В первую свою поездку по северу Калифорнии и югу Орегона мы попали в большое количество пожаров и смог затянул огромные площади так, что всё вокруг было видно, как в густом тумане
В первую свою поездку по северу Калифорнии и югу Орегона мы попали в большое количество пожаров и смог затянул огромные площади так, что всё вокруг было видно, как в густом тумане
У нас, как всегда, не было никаких планов, мы полностью доверившись дороге, просто колесили по округе. Но в конце дня, опрометчиво миновав по фривею № 5 знаменитую гору Шасту, о наличии которой только догадывались по обозначению на карте, и выехав в одноименную широкую и ровную долину без каких-либо признаков жилья, поняли, что зря мы не остановились на ночлег в городке Маунт Шаста
Следуя неизменной логике мужа, что земля круглая, поэтому едем до первого населенного пункта и там, всё равно, где-нибудь найдем приткнуть голову, мы довольно долго неслись по практически безлюдным просторам долины Шаста в северной Калифорнии, как загипнотизированные глядя на кровавое зарево заката, тонущее в гари и смоге от бушующих пожаров
Первым городком на нашем пути оказался г. Йрека — в получасе езды от границы со штатом Орегон.
Как только мы свернули с фривея в город, то прямо перед собой увидели призывно горящую в темноте вывеску мотеля Mountain View Inn Yreka CA
Не особо заморачиваясь выбором именно гостиницы, и имея очень положительный опыт такой же вынужденной спонтанной ночёвки в предыдущем мотеле Shasta DAM, мы прямиком подъехали к нему.
Качество номеров и цена в Mountain View Inn Yreka CA нас вполне устроили. И на все про всё с оформлением, парковкой, с переносом вещей, перекусом, принятием душа и занятием горизонтального положения на ночь у нас ушло не более 30 минут.
После этой ночёвки мы по достоинству оценили свой выбор: очень удобно расположенный, невероятно чистый с удобными кроватями, шикарными подушками и очень недорогой мотель с машиной под самым окном! Поэтому по ходу дела решили ничего не менять и оставить его местом своей дислокации пока знакомимся с этим районом.
Но за 3 дня, что мы останавливались в этом отеле, сам городок у нас никак не получалось рассмотреть.
И вот в последний вечер возвращаясь из очередной бесплодной вылазки по окрестностям виду тотальных пожаров, решили, что пока еще совсем не село солнце, вполне успеваем увидеть исторический центр Йреки
Погуляв последние минуты перед закатом по этой глухой калифорнийской провинции, я получила один из своих самых первых опытов такого глубокого расщепления восприятия действительности на диаметральные противоположности.
Не сомневаюсь, что многим знакомо это чувство неоднозначного впечатления от того или иного города, объекта, а то и страны. Но это было слишком неоднозначно. Настолько слишком, что даже качественно другое состояние, чем неоднозначно. Я никогда не возьмусь его даже описывать, потому что это было такое смешение одновременно крайних по своему местоположению на шкале эмоций чувств, что я не знаю слов, для их описания
Уже по истечении большого количества времени, могу только выразить кое-какие свои размышления.
Ирека стала одним из первых городков, где я получила такой странный опыт, но далеко не последним в США… Парадоксы Америки лично во мне продолжают зашкаливать…
История образования г. Иреки такая простая, что уже проще не бывает: в марте (всего лишь) 1851 г. некий Авраам Томпсон во время путешествия из южного Орегона вдоль Siskiyou Trail, обнаружил золото вблизи Рокки Галч. А уже в следующем месяце в организованную им кантору «Томпсон Dry Раскопки», как мухи на мёд, слетелись 2000 золотодобытчиков, жаждущих испытать свою удачу
А месяце июне того же 1851 г., золотая лихорадка «Boomtown», захлестнула местность нагромождениями палаток, лачуг и неотесанными бараками.
