Сан-Марино — это самая древняя республика в мире. В отличие от других карликовых государств Европы, Сан-Марино не является монархией, во главе которой стоял бы наследный герцог или князь, а представляет собой республику, которую возглавляют два избираемых на полгода капитана-регента. Что удивительно, Сан-Марино получило независимость еще при распаде Римской Империи и затем за 1500 лет каким-то образом сумело эту независимость сохранить. Вот сложно поверить — сменяются короли, государства переходят из рук в руки, но крохотное Сан-Марино никто не трогает. Бывает же такое.
Что еще поражает в Сан-Марино, так это невероятное количество русских туристов. Мой канадский друг Колин написал об этом у себя в Фейсбуке и спросил, что такого особенного связывает Россию и Сан-Марино? Ну, я ему высказал несколько предполагаемых причин.
Во-первых, Сан-Марино является обязательным пунктом во всех российских автобусных турах по Италии.
Во-вторых, курорт Римини всегда был очень популярен у российских туроператоров, сюда постоянно летают чартеры из многих крупных российских городов. А чем еще заняться скучающим туристам на отдыхе? Конечно же, съездить в расположенную неподалеку старинную крепость, да заодно еще и дополнительную галочку в свой тревел-лог поставить, типа вот, смотрите, слетали в Римини, посетили целых две страны:)
Ну, и в третьих, Римини еще весьма популярен в качестве цели для шоп-туров. А чем еще можно заняться после закупки товара, ожидая вылета обратно? Ну вот как раз в Сан-Марино съездить! Тем более что и там шопинг тоже процветает.
Попасть в Сан-Марино очень просто. Прямо от вокзала в Римини, куда я утром приехал из Болоньи, каждые час и 15 минут ходит автобус.
Уже у автобуса ты понимаешь, что тебя ждет — кругом звучит сплошная русская речь. А красивые виды по приезду в Сан-Марино открываются уже прямо с автобусной остановки.
Здесь же начинаются и бесконечные сувенирные магазины и бутики, которые перехватывают русских туристов, не давая им дойти до замка на вершине горы :) Меня же магазины интересовали весьма в малой степени, поэтому я сразу пошел наверх.
Повсюда шла рождественская торговля сувенирами и подарками
Встречались и вот такие ряженые персонажи :)
А над всем этим возвышалась мощная средневековая крепость
Вот только сколько было русских туристов внизу, как они толпились на улицах и в магазинах, а вот у подножия крепости их столпотворения уже как-то не наблюдалось. Максимум доползали до смотровой площадки у канатной дороги.
Гора Монте-Титано, на которой стоит Сан-Марино, достигает высоты 750 метров от уровня моря, так что здесь ощутимо холоднее, чем на равнине.
Базилика Сан-Марино — центр духовной жизни всего государства. Именно вокруг этой площади строились крепостные укрепления
Над старым городом возвышается средневековая крепость и три ее основные башни — Гуаита, Честа и Монтале. Удобней всего располагается башня Гуаита, она же Прима-Торре, по-итальянски «первая башня» — на нее и поднимаются те немногие туристы, что добираются доверху
Вид на башню Честа, или Секонда-Торре, по-итальянски — «вторая башня». На нее тоже можно подняться, внутри там музей старинного оружия.
В декабре горы вокруг покрыты туманом
Крыши старого города и горы
Крыши старого города и горы
Вид с башни Гуаита на башню Честа. Потрясающе. Лучший вид за всю эту поездку
Крыши старого города и горы
Вид с башни Честа на окружающие деревни
Крепостная стена и окружающая местность
Пешеходные дорожки у подножия башни
Полиция на главной площади. Скоро должен придти автобус
Вот так и устроен весь Сан-Марино, ярусами
А потом приехал автобус, и на нем уже в полной темноте я смог добраться обратно на вокзал Римини, оттуда поездом в Болонью, оттуда во Флоренцию. При этом, что удивительно, поезд из Болоньи во Флоренцию, а это почти 100 км, почти все время несся по тоннелям!
Полез в сеть смотреть, что же там за тоннели? И вот, что удалось найти в Википедии -
Скоростная линия Болонья-Флоренция является отрезком Корридора 1 трансевропейской сети скоростных железных дорог, соединяющего Берлин и Палермо. В коммерческую эксплуатацию линия запущена 5 декабря 2009 года. Скоростным поезда теперь проезжают расстояние между двумя городами всего за 37 минут в сравнении с 59 минутами, что занимал путь раньше.
Длина линии Болонья-Флоренция 78.5 км, в т.ч. на тоннели приходится 73.8 км, на насыпи и галереи 3.6 км плюс 1.1 км виадуков. Тоннелей от Болоньи до Флоренции 9 штук -
Pianoro, 10.760 м
Sadurano, 3.855 м
Monte Bibele, 9.101 м
Raticosa, 10.363 м
Scheggianico, 3.559 м
Firenzuola, 15.211 м
Borgo Rinzelli, 717 м
Morticine, 654 м
Vaglia, 16.752 м
Надо же, мои ощущения меня не подвели. Ведь и правда — почти вся трасса идет по тоннелям!
Но это еще не все. До 2009 года поезда из Болоньи во Флоренцию ходили по линии "Direttissima", построенной в 1934 году. Эта линия включала в себя Аппенинский Базовый тоннель протяженностью 18.507 м. Туннель был открыт 21 апреля 1934 года, сократив расстояние на 35 км по сравнению со старой железной дорогой, шедшей через горные перевалы. Сейчас, когда скоростные поезда пущены по новой трассе, по линии "Direttissima" ходят только товарные и обычные пассажирские поезда.
Посадка на скоростной поезд Frecciarossa