В этой статье я расскажу об опыте поездки на своем автомобиле до Болгарии. Решение было принято после неудачной попытки приобретения билетов на чартерный рейс. Вдаваться в подробности этого казуса в данной статье я не вижу смысла, скажу лишь, что основной причиной, по которой выбор пал на наземный транспорт — кризис турбизнеса 2014. Далее постараюсь максимально дотошно и нудно рассказать о маршруте с описанием мест стоянок, заправок, закусочных и пр. Параллельно расскажу о своих впечатлениях, о тех необходимых аксессуарах путешественника, которыми мы пользовались в дороге и которые нам здорово помогли или наоборот остались невостребованными. Я писал этот пост, основываясь исключительно на собственном опыте (то есть без ссылок на чужие посты или информацию с других сайтов), поэтому, если вы не обнаружите в нем каких-то важных моментов, это означает лишь то, что мы не столкнулись с такой проблемой в поездке.
Итак, начнем с исходной информации. Я привожу ее столь подробно для того, чтобы читатель мог спроецировать, «примерить» этот опыт на себя и понять, насколько нижеприведенные сведения будут полезны именно для него.
Транспортное средство: Kia Sportage 2.0 4АКПП, 2009 года с дизельным двигателем. Специльной подготовки не проводилось, перед поездкой прошли плановое ТО с заменой ремня ГРМ, масла и пр. Автомобиль уже с большим стажем дальних поездок — за последний год ему пришлось съездить дважды в Прибалтику и в Крым Из инструмента — балонный ключ, ключ на 10 и отвертки. Забегая вперед, скажу, что машина и в этот раз проявила себя с лучшей стороны, не доставив каких-либо технических проблем в дороге. О требованиях ПДД некоторых стран в части обязательных аксессуаров, которые нужно иметь с собой, я расскажу чуть позже
Экипаж: двое взрослых и двое детей 5 и 12 лет
Дополнительные аксессуары:
— бокс на крышу Mont Blanc на 90 литров. Вещь, с моей точки зрения, в дальней поездке незаменимая, так как сильно высвобождает место в салоне, беря на себя большую часть багажа. Из минусов, пожалуй, стоит упомянуть повышенный расход топлива, который образуется, когда на крыше установлен столь массивный бокс. По моими прикидкам не более 1 литра на 100 км., однако при увеличении скорости до 120 км/ч. расход с боксом растет в геометрической прогрессии.
— навигатор Навитель. Использовался на территории России и Беларуси и в основном в качестве ориентира для определения времени прибытия к границе и оставшегося расстояния.
— навигационная программа iGO для Android. Установлена в телефоне с набором карт в соответствии с маршрутом. От интерфейса программы я откровенно не восторге, он мне чем-то напоминает игры из юношества вроде Сеги или Атари. Но это скорее дело вкуса. А со своей основной задачей — правильно направить в нужном направлении — программа справилась неплохо. Был один эпизод, когда iGO пытался «увести» нас со скоростной трассы, но это скорее издержки обновления самих карт, чем недостатки алгоритма программы.
— навигационная программа Sygic для Android. Программа платная, но есть 7 дней «на попробовать». Причем производитель на этот период предоставляет полноценный продукт без ограничений. Современный интерфейс, хорошие карты, гибко настраиваемая система предупреждений — все это наводит на мысль о приобретении лицензии.
Завершая тему о навигации и средствах ориентирования на месте, стоит сказать, что в дорогу стоит брать минимум два навигатора или использовать минимум две навигационные программы на разных устройствах. Бывают ситуации, когда нужно перепроверить данные или одно из устройств выходит из строя (у нас именно так вышло с одним из планшетов). Следует помнить, что интернет в роуминге — весьма дорогое удовольствие, а значит карты должны быть оффлайновые. Бумажных карт мы с собой не брали и острой потребоности в них не возникло.
Документы и визы:
Документы:
— свидетельство о регистрации на ТС, страховой полис (зеленая карта);
— визы — шенгеснкие или польская транзитная + болгарская;
— страховку уже не в первый раз без проблем мы оформляем онлайн с помощью сервиса Cherehapa. Полисы без проблем принимают в посольствах и визовых центрах.
Связь:
Не первый год в поезках пользуемся трэвел-симками, то есть оператором, который обеспечивает связь на территории практически всего мира по единой цене, которая, как правило, значительно дешевле роуминга. Сейчас таких операторов несколько. Мы пользуемся Гудлайном, аналогичную услугу с недавних пор предлагает Мегафон, есть еще несколько — нагуглить их не составит труда.
Деньги:
Когда едешь через несколько стран, стоит учесть, что в каждой из них своя валюта. Несмотря на то, что большинство из тех государств, через которые проходил наш маршрут состоят в ЕС, евро на момент написания этой статьи используется только в Словакии. Однако необходимость в наличных возникает не так уж и часто. В Европе уже давно в любом киоске есть терминал для оплаты картой. Обычно карточки не принимают в платных уборных и прочих местах, где стоимость услуги эквивалентна 1–2 евро. И все-таки некоторый «НЗ» евро иметь с собой стоит. На АЗС, понятное дело, проблем с безналичными расчетами нет. Мы с собой берем на всякий случай несколько карточек. Лучше, естественно, выбрать банки, предоставляющие возможность снятия наличных без комиссии за границей. Выбор таковых достаточен.
Движение и ПДД:
В принципе, во всем мире действуют одинаковые правила дорожного движения. Но стоит помнить, что в каждой стране есть свои нюансы. И даже в пределах Евросоюза ПДД несколько отличаются, как с точки зрения самих правил, так и с точки зрения наказания за их нарушения.
Если попытаться объединить нюансы ПДД стран, которые планируем пересечь, а это Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, то можно выявить некий набор инструкций, который позволит избежать неприятностей с полицией в дороге. Начнем с «набора водителя», то есть набора аксессуаров, которые нужно иметь с собой и наличие которых может быть проверено дорожной полицией или пограничником:
— аварийные знаки — 2 шт. Второй не на всякий случай, а требование румынских ПДД.
— светоотражающие жилеты — 2 шт. Должны находиться в доступной для водителя зоне.
— апетечка — 1 шт.
— домкрат, балонный ключ, комплект запасных лампочек для фар, комлект предохранителей. Это требование впрочем носит рекомендательный характер, хотя и весьма полезно.
Поехали
Россия — Беларусь
Из Москвы мы выехали примерно в 5:30 утра по московскому времени с полным баком топлива. М1 — достаточно современная трасса. Однако на территории России вы столкнетесь с обилием населенных пунктов, камер контроля скорости, а в Смоленсой области с «живыми радарами» и их клонами из фанеры. Но при равномерном движении от 80 до 110 км/ч встреча с сотрудниками ДПС не грозит. Опыт показывает, что движение с большей скоростью время экономит не сильно, зато обильно расходует топливо и силы. На границе с Беларусью не задерживаемся и лишь переводим стрелки часов на один час назад и заправляемся (топливо в братской республике процентов на 10 дороже). Дорога по Беларуси от границы России до Бреста снабжена разделительным барьером, скорость можно при желании увеличить до разрешенных здесь 120 км/ч. Вот так выглядит знак:
Больше не стоит — камер здесь немного, а вот местная дорожная милиция к российским водителям проявляет особый интерес. Особенно много милиции сразу после границы и в Минской области.
Интересно, что при въезде на трассу нас встречает предупреждение о том, что данная дорога явдяется платной, однако никакой платы никто не взимает, шлагбаумы открыты. Однако дорога действительно платная, но для членов Таможенного союза, если допустимая масса транспортного средства не более 3,5 тонн — проезд совершенно бесплатный.
Заправки на М1, как я уже упоминал, мультивалютные — оплатить топливо можно, в том числе, российскими рублями. Перед польской границей бак заливаем «до полного» ибо дальше цена за топливо возрастает вдвое. На границу прибываем уже во второй половине дня. Пограничные и таможенные процедуры на погранпереходе Долмачево занимают часа полтора. Обычные формальности: паспорта, штампы, открыть багажник и бокс. Поляки дополнительно попросили открыть капот для сверки VIN-номера.
Польша
В Польше плата за дорогу не взимается, во всяком случае на тех трассах, по которым довелось ехать нам. Качество покрытия можно оценить на 5 и даже 5+, однако средняя скорость передвижения по Польше можно сказать самая низкая — обилие населенных пунктов с разрешенной скоростью 50 км/ч. Полиции на дорогах мы не встречали, но камер вполне достаточно. Стоимость топлива — средняя — около 1,3 — 1,5 евро за литр. Наш путь пролегал от пограничного пункта Долмачево до города Жешув. В этой связи не могу не порекомендовать отель, в котором нам довелось остановиться — Гостиный дом Эла. Нельзя это место назвать отелем, но и хостелом тоже. Просторный апартамент со всеми удобствами. Расположение также очень удобное, как раз для остановки на «евромаршруте». Есть просторная парковка, что для центра города можно признать роскошью. Из Жешува отбываем рано утром и прямо со стоянки выезжаем на трассу в сторону Словакии.
Словакия
Самый важный момент при въезде в Словакию — купить виньетки. На границе с Польшей есть небольшой пункт, где можно приобрести виньетки и для проезда по Словакии и по Венгрии.
