холостыми патронами.
Не в этом ли дворе произошел тот расстрел! Не с этого ли места наблюдала за инсценировкой Тоска.
2
Ее Марьо сражен и она довольна тем, как натурально он сыграл эту сцену, но подбегая к любимому понимает, что Скарпья обманул ее и патроны были настоящие. Тоска бросается вниз с террасы…
Сколько легенд, преданий, вымыслов, над которыми «обливаются слезами» все новые и новые поколения влюбленных! Но сколько истинных тайн, страданий, страстей, великих порывов душ человеческих видели эти старые камни.
6
Мне казалось, что Италия должна петь своими уличными музыкантами, должна непрерывно звучать, ведь столько великой музыки рождалось здесь! Но нет!
На массовой тропе лишь наипростейшие звуковые фоны. Зато часто и красиво звонят колокола. Пожалуй, колокола — это главная повседневная уличная музыка Рима, но для того, чтобы ее услышать нужно скрыться в какой-нибудь тихой улочке, потому что шумная толпа перекрывает музыку неба, музыку ветра, музыку вечного камня…
9
Но что делать! Идем на Пьяцца Навона, чтобы вновь встретиться с шумной толпой туристов.
3
Вечно бурлящая площадь с фонтанами, незатейливыми развлечениями, которые предлагают всеядным гостям вечного города местные и не совсем местные жители.
2
Очевидно, это место всегда было таким — шумным, многолюдным, ведь пьяцца возникла на месте стадиона Домициана, а с XV века здесь был городской рынок.
6
Любуемся фонтанами Треви, дель Моро.
5
Заходим в церковь Святой Агнессы, где идет служба. Здесь тишина души. Отдыхаем.
Как это здорово — просто бродить по Риму, когда ты свободен от обязательств и подчиняешься только скромному желанию соприкосновенья с великим, древним, желанию прислушаться к дыханию веков и даже тысячелетий…
7
Одним из таких скромных желаний первого вечера является посещение Пантеона на площади Ротонда (Piazza della Rotonda).
Мне интересно видеть Пантеон — великое архитектурное и инженерное сооружение Античности.
Памятник центрическо-купольной архитектуры (полусферический купол диаметром более 43х метров, был построен в 126 году н. э. при императоре Адриане. Вес купола 5000 тонн!
Как известно, вначале это был пантеон воздвигнутый в честь языческих богов, позднее в 609 м году, был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires).
Как известно в Пантеоне покоятся выдающиеся люди Италии. С благоговением постояла у места погребения гениального Рафаэля…
Он сам завещал похоронить его в Пантеоне. Место погребения отмечено латинской эпитафией: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая родительница природа, боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть».
Я знала, что особенностью Пантеона является отверстие в куполе — «Око Пантеона». В полдень через него проникает световой столб такой силы, что он «не растекается», но гигантским, почти осязаемым лучом стоит между земным и небесным. Находясь под куполом Пантеона можно ощутить себя в центре Вселенной. Может быть…
Но мы пришли в Пантеон уже вечером. Быстро темнело. Первый день таял, как сладкое мороженое.
Кстати перечитывая свои краткие дневниковые наброски, с улыбкой заметила повторяющийся рефрен: «потом ели мороженое». Да и как можно в Риме обойтись без gelato! Не стал исключением и самый первый день в Риме.
Южная ночь накрыла город неожиданно, нежно и властно. Захотелось в гостиницу, чтобы просто растянуться на постели и дать отдых потрудившимся ногам.
Сели в автобус, добрались до уже знакомой площади св. Петра и через несколько минут были дома.
Включать свет не хотелось, через открытое окно доносились звуки уличного аккордеониста, исполняющего популярные неаполитанские, знакомые с детства песни.
Любопытство побороло усталость и я, встав с кровати, подошла к окну, выглянула в теплый вечер. Музыкант ходил между столиками, расставленными на улице, прямо напротив гостиницы. Итальянцы общались за привычной пиццей и бокалом вина, было легко и непринужденно. Мои глаза слипались от приятной истомы. Грядущее завтра обещало встречу с громадой Колизея. Первый день в Риме засыпал усталый и счастливый при тусклом свете каких-то не очень современных и оттого необыкновенно уютных уличных фонарей, почему-то напоминавших далекое-далекое детство.