После Печор в этот же день решаем посетить Псков. На просмотр всего города и всех достопримечательностей времени нет, а для знакомства с Кремлем пожалуй в самый раз. К Псковскому кремлю мы приехали уже ближе к вечеру, когда музеи закрыты и экскурсии не проводятся. Но нет худа без добра. Во-первых, почти полное отсутствие туристов. Мне даже показалось, что приезжие мы тут одни, а парочки на лавочках и прогуливающиеся по территории граждане — местные жители, вышедшие на вечерний променад после рабочего дня. Тем более ясная и теплая погода определенно способствует неспешным вечерним прогулкам. Во-вторых, вечер, да еще с приятным мягким закатом — наилучшее время для создания качественных фотографий. Толпы туристов и жесткий полуденный свет — худшее время для фотографа.
Во время прогулки по территории Кремля я для себя обнаружил интересный факт. Правильно Псковский Кремль называть Псковский Кром. И здесь я стал перебирать все термины, которые так или иначе используются в русском языке для обозначения фортификационных сооружений (укреплений). В Казани, Нижнем Новгороде и Москве — кремль, в Великом Новгороде — детинец, в Пскове — кром. В Изборске и Копорье речь шла о крепостях. В чем различие между всеми этими сооружениями? Без особого труда в вездесущей Википедии нашлось следующее объяснение. В принципе, кремль, кром и детинец — синонимы. Эти термины используются тогда, когда речь идет о городских укреплениях в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Иначе говоря, кремль, кром или детинец — город, находящийся внутри крепости. Внутри Изборской и Копорской крепости городов не было, эти сооружения служили исключительно в качестве пограничных военных форпостов.
Разобравшись с терминологией, окунемся немного в историю Псковского крома. Знакомство с этим памятником архитектуры мы начнем на территории Довмонтова города у кованой карты, сделанной по изображению Пскова на древней иконе «Сретенье Богородицы» 1784 года из часовни Владычного креста.
Для большей наглядности также обратимся к плану города в более современном формате инфографики.
Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X–XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. То есть Псковский кром — один из древнейших памятников на территории России. В ряде источников говорится даже о том, что первое русское государство родилось именно тут — во Пскове, ссылаясь на легенду согласно которой княгиня Ольга, оказавшись на берегу Великой реки, указала на место, где чудесным образом сходились несколько лучей небесных. Великая княгиня Российская предсказала, что будет здесь величественный город и Троицкий собор.
Летопись в этой связи сообщает: «О Плескове граде от летописания не обретается воспоминаний, от кого создан был и которыми людьми…». Однако по одной из предыдущих статей мы знаем, что версий о том, откуда пошла Русь достаточно много. Оставим эти споры историкам и посмотрим на Псковский кром с иной точки зрения, которая, в общем и целом, совпадает практически во всех источниках, которые я использовал для подготовки этой статьи.
Так, например, совершенно бесспорным представляется тот факт, что Псковский кремль — один из самых или даже самый лучший для своего времени город с военной точки зрения, обладая крепостной стеной длинной 9 км. в 4 пояса и окруженный естественными водными преградами. Южный, не защищенный природой участок, был огражден высоким валом, а с начала XIV века — мощной каменной стеной, получившей название Перси — грудь города. Впервые каменная стена была возведена на этом месте не позднее середины XIII века. Она имела важнейшее значение в сложной системе обороны крома, и горожане до XV века уделяли ей особенное внимание, многократно перестраивая и укрепляя.
Кроме, собственно укреплений, кром имел целый набор ловушек для врага, которые также помогали при обороне города. Например, войдя в кремль через Великие Ворота, враг оказывался в длинном узком и немного изогнутом коридоре, ведущем на вечевую площадь, именуемом «захаб» (от слова «хапать»). Здесь отряд врага отсекался опускной решеткой от основных сил штурмующих и, зажатый между стенами захаба, уничтожался. Также в стенах существовали тайные лазы, которые давали возможность быстро совершить вылазку.
Как указывает исследователь псковских древностей И. Ларионов, «одна из легенд, связанная с изменой Пскову посадника Твердилы Иванковича, рассказывает, что посаднику да князю псковскому была известна подземная и подводная галерея, идущая от Псковского Кремля под реку Великую с выходом за скудельнями на Завеличье». Некоторые провалы видны в Кроме и по сей день. Вероятно, они могут быть остатками древних подземных галерей и тайников.
Пришедший в русский город из враждебной Литвы князь Довмонт княжил в Пскове 33 года. О храбрости Довмонта сложены многочисленные сказания. Великий защитник Пскова, обращаясь с сеней Святой Троицы к псковичам перед битвой с литовцами, произнес: «Святая Троица, святой великий воевода Леонтий, и благоверный князь Всеволод, помогите нам в час сей одолеть ненавистных врагов». И он победил. А псковичи в благодарность назвали территорию, примыкающую к Крому, Довмонтовым городом. Со временем Кром и Довмонтов город образовали единый Кремлевский комплекс.
«Где Троица, там и Псков» — говорили в старину жители города. Такое понимание пришло уже после крещения Руси, при мудром князе Владимире. Кром и Троицкий собор стали священными символами Пскова и всей Псковской земли на многие столетия. Впрочем, судьба и история не всегда были благосклонны к святыням.
Троицкий собор — главный городской символ, самое высокое сооружение Пскова. В хорошую ясную погоду он виден за десятки километров от города. Семидесяти метровая доминанта символически объединяет земли Псковской округи. Дошедший до нас памятник — четвертый по счету. Построенный в 1699 он сменил собой существовавшую ранее святыню. Первый храм, по преданию, был построен в дереве еще при княгине Ольге, около 957 года. Погуляв по территории крома, отправляемся на поиски площадки, с которой можно было бы посмотреть (и сделать фотографии) кремля, что называется со стороны, охватив весь комплекс зданий. И такое место нашлось, достаточным оказалось пересечь мост через реку Великую и найти удобную парковку возле гостиницы «Ольгинской». Здесь с площадки у Часовни Святой Равноапостольной княгини Ольги открывается чудесная панорама на Псковский кром.
Сама часовенка хоть и невелика и построена полтора десятка лет назад, все-таки смотрится весьма гармонично.
Здесь же открывается вид на Успенскую церковь.
На этой карте видно, как найти смотровую площадку с видом на Псковский кром.
Конечно, кремль хоть и является главной достопримечательностью Пскова, тем не менее в городе еще много разных достопримечательностей, достойных посещения и даже отдельного рассказа, но уложить все в одну поездку не представляется возможным. Такие однодневные короткие экскурсии по городам лишь разогревают аппетит для новых путешествий и возвращения к уже объезжанным местам, чтобы познакомиться с ними ближе и изучить детали.
Интересна, например, Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья — памятник федерального значения постройки XV века, находится сразу за старым Троицким мостом через Пскову. Причем к мосту церковь обращена массивным, почти кубическим средневековым зданием — это древнейшая в Пскове палата (XVI век), бывшая чем-то вроде районной администрации. Здесь стоял деревянный храм, а после того, как он сгорел в пожаре, по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича, а также на пожертвования «сусудей Богоявленского конца», в 1462 году была построена каменная церковь в честь бессеребренников, покровителей кузнецов святых Козьмы и Дамиана. У одноглавого, трехапсидного храма было целых шестнадцать скатов и самая высокая на то время звонница в Пскове. В 1507 году взорвался боевой запас пороха, хранившийся в южном приделе. Придел был полностью разрушен, а сама церковь серьезно пострадала. В звонницу же попала молния, и сегодня от нее остался лишь нижний куб.
Также XV веком датируется первое упоминание в летописи Церкови Ильи Пророка Мокрого с Луга или иначе ее называют церковь «Ильи Мокрого». Это монастырская церковь Ильинского монастыря, который был сначала мужским, а затем женским.
Так завершилась наша короткая экскурсия в Псков. Город исторически значимый и интересный. Следующий пункт путешествия с остановкой на две ночи — Пушкинские горы.