Задуманное кольцо по трем странам Индокитая — Вьетнаму, Лаосу и Камбодже мы замыкаем в Южном Вьетнаме. Побывав в Северном Вьетнаме, проехав почти весь Лаос, увидев золотую историю Камбоджи в Сием Реапе, и проведя целый день в печальном Пном Пене, решаем из него попасть во Вьетнам водным путем.
Можно было бы выбрать и другие средства сообщения — автобус или авиа, но мы решили попробовать катером, который заказали за $25/чел в речной компании на bluecruiser.com. В Интернете есть еще несколько фирм, осуществляющих такие перевозки. Но эта была в Top’e, и мы выбрали ее.
Из Камбоджи во Вьетнам по Меконгу
Утром от компании в отель приехала одна легковая машина и забрала только четверых. На наш недоуменный вопрос — а не опоздают ли остальные, нас успокоили — все будет ОК. И действительно — эта машина прокрутилась еще пару раз от отеля до пристани International Port (Sisowath Street), и в положенное время мы отчалили. Катер с виду небольшой, но вмещает человек 25.
Вместе с нашей группой из 12 человек, была еще компания канадцев. Набрав скорость, он сначала пошел по реке-протоке Меконга Tone Le Sap River, а затем вышел на русло Меконга. До вьетнамского городка Chau Doc по реке было 130 км (по дороге — 176) и катер должен преодолеть это расстояние за 4,5 часа.
Карта Google маршрута Пном Пень (Камбоджа) - Чау Док - Кан Тхо (Вьетнам)
Выйдя из зоны Пном Пеня, река-протока сливается с Меконгом и уже единым водным потоком идет на юг к Южно-Китайскому морю. Меконг — десятая по протяженности река в мире. Ее длина около 4,5 тысяч километров и, протекая через несколько стран Индокитая, она является настоящей кормилицей людей, живущих на ее берегах.
Река дает не только рыбу. Самое главное — разливаясь и затопляя обширные пространства, а затем, отступая, она оставляет на полях плодородный ил, в который крестьяне высаживают ростки риса.
Чем ближе к Вьетнаму, тем шире становилась река и тем ниже окружающие холмы. Река выходила на гигантскую равнину, на которой распадалась на десятки и сотни рукавов, образуя знаменитую дельту Меконга. Ее площадь около 39 тысяч квадратных километров. Здесь образовались сотни прорезающих ее каналов и мелких рукавов общей протяженностью больше, чем сам Меконг. В этих местах проживают около 17 миллионов вьетнамцев — жители 13 провинций, составляющих почти четверть населения всего Вьетнама.
Судоходство на реке не стихает ни на минуту. Постоянно в поле зрения груховые корабли, идущие вверх и вниз по течению Меконга.
Но этот район дельты не всегда был вьетнамским. Первым государством этих мест было Фунань. А его преемником стала кхмерская империя, которую в 15 веке победила северная вьетнамская монархия Дайвьета. Все это привело к смешению народов кхмеров, тямов, вьетов и появлению отличительного от северного нового обличья людей и особого диалекта вьетнамского языка.
Для нас «Меконг» — это река Меконг, а для вьетнамцев она Сонг Кыу Лонг или «Река Девяти Драконов», поименованная так по количеству водных рукавов, соединяющих основное русло.
Во времена американо-вьетнамской войны дельта реки, с ее сотнями каналов и непроходимыми мангровыми болотами, считалась самым гиблым местом для американцев. Отсюда было легко делать боевые набеги, а затем скрываться боевым отрядам вьетконговских партизан.
Проплыв позже по ее рукавам и, вспоминая мой армейский опыт, ясно себе представляешь всю сложность и разведопераций, и оперативной подготовки как вьетнамских партизан, так и американских спецслужб и простых солдат. Условия для военных действий в этих местах очень сложны. Здесь нет полей сражений, как мы это привыкли представлять себе в Европе. Практически невозможно было использовать танки и другую бронетехнику. И, конечно, родная стихия была на стороне вьетнамцев.
Особенно хитроумны вьетнамские партизаны были в организации разного рода подземных ходов и туннелей, а также смертельных ям-ловушек, провалившись в которую, несчастный солдат редко выбирался живым. И то — если рядом были его друзья по оружию. Угодив в такую ловушку, тело солдата пронизывалось длинными и перекрученными в разные стороны ржавыми гвоздями. И, если никто не приходил на помощь, конец был только один — длительная и мучительная смерть…
Но не лучше было и тем, кто миновав эти ловушки, все же проникал в подземную сеть таких туннелей. Многих из них здесь тоже ждала смерть. Эти ходы, поначалу казалось бы широкие, вдруг внезапно сужались, и пролезть в них дальше рослые американцы уже не могли. А многим даже не удавалось и развернуться в обратном направлении. Плохо помогали в этом и специально подготовленные подразделения низкорослых мексиканцев. Говорят, таких тоннелей в Южном Вьетнаме были тысячи! километров. Они позволяли населению прятаться от бомб и вертолётов, а партизанам — скрытно передвигаться и появляться там, где их никто не ждал.
В настоящее время неподалеку от Сайгона сохранился один из таких узлов обороны со 120 км туннелей. Он превращен в музей, и находится в ведении Вьетнамской Народной Армии. Желающие могут ознакомится и с жизнью его некогда подземных обитателей, и даже пострелять из всех видов автоматического оружия (как «нашего», так и «ихнего»).
Города Чау Док и Кан Тхо
Через три часа катер причалил к берегу — но это была еще только камбоджийская погранзастава. Процедура оформления выезда из страны заняла почему-то почти час. Кстати — за выезд из Камбоджи пришлось заплатить еще по $25. Всеэто оформилось ими как услуги — по паспортному и таможенному контролю.
Вьетнамский контроль на пограничном пункте Khoorm Som Nor & Vinh xuong border gate прошли относительно быстрее, так как у нас были мультивизы. Но все равно, теряя время, пришлось посидеть за столиками на палубе более приличного, чем на камбоджийской стороне, дебаркадера. На нем был даже и Duty Free c ассортиментом из кока-колы и мороженого.
Дальше катер свернул с основного русла направо и пошел по каналу. Вдали показался город. Это был Чау Док (Chau Doc), растянувшийся на притоке Меконга — Гау.
Первые строения поразили своей бедностью — какие-то развалюхи на сваях вдоль всего канала. Присмотревшись, стало видно, что многие плавучие дома базировались на пустых металлических бочках. Это одновременно и дом, и место пропитания — под каждым домом были видны подвешенные сети, в которых выращивается рыба. Все замечательно — и рыба живет в естественной речной среде обитания, и семья, живущая в доме, кормит ее своими пищевыми и бытовыми отходами. Эдакое безотходное производство.
Вся прибрежная линия городка Чау Док занята такими домиками-лодками
Как в этих домах в вечной сырости живут люди, трудно себе даже представить. Сейчас январь, и здесь сухой сезон. А что же бывает в сезон дождей, когда в Меконге уровень воды поднимается на несколько метров? Домам на бочках это все равно — они как на поплавках, и поднимутся, какой бы уровень воды не был. А вот стоящим на сваях будет хуже. И хотя так повторяется из года в год и из века в век, люди никуда не уходят с этих мест.
Поначалу у нас были планы остановиться и в Чау Доке. Когда-то он тоже был частью королевства Фунань, но лет 300–400 назад отошел Вьетнаму. Этот город издавна известен проводящимися здесь гонками на лодках-пирогах и своими старыми традициями производства шелка. Но мы решили здесь на ночлег не останавливаться, а ознакомиться с городом из окна автобуса.
Чау Док - очень социалистический город - кругом красные флаги и дедушка Хо
Катер причалил к двухэтажному дебаркадеру, в котором был ресторан и мы вышли на берег. Наша гид Фанн Тхи из Ханоя хорошо сработала — на пристани нас уже ждал большой автобус. Город поразил обилием красных знамен — такого в Ханое не было.
Выслуживаются перед Севером? По пути заехали поужинать в небольшую забегаловку-столовую и уже затемно приехали в Кан Тхо. Там у нас был забронирован отель Hien Guesthouse I & II ($9/per r/n). Дорога была нормальная, в хорошем состоянии и расстояние 119 км от Чау Дока до Кан Тхо мы преодолели за пару часов.
Нам предстоит провести в Кан Тхо две ночи и один день и затем вылететь на три дня для отдыха на море на остров Пху Куок.
Что делать в Кан Тхо?
Кан Тхо — неофициальная столица дельты Меконга и самый крупный город Вьетнама южнее Сайгона-Хошимина. Его население составляет порядка миллиона человек. Все пригороды Кан Тхо стоят на таком количестве каналов и островков, что Венеция может только ему позавидовать.
Этот город посещают, в основном, чтобы побывать на плавучем рынке и познакомиться с жизнью обитателей дельты, пройдя на лодке по нескольким ее рукавам.
Наш отель располагался почти на набережной недалеко от памятника Хо Ши Мину. На берегу было много джонок, возле которых поджидали туристов их рулевые. Все они были женщины. Мы быстро договорились и взяли три посудины.
Каждая оборудована мотором, винт которого поднимается на длинной палке. И мадам управляет этой штукой своей ногой. Руки ее свободны и она успевает в это время и напевать песню, и еще что-то плести из каких-то стеблей. Немного погодя наша Линь с гордостью протянула супруге букет сплетенных роз, а мне — большого кузнечика. Потрясающая техника плетения!
Творение рук нашей "гребуньи"
С трудом отровав глаза от таких чудес, видишь, что движение по широкой реке довольно интенсивное. Кругом самые разные суда и суденышки — здесь и весельные лодки, и лодки с моторами с винтом на длинном шесте, и рыбацкие баркасы, и большие паромы, и туристические катера. Многие из них кажутся очень древними. Особенно удивляли корабли с нарисованными выше носовой ватерлинии яркими глазами. Вьетнамцы всерьез верят, что они оберегают их от злых духов.