Этот растущий, как на дрожжах, на мытье золота населенный пункт, несколько раз пытались как-нибудь прилично назвать, пока, наконец то, не остановились на слове из коренного наречия местных индейцев — Йрека, которое означает «север гора», что полностью соответствует его географии, относительно местоположения — это к северу от возвышающегося над долиной на 14,000 футов (4,300 м) бездействующего вулкана горы Шаста и, примерно, на 2500 футов (760 м) над уровнем моря.
Поэт Хоакин Миллер описал Yreka во время 1853—1854 гг., как очень бойкое место с «…таким интенсивным потоком людей на улицах, словно, большой оживленный город на Восточном побережье».
Далее по накатанной — учредительные процедуры и 21.04. 1857 г.… и ВУА ЛЯ! Готов новый город на НЕ ИХ земле, но ПО ИХ законам
Хотя пару фактов всё же стоит дополнить… Йрека выделяется из многих уже известных мне городков Калифорнии, пожалуй, тем, что в нём было два документально подтвержденных суда Линча. Их история в сокращенном пересказе выглядит приблизительно так:
Первый из судов Линча состоялся 26.08.1895 г., когда четверо мужчин — Уильям Null, Garland Стемлер, Луис Морено и Лоуренс Джонсон — в ожидании суда по различным обвинениям в убийстве и ограблении, были одновременно повешены на двух соседних деревьях решением самосуда
Второй суд Линча произошел 80 лет назад — это 28.07.1935 г. Клайд Джонсон и Роберт Миллер Барр ограбили местный бизнес и его покровителей в Кастелло, штат Калифорния. Затем угнали автомобиль и подались на север Калифорнии. Там они хотели бросить машину и пересесть на поезд. Вскоре после того, как они кинули машину к северу от Dunsmuir, их остановил California Highway Patrolman в составе Джорджа «Молли» Мэлоуна и начальника полиции городка Dunsmuir, 38-летнего Франка Р. Дау по прозвищу «Джек». Джонсон вытащил пистолет Luger и ранил обоих полицейских. Мэлоун выздоровел, но Дау умер на следующий день. Клайд Джонсон был пойман через несколько часов с помощью облавы и был взят под стражу. А Барр, у которого были награбленные деньги, во время перестрелки скрылся в лесу, а затем ушел на товарном поезде. Джек Дау был всеобщим любимцем в Dunsmuirе. Его титул начальника полиции был почетным, данный ему из-за его высоких личных качеств, к тому же, он был ветераном Первой мировой войны. В ночь его похорон около 50 человек в масках на десятке машин от Dunsmuir направились на север линчевать Джонсона в Иреку, где тот находился под стражей в местной тюрьме. 3 августа 1935 года в 1:30 утра, на стук толпы, дверь тюрьмы приоткрыл единственный её охранник, после чего она была распахнута разъяренной толпой, которая быстро нашла Джонсона, вывезла его на одной из машин за город и повесила на сосне.
А Роберт Миллер Барр был арестован только спустя год, 4 сентября 1936 г. в Лос-Анджелесе на краже со взломом. Во время своего пребывания в бегах, он умудрился получить чуть ли не автобиографическую роль второго плана, да ещё и под своим настоящим именем в кино картине Роз Мари, которую снимали в районе озера Тахо. Он играл там вместе с известными Жанетт Макдональд и Нельсон Eddy.
Вот такая незатейливая, но суровая история у этого северо-калифорнийского городка Иреки…
Самое главное, что это, по большому счёту, ВСЯ его история!
О судах Линча, естественно, ничего в нынешнем облике Иреки не напоминает.
Как это водится в небольших городках Калифорнии, их исторический и деловой центр Даун Таун, состоит обычно из одной улицы. На ней сосредоточены все исторические достопримечательности и, как правило, важные и значимые для жизни города здания.
Ирека, в этом смысле, не исключение. С её количеством жителей в 8 000 чел (с округлением) исторический центр городка протянулся по улице аж на целых три квартала.
Начинает улицу красочное пано на торце дома с названием города и рядом мемориальная табличка над одинокой лавочкой, утверждающая год и причину основания Иреки. …и ни слова о коренном населении…
Это очень удивило, ведь обычно, приличия ради, упоминается об индейцах хотя бы в одном предложении: мол, ранее эта земля принадлежала индейцам племени такого-то.
В Иреке мы даже этого не увидели…
Здесь возникает такое впечатление, будто основатели городка и впрямь убеждены, что эта земля до них абсолютно пустовала и всю свою историю только лежала и ждала прихода золотоискателей…
Далее на протяжении этих трех коротеньких исторических кварталов, почти на каждом доме висит табличка, подробно сообщающая его детальную историю от того кем и в каком виде строилось здание и какую роль потом играло за эти чуть более чем 100 лет
Их более чем много, через чур уж они какие-то подробные. Как-то неестественно дотошно описывают историю каждого самого обычного дома! Это невольно бросается в глаза и наводит на размышления, что как-то слишком уж всё показнО что ли… слишком уж искусственно выпячивается, что заставляет усомниться в искренности…
Не для то ли так старательно выводится своя новорожденная история, чтобы стереть малейшее упоминание о другой коренной?
Не для того ли так много всех этих наглядных подробностей, что бы отвлечь мысли пытливых путешественников от той истории, что была на этой земле до неё???…
Таблички режут глаз ещё и потому, что подавляющее большинство этих домиков совсем невзрачные и без таблички, ни за какие коврижки, на них не обратил бы внимание. И дело не в нас разбалованных архитектурными шедеврами своими и соседей европейцев
А дело в никаком внешнем виде этих построек. Они реально неинтересны ни с какой точки зрения, за исключением, разве, нескольких натянутых исключений
А между этими бусинками (жемчужинками никак не поворачивается язык их назвать) разместились и картинная галерея, и разные канторы, и магазинчики с кафешками. Но всё закрыто и нигде ни души…
Заканчивается исторический центр Иреки, как водится, пожарной станцией, полицией, музеем и библиотекой
По большому счету, весь этот набор строений архитектурой-то сложно назвать…
Зато сколько написано потомкам в табличках на память по каждому этому домику! Уже и не настоящему вовсе, а реконструированному! Ведь после сильного пожара в 1871 г., когда практически вся Йрека выгорела, их на пепелище выстраивали занов
Поэтому, гуляя по историческому центру Йреки, создается устойчивое ощущение, что идешь по ненастоящей улице, а декорциям, специально воспроизведённым для съёмок какого-нить очередного фильма времен конца позапрошлого века.
И от этого чувства искусственности отделаться невозможно. Слишком, уж очень слишком всё вокруг ненатурально.
Это впечатление усугубляет музыка времен освоения Дикого запада, растиражированная голливудскими вестернами, которая разносится со стороны отеля эхом в оба конца улицы, спугивая предзакатную тишину совершенно безлюдного исторического центра.
И более того, на балконе 2-го этажа всё того же отеля выставлены в полный человеческий рост куклы, разодетые соответственно той эпохе…
Ну как тут не почувствовать себя не съёмочно площадке?!
И одновременно, не следом, а именно параллельно переполняет совершенно другое переживание — полный восторг от того, что я гуляю по голливудскому Юниверсал студио в полном одиночестве. Мне очень нравится там бывать и очень люблю там кварталы периода освоения Дикого Запада, но толпы народа, причём, всегда и везде толпы народа перечеркивают все положительные впечатления! Поэтому с некоторых пор я вычеркнула это место из своих посещений.
И вот оно обрящено это классное место! Но не бутафорно выстроенные одни фасады, за которыми пусто, а реальные жилой район, где в рабочее время кипит обычная жизнь небольшого города сохранившего свою, пусть и очень короткую, историю…
* * *
…как-то противоестественно… так утверждать своё, полностью уничтожая игнором, всё, что НЕ своё! … вот тут… не знаю… всеми силами силюсь понять и не могу… как может расти дерево без корней?
