Как это обычно и бывает, времени на осмотр всего, что хотелось, у меня не было, а потому после беглого осмотра Лиссабона пришлось выбирать, куда съездить во второй день — в Синтру или на другой конец Португалии — в город Порту. Разумеется, я выбрал то, что подальше, и куда реже ездят русские туристы:)
Билет на поезд я купил еще дома, по Интернету. Прямо с распечаткой приехал на вокзал Санта-Аполлония и сел в вагон. Никаких дополнительных действий предпринимать не пришлось.
Поезд, хоть и не считается высокоскоростным, местами шел в районе 200 км/ч, так что до Порту я доехал часа за три. Поезда дальнего следования приходят на вокзал Кампанья, который довольно далеко от центра города. В Порту есть еще и другой вокзал, Сан-Бенту, но он используется меньше, почему — дальше будет видно.
В Португалии обожают оформлять дома плитками с голубым рисунком — «азулежу». Оно, конечно, красиво, но не всегда в тему.
Пройдя по Проспекту Героев (почти как в Нарве;)) я вышел к местному кладбищу Prado do Repouso. Кладбища в католических странах выглядят очень помпезно, поэтому я не удержался и зашел посмотреть. Особо впечатляют тут, конечно, огромные склепы. А еще у португальцев невероятно длинные имена, должно быть как минимум три:)
А дальше я перешел на южную сторону реки Дору по большому автомобильному мосту Ponte do Infante. Мост назван в честь Принца Энрике, того самого, который Мореплаватель, он как раз родился в Порту. Мост построили в 2003-м году для того, чтобы освободить от машин верхний ярус моста Луиша I и пустить по нему метротрам.
Что запомнилось на мосту — совершенно дикий ветер, который чуть не сдувал с ног. Находиться в такой ветер на выоте в 60 метров было как-то некомфортно. Фото моста — Википедия.
А железные дороги здесь пришлось прокладывать вот так. Заметьте, раньше поезда ходили и сверху, и снизу, но потом нижние пути забросили и вместо них устроили свалку.
Вид с моста Ponte do Infante на крутой склон реки Дору. Наверно хорошо в таком месте жить:)
Поезд идет с вокзала Кампанья на вокзал Сан-Бенту
Если нижняя ветка заброшена, то верхняя используется достаточно интенсивно. Именно по ней ездят поезда между вокзалами Кампанья и Сан-Бенту. Пускать же международные поезда по ней не стали, так что поезда из Лиссабона останавливаются на вокзале Кампанья.
С моста Принца Энрике открывается вид на еще два моста через Дору. Вот они. Ближайший к нам — мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа. Он был построен в 1877-м году по проекту самого Густава Эйфеля и был назван в честь супруги тогдашнего короля Луиша I — Марии Пиа Савойской. Железнодорожный мост находился в эксплуатации до 1991-го года, когда рядом с ним построили новый мост — Святого Иоанна. Именно по последнему проезжают все поезда, прибывающие в Порту из Лиссабона.
Вот на этой фотографии из Википедии мост Святого Иоанна снят с другой стороны, а в глубине видны мосты Мария Пиа и Принца Энрике. Тут надо заметить, что мост Мария Пиа выглядит так, как будто вот-вот рухнет. Все подъезды к нему уже заросли травой и завалены мусором, так что вообще непонятно, куда там попадали поезда, съезжая с него.
Мост Ponte do Infante остался позади
А вот и главная достопримечательность Порту — двухуровневый металлический мост Понте-де-Дон-Луиш, возведённый в 1881–1886 по проекту ученика Эйфеля Теофила Сейрига. Иногда авторство моста ошибочно приписывают самому Эйфелю, а все потому, что он здесь тоже построил свой мост, но, как я указал ранее, это был другой мост — Мария Пиа.
Луиш I — это был тогдашний король Португалии. Как про него написано известно где — был образованным человеком и писал стихи на родном языке, но не имел никаких других талантов, позволявших отличиться на политическом поприще.
Обратите внимание, как организовано движение по мосту. Машины могут ездить только понизу, поверху ездят только трамваи!
Рибейра — район в центре Порту на северном берегу Дору
Район Вила-Нова-ди-Гая на южном берегу Дору формально считается отдельным городом, входящим в агломерацию Большой Порту.
Поезд метро на мосту Луиша I. Обратите внимание на знак — поверху могут ездить только поезда.
Метро, а скорее даже не метро, а скоростной трамвай или метротрам, запустили в Порту в 2002–2004, в рамках подготовки к Чемпионату Европы по футболу. Кстати, а вам никогда не приходила в голову одна мысль? Что многие из красивых европейских проектов, которыми так восхищаются нынешние россияне, типа тех же дизайнерских трамвайных линий или испанских скоростных поездов, были построены европейцами совсем недавно, а именно после 1991 года? Вы себе представляете, насколько сильно за эти годы поднялся уровень жизни европейцев благодаря тому, что СССР тогда отдал им свои рынки? И если в бывшем СССР заводы закрывались, то вот как раз у этих ребят они открывались. И если в российских, украинских или закавказских городах-миллионниках метро больше не строилось, то оно строилось уже даже в не самых больших европейских городах, таких, к примеру, как Порту, Малага или Генуя.
Вид на мост Луиша I от монастыря Serra do Pilar. Обратите внимание — справа от моста ходит старинный фуникулер
Модель трамвая называется Bombardier Flexity Outlook. Когда едет по земле — на метро вообще не похож.
Монастырь Serra do Pilar, вид с моста Луиша I.
Вид на реку Дору с моста Луиша I
Вид с моста Луиша I на Рибейру. Вид на Рибейру и башню Торре-дош-Клеригуш
Поезд метро уходит с моста под землю
На площади у кафедрального собора Сэ
Все кафедральные соборы в Португалии называются Сэ
А вот на этой улочке я стоял и снимал, как автобус будет разъезжаться с машиной, как вдруг откуда-то выскочили местные гопники с перекошенными мордами и злобно замахали на фотоаппарат. Пришлось резко развернуться и поскорее покинуть этот район.
Еще одна главная достопримечательность Порту, башня Торре-душ-Клеригуш, самая высокая церковная колокольня в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Построена в 1763-м году. Видна отовсюду в Порту, потому долгое время была ориентиром для входящих в гавань кораблей.
Торре-душ-Клеригуш, колокольня церкви братства клириков. В путеводителе написано, что на нее можно подняться, но я обошел вокруг, и все было закрыто, вероятно по причине праздников.
Трамвай у церкви Св. Франциска
Это памятник одному из главных национальных героев Португалии — Принцу Энрике по прозвищу Мореплаватель.
Церковь Св. Николая, отделанная плитками-азулежу. Вечерний Порту
Улица Принца Энрике вечером
А теперь несколько открыток
Вобщем вот так вот я прогулял до темноты по городу, а потом сел на метро у вокзала Сан-Бенту и поехал на вокзал Кампанья. Обратите внимание на вагоны — трамваи стоят на подземной станции у вокзала.