Я нашел за углом хорошее местечко, где можно достать первосортный нектар.
Дж. К.Джером «Трое в лодке…»
Каньон на Дёрже. Зубцовский район.
Под дождем мы свернули на грунтовку и, проскальзывая по траве, проехали еще около 1,5 км до поворота к каньону над Держей. Меловой обрыв за пару лет никуда не делся, все так же сосны цепляются скрученными корнями за грунт, где-то внизу (почти 30 метров) шумит по камням, неглубокая летом, Держа. Дождь перестал, но спускаться к реке не стали, ограничились прогулкой по верху, уже слишком прилипла к этому месту слава «каньона змей». Но виды с обрывов исключительные, даже в серую последождевую пелену. Окончательно промочив обувь, поехали, через Зубцов и Старицу, дальше.
1 из 10
5
вверх по Дёрже.
Церковь в селе Красном. Старицкий район.
Совсем недалеко от Старицы, по дороге в Берново стоит точная копия Чесменской церкви, что в Санкт-Петербурге. Храм Преображения Господня был построен в селе Красном в 1790 г. на средства и радением М. Ф. Полторацкого, правда освящение церкви состоялось толко через 13 лет после ее постройки, в 1803 году. Семья Полтирацких поддержиала церковь и приход долгие годы, делались существенные дары, в том числе в виде церковной утвари. В советское время церковь к счастью не взорвали, но использовали, как и многие другие, под склад. Сейчас идет восстановление. В этот приезд мне повезло — церковь была открыта и служительница с удовольствием рассказала всем приехавшим (еще 2–3 семьи, кроме нас) историю церкви и ее восстановления. Удалось подняться на единственную открытую башенку. Разрешили сделать и фотографию уже покрашенных сводов — внутри церквь стала необычайно теплой, розовато-персиковой. Кстати, ещё один храм по этому же проекту был построен в 1780 году в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского района Псковской области. Так что, Чесменская церковь как бы растроИлась. В Тверской области нет второго, подобного по красоте, памятника архитектуры 18 века, относящегося к псевдоготическому стилю.
1 из 13
7
Этот храм входит в Пушкинское кольцо Верхневольжья — существует легенда, что Пушкин тайно присутствовал в этой церкви на венчании семнадцатилетней Анны Полторацкой (внучки стрjителя церкви) с пятидесятидвухлетним генералом Ермолаем Керном, хотя почти все источники утверждают, что впервые Пушкин увидел Анну Керн в 1819 году, т. е. через 2 года после этого венчания.
Старицкие катакомбы. Старицкий район.
Первым делом, я попыталась показать ребенку летучих мышей, пещерный водопад и проверить, боится ли чадо темноты. После почти минутного выключения фонариков в одном из коридоров катакомб чадо уныло спросило «ну что? Может, пойдем уже?» и добило меня «И ты ЭТО называешь водопадом?!" Так что все мои попытки поразить ребенка старицкими пещерами были признаны неудачными. Но, по порядку.
Каменоломни под Старицей известны с 12 века. В них добывали белый «старицкий мрамор» — известняк, шедший на строительство дворцов, церквей и домов. Рукотворные пещеры расположены по берегу Волги в районе Старицы, вверх и вниз по течению, на протяжении почти 40 км. Пара пещер есть даже на территории города. Окончательно разработки известняка бросили в 1930 гг, официальных съемок всех систем не существует. Разработки велись в двух горизонтах, но они не были связаны между собой, так что сейчас существуют нижние и верхние пещеры.
Мы лазили в одни из самых доступных пещер верхнего горизонта — Лисички. В них я уже была несколько раз без ребенка и решила, что раз уж мы все-равно едем в Старицу, то обязательно надо слазить. По случаю лета, летучие мыши решили найти более тихое место для дневок — в выходные невозможно идти в брошенные каменоломни и не наткнуться на туристов. Водопад — название условное — полчайной ложки воды в 5 минут, но карстовые натеки образуют красивый рельеф, похожий на тунисскую розу. Для меня самым-самым оказалась тропинка, ведущая от ближайшей деревушке к Волге — вся долина, по которой она идет, заросла метровыми колокольчиками, которые как раз цвели. В этот раз мне было лень тащить штатив, так что в пещерах я не фотографировала, фотография натеков из более ранней зимней поездки.
1 из 6
1
натеки в старицких катакомбах.
Немного Старицы.
Вечером, после ужина, я прошлась по Старице, стараясь сфотографировать как можно больше наличников. Правда прогулка охватила не очень большой квартал — от улиц К.Маркса (на которой мы и жили) и Ленина до валов, окружавших когда-то кремль.
1 из 8
4
1 из 15
3
Усадьба Волышево. Порховский район.
Самое поразительное, что местные власти не постеснялись поставить указатели (коричневые — типа достопримечательность) на съезде с трассы на усадьбу. Лучше бы они нашли денег, на хотя бы, залатать крышу… Усадьба по своим масштабам могла быть сопоставима с Архангельским, могла бы, но… Огромный дом весь осыпается, парадный двор, окруженный руинированными флигелями, зарос бурьяном. Изящные когда-то перильца моста, перекинутого через ручей в овраге, сломаны и погнуты. От планировки парка почти не осталось следа. Картину заброшенности и разрушения завершали свинцовое небо и мелкий дождь. Боже мой, какая прекрасная мраморная лестница вела когда-то на второй этаж! Широкая внизу, кверху она закручивалась и сужалась, напоминая шлейф бального платья. Лепнина кусками осыпающаяся с потолков. Наиболее дико выглядят остатки наборного паркета, рисунок проступает через грязь и мусор. На конном дворе и сейчас расположен конезавод, но все ветхо, грязно, запущенно.
Усадьба строилась в середине 19 века, как охотничья, для графа Строганова. Все здесь было предназначено для пышных охотничьих выездов придворной знати, свои конезаводы, манеж, псарня, огромный барский дом с флигелями, большой парк, своя церковь, оранжереи, отдельный дом был построен для графини Строгановой, отдельно стоял охотничий домик. Петербургский архитектор К. К. Шмидт возвел единый пышный ансамбль в стиле эклектики. В период своего расцвета эта усадьба считалась одним из образцов богатого и рационального поместья. Школа, почта, дома старших мастеровых… В советское время в усадьбе разместили сельскохозяйственный институт, конезаводы продолжали использовать. Но постепенно все приходило в запустение. Добили всю эту роскошь 90-е. И сейчас это жуткие руины. Серебряное кольцо России. Усадьбу несколько раз начинали восстанавливать, но каждый раз бросали начатое. Охраняемый объект культурного наследия России — еще лет 10 и от усадьбы может не остаться и следа, а ведь она могла бы сравниваться с Архангельским.
1 из 16
1
Усадьба Волышево. Графский дом.
Мемориал Дулаг-100. Порховский район.
С августа 1941 по февраль 1944 здесь, всего в 2х км от Порхова, был пересылочный немецкий лагерь для военнопленных и гражданских. В этом лагере было замучено, забито до смерти, заморено голодом и умерло от болезней до 78 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.
«Военнопленные содержались в 3-х этажных домах, окна которых были заложены кирпичом и имели отверстия примерно 10 на 15. В 1941 году, несмотря на сильные морозы, красноармейцы были вынуждены находиться на улице круглые сутки. Они собирались группами человек по 20, ложились на снег, прижимаясь, друг к другу и так спали ночью. Много пленных не имели шинелей и сапог, сидели на морозе, замотав ноги тряпками». (Из показаний Михайлова П.М., Порховский краеведческий музей)
Дорога к бывшей территории лагеря начинается с темной и строгой еловой аллеи. Территория лагеря обнесена невысоким каменным забором, почти в центре, на месте одного из массовых захоронений, стоит неоконченный мемориал. Строительство мемориала началось в 1983, но из-за финансовых трудностей не было закончено. Подробнее про лагерь и мемориал можно прочитать здесь.
1 из 7
1
Цепные мосты города Остров.
«К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши» из рапорта полковника Гергарда. 1853 г.
В Остров мы попали под дождем. Вода была везде, она лилась на нас сверху, она противно хлюпала под ногами, она сплошной серой массой заполняла русло Великой, она и была рекой Великой. Но дождь не в состоянии испортить удовольствие от осмотра мостов. Легкие, изящные, несмотря на весьма внушительные звенья цепей, с деревянным настилом — редкость. Северным мостом мы прошли на остров, полюбовались восстанавливающейся церковью Николая Чудотворца, дошли до южного моста.
Мосты построены через два рукава Великой, омывающей самое сердце города — остров, на котором когда-то стояла крепость. Мосты не могли построить несколько лет — с 1839 и по 1851, проект мостов менялся не менее 4х раз и только необычно сильный разлив реки Великой весной 1851, помог мостам получить нынешний вид. Вода поднялась столь высоко, что от утвержденного в 1850 проекта мостов пришлось отказываться, т. к. в подобной ситуации его бы просто смыло. В экстренном порядке был рассмотрен и утвержден для строительства проект, который по собственной инициативе, почти сразу после разлива реки, представил штабс-капитан М. Я. Краснопольский, бывший на начальником строительства, утвержденного ранее моста. Предложенные им два одинаковых 93 метровых цепных моста были построены к осени 1853 года. Путилковский завод (тогда завод Огарёва) не справился с ковкой цепей — они не выдерживали проектной нагрузки и цепи для этих мостов ковали в Англии. В конце сентября прошло испытание мостов, а уже в начале октября мосты смотрел сам император Николай I, но полный ввод в эксплуатацию состоялся в ноябре. Мосты прошли небольшую реконструкцию в 20-х годах, южный мост был поврежден немцами в 1944, но все было восстановлено после войны.
Они же ключи Двенадцати апостолов. Считается, что эти ключи, относящиеся к карстово-трещиным, бьют уже более тысячи лет. Св. Серапион Изборский, живший в XVI веке, изображается на иконе стоящим недалеко от двенадцати источников, а первое писменное упоминание источников — в «Большом чертеже», созданном по указанию Ивана Грозного. Вода источников стекает в близкое Городищенское озеро. Выйти к ключам довольно просто — по дорожке или от Луковки или от Талавской башни вниз по Жеравьей горе и дальше вниз к озеру. Дорога нахоженная, ошибиться сложно.
Местная легенда утверждает, что каждый из источников способен наделить испившего из него человека одной добродетелью — мужеством, силой, добротой, мудростью, любовью и прочими)) Но из какого конкретно источника надо пить и сколько — этого не знает никто, так что каждому по вере его…
1 из 8
4
От художественного музея до кузни. Псков.
В Пскове мы были полный день, этого вполне хватило, чтоб успеть пробежаться по Кремлю, зайти в несколько музеев и посмотреть мастер-класс по ковке. Из музеев мы выбрали Картинную галерею, фрески Мирожского монастыря и прогулку к монументу Ледовое побоище. До сих пор не могу выбрать из этих мест лучшее.
1 из 11
1
Псков, где-то у Октябрьской площади.
В городской Картинной галерее прекрасное собрание русских картин XVIII—XIX вв., экспозиция размещена в бывшем актовом зале художественно-промышленной школы им. Н. Ф. Фан-дер-Флита. В числе составивших её произведений полотна И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, И. Н. Никитина, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, С.Ф, Щедрина, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, А. И. Куинджи, В. И. Сурикова, И. И. Левитана.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства. Фрески собора датированы первой половиной 12 века и отличаются необычным для русской иконописи того периода цветовым и концептуальным решениями. Считается, что фрески писали приглашенные из Греции мастера, они и построили концепцию росписи на теме искупительной жертвы Иисуса и соединения в нем человеческого и божественного начала. Фрески сильно пострадали от ремесленного «подновления» в начале 20 века, не меньше, чем от регулярных подтоплений храма во время паводков на Великой, и их восстановление идет по сей день. От регистра к регстру карминовые фигуры святых становятся все значимей, а завершается композиция гиганским вознесением Иисуса в сонме ангелов, кружащих по лазуному небу. Эти два цвета — карминовый и иранской лазури — преобладают во всем храме.
1 из 12
4
фрески Мирожского монастыря. Псков.
Тридцатиметровый монумент в память Ледового побоища стоит на горе Соколиха, совсем рядом с Псковом, рядом с трассой на Гдов, эту гору выбрали не только из-за господствующего положения, но и из-за того, что путь Александра Невского и его рати к Чудскому озеру, пролегал где-то рядом. Монумент возвели в 1993 году, к 1090-летию Пскова. Место, и правда, выбрано отлично. Пологие, поросшие высокой травой, склоны Соколихи служат прекрасным пьедесталом этому памятнику. Когда ветер гонит травяные волны по склону, кажется, что копья мерно покачиваются над идущей ратью.
1 из 6
2
После мастеровых, застывших подле лошади Александра Невского, самое оно побывать в настоящей кузне. Правда не надо надеяться, что получится узнать тайну кузнечного дела, это не более чем поверхностный взгляд на одну из самых древних профессий, но от этого находиться в кузне и смотреть, как работает мастер не менее интересно. В кузне можно выковать (холодная ковка через штамп по мягому металлу) памятную монету с псковским барсом. Об экскурсии можно договориться заранее через Псковский государственный музей, мы для этого списались с их экскурсионным отделом.
1 из 3
в кузне. Псков.
Трутневские пещеры. Гдовский район.
Пещеры расположены в каньоне, промытом рекой Кунесть в пластах красного песчаника. Место это освящено красивой легендой о том, что в конце 18 века при попытке строительства местным помещиком плотины для мельницы, плотину эту ломали 3 раза подряд. Каждый раз плотину ломали ночью, помещик был настойчив и начинал строительство опять на том же месте. После того, как плотина была сломана второй раз, помещиком были оставлены караульные, которые и увидели в каньоне, как раз после того, как плотина была сломана в очередной и последний — третий раз, женщину, ведущую за руку маленького ребенка. Их фигуры, по словам караульщиков, светились неярким белым светом. Немного пройдя по каньону от места, где пытались построить плотину, женщина с ребенком вошли в стену каньона и растворились. Утром на том месте нашли небольшую пещеру и в реке следовые камни. Один след на камне как будто оставлен обутой ногой взрослого, а несколько следов оставлено босой детской ножкой, причем на одном, особенно четком следе, видно и отпечатки пальчиков. С тех пор и верят, что на этом месте явилась Богородица с младенцем Иисусом. Место считается святым, а вода из следа Богородицы — целебной.
Еще местные жители утверждают, что именно в этом глубоком овраге раньше, чем везде, сходит весной снег и распускаются первоцветы.
1 из 13
К пещерке ведет удобная лестница, сделаны мостки через Кунесть, в пещерке скромный алтарь и иконы. Все стены вокруг испещрены подписями, самая старая из разобранных относиться к 1888 году. Люди пишут там даты, имена, названия мест. Речка петляет по каньону совсем рядом с деревней Трутнево, сейчас рядом с началом спуска к пещерке строят деревянную часовню. Сейчас стараются восстановить довоенную традицию крестного хода к пещерке в пятницу на шестую неделю после Пасхи — именно тогда Богородица показалась сторожам.
Нарвский водопад. Ивангород.
Слово «нарва» значит на языке вепсов (народ западной Финляндии) — водопад. Приятное дополнение к Ивангородской крепости. Сейчас русло водопада используется для водосброса во время сильных дождей и весной, а когда-то это был один из мощнейших водопадов Европы. Русло водопада находится на государственной границе в месте, где остров Кренгольм (наш район Парусинка), разделяет реку на 2 части. По основному руслу Нарвы идет водозабор ГЭС. От наших кварталов текстильной фабрики хороший обзор сухого русла водопада. Перепады высот до 2 метров, вода должна была с основного плато русла, до 18 метров шириной, срываться на 2 метра на нижнее, более узкое, плато. По данным 1923 года скорость водопада составляла 2 тысячи кубометров в секунду (для сравнения — скорость Кивача 66 кубометров в секунду), во время водосброса полной былой мощности Нарвский водопад не получает никогда, но зрелище все-равно должно быть очень впечатляющим.
1 из 9
1
ложе Нарвского водопада.
Еще по дороге мы сворачивали к Финскому заливу и даже успели взять на прокат лодку на Копанском озере, входящнем в состав одноименного заповедника.
3
Финский залив.
5
лодочная база на Копанском озере. ЛО.
5
Копанское озеро.
Музей деревянного зодчества Витославицы. Под Великим Новгородом.
Это один из крупнейших и известнейших у нас музеев деревянного зодчества. На пологом берегу озера Мячино стоит около 40 деревянных домов, амбаров и церквей. Совсем рядом Юрьев монастырь. В музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества, датирующиеся 16–19 веками. Вся немалая (почти 34 га) территория музея поделена на этнографические зоны, представляющие быт и уклад крестьянских усадеб. Центром композиции являются три поставленных рядом храма, представляющие собой сельский погост.
Территория музея очень живописна, места для постановки «экспонатов» выбраны очень удачно, хороши виды, открывающиеся на Юрьев монастырь и озеро. На территории много старых замшелых деревьев, сохранились части аллей, оставшихся от усадьбы А. А. Орловой-Чесменской.
1 из 17
3
Витославицы. Один из экспонатов.
1 из 12
2
До этого я была в Витославцах лет 7–8 назад, с того времени музей сильно изменился в лучшую сторону, появились живые экспозиции, стали держать лошадей на конюшне, готовят места для новых памятников деревянного зодчества. Открыли для осмотра несколько крестьянских усадеб. Выставляющиеся там предметы оставляют впечатление, тщательно, к месту и эпохе, подобранных, без случайных «приблуд». Мы были там в субботу и поэтому постарались приехать к самому открытию. В этом мы не прогадали — уже на середине осмотра стали встречаться плотные экскурсионные группы. Если будете в Великом Новгороде — обязательно загляните.