Река в районе Кан Тхо широкая. Видно, что вся жизнь у многих жителей дельты Меконга проходит на воде. Вода в реке желта и мутна, а течение довольно сильное. Всюду снуют бесчисленные лодки, катера и паромы, загруженные до предела бананами, какими-то бочками, мешками с рисом, картофелем, ананасами и прочими овощами и фруктами.
И все они держат курс на плавучие рынки, где идет бойкая оживленная торговля для местных жителей. Ну, а туристы, в основном только смотрят на эти действа, но что-то покупать мало кто решается. Разве что один-два банана-ананаса, да воду. Пройдя по течению около часа, видим скопления стоящих на воде больших барж, катеров и маленьких лодочек. Это и есть плавучий рынок Кай Ранг. В получасе езды от него есть еще другой — Пхунг Хиеп.
В основном, здесь идет оптовая торговля. Но, в отличие от других подобных рынков, плавучие рынки Кантхо ориентированы не только на туристов. Это реальное место продажи продукции всякого рода мелким и крупным торговцам — перекупщикам. Они повезут приобретенный товар на больших баржах ужу дальше, вниз по Меконгу, аж до Сайгона, где делают свой бизнес. А крестьяне, распродав то, что вырастили на своих огородах, возвратятся в свои лачуги. Но многим рыбакам и плыть-то некуда — кроме лодок у них нет никакого другого жилья.
Простые жители города здесь редкие гости. Зато каждый турист считает своим долгом посетить это торжище. Стоит ли это затраченного времени? Думаю, что — да! В принципе, хотя там продаются обычные овощи и фрукты, но сама аура этого рынка настраивает на их необыкновенность — куплены в необычной обстановке и переданы из рук в руки через колышущееся водное пространство.
Особенно «любят» туристов лодочницы на маленьких джонках — они как рыбы-прилипалы — прямо отдают свой нехитрый товар в руки туристам. И тем ничего не остается как расплачиваться. Санитарных и выходных дней на рынке нет, и он открыт ежедневно с восхода и до захода солнца.
Проплывая мимо берегов, видно, что лодки — это не только транспорт и «торговые лавки», но и дома. Из них создаются целые деревни на воде. В раскрытые окна-иллюминаторы видно, что быт в такой лодке-хижине мало чем отличается от такового в хижине на берегу. Видны и фотографии на стенах, и мебель, и даже спутниковые антенны. Значит, по вечерам хозяева сидя на диванчике или лежа на циновке, смотрят телевизор. А проблема электричества здесь решается просто — дизельный генератор или солнечная батарея — сейчас же 21-й век!
С бензином на реке нет тоже проблем. По обоим берегам реки видны много барж, с которых осуществляются заправки водного транспорта.
После рынка наша Линь с двумя своими другими подругами прокатили нас по притокам реки. Эта прогулка — тоже интересное и, по-своему, увлекательное зрелище. Но, не для слабонервных. Я все еще хорошо помню, как меня поразили впервые виденные картины быта обитателей канальных трущоб Бангкока! Тогда, больше десяти лет тому назад, во время первой поездки на Восток, это был шок. Позже понял, что так там живут миллионы. И как-то уже свыклось.
Водные процедуры в протоке Меконга
На берегах этих проток видна вся бесхитростная жизнь простого вьетнамца — в грязной воде каналов и стирают, и купают детей. Моются сами и берут воду для бытовых нужд.
Кто-то ловит рыбу, кто-то чинит лодку. А для питья? Тоже используют эту воду? Протоки небольшой ширины — не больше 50 метров и течение в них не очень заметное. Так что говорить о чистоте воды не приходится. Завезли пообедать в какой-то ресторанчик на берегу — там мы потеряли и время, и деньги. Все было как-то и долго и, по вьетнамским меркам, дорого. В этом тоже был, видимо, и заработок наших кормчих.
Особых достопримечательностей в городе, кроме набережной с памятником «дядюшке Хо», мы не встретили. Вечером вся набережная — сплошная сеть маленьких и больших ресторанов и кафе, где можно хорошо и спокойно провести время, любуясь плавным течением реки.
Глядя на меню, сразу ясно, что мы во Вьетнаме — в нем, помимо обычных мясных и рыбных блюд, значились блюда из лягушек, змей и черепах. Все они, еще живые, сидели в стоящих неподалеку террариумах. А в качестве «разогрева», подавался маленький графинчик с ароматической настойкой-водкой в форме какого-то тропического фрукта. Все это стоило смешных денег даже в сравнении с Лаосом и Камбоджей.
Прогулки по вечернему и ночному городу были безопасны.
Утром вылетаем Вьетнамскими авиалиниями на остров Фу Куок (Phu Quok). Он расположен в Сиамском заливе совсем недалеко от материка и там мы проведем три спокойных дня на море.
--------------------------
Другие материалы по Вьетнаму и Лаосу:
- Вьетнам. Вунг Тау - курорт, в котором не поплаваешь в море
- Экскурсии по окрестностям Муйне
- Туристская жизнь в горном Лаосе
- Остров Фу Куок - жемчужина Южного Вьетнама
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия