— Лошадь на велосипеде, плывущая по каналу! — сказал я.
— На велосипеде не лошадь, а зебра! И пусть она тогда будет падающая, как колокольня Старой церкви, — сказала дочь.
— Лошадь на велосипеде, плывущая по каналу! — сказал я.
— На велосипеде не лошадь, а зебра! И пусть она тогда будет падающая, как колокольня Старой церкви, — сказала дочь.
Тремя часами ранее.
О, Амстердам! Вот мы и попрощались с тобой! Люблю тебя, Петра Вильгельма творенье! Хоть и не его, а, можно сказать, народное творенье, да и ладно! Все равно люблю! В этот день мы расстались с уютной квартирой на Виллемсстраат, что в Йордане, с каналами, велосипедами и дождливо-романтическим настроением. Нас ждало неизведанное: Делфт, Роттердам и дальше Бельгия — Брюгге, где мы и собирались залечь на дно.
О, силы небесные! Какое же благодарное чувство переезда внутри путешествия! Глядишь, что-то законченное отложилось в прожитом, страница перевернулась, а за ней не возвращение к зачитанным до дыр московским трудодням, а новый белый лист! Король умер, да здравствует король! Путешествие-то продолжается! Нет, силы небесные, вот это вы очень хорошо придумали! Мы счастливы!
1.1. Делфт. Аллегории.
Я держался за баранку, Аня читала путеводитель, сын спал, дочь делала уроки. Да-да, даже летом. Она ведь у нас комсомолка, спортсменка отличница, активистка и вообще очень деятельная личность. Кстати, оба наших ребенка с нетерпением дожидались двенадцатилетия. Догадаетесь, почему? Если нет, ответ будет в конце.
— Папа, я тут про фигуры речи изучаю. А чем отличается аллегория от метафоры? — спросила дочь.
— Ну, метафора, это когда ты употребляешь слова в переносном значении для пущей выразительность речи. Чтобы усилить впечатления от чего-то прекрасного, например. Типа «пылающий закат», «безмолвная роща» или «круглый дурак».
— Понятно. А аллегория?
— С аллегориями сложнее. Тут нужно для чего-то абстрактного выдумать какой-то конкретный образ. Например, смерть — это баба в капюшоне с косой.
— Какой-то не очень вдохновляющий пример.
— Ну, вот мы въезжаем в Делфт. Делфт — понятие для нас пока отвлеченное. Так вот давай для него придумаем аллегорию.
Делфт встретил нас совершенно по-голландски — каналами и мостами. Только каналы отличались от амстердамских. Прежде всего, тем, что местами они были сплошь покрыты ряской, что твой мельничный пруд. Так и рисовались по берегам плакучие ивы и печалящиеся алёнушки. Но нет, вместо ив и алёнушек по берегам стоял старый город в камне, хорошо сохранившийся со времен Яна Вермеера, любившего живописать его виды. Род приходит, и род проходит, а Делфт пребывает вовеки!
1.2. Делфт. Аллюзии.
Мы взяли часовую экскурсию по каналам. Ведь как писал Пушкин «С воды прекрасен этот город, прекрасен этот город с вод!»
На главной площади повозки с лошадьми катали туристов, а мы, озираясь, задрав головы, любовались широкой площадью, обрамленной старинными домами. С одной стороны она начиналась ратушей, пробегала по разнокалиберным крышам сросшихся жилищ и логично заканчивалась на другой стороне высоченной колокольней Новой церкви. Впечатляюще!
Но не могли же мы пересечь Ратушную площадь, ничего не выпив. Не могли! Поэтому мы посидели за столиком, поглазели на проезжающие мимо запряженные лошадьми повозки и выпили пива — Аня голландского, а я бельгийского (Бельгия-то недалече).
В этот день в Делфте проходила какая-то велогонка местного значения. Плюс в том, что по городу забавно колесил ее (велогонки) талисман — зебра на велосипеде. Минус в том, что некоторые части старого города были огорожены, и многочисленным туристам пройти туда было нельзя. Правильно! Потому что должна быть дисциплина. Без дисциплины все туристы начали бы лазить по деревьям, как обезьяны. Представьте, например, сквер около Новой церкви, а на деревьях сидят туристы безо всякой дисциплины. Думаю, это была бы ужасная картина!
— Падающая зебра на велосипеде? Я думаю, делфтцы обидятся на нас за такую аллегорию. Да и аллегория не должна просто отражать то, что мы увидели. Она должна олицетворять суть того, что мы тут нашли. Ну, например, аллегория правосудия отражает его суть — женщина с весами в руке, потому что судит, и с завязанными глазами, потому что судит беспристрастно.
— Тогда пусть будет прекрасная молодая зебра на старом велосипеде с развязанными глазами и без весов.
— Почему?
— Старый велосипед олицетворяет древность города, молодая зебра-то, что город молод душой, развязанные глаза — что есть много чего посмотреть, а отсутствие весов — что судить тут нечего.
— Хорошо, а почему зебра?
— Потому что я люблю животных!
2.1. Роттердам. Олицетворения.
Чайкой взлетали вверх очертания моста Эразма. Небоскребы за ним скособочились, но не утратили осанки здешних властителей линии горизонта и свысока взирали на суетливо пробегающие внизу суденышки. А суденышки, среди которых были и статные и внушительные, не обращали на нас совершенно никакого внимания и, несмотря на выходной день, озабоченно спешили по своим делам вдоль по Ньиве-Маас.
Набережная приглашала отдохнуть на своих газонах, скамейках тротуарах, и ей было немного обидно, что мы проходим мимо. Не присядем.
Пускай не горюет набережная, что мы выбрали приглашение другой роттердамской хозяйки — архитектуры. Она была не по-голландски молода, очаровательна и современна, хоть и, как все знающие себе цену красотки, немного холодна.
От старого Роттердама, сметенного во Вторую мировую, осталась практически одна только Старая гавань, немножко одинокая, но тоже знающая себе цену. Sterker door strijd! Тем более что людское многоголовье обнаружилось именно за ее уютными солнечными столиками.
Так хотелось посидеть за этими залитыми солнцем столиками, но они, увы, никого уже к себе не приглашали — свободные места уже отсутствовали как класс, и, вняв увещеваниям семьи, я согласился, что отобедать придется в чужеродном Макдональдсе.
А еще именно около Старой гавани притулились знаменитые кубические дома.
2.2. Роттердам. Синекдохи.
Кубическая архитектура. Затейливые сооружения. Выглядят очень футуристически, а насколько они пригодны для комфортной жизни человека? Сейчас в кубических домах расположился хостел, а один дом открыт для свободного посещения за умеренную плату. Вполне жизнеспособные хоромы.
Недавно мы смотрели в кинематографе картину «Интерстеллар». Так вот при посещении Кубических домов неизменно приходят на ум мысли о системе координат, в которой мы обитаем. Может, действительно три измерения — совсем не предел и можно попробовать посуществовать хотя бы в четырех? И вообще можно ли описать этот трехмерный сферический мир линейным способом? Неверное, нечего и пытаться.
Интересно было бы остановиться в этих обителях, но нас уже ждут бельгийские земли. Мы ведь арендовали в Брюгге вот такой домик 17 века постройки и всего-то за 100 евро в день! Об этом в следующем рассказе.
И да, конечно, в конце ответ на вопрос, почему дети с нетерпением ждали именно двенадцатилетия. Конечно, чтобы мочь ездить в автомобиле на переднем сидении!
Примечания
*В произведении присутствует некоторая доля художественного вымысла.
*Пушкин такого не писал.
*В главе про аллюзии цитируется четыре произведения. Найдете их?