После осмотра центральной и самой исторической части Стокгольма — острова Гамла Стан и королевского дворца в Дроттингхольме, при наличии свободного времени стоит прогуляться на два исторически значимых острова — Шеппсхольмен (Skeppshomen) — в переводе Корабельный остров и Кастельхольмен (Kastelholmen) — Крепостной, расположенных посреди залива Сальтшён (Saltsjon).
А уже с них можно перебраться на остров Юргорден (Djurgården). Там найдут для себя много интересного и взрослые, и дети.
От центральной площади Густава Адольфа к этим двум первым островам можно пройти по набережной и затем, повернув направо, выйти на 200-метровый железный мост, построенный в 1860 г. В центре моста на перилах установлены позолоченные королевские короны.
С моста, ведущего на остров Шеппсхольмен, прекрасно видна архитектура Стокгольма
По обе стороны моста открываются чудесные виды на Стокгольм. Нигде не видно небоскребов. Классический старый Петербург, только такой классики здесь побольше. А, собственно, почему Петербург? Ведь именно Стокгольм и другие европейские города 17 века навеяли Петру Первому мысли о схожей с европейскими городами новой российской столице.
Особую красоту Стокгольму придают и многочисленные острова на которых расположен город. Пройдя по этому мосту, мы попадaем на остров Шеппсхольмен.
У этого острова была славная военно-морская история. Именно на нем были верфи, на которых строился в старину весь деревянный военно-морской и торговый флот Швеции. Здесь же в 1628 году был построен и флагман королевского флота корабль Vasa, затонувший сразу после выхода в открытые воды залива Сальтшён.
На парусном корабле 19 века Af Chapman сейчас располагается хостел
Если, перейдя мост, взять направо и пойти по западному берегу, то по гравийной дорожке набережной мы подойдем к интересному раритету — белоснежному старинному паруснику Af Chapman, названному так в честь известного в 18 веке кораблестроителя Фредрика Хенрика Чапмана. Сейчас на судне располагается хостел на 136 мест. В находящемся по соседству здании тоже есть достаточное количество койко-мест. Так что это неплохой и довольно бюджетный вариант размещения в Стокгольме. Да еще и в исторической части центра города и у воды.
По трапу можно свободно зайти на корабль, осмотреть его устройство, такелаж и еще посидеть на верхней палубе на корме за чашечкой кофе. Там довольно много народа. Сидят, общаются, наблюдают за приходящими-уходящими громадными пассажирскими паромами. Отсюда открывается и восхитительный вид на Старый город и воды залива Балтийского моря.
На верхней палубе парусника очень уютно
У этого парусника была довольно интересная история. Построенный в 1888 г. в Англии, он до 1915 года использовался для перевозки грузов, а затем стал учебным парусником для молодых шведских моряков. Типа как у нас когда-то на Черном море был парусник «Товарищ». Ну, а сейчас, выкупленный стокгольмскими властями, корабль пополняет бюджет города.
На острове Шеппсхольмен располагаются Музей современного искусства, Музей архитектуры и Музей Восточной Азии. Если повезет, можно попасть и на проводящийся здесь ежегодный джазовый фестиваль. Также на острове много парков и лужаек, и сейчас, в начале июля, многие жители нежатся на них под редким здесь жарким в это время солнцем. А по дорожкам и лужайкам, находящихся неподалеку от воды, преспокойно разгуливают дикие утки.
Поднявшись с набережной по Flagmannsvagen, мы попадаем на небольшую площадь, на которой расположен Музей Современного искусства. Когда-то здесь были склады с запасом королевского зерна, из которого «гнались» спиртные напитки, затем казармы военно-морского флота, a вот сейчас эти здания принадлежат Искусству. Вход в здание охраняют не как обычно два льва, а лев и свирепый кабан.
У входа в музей современного искусства
На пригорке нас встречают какие-то оригинальные сооружения. Поначалу, глядя на один из них, я было подумал, что это такие модерновые серп и молот. Но потом все оказалось сложнее и совсем не так — они крутились-вертелись в разные стороны и каждый раз сочетание этих картинок было разным. Эти творения, созданные в 1961 году Alexander Calder, называются «Четыре элемента» (The Four Elements) и заставляют немного пошевелить мозгами, разгадывая их меняющийся смысл.
Произведение художника Александра Кальдера "4 элемента"
Рядом находятся и яркие модерн-скульптуры, вокруг которых можно долго ходить-бродить, обдумывая идеи создателей.
Здесь же неподалеку был и самый оригинальный в мире памятник Ленину — кусок рельсы, об которую он, якобы, запнулся, когда уезжал в 17 году в Россию. Многие шведы полагают, что истинный замысел автора Björn Lövin, уложившего в начале 70-х здесь эту рельсу, заключался в простой фразе: «Скатертью дорога!» или «Обратного пути нет, так как рельсы в Швецию разобраны».
Может быть поэтому шведам и удалось под руководством короля построить свой «шведский коммунизм», при котором все граждане оказались более-менее равны и обеспечены и все обошлось без тех многомиллионных жертв среди своих сограждан, которые были у восточного соседа.
Стальная рельса — прощальный памятник вождю пролетариата
Кстати, в Швеции он бывал не раз и не зря: у Ленина ведь были и шведские корни. Его прабабушка по материнской линии — Анна Эстедт (швед. Anna Estedt), была шведкой, родившийся в Стокгольме и вышедшей замуж за немца. Так что «пролетарский» интернационализм был у него в крови.
Оставив в покое и рельсу, и бывшего вождя, спускаемся к воде и направляемся к небольшому мосту Kastellholmsbron, по которому можно перейти на Крепостной остров (Kastellholmen). Остров небольшой и главной его достопримечательностью является холм со стоящей на ней небольшой крепостью. К ней нужно подняться по улочке, носящей такое же нехитрое название — Крепостной (Kastellbacken).
Прямо по курсу — остров Kastellholmen
Остров невелик и главной достопримечательностью его является только небольшой замок Кастелет (Kastellet), построенный Фредериком Блюмом на месте разрушенного в 1845 году в результате взрыва пороховых складов старого фортификационного сооружения. До этого та старая крепость прослужила на благо Швеции тоже почти двести лет.
Замку Кастелет скоро будет 200 лет
Замок довольно оригинален и включает в себя круглую башню со стенами из красного кирпича. Высота стен достигает 20-ти метров высоты. Каждое утро над башней поднимают шведский военно-морской флаг.
А еще это место «знаменито» тем, что как раз на траверсе этого скалистого острова во время своего первого выхода в море в августе 1628 года и затонул военный корабль Васа. Его музей стоит на противоположном берегу — на острове Djurgården.
Сегодня Кастельхольмен вместе с первым островом Шеппсхольмен, является частью Национального городского парка — Экопаркен (Ekoparken).
Кораблик-трамвай. На заднем плане видны конструкции музея Vasa на соседнем острове Юргорден.
Вернувшись на Корабельный остров, можно пройти на его восточную сторону и или пройти пешком до центра по набережной и посмотеть на пришвартованные там старинные деревянные суда, или сесть на кораблик, курсирующий по заливу (50 крон; $1=6,6 крон).
Для тех у кого есть Стокгольмская транспортная карта, проезд будет бесплатный. Совсем рядом находится остров Юргорден, напичканный самыми интересными музеями и экспозициями типа этнографического парка-музея Скансен, музея несостоявшегося шведского флагмана Vasa, музея ансамбля АВВА, музея Юнибакен, в котором можно попасть в мир детской писательницы Астрид Линдгрен.
Ну, а еще там есть большой лесопарк и просто прекрасные дорожки, по которым можно прогуляться после посещения вышеперечисленных музеев. Короче — этот остров — любимое место отдыха и стокгольмцев и их гостей.
Проехав на трамвае № 7 до конечной остановки, мы прошли по берегу залива острова Юргорден до дворца-музея принца Евгения (1865–1947). Вдоль берега идет гравийная дорожка и чуть в сторонке стоят различные интересные арт-модерновые памятники. По берегам залива сидят отдыхающие горожане, болтая ногами в прохладной еще июльской воде. По дорожкам спокойно разгуливают дети вперемешку с дикими утками.
На южной оконечности острова стоит большое здание дворца. Это и есть дворец-музей принца Евгения, который был передан им во владение государства. Принц был довольно оригинальной и интересной личностью, но в памяти всех он остался прежде всего как талантливый художник-пейзажист, мастер монументальной живописи и меценат.
Дворей-музей принца Евгения
Проходя дальше по дорожкам южного побережья острова Юргорден, мы видим небольшие лужайки и пляжи, на которых отдыхают и загорают горожане под жарким шведским солнцем.
Немногочисленные довольно богатые особняки, встречающиеся на пути, скромно стоят в сторонке и не мешают свими заборами пройти вдоль береговой линии морского залива.
Ни у кого нет высоких каменных заборов с колючей проволокой — вся дворовая жизнь обитателей этих домов просматривается насквозь. Правда, пару раз встретились изгороди из зеленых насаждений. И выглядели они очень аккуратно и ухоженно.
По берегам залива спокойно разгуливали гуси-лебеди и никто не беспокоил их покой.
На этом наша прогулка по острову Юргорден была закончена и, подойдя к остановке рейсового автобуса, курсирующего вокруг острова, мы уехали в центр города прямо к станции метро.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия