Тянется она от Капитолия до мемориала Линкольна и реки Потомак. Все туристы, приезжающие в Вашингтон, обязательно знакомятся с Моллом. Посмотреть здесь есть на что: мемориалы и памятники самым известным людям, огромное количество музеев, в которых собрана история, культура и искусство США.
Здесь проходят самые важные официальные праздники, здесь же проводятся митинги и протесты. Здесь гуляют простые жители, здесь отдыхают на травке, бездельничая и мечтая. Здесь всегда многолюдно и шумно, весело и интересно.
Официальная статистика утверждает, что ежегодно Молл посещает 24 миллиона туристов со всего мира.
Про Монумент Вашингтона, мемориал Линкольна, Ботанический сад США я уже рассказывала. Нам оставался еще один день в Вашингтоне, в который нужно было вместить музеи. То, что это нереальная задача, мы понимали еще дома, пытаясь решить эту дилемму. И споры возникали по поводу почти каждого из музеев. Хотелось попасть во все сразу и провести в каждом целый день. Вариант кинуть жребий мы отвергли, как несерьезный и пошли методом исключения.
Мне очень хотелось посмотреть Музей Шпионажа и муж тоже был не против. Все испортил недавно вернувшийся из Вашингтона добрый знакомый, который побывал в этом музее. В общем, он испытал некое разочарование от увиденного и терзался сомнениями, что его немножечко «развели». Посоветовал не тратить зря время, которого и так у нас очень и очень мало и отправится лучше в Музей Аэронавтики, где «все по-честному, без обмана».
Так мы и поступили, решив посмотреть сначала Музей авиации и космонавтики, а потом пойти в Национальную галерею искусств. Больше мы все равно ничего не успевали посмотреть, хватило бы дня на эти два.
Национальный музей авиации и космонавтики.
Второй по посещаемости музей Смитсоновского института, расположенный на территории Национального Молла. В этом музее расположена самая большая коллекция исторических самолетов, космических аппаратов и вооружения. Интересно то, что 98 процентов экспонатов подлинные — не каждый музей такого уровня может похвастаться этим.
Открыт музей был в 1976 году, к 200-летию США. Расположен музей в двух помещениях, один на Молле, второй — вблизи аэропорта. Конечно, мы успели побывать только в том, что на Молле.
Работает музей ежедневно, с 10.00 до 17.30.
В музее есть подробная схема залов, можно взять бесплатную схему, чтобы знать куда идти и что смотреть.
Буфеты-туалеты тоже имеются, подкрепив силы быстрым перекусом можно идти смотреть экспонаты дальше. А время здесь летит очень быстро, очень незаметно и очень интересно!
Надо быть готовым к тому, что в музее много народа: школьные экскурсии, туристические группы, вольные путешественники, просто жители города — музей очень популярен!
Большинство экспонатов прославляет и популяризирует американскую авиацию и астронавтику, это понятно. Но и про нас не забыли, что очень приятно, конечно. И наши успехи в освоении космоса, имена Королева и Гагарина мелькают достаточно часто.
Для того, кто интересуется авиацией, кто любит самолеты, в этом музее очень много интересного. Есть аэроплан Чарльза Линдберга, на котором он в одиночку перелетел океан, планер братьев Райт, изобретателей первого самолета.
В первом зале, почти сразу на входе, выставлены две боевые ракеты: советская «СС-20» или «Пионер» и американская «Першинг-2».
Ракеты были сняты с вооружения и ликвидированы в соответствии с договором 1991 года о ракетах средней и малой дальности. Я далека от всего этого, в ракетах и боеголовках разбираюсь как любая женщина («ну, зелененькая там или беленькая, а лучше бы их вообще не придумали!»), поэтому не требуйте от меня того, в чем я слабовато разбираюсь. Просто смотрела, читала пояснения и слушала, что рассказывает муж, который, как и все мальчики, знает об оружии куда больше меня.
Перед этими монстрами есть поясняющая табличка, которая гласит, что «СССР обгонял США в науке и технологиях. Глазам своим я не поверила, увидев такие откровения и где, в Вашингтоне, в нескольких шагах от Капитолия!!!
Очень популярен среди туристов советско-американский экспонат, состыкованные корабли «Союз-Аполлон».
В пояснении написано, что «Союз» — полноразмерный макет, а «Аполлон» — тестовый экземпляр. Событие происходило в 1975 году и я хорошо помню те времена и папины сигареты «Союз-Аполлон». Я тогда собирала марки, космическая серия была очень популярной, но самой вожделенной добычей были именно с «Союзом-Аполлоном».
Немецкая «Фау-2».
Прототип космических и баллистических боевых ракет. Первый полет в 1942 году, изобреталась для обстрела крупных городов, в том числе и Лондона. Детище немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Как подумаешь, в чьих руках судьбы мира — страшно становится… Где бы был сейчас Лондон, ели бы отправили «Фау» по адресу…
Лунный модуль.
Выпущен в двух экземплярах для непилотируемого испытательного полета на околоземной орбите. В планах было два полета. Первый прошел удачно, а второй почему-то запускать не стали. Вот и стоит он в музее, доработанный так, словно вернулся из космоса.
Американская орбитальная станция «Скайлэб».
Пока это единственная американская орбитальная станция. Если есть желание — можно забраться внутрь и посмотреть, как там все устроено. Выводилась на орбиту в 1973 году. В музее выставлен дублер, так и не отправившийся в космос по причине переименования программы в «Спейс Шаттл».
Космический телескоп «Хаббл».
Это полноразмерный дублер реального телескопа.
На первом этаже, как только входишь в музей, расположено много того, что связано с историей освоения космоса и гонкой вооружения. Здесь и больше всего народа, особенно школьников. Протиснуться сквозь их сплоченные ряды будет сложновато, но возможно. У каждого экспоната имеется поясняющая табличка на английском, понятно, языке, но вполне читабельная и особых лингвистических знаний не требует. Ну, а если рядом будет особа мужского пола, то подробный экскурс в историю космонавтики и описание достижений гонки вооружений с комментариями, что круто, а что очень круто, вам гарантированы.
Есть даже спускаемой модуль корабля, который можно пощупать своими руками — когда еще удастся потрогать космос!
Есть и ящик для сбора пожертвований в любой валюте мира. Расстаться с кровными вас никто не заставит, дело совершенно добровольное.
Ну и продолжая тему космоса. Есть не только американские достижения, но и наши, что очень и очень приятно.
Здесь же под куполом «летают» различные модели самолетов. С первого этажа их можно рассмотреть снизу, а поднявшись на второй этаж, можно полюбоваться видом сбоку и очень близко.
Разбираюсь во всех этих делах слабо, чисто по-женски. Но смотреть было интересно, особенно, когда попутно все расскажут и привяжут ко времени и событиям в мире. Без мужской поддержки было бы сложновато.
Мне очень понравился зал «Достижения авиации».
Здесь можно посмотреть самолет Амели Эрхард, первой женщины, совершивший одиночный перелет через Атлантику в 1932 году. Если кто историю и не особо знает, то уж «Ночь в музее» смотрели почти все, а значит, про Амели тоже знают все. И красный самолет, это если честно, так по-женски!
Кроме этого здесь отмечено много авиавех в истории человечества, остается только ходить и читать, кто есть кто и чем он обессмертил свое имя.
Интересен и зал «Авиация Второй Мировой войны». В нем выставлены самолеты-истребители США, Великобритании, Германии, Японии.
Интересно посмотреть и как начиналась авиация.
Тут желающих было больше всего и несколько гидов безуспешно пытались перекричать друг друга и привлечь внимание своей группы к себе.
Есть коллекция авиационной формы, летных курток, шлемов, знаков различия и прочих деталей. Это действительно увлекает и очень интересно их рассматривать, понимая, что всем этим вещам и предметам много-много лет.
Мне было интересно посмотреть на кабину пилотов современного лайнера. Очередь заглянуть самая длинная из всех очередей, сразу видно, что путешественники интересуются, как их перевозят с одного континента на другой. Есть кабины с имитацией посадки на взлетно-посадочную полосу, есть просто кабины, где мигают и светятся лампочки сложных приборов.
Можно посмотреть, что перевозят самолеты, что забывают люди на борту, как менялась форма летчиков и экипажей кораблей, какие авиакомпании работают в Америке. Рассказать обо всем — невозможно, так же, как и посмотреть все за один день. Приходилось поглядывать на часы и поторапливать себя, напоминая о времени и планах.
Самое интересное в этом музее то, что все можно потрогать, рассмотреть очень близко, соприкоснуться с историей. Ну и тот факт, что все здесь настоящее, в натуральную величину, летавшее в прошлом, тоже очень подкупает.
Сказать, кому здесь интереснее: детям, непоседливым, любознательным и жадным до всяких знаний, или их родителям, не менее любопытным — сложно. Но я получила огромное удовольствие от этого музея и будь у меня чуть больше времени, провела бы в нем весь день, до самого закрытия! Кто знает, может мне повезло бы и именно я помогла служителю спустить и свернуть флаг в самом конце рабочего дня музея…
Напоследок, еще несколько экспонатов музея, чтобы окончательно убедить вас, что в этот музей нужно заглянуть непременно и обязательно!!!
Уходить очень не хотелось. Но времени оставалось очень мало, а мы наметили еще один музей, потому пришлось поторапливаться и прощаться с миром авиации, чтобы перенестись в мир искусства.
Национальная художественная галерея.
Галерея основана в 1937 году на основе частной коллекции Эндрю Уильяма Мэллона, который кроме произведений искусства выделил крупную сумму на строительство музея (несколько миллионов долларов).
Основа коллекции, собранной Мэллоном, проданные советской властью шедевры Эрмитажа. Я конечно понимаю, в стране был голод, разруха и неразбериха и деньги были нужнее картин и прочего, но безумно жалко такого разбазаривания великого и бессмертного, проданного к тому же за сущий бесценок!
Достоверно известно, что около 59 картин, в их числе «Мадонна Альба» Рафаэля, были проданы в 1929 году революционной Россией американскому миллионеру за 5000 золотых рублей.
Как и предполагал Мэллон, создание Национальной галереи сподвигло и других частных коллекционеров передать свои фонды музею. Их имена сохранены с благодарностью и про всех их можно узнать, если есть такое желание.
Галерея располагается в двух зданиях — Восточном и Западном, есть и Сад Скульптур. Здания соединены подземным переходом. В Западном — картины, скульптуры от Средневековья до конца 19 века и работы американских живописцев до 20 века. Здесь Рембрандт, Вермеер, Моне, Ван Гог, да Винчи.
В Восточном — современное искусство с конца 19 века: Пикассо, Колдер, Поллок.
Галерея не входит в Смитсоновский институт, но входит в число музеев, контролируемых им.
В коллекции музея есть картина Леонардо да Винчи «Джинерва ди Бенчи», единственная в США картина кисти Леонардо.
В музее обязательная проверка ваших сумок-рюкзаков, достаточно тщательная. Большие рюкзаки нужно будет сдать в камеру хранения. На входе можно взять аудиогид, есть схема залов и подробными пояснениями и масса всякой литературы, тоже бесплатно. Наверное, не стоит повторять, что музей тоже бесплатный. Осмотреть его за день нереально, наверное, нужна неделя на все залы, а может, и больше. За те несколько часов, что нам оставались в Вашингтоне, мы успели осмотреть малую толику его сокровищ и шедевров. Это было ничтожно мало, но лучше, чем совсем ничего.
Фотографировать в музеях мне всегда неловко. Отсняв несколько кадров в самом начале, я спрятала фотоаппарат, мешающий наслаждаться красотой и просто смотрела, получая удовольствие от увиденного. Иногда устаешь быть фотокорреспондентом и мечтаешь побыть просто путешественником, любующимся и запоминающим все глазами, душой, сердцем.
Поэтому фотографий почти не будет. Да и неправильно фотографировать то, что можно смотреть в оригинале. В музее я не заметила толп с фотоаппаратами.
Время, отведенное на музей, закончилось очень быстро, как нам показалось. Как всегда, не хватило пару дней, а еще лучше, лишней недели-другой, чтобы походить из музея в музей, не отвлекаясь на часы и никуда не торопясь. Но, с другой стороны, лиха беда начало! Все еще впереди…
Вашингтон город не одного дня. Нужно от трех дней до недели, чтобы узнать его поверхностно, побывать в самых интересных музеях, посмотреть, как и чем живет город и его жители.
Всегда жалко уезжать, понимая, что многое так и осталось неосмотренным, неузнанным. Вашингтон позволил только приоткрыть завесу неизвестности, оставляя очень много «на потом». И хочется верить, что новая встреча обязательно состоится…
Спасибо всем, кто путешествовал вместе со мною по Вашингтону, городу-музею под открытым небом!
Путешествия продолжаются!
Теги:
Культурно-познавательный туризм