Выглядит она вот так (для легкового нужна та, что слева):
Словцкую виньетку нужно приклеить в верхней правой части лобового стекла. На руках у вас останется небольшой купон, который нужно возить с собой. Через пару километров после границы дорожная полиция уже ждет вас, чтобы проверить, знаете ои вы местные правила с точки зрения скоростного режима и купили ли вы виньетку. Дороги, на которых движение без виньетки запрещено обозначены знаком:
Столь значительное время я уделяю теме виньеток, так как штраф за их отсутствие может здорово подпортить отдых (Штраф за движение по автомагистралям без виньетки от 10 до 50-кратного размера стоимости месячной виньетки-то есть в нашем случае от 140 до 700 евро). Однако плата за дороги взимается явно не просто так. В Словакии, наверное, лучшие дороги из всех тех, по которым нам довелось проехать. Населенных пунктов немного. Огорчила стоимость топлива — евродизиль — 1,7 евро. Это, пожалуй, рекорд. Так что лучше заправиться в Польше и, проехав Словакию, в следующий раз остановиться на дозаправку в Венгрии. В Словакии, однако, есть и свои плюсы. Например, то, что страна находится в зоне евро. То есть, если у вас собой есть эта валюта, то менять что-то на местные деньги ничего не потребуется. Впрочем встречаются вещи, которые нам показались весьма странными. Например, стоимость посещение WC на АЗС Agip обойдется…. в 4 евро. Чем обусловлена столь фантастическая цена мы выяснять не стали, хотя любопытство одолевало всю обратную дорогу. Скоростной режим и основные правила аналогичны польским.
Венгрия
Как я уже отметил выше, в Венгрии тоже платные дороги и тоже потребуется приобретение виньетки. Однако в отличии от Словакии, клеить на стекло ничего не нужно, важно лишь, чтобы квитанция об оплате была всегда при вас. Венгерская часть маршрута, пожалуй, самая простая. Населенных пунктов почти нет, разрешенная скорость на автомагистрали — 130 км/ч, а почти весь путь протекает как раз по таким магистралям. Цена на топливо вполне стандартная для Европы — 1,3 евро за литр. Дорожной полиции за все время передвижения по дорогам этой страны мы не увидели. Камеры контроля скорости, вероятно, есть, но учитывая скоростной режим на автомагистрали, этот момент кажется не очень актуальным. Стоит также отметить высокое качество дорог в этой стране. И дело не только в покрытии — развязки, съезды с магистралей и пр. обустроены очень удобно, полосы разгона длинные и позволяют комфортно встроиться в поток машин, движущихся на высокой скорости.
Румыния
Румыния не входит в страны Шенгенской зоны, однако передвигаться по стране с шенгенской визой можно совершенно беспрепятственно. Болгарская виза дает право транзитного проезда по стране сроком на 5 дней.
Граница с Венгрией, разумеется, есть, но ее прохождение происходит в упрощенном порядке. Пограничный контроль осуществляется на румынской стороне одновременно службами обеих государств. Так как Румыния член ЕС, таможенный контроль отсутствует. В общей сложности прохождение границы заняло не более получаса.
Для передвижения по скоростным трассам Румынии (а на пути из Венгрии в Болгарию с ними непременно придется столкнуться) также следует приобрести виньетку. Сделать это можно на границе или оплатить виньетку онлайн. Особых сложностей при оплате виньетки через интернет не возникает, скажу лишь, что нужно распечатать счет, который будет выслан вам на электронный адрес сразу после оплаты. Распечатку необходимо взять с собой в дорогу.
Насколько в Румынии суровы штрафы, ровно настолько безбашенно ездят тут местные. Превышение скорости, езда по встречной полосе, обгон по обчине. Одним словом — почувствуйте себя как дома. Вот только дома нет горных серпантинов, а такая с позволения сказать езда на горной дороге опаснее втройне. Каждый второй автомобиль тут Дачия Логан (в России продается под маркой Рено) и каждый первый водитель на нем истинный гонщик Формулы 1 или Наскара.
Мы вполне осознанно выбрали маршрут через Карпаты, чтобы полюбоваться горными пейзажами.
Итак, небольшая экскурсию по знаменитой трассе Трансальпина (Transalpina, DN67C), одной из красивейших дорог Европы, пролегающей через горные перевалы Западных Карпат. Свой путь по этой трассе мы начали после ночевки в небольшом городке Себеш, расположенном в центральной части Румынии. Но прежде чем приступить к покорению горных вершин, решили заехать в замок-церковь Калник (Calnic). Это всего в нескольких километрах от Себеша.