Как можно начинать заново писать историю, полностью перечеркивая опыт населения, которое тысячелетиями тут жило не тужило?
Ведь даже садоводы берегут каждый хорошо проросший корень плодового дерева! И вместо того, чтобы высаживать новые стараются к добром корням привить новые подвои.
Коренные индейцы из разных племен индейцев жили на этой земле по самым скромным оценкам специалистов более 4 000 лет!!! Уже одна эта цифра, как ни крути, не может не вызывать уважение к их культуре, которая, уже за одно это может считается добрым корнем.
Только вдуматься, какую надо было иметь народу мудрость и ясность ума, чтобы без письменности НЕ искажая преданий, передавать их тысячелетиями из уст в уста! А сохранять из тысячелетия в тысячелетие те природные богатства, что им во владение дала Мать Земля?!
Ни это ли показатели подлинной внутренней высокой культуры народов, а не технический прогресс и уничтожение собственной среды обитания?
Те, кто гордо себя называют цивилизацией, всего за 100 лет вырезали на гробы, детские кроватки и прочий сиюминутный ширпотреб почти все лёгкие планеты в виде гигантов секвой, проживших до них не одну тысячу лет!!! Повернули реки и озера, куда им надо, не мало не заботясь о всех пищевых цепочках, что испокон веков устоялись на этой земле! А теперь пропадают и навсегда покидают планету многие и многие виды эндемиков не только фауны, но и флоры.
На пример: единственный известный экземпляр эндемика калохортус monanthus, единственной разновидности цветка Mariposa лилии, что собрал возле Ирека вдоль берегов реки Шаста ботаник Эдвард Ли Грин, аж в июне 1876 г. И тоже всё — их больше нет!!!
И этот перечень можно продолжать…
И вот так, стоя перед этими высосанными из пальца табличками, всерьёз задумываешься о том, что стоит называть цивилизацией и кого варварами?
* * *
И опять же, одновременно переполняет откровенное восхищение расчетливым умением из мухи делать слона, и тем, как грамотно и профессионально утверждается эта своя история!
Вот чему надо учиться тем народам, которые имеют реально древнюю культуру, чтобы сохранить её незыблемой в тысячелетиях. Как надо подписывать каждое бревнышко-кирпичик потомкам, его путь и этапы становления в общую стену, а потом и жизнь стены фиксировать — не забывать и не стесняться!
А как иначе сохранить подлинную историю без искажений? Только констатацией по датам! А уж вокруг кости цифр всегда найдутся желающие нарастить мясо написать свою историю. Но, каждый, желающий найти для себя истину, опирается только на цифры — они во времени не меняют окраски.
Хочешь — не хочешь вспомнишь наши древние храмы и монастыри, старинные усадьбы… А ведь многие из них были не просто произведениями архитектуры, но оплотом образования, традиций хозяйствования, культуры!
А теперь многие и многие из них уничтожены безвозвратно, многие заброшены или влачат более чем жалкое существование …и очередной раз стало нестерпимо больно от осознания того, как безответственно и безалаберно мы позволяем бесследно уничтожать нашу богатейшую многотысячелетнюю культуру!!!
Все эти и много других крайне противоположных чувств наполняли меня во время нашей прогулки по историческому центру Иреки.
Теперь, благодаря своему очень интенсивному опыту знакомства с Калифорнией, я знаю это более чем странное состояние раздвоения личности, когда одновременно касательно одного и того же предмета (а не последовательно что-то нравится, а что-то нет) переплетаются восторг с унынием, восхищение с отторжением, желание снова и снова сюда возвращаться и больше никогда здесь не появляться!
Так Йрека одновременно не понравилась и очаровала.
Специально я сюда не поеду ни под каким предлогом и даже при любой возможности миную её.
Но когда так сложились обстоятельства, что Йрека снова стала самым удобным местом для ночевки, я опять с большим удовольствием прогулялась по её историческому центру.
И не смотря на другое время года и суток, вся эта противоречивая гамма чувствв полном объеме вновь посетила меня!