Я вам не скажу за всю АмЭрику,
Все США слишком велики-и-и-и.
Только Калифорния
Предмет моей статьи.
Я вам не скажу за всю АмЭрику,
Все США слишком велики-и-и-и.
Только Калифорния
Предмет моей статьи.
Этими летом-осенью нам случилось очень много проехать по Калифорнии и прилегающих к ней со всех сторон штатам (более 20 000 км), посмотреть огромное количество больших, средних и малых городов.
Самым большим для нас был Лос Анджелес (3 820 млн. чел.) и самым малым оказался Пондероса Ponderosa (60 жителей) по М 90 в национальном заповеднике «Секвойя» (не путать со всемирно известным парком).
В процессе этого активного передвижения по городам и весям невольно сложились общая картинка обустройства американских городков.
Но в этом материале я не буду говорить обо всей Америке, она слишком велика, а сделаю упор именно на штат Калифорнию, который мы исколесили весь вдоль и поперек, и наискосок, заглянув в самые его потайные уголки.
Так эмпирическим путем мы выяснили для себя то, что написано на всех без исключения сайтах о Калифорнии, что все города в штате имеют одинаковый статус, то есть в ней, действительно, нет деления на «city» и «town».
Порой, совершенно мизерный посёлок называется «city», как Silver City далеко в горах Невады. А довольно приличных размеров город называются «town», как Town of Windsor на трансконтинентальном FW № 5.
По сему, не возьмусь говорить о городах в количественном исчислении их жителей, но остальные характерные особенности, думаю, успели попасть в поле моего неискушенного взгляда:
1.Город. В Калифорнии городок уже тогда считается таковым, когда в нем есть:
— Сити Холл (Ратуша, Мэрия)
— Почтовое отделение
— Пожарная станция
— Шериф — полиция
— Церковь
— Библиотека
— Кладбище
— Торгово-промышленная палата (chamder of commerts). Причем в Калифорнии обязательным её подразделением является визит центр или то, что в Европе называется офисом тур инфо. Только там он самостоятельный орган, не входящий в Торгово-промышленную палату (chamder of commerts).
2.Даун Таун. Наличие Даун Тауна (Down Town) — исторически сложившийся административно-деловой центр. Как правило, все основные достопримечательности американских городов находятся именно там.
Даже в самом небольшом городке обнаружите присутствие своего Даун Тауна (Down Town).
Даун Тауном историческая и центральная часть американских городов стала называться с 1830 г. по аналогу НЙ, в котором именно южная (нижняя) оконечность о. Манхэтен являлась началом его развития.
Ныне деловые центры городов — их Даун Тауны, значительно выделяются по высоте на фоне одно-, максимум двухэтажных домов жилой городской застройки
3.Триумфальная арка. Во многих городах Калифорнии есть своя триумфальная арка. Хоть и звучит громко и, конечно, это совсем не то монументальное сооружение, что всплывает перед нашим внутренним взором, при этом словосочетании: Рим, Париж, Москва…
В период освоения Дикого Запада именно такого плана арки и обозначали въезд в населенный пункт. А так как в те времена они состояли почти всегда из одной улицы, то и заканчивалась она тоже такой же незатейливой аркой, перекинутой через улицу.
Да, не сравнить со всемирно известными Триумфальными арками, но всё же, суть парадности входа в город осталась прежней.
Со времен первых переселенцев города сильно разрослись, но эти символы истории по-прежнему находятся на своих местах, обозначая границы исторического центра городов, их Даун Таунов
4.Картины на стенах. В преобладающем большинстве калифорнийских городов, в их исторических центрах, можно встретить огромные расписные панно.
Под них обычно отводятся площади глухих боковых стен зданий, выходящих в переулки. Но могут использоваться и любые ровные поверхности домов, главное, чтобы больших размеров
Это не частное творчество и совсем не тот современный стрит арт (хотя он тоже, бывает, встречается, но в других местах). Это оформление городов историческими сюжетами на тему освоения Дикого Запада делается по заказу их администраций
В средневековье расписывали католические храмы для безграмотного народа сценами из Писания в просветительских целях и для более сильного воздействия на умы и чувства масс.
Так в Даун Таунах городов Калифорнии расписывают стены зданий страницами из их истории, чтобы наглядные картины не позволяли забыть героическое прошлое освоения этих земель первопроходцами
По себе скажу, что после просмотра таких вот живых сюжетов, которые взаимодополняют друг друга в разных городах и на многих и многих стенах уже и захочешь забыть, как это тогда было, а не сможешь!
Так что, эти расписные панно получаются очень эффективным визуальным средством формирования чувства патриотизма
5. Планировка и улицы. Следующей, бросающейся в глаза архитектурной особенностью калифорнийских городов является их планировка и название улиц. Главные и основные улицы зачастую названы буквами алфавита в соответствующем порядке. А их ответвления, по жилым микрорайонам, могут называться тематически.
Планировка улиц состоит из нескольких основных, то есть сквозных улиц, от которых отходят по обеим сторонам тупики (drai way) разной протяженности, как правило, заканчивающиеся круговым пятачком, на котором веером расположены домики
6. Одноэтажная Америка. Архитектура калифорнийских городов в основном представлена одноэтажными домами.
В первую очередь, это продиктовано экономической составляющей, которая складывается из нескольких показателей:
— одноэтажные дома экономичнее в строительстве;
— одноэтажные дома дешевле в обслуживании;
— одноэтажные дома безопаснее многоэтажных. Специфика огня в том, что он в разы быстрее распространяется вверх, чем в ширину. И, в случае пожара, одноэтажные строения быстрее и дешевле потушить, а в самом худшем варианте, так же быстрее и дешевле восстановить
7. Площадь городов. Из-за огромных свободных пространств калифорнийским городам нет необходимости расти вверх, они разрастаются вширь за счет частной жилой застройки. Этим самым реализуя мечту каждого американца жить в собственном доме. В итоге, все, даже небольшие городки становятся растянутыми в размерах и размытыми в границах.
Порой, едешь-едешь, а оказываешься всё в том же самом населенном пункте, не смотря на количество оставленных под колесами миль (1 миля = 1.8 км)
8. Собственность. И так как в городах «правит» частный сектор, то каждый хозяин своей земли и территории вокруг дома. Он не только делает на ней, что хочет, но и несет за неё ответственность, как перед своим поколением, так и перед окружающими его соседями.
Из этого вытекают несколько важных вещей:
— каждый, стараясь не ударить в грязь лицом перед соседями, озеленяет свой участок и делает его ландшафтный дизайн так, чтобы соседи ахнули
Вид городов же от этой здоровой конкуренции только выигрывает. И, в общем и целом, каждый город выглядит очень зеленым и ухоженным
— каждый может и обязан «стучать» на соседа, если он нарушает чистоту и порядок вокруг своего дома, тем самым создавая неудобства окружающим. Если не брать во внимание моральный аспект, это тоже идет только на пользу внешнему виду населенных пунктов
К вопросу об ответственности. Земля каждого участка должна соответствовать по своим основным параметрам (физико-химическим и эстетическим) её первородным качествам (grand did), которые устанавливает местная администрация.
То есть, при покупке каждого дома, новый хозяин берёт на себя ответственность сохранять и улучшать его внешний вид и состояние самой почвы, на которой он стоит. Он не имеет права их ухудшить, так как в этом случае падает продажная стоимость собственности и включается система штрафов
9. Заборы. Точнее их отсутствие между фасадами домов и улицей. Между соседями, конечно, есть заборы и довольно высокие, хотя вовсе не такие уж и плотные, как можно было бы подумать.
У этой архитектурной особенности калифорнийских городов существует философская подоплека, что между гражданами и государством не существует никем выстроенных препятствий и никаких заградительных полос.
Хотя кое-где изредка встречаются невысокие заборчики, декоративные или зеленые изгороди, но это скорее исключения из правил, лишний раз подтверждающие их.
Свободу выбора и право на индивидуальность и само проявление никто не отменял
10. Камины. Практически каждый дом имеет камин. Не электро, а самый настоящий камин, с живым огнем. В смысле, конечно, в дополнение к нему, вполне себе могут соседствовать электрокамины, а то и не один.
Но взаправдашний рабочий камин, чуть ли ни необязательный атрибут каждого калифорнийского дома.
Это обусловлено, природно-климатическими условиями, которые исключают наличие центрального отопления. В холодное время года жилье отапливается сплит системой «климат контроль». Она хоть и позволяет установишь комфортный температурный режим, но в длинные зимние вечера, всё-таки, ничто не способно заменить дополнительные тепло и уют открытого огня.
Как правило, камины приделаны к внешней стене домов. Что делает их архитектуру, по большей части, неповторимой, а зачастую, даже забавной, для стороннего глаза.
И по этой самой причине в Калифорнии профессия трубочиста в почете. Так как от качества их работы зависит пожарная безопасность не только одного дома, но и, может быть, даже целого региона. Поскольку Калифорния относится к штатам с высочайшей пожарной опасностью.
Униформа калифорнийских трубочистов практически не отличается от европейской: черная с блестящими бронзовыми пуговицами. И оснастка трубочиста в веках тоже не изменилась — это лестница, трос и щетка
11. Солнечные батареи. Ещё одной отличительной особенностью Калифорнийских городов можно назвать бум на солнечные батареи. Они размещаются везде, где только можно себе вообразить. Под них отводятся целые тысячи акров (2,47 акра = 1 гектар) земли.
Солнечные батареи на крышах чуть ли не каждого жилого дома это совершенно нормальная картинка любого калифорнийского городка.
Такое явление понятно и экономически оправдано. Значительную часть территории Калифорнии занимают пустыни с очень большим количеством солнечных дней в году.
А оплата за хоз-быт электричество семьи из 3-х человек составляет 950–1200 $ в мес., из которых львиная доля уходит на оплату кондиционера летом, а зимой на отопление.
Наличие же собственных солнечных батарей позволяет существенно сократить счета за электроэнергию
12. Магазины. Небольших магазинчиков и, тем более, специализированных в средних и маленьких городках Америки не сыскать днем с огнем, потому что они нерентабельны! В таких городах все магазины либо универсальные, либо собраны в моллы.
Торговые центры — моллы-острова, 100% соответствуют своему названию. На их территории собираются разные торговые сети и, действительно, напоминают острова среди большого количества жилых кварталов.
Не редко, от последних они находятся на удаленном расстоянии, что пешком дойти не ближний свет. А уж тем более не донести обратно покупки, поэтому без машин там приходится сложно
13. Водонапорные башни. Это непременный атрибут практически каждого калифорнийского городка. Так как по большей части территорию Калифорнии занимают пустыни, то соответственно, возникает острая необходимость хранения и распределения большого объема воды.
Поэтому въезды/выезды калифорнийских городов, именно их индустриальные зоны, всегда украшены возвышающимися водонапорными башнями самой разной конфигурации и объема
14. Баскетбольные корзины. Практически во всех небольших городках Калифорнии бросается в глаза огромное количество баскетбольных корзин, которые стоят не только во внутренних дворах домов, но и, зачастую, выставлены на улицу. И не редко на них наталкиваешься чуть ли не посредине проезжей части.
Видя такую «массовку» и места размещения онных, складывается впечатление, что сборная этого штата должна быть бессменным чемпионом мира по баскетболу. На худой конец, в сборной США подавляющее большинство баскетболистов просто обязаны быть родом из Калифорнии
15 Флаги. От изобилия гос флагов в калифорнийских городах, порой, рябит в глазах. Политика государства кнутом и пряником бережно и жестко регулирует стимулирует чувство патриотизма в виде его демонстрации с помощью вывешивания государственного флага
Существуют целые предписания, как и где их развешивать.
Государственный флаг должен висеть либо в раскрытом виде, то есть под углом 45. Либо на определенной высоте, чтобы развиваться от порывов ветра.
И во всех случаях обязательно подсвечиваться в темное время суток
Но есть любители вывешивать несколько флагов сразу. И тут закон тоже устанавливает правила — флаг страны должен быть в приоритете, т. е. выше всех. Затем — ниже может располагаться флаг другой страны, штата, клуба или иной принадлежности (гордости) их хозяина
Те, кто не соблюдают установленный свод правил, подлежат штрафу от $ 500. А в случае нецелевого использования государственных символов или глумления над ними подвергаются уголовному преследованию.
Для достижения своей цели (стимуляции патриотизма) государство поставило на широкую ногу продажу как непосредственно государственных флагов самого разного размера, так всевозможных креплений к ним. Они предусмотрены самых мыслемо-немыслемых, порой, крайне неожиданных форм и видов для прямой, угловой и всевозможно вогнуто-выгнуто-изогнутой поверхностей.
Причем, все это изобилие государственной символики продается в каждом уважающем себя магазине, вплоть до заправочных
Интересно было наблюдать, как американцы с помощью флагов демонстрируют свою политическую или какую другую позицию.
К примеру, один чел поддерживал греков в их стремлении за выход их Евросоюза греческим флагом, прикрепив его коляске своего мотоцикла и раскатывал по улицам города, с гимном Греции, льющимся из громкоговорителей в той же мото-люльке.
Или, как-то, видели машину с российским и американским флажками на крыше — явно, ее хозяин за дружбу между ними.
А еще однажды была демонстрация аж из целого одного человека, который стоял около торгового центра с венгерским флагом, когда в Венгрии начались потрясения из-за массового наплыва сирийских беженцев.
А уж про демонстрацию секс меньшинств и так все знают — они развешивают свои флаги вообще везде, где только ни лень
16. Зоны отдыха. Помимо скверов, бульваров и парков, в каждом городке есть специально отведенные ЗОНЫ ОТДЫХА, которые предназначаются для пикников и отдыха с едой на природе.
Они бывают разные по стилю и по форме — от просто отведенных участков земли, куда каждый всё своё несет/уносит с собой, до полностью оборудованных беседками, мангалами, мусорными баками, фонтанами, детскими и спортивными площадками и прч.
И между этими двумя краями существует огромное количество промежуточных видов зон отдыха — от спортивных, до всевозможных тематических.
На пикники американцы выезжают семьями, не редко в составе, довольно больших компаний, и всегда до места отдыха добираются на машинах.
Поэтому во время пикников много активити, различных подвижных игр и мероприятий, а алкоголь более чем редкое явление, ведь надо ехать обратно. А закон более чем строг к водителю в алкогольном опьянении.
Так с самых ранних лет формируются навыки относительно здорового образа жизни. Во всяком случае, хотя бы лотдыха на природе без алкоголя
Эти основные отличительные черты калифорнийских городов, пожалуй, нам встречались чаще всего либо в полном комплекте, либо с незначительными вариациями отсутствия каких-нибудь из перечисленных частей.
Но в общем и целом, все они вместе создают своеобразный облик городков Калифорнии, объединенных единым колоритом «золотого» штата Америки!