Мои рассказы по Востоку США:
Washington DC
Washington DC, продолжение
Вашингтон. Музеи Национальной Аллеи
По следам последних из могикан...
Новая Англия. "Spirit of America"
Новая Англия. Кембридж, в котором есть Гарвард....
Новая Англия. Как начиналась Америка...
Ведьмы… Пауки… Летучие мыши… Черные вороны… Совы… Покосившиеся кресты… Черные коты… Ах да! К Хэллоуину появляются еще и тыквы — оранжевые, пузатые, вносящие некое разнообразие в беспросветную черноту салемской истории и окужающей ее бутафории.
Мы ехали в Салем, или Сейлем, если вам так привычнее, город, вошедший в историю страшным и жутко несправедливым злодеянием, на котором потомки научились делать очень неплохие деньги.
Как все начиналось…
К ведьмам я отношусь без предубеждения. Та самая «охота на ведьм», заливавшая средневековую Европу кровью женщин, корчившихся в очистительных кострах инквизиции, длилась 700 лет. Страшно представить, сколько безвинных жертв погибло за это время!
Папа Луций Третий и Фридрих Барбаросса — виновники одного из самых бесчеловечных пресуплений. И то, что начиналось как борьба с еретиками, в конце концов вылилось в истребление умненьких и хорошеньких женщин, смущавших умы и гормональный фон святых отцов, стесненных слишком уж строгими религиозными догмами.
Начало инквизиции дал 1184 год, к 16 веку в Европе воцарился ее разгул и родиться женщиной было самым большим горем. Впрочем, мужчинам тоже приходилось несладко. И только в 1834 году инквизиция была официально упразднена… И никто никогда так и не смог подсчитать число ее жертв.
Чаще всего в лапы инквизиции попадали девочки — юные, хрупкие, симпатичные, изящные и умные не по годам. В те времена красота истреблялась, ибо считалась грехом. Умение разбираться в травах, варить настои, лечить хвори, заниматься знахарством и ведовством только добавляли «состава преступления». Несчастную хватали по превому наговору и волокли к священному костру — очищать от скверны, хотя бы перед смертью… На шоу собиралась вся деревня или город — народ жаждал зрелищ, раз уж хлеба вдоволь не хватало.
Правда, инквизиция давала шанс на спасение. Подозреваемую в колдовстве взвешивали перед вынесением окончательного вердикта. Если женщина весила меньше 46 кг, а именно такой максимальный вес поднимала метла, ее отправляли на костер.
В те времена юные девушки были маленькими, хрупкими, досыта не ели, работали тяжело и много и вес 46 кг не был таким уж рекордом стройности. Но у святых отцов все было продумано и шансы на спасение выпадали далеко не каждой…
Салемская история связана с европейской самым тесным образом — ведь первые поселенцы еще не порвали связей с покинутой родиной, привезя на новую свои старые грехи и ошибки.
Тут нужно небольшое отступление.
В то время, в середине 17 века, по всей Северной Америке прокатилась волна процессов по делу ведьм. Того размаха, что был в Европе, а тем более в Испании, конечно, не было. Единичные случаи выявления ведьм и последующие за этим казни будоражили общество, внося некое разнообразие в застоявшийся быт. О том, что платой за развлечение становится человеческая жизнь — как-то не думалось, да и дорого она в те времена не стоила.
Салем был основан пуританами, по их законам колдовство приравнивалось к преступлению. Многое непонятное объяснялось просто — колдовством. Неудачи оправдывались гневом Бога и кознями Дьявола. Женщины подчинялись мужчинам полностью, были слабыми, безответными существами, а значит, гораздо легче попадали под влияние дьявольких сил и соблазнов. Детские игры и игрушки были греховны, леность наказывалась, безделье осуждалось. У детей не было детства: девочки пряли, ткали, шили, мальчики охотились, ловили рыбу, шли в ученики к плотникам, кузнецам.
Понятно, что развлечений было мало — оставались неспешные разговоры по вечерам, под вязание или шитье. Вот за такими разговорами и началась настоящая трагедия маленького пуританского городка Салем…
Как это было…
В то время существовало два Салема: Salem Vilage, где и произошли все эти события (сейчас это город Дэнверс) и Salem Town, где проходил суд над ведьмами и который сейчас и называется Салем.
Дело было зимой, когда вечера длинные и все собирались у очага, заняться полезными делами и скоротать время за разговорами.
В семье Путнам работала прислугой некая Титуба, привезенная из Барбадоса. Частенько она развлекала девочек рассказами про неведомое, непонятное и странное. Девочки слушали напевы Титубы, давая волю своему воображению и уносясь в своих фантазиях далеко-далеко от захолустного Салема…
Анна Путнам, девочка с живой фантазией и богатым воображением, часто звала в гости подружек, чтобы вместе послушать рассказы Титубы. В скором времени началось странное и необъяснимое — дочь и племянница пастора Пэрриса заболели непонятной болезнью: девочки кричали, издавали непонятные звуки, прятались ото всех, замирали в странных позах. На проповедях девочки затыкали уши и жаловались, что кто-то колет их ножом и булавками.
Местный доктор быстро вынес свой вердикт: колдовство. Бостонские священники диагноз подтвердили, согласившись с местным эскулапом.
Девочек расспросили, кто мог их заколдовать. Не долго думая и сомневаясь, заигравшиеся девочки указали на несчастную Титубу. Число заболевших увеличилось и среди них оказалась и Анна Путман. Так, несколько девочек-подростков развязали в Салеме настояющую охоту на ведьм…
Вскоре были арестованы первые подозреваемые: Титуба — служанка-рабыня, к тому же еще и черная, рассказывающая девочкам про магию Вуду, Сара Гуд — местная нищенка и Сара Осборн — тяжелобольная вдова, судившаяся с пуританской общиной.
У женщин не было родных, денег на защиту, связей, покровителей и к тому же выяснилось, что они не посещали церковь. Общественное мнение посудачив, поспорив, повозмущавшись все же пришло к единогласному мнению, что обвинения справедливы.
Аресты следовали один за другим: хватали тех, кто относился с иронией к суду, тех, кто сам признавался в колдовстве, чтобы последовать за близким человеком в тюрьму, тех, на кого указывали пальцем соседи… Вся история началась в январе, аресты продолжались в марте, апреле, число обвиняемых росло, в тюрьму попал даже бывший пастор.
Суд начался в мае.
Все было сведено к теологической дискуссии на тему Дьявола и одержимости им человеком. Девочки были главными обвинителями и свидетелями. Виновными признавались все, на кого указывали рукой заигравшиеся подружки, не понимавшие, что разменная монета в их играх — человеческие жизни… Кто знает, что двигало девочкими: разгулявшаяся фантазия или страх перед наказанием за свои шалости. Но число околдованных девочек все росло, из стало уже семь. И они продолжали свой спектакль: говорили, что видели духов и летающих по небу ведьм, что женщины приходят к ним во сне и мучают их. Пара девочек, раскаявшись, готовы были признаться в совершенном проступке, но подруги пригрозили, что назовут и их ведьмами и тем не оставалось ничего другого, кроме как продолжать весь этот спектакль…
Бедная Титуба как могла отрицала свою вину, но сломленная допросами и пытаясь хоть как-то спасти свою жизнь, призналась во всем, в чем ее обвиняли: что занималась колдовством, что летала на метле, что зналась с самим Сатаной…
Приговоры выносились быстро и обжалованию не подлежали. Виновных приговаривали к смерти через повешение. Была повешена Бриджет Бишоп, строптивая пожилая женщина, не пожелавшая признаться, что она ведьма. Но девочки сказали, что видели, как к ней приходил дьявол — суду этого было достаточно…
Здравомыслящие жители пытались сначала как-то остановить это сумасбродство, но быстро сообразили, что лучше молчать, чтобы не стать жертвами и самим. И молчали. Девочки показывали пальцем на всех, кто им не нравился или просто когда-то за что-то поругал.
Через некоторое время на виселицу отправили очередную партию жертв. Потом еще и еще. Повешен был даже пастор, его не спасло ни прошение жителей о смягчении приговора, ни прочитанная перед смертью молитва.
Виновных не только вешали. Фермер, отказавшийся давать показания, был подвергнут пыткам. Пытаясь «выдавить» из него ппоказания, на грудь фермера укладывали тяжелые камни, все время увеличивая давление. Пытаясь сохранить свое честное имя, фермер Кори отказался говорить и под пытками. Он умер через два дня. Через несколько дней повесили его жену и еще нескольких человек…
В течении почти 8 месяцев несколько девочек в возрасте от 9 до 20 лет держали в страхе всю округу: их показания сомнений не вызывали и служили решающим моментом для вынесения приговора. Доказательства вины были просты и незамысловаты: если в присутствии обвиняемого девочки начинали корчиться, вина сомнения не вызывала.
Тот факт, что на небольшую округу пришлось столь рекордное количество ведьм, поначалу никого не удивлял. И только когда девочки указали на жену губернатора, в головы одурманенных взрослых закрались первые сомнения…
За все это время было арестовано 150 человек. Осужден — 31 человек. Повешены — 19, двое умерли в тюрьме, один задавлен до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги.
Процесс был остановлен решением губернатора, оставшиеся в живых обвиняемые были помилованы.
Через 5 лет судьи признали свою ошибку, сославшись на то, что их ввели в заблуждение.
Через 10 лет решения суда были признаны незаконными.
Через 14 лет Анна Путман заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.
Дальше самое интересное!!! Только в 1957 году Содружество Массачусетса окончательно отменило приговоры осужденным во время этих поцессов. В 1992 году в городе установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата подтвердил невиновность обвиняемых… В 21 веке справедливость все-таки восторжествовала, вот только тем, у кого была отобрана жизнь по наветам девочек при попустительстве не слишком умных взрослых, уже все равно…
Впоследствии было предложено много разнообразных версий, объясняющих почему девочки так себя начали вести. Была версия, что жители Салема отравились спорыньей, но опровергнута практически сразу. Выдвигались версии различных заболеваний, от энцефалита до болезни Хантингтона. Но и они не нашли своего подтверждения.
Один из здравомыслящих жителей Салема, живший во время всей этой безобразной истории, предложил было выпороть всех девочек, чтобы вылечить их розгами, лучшим лекарством для юного поколения. И мне кажется, что его мысль была самой разумной — жаль, что к ней никто тогда не прислушался…
Вот такая история произошла в небольшом городке Салеме, в конце 17 века, в обыкновенной пуританской общине…
Опасное развлечение девочек вылилось в страшную и кровавую расправу. Никто из взрослых так и не удосужился «включить мозги» и подумать здраво, откуда в тихом и мирном Салеме вдруг появилось столько опасных и могучих ведьм. Никто даже не подумал поговорить с девочками по душам, чтобы выяснить, с чего это вдруг их так понесло. Никто не подумал и наказать заигравшихся подруг, в попытке остановить все это безобразие. Взрослые включились в эту игру, поставив на кон человеческие жизни. И никто, ни власти штата, на духовенство, ни так называемый суд даже не подумали отнестись ко всему происходящему серьезно и подумать, неужели такое может быть действительно правдой… В любой вере, в Бога ли, в Дьявола, в собственных детей ли должно быть чувство меры и главенствовать разум, иначе может случиться самое страшное…
Как странно было рассматривать город Салем, зная его темное прошлое! Совершенно тишайший городок, где даже стрелка часов движется по циферблату медленно-медленно. Тишина, покой, умиротворение. По голубым небесам неторопливо скользят облака. Даже легкому ветерку лениво шевелить листву. В таких городах даже птички не чирикают громко, а происшествия просто обходят их стороной, зная, что в таких местах ничего случиться не может по определению…
Вот в такой мирный город мы и ехали, посмотреть и послушать про тайны прошлых лет.
Музей Салемских ведьм — самая главная достопримечательность Салема.
Возле музея стоит памятник Роджеру Конанту — основателю Салема. Совершенно сказочный вид у памятника, напоминающий о волшебстве, ведьмах, чудесах и прочих потусторонних штучках. Или это просто фантазия так разыгралась, подстегнутая салемской историей?
Музей Ведьм — место популярное и туристическое. Но во время Хэллоуина творятся совсем уж невероятные вещи! В эти дни Салем переполнен желающими встретить самый мистический праздник в самом ведьмовском городе Америки. «Нечисть» разбредается по всему городу и вампиры, вурдалаки, ожившие мертвецы и прочие разные ведьмы празднуют здесь свой любимый праздник. Но до Хэллоуина было еще далеко, хоть и появились первые тыквы и скелеты.
Музей никогда не страдает от отсутствия посетителей. Мы подъехали до его официального открытия, но для группы двери были открыты, и мы пошли погрузиться в мрачную историю салемских ведьм…
На входе всем клеят разноцветные этикеточки, чтобы легче было разобраться в группах, бродящих по музею. Дальнейшее движение туристов по городу легко узнать, следуя по оставленным ими там и сям этикеточках.
В музее воссозданы события тех страшных 8 месяцев 1692 года, под заунывно-печальную музыку, с подробным рассказом на русском языке. Просьба не фотографировать была как-то по умолчанию отклонена всеми представителями нашей группы, потому я и смогла поделиться с вами увиденным и услышанным.
Во время всей этой безобразной вакханалии, вошедшей в историю, как «Дело салемских ведьм» был убит в общей сложности 21 человек. И хотя все справочники повторяют про 19 жертв, но суровая правда жизни требует уточнения — 21! Повешены — 19, раздавлен камнями — 1 и еще один умер после пыток.
После печального рассказа можно побывать в магазинчике при музее, где совершеннейшее раздолье для всех любителей всякой чертовщины и Хэллоуина!
В магазинче полно всякой всячины: от футболок и бейсболок до кружек, чашек, фигурок ведьм различной степени красивости, паутинки, тыквы и конечно же, метлы, ну что за ведьма без помела!
Время тут летит незаметно, еще незаметнее улетают доллары, но моя коллекция пополнилась несколькими симпатичными ведьмочками, которые скорее сами выбирали меня, нежели я их…
А мы поехали дальше, знакомится с Салемом.
Город совершенно чудеснейший В 18 и 19 веке Салем был крупнейшим центром морской торговли и судостроения. Но разрыв отношений с Англией все изменил в этом городке, и если бы не история с ведьмами, он так и остался забытым Богом захолустьем…
Есть здание Таможни.
В 19 веке порт Салема принимал до 1800 парусников одновременно. Суда плавали на Карибы, Китай, вокруг Африки.
Украшет здание изображение орла, стоившего в начале 19 века всего 50 долларов и простоявшего на здании почти 200 лет. Правда, сейчас на крыше красуется пластиковая копия, а оригинал внутри.
Есть в Салеме и своя верфь.
Верфь насыпная, уходит в залив почти на километр и раположена она как раз напротив здания таможни. Пришвартован здесь корабль, реплика «Дружбы», проплававшего 15 лет, до войны 1812 года между США и Канадой. Трехмачтовый бриг отходил всего 16 походов, побывав в Китае, Яве, Суматре, Гамбурге. Начало той войны застало «Дружбу» в Петербурге, где корабль загружали грузом. Ангиличане захватили корабль в Атлантике, на пути к дому, груз конфисковали, команду посадили под замок, а корабль распилили на дрова.
Реплику построили в Бостоне к 200-летию «Дружбы», по сохранившися чертежам и описаниям. Копия не плавает, внутрь можно пройти и посмотереть, как там все устроено.
В те времена внутри корабля было темно, сыро, холодно. Плаванье длилось по два года, вахты длились по четыре часа, из питья — только ром.
Когда «Дружба» заходила в порт Салема, первым на борт поднимался врач, проверяя команду на малярию, проказу и прочие болячки. Если кто-то вызывал подозрения, корабль отправлялся на рейд, до выздоровления или наоборот, кончины больного. И пока экипаж не признавался здоровым, карантин не прекращали.
Вторым, после врача, поднимался пограничник, выписывающий документ с подробыным описанием примет и внешности на каждого моряка. Нелегалам проскочить не удавалось — состав корабля сверялся с документами на борту.
Третий был таможенник. Он опечатывал трюмы, сундуки моряков, а потом шел заполнять реестр. Оплатив пошлину, команда могла сойти на берег и начать разгрузку. Таможенный офицер получал самые большие деньги и так было вплоть до закрытия салемского порта.
Дом-склад, обслуживающий одну из верфей.
Сейчас внутри информационный центр для туристов.
Салемский порт давно умер и существует как аттракция для туристов. Появившиеся паровые суда докончили историю порта, для них гавань оказалась слишком мелкой. Потом появилась железная дорога, окончательно похоронившая порт.
Есть и русская православная церковь Святого Николая, основанная в 1901 году иммигрантами. В 70-х годах 20 века церковь стала частью Православной Церкви Америки.
Значительная часть исторических домов Салема свезена в одно место, на берег океана, рядом с гаванью. Про каждый дом есть отдельная история, свое название, помнят и их хозяев. Эти дома дали начало написанию романов: «Алая буква» и «Дом с семью коньками».
Много раз упоминался Салем и в кинематографе, в связи со своей ведьминой историей. Перечислением всех киношедевров я заниматься не буду, слишком уж список велик.
В общем, в Салеме есть что посмотреть кроме музея ведьм.
Настоящий Салем совсем не похож на ту мрачную историю, ради которой и приезжают в городок многочисленные толпы туристов. За один день город осмотреть можно вполне, неторопливо и обстоятельно. И сонные улицы Салема совершенно сотрут у вас тяжелые и мрачные мысли, оставленные драматической историей салемских ведьм…
Продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм