Выйдя из этнографического музея Скансен, который находится на острове Юргорден (Djurgarden), стОит посетить и отдать дань памяти самому большому неудачнику в мире — затонувшему флагманскому кораблю Швеции Vasa в музее Vasamuseet.
Он находится на этом же острове и совсем рядом по адресу: Galärvarvsvägen 14.
Проходя к нему по улице Djurgardsvagen мимо музея Nordiska Museet, постоянно сталкивались на тротуаре с многочисленными дикими утками и гусями. Они так и крутились между ног и ждали кормежки от прохожих.
На улицах Стокгольма иногда приходится увертываться от диких уток и гусей. Они всюду, где есть вода. А вода там везде.
Удивительный город! Подобное явление я встречал и в Исландии, и в Швейцарии, и в Новой Зеландии. Почему такого нет на таких же широтах и в наших городах?
Обогнув Норвежский музей, видим перед собой высокое современное здание с мачтами парусника. Это и есть музей Vasa. Он посвящен печальной истории самого большого боевого корабля Швеции начала 17 века. Своё название судно получило в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза.
Перед входом большая очередь, в которой все равны. Пускают порциями по 10-15 человек через двойные герметичные двери - в громадном многоэтажном демонстрационном зале после шведской июльской жары - даже холодно. Это сделано для лучшей сохранности восстановленного объекта - поднятого со дна моря самого большого парусного шведского военного корабля Vasa.
По задумке короля Густава II Адольфа, инициировавшего его строительство в январе 1625 года, это судно должно было стать флагманом шведского военно-морского флота.
Три года интенсивной работы. Сотни людей, занятых на строительстве — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры. Было заготовлено более тысячи отборных дубовых деревьев. Отлито специально под заказ 64 бронзовых пушки. Созданы великолепные резные позолоченные фигуры, которые распределялись по всему кораблю и, особенно, на его корме. Был постоянный контроль над ходом работы самого короля. На то время это был самый большой и богато оформленный военный корабль в мире.
Вот такой мощный бушприт у корабля Vasa
И вот, наконец, в конце 1627 года наступил торжественный день спуска его на воду. Не знаю, была ли тогда традиция с бутылкой шампанского, разбиваемой о борт, но корабль был спущен со стапелей на воду. Красавец Vasa вызывал неподдельное восхищение всех стокгольмцев. С опаской посматривали на него и иностранные послы враждующих со Швецией держав.
Корма флагмана — настоящее произведение искусства в области резьбы по дереву
Еще почти год корабль достраивался, оснащался вооружением и такелажем и к лету 1628 года он был отбуксирован и пришвартован на пристани у королевского дворца на Гамла Стан. Король был в восторге и назначил первый выход корабля в море на 10 августа. По такому случаю король даже разрешил матросам взять свои семьи — женщин и детей. Флагман потихоньку начал выходить из гавани и увеличивать свою парусность. Однако, не пройдя и мили, вдруг на траверсе острова Beckholmen под внезапным порывом ветра накренился и перевернулся. И, хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Вазой» погибло, по разным источникам, от 50 до 400 человек…
Макет корабля. Так он выглядел под всеми парусами. И эта парусность его погубила
Причиной такой неудачи и трагедии считают ошибки, допущенные при конструировании корабля и несоблюдении классических соотношений типа высота-ширина и длина. Некоторые специалисты полагают, что виной всему был сам король, который постоянно вмешивался в конструкторские дела и часто менял какие-то параметры по ходу дела. А суеверные люди считают, что причиной этой трагедии могли послужить и бывшие на борту женщины. С тех пор на военные корабли им путь был «заказан».
Восстановленный по черепу облик погибшей на корабле женщины
С этого дня начинается вторая серия из жизни королевского флагмана. Сначала по инициативе короля был назначен суд над виновниками катастрофы, но никого кроме его самого не нашли. А короля судить не стали. Затем с большими трудностями удалось достать с него большинство пушек. Шведы проявили в этом деле большую изобретательность и создали специальный колокол, под которым, спустившись на дно, мог работать матрос.
Ну, а кораблю тоже была уготована «вторая жизнь». Правда, началась она спустя более трех веков. Его подняли в 1961 году, законсервировали и лет тридцать реставрировали. А затем выставили напоказ, построив для него специальное здание со своим микроклиматом. И теперь шведам есть чем гордиться. Kорабль Vasa — единственный в мире сохранившийся военный парусник начала XVII века!
Фрагмент работы водолаза при подъеме корабля
На входе туристов встречают три громадные двери, обеспечивающие сохранение микроклимата зала, в котором стоит корабль. Размеры корабля потрясают. Его даже нельзя сфотографировать целиком — настолько он велик. Вокруг восстановленного корабля выстроено 3 этажа, позволяющие его обойти и осмотреть с разных сторон и даже коснуться рукой, чтобы почувствовать тепло, которое вобрало в себя дерево за четыре века.
В музее также выставлены все сопутствующие кораблю детали — восковые фигуры, пушки с ядрами и всякая морская атрибутика. Выставлены также скелеты найденных погибших членов экипажа, а также их восковые изображения, сделанные по слепкам с черепов. Есть и картина с изображением самого короля. Демонстрируются также модели корабля Васа на различных стадиях его строительства и подъема со дна.
На макете показаны парусность и начало опрокидывания корабля
В конце экспозиции на стене есть большая карта Скандинавии и прилегающих к ней стран. На ней отражена торговая активность стран этого региона. Торговля в те времена во многом зависела от флота. И активность его на Балтике была очень велика.
Корабельная пушка на лафете
Есть на карте с правой стороны и Киевская Русь с Московией, как тогда и в Швеции, и в других странах Европы, называли нынешние Украину и Россию. Но торговая активность их в то время была невелика. Поэтому не зря Петр I собрался почти через сто лет после описанных событий «прорубить» окно в Европу.
Карта торговых путей Швеции на первую треть 17 века. Киевская Русь и Московия показаны справа красными флагами.
Через пролив залива Сальтшён (Saltsjon), на котором находится музей Vasa совсем близко расположены два исторически значимых острова — Шеппсхольмен (Skeppshomen) — в переводе Корабельный остров и Кастельхольмен (Kastelholmen). На первом были верфи, на которых строился этот флагман, а на траверсе второго он затонул. Туда обязательно стоит сходить на экскурсию.
Ну, а еще стоит прогуляться в южной части острова Юргорден, подъехав туда на трамвае № 7. Там можно прекрасно отдохнуть и посетить еще один музей — принца Евгения, который, помимо должности принца, был еще и замечательным художником-пейзажистом.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия