Вот только вернулся из Греции: Крит,
Вот только вернулся из Греции: Крит,
потом Салоники,
Метеоры,
окрестности священной горы Олимп… Как всегда — на машине, по разным дорогам и вновь за плечами почти 3000 км, как когда-то в Португалии и испанской Андалусии. Интересно получилось, спешу поделиться!
Ну, поехали…
Аренда автомобиля. Вновь пользовался сайтом economycarrentals.com — спасибо подсказкам туристеров! Прежде особых проблем не было. Хотя, может, стоит и задуматься. При заказе необходимо сразу же оплатить некую сумму, в моем случае, стоимость аренды на Крите по ваучеру составляла 118 евро, которые надо было заплатить непосредственно рентной компании уже на месте, а вот еще 41 евро, как понимаю, ушли сайту за его услуги по подбору автомобиля. Тем не менее, меня такой вариант вполне устраивал, так что… Единственный момент — уже списав эти 41 евро, я задумал переменить машину на чуть более мощную, однако, как оказалось, для этого фактически надо было отменять действующий заказ и делать новый. В общем, решил ничего не менять.
Вместе с тем, как это иногда бывает, сотрудница известной и широко распространенной компании «Энтерпрайз», в критском аэропорту Ханья, мило улыбаясь, внятно пояснила мне, что моя страховка покрывает только 600 евро ущерба и поэтому они мечтают блокировать у меня каких-то 1300 евро на всякий пожарный случай. Она была полностью согласна с моим встречным утверждением, что сайт гарантирует отсутствие каких-либо дополнительных платежей, но порядок есть порядок. Так же, как всегда в подобных ситуациях, имеелся другой вариант: приобрести у них дополнительную страховку от всех неприятностей, за всего лишь 52 евро на полных 8 дней нашего обладания их замечательным авто. При этом блокируемая сумма существенно снижается — до 200 евро. Да, и еще! Сохранность колес и стекол остаются на моей совести, точнее на кошельке. Классика жанра как говорится! Спорить я малодушно не стал, но насторожился. Дальше меня весьма удивило, что другой сотрудник, показавший нам машину, стал очень внимательно ее осматривать на предмет наличия повреждений, даже фотографировать отдельные места. Тут уж и я подошел к аппарату более тщательно. Водительское переднее колесо было приспущено, к тому же на нем имелась наружная(!) латка в полуобморочном полуоторванном состоянии. Я уже лет 20 такого не видел, если честно. Машину они мне таки заменили, но на все про все у нас ушло около часа. В баке бензина не хватало на одну черточку (из 10-ти, потом специально пересчитал), вот с таким количеством топлива мне ее и надо было вернуть. Полная Греция, одним словом, понял я!
Досталась мне «Сузуки Сплеш» с движком 1,2 бензин, понятно, на механике.
Год рождения 2012-й, пробег 56000 км. Обычно, приличные прокатные компании от таких уже избавляются. Ну, что сказать об этом чуде японского автопрома венгерской сборки? Ее именуют городским автомобилем с расходом в пределах 5–6 л на 100 км пути. У меня вышло 6,6 по финалу, но я-то наездил 1800 (!) км, причем по горам-серпантинам и особо с ней не церемонился.
Идешь порой ввысь к самым облакам и на второй передаче
держишь скорость 60 кмч. Спускаешься вниз — честно тормозишь двигателем, тормоза предательски начали скрипеть где-то через 400–500 км.
Хотя, когда освоился, в принципе машинка серьезных проблем не составила.
Надеюсь, сотрудники «Энтерпрайза», которые, кстати, вот уже 2 недели так и не разблокировали мне те самые 200 евро, мало читают материалы Туристера, поскольку их славную «Сузуки-Сплеш» мне довелось немного поцарапать. Увы, бывает! Плюс, чтобы жаба потом не замучила, опытным путем рассчитал, что одна черточка на датчике топлива убывает где-то после 80 км движения… Впрочем возврат машины, на мое удивление, произошел без сучка и задоринки, ну и ладно!
Замечу, что изучая материалы по Криту на нашем сайте, я обнаружил немало положительных отзывов на тему аренды авто у непосредственно местных компаний, коих действительно по всему острову мерено-немерено, может мой пример нехарактерен, но у меня получилось именно так.
Зато в аэропорту Салоник всё было совсем по-другому. Точнее, так как и должно быть в нормальных прокатных конторах. АвтоЮнион встретил нас с табличкой и звонком на мобильный. Быстро загрузили нас и вещички в приличный минибус, довезли, оформили, дали «Ниссан-Микру», пусть тоже с объемом 1,2, но это совсем другая машина!
Новенькая, пробег 1200 км, резвая, куда более удобная и даже более вместительная. Остался очень доволен. Никаких доплат и блокировок, полный бак и полная страховка. Гуд лак на прощание и мы поехали. Процесс сдачи занял 5 минут и это при том, что мы забыли там компьютер, а они успели его найти и нам вернуть. Увы, такое тоже бывает! На спидометре у Ниссана добавилась еще 1000 км, но для него пока это мелочи…
Бензин. Тут все грустно, конечно! Бензин на Крите был в среднем 1,75 евро. Дизель где-то 1,4. Разок видел шелловскую заправку с ценой 1,69, это на востоке в районе Агиос-Николаос, разок 1,94 где-то в горах по пути на южную сторону, к Матале. Надо заметить, что оплатить карточкой топливо удается не везде. Точнее, совсем мало где! Вообще, заметил, что наличные в Греции в очень большом почете и вряд ли это вызвано технической отсталостью. Вопрос, полагаю, глубже: а нафиг надо нам платить налоги, если заграница, в лице ЕС, нам и так поможет.
В греческой Македонии в районе Салоник было за радость заправляться за 1,61. Вот как-то так!
Дороги. На Крите самая правильная дорога одна — Е75 от Ханьи до Ситии. Ее еще именуют новое национальное шоссе (New National Road). Проехал ее полностью: сначала из Ханьи в Херсонисос к отелю, потом назад, затем вперед до Ситии, даже дальше и так еще пару-тройку раз. Нормально! Надо только учесть, что Крит — не Тенерифе, тут из одного конца острова в противоположный конец за 250 км выходит! На многих участках дорога имеет по два ряда в одном направлении, надежные ограждения,
хорошие съезды,
места остановок и отдыха, приличные заправки. И она не так извилиста как большинство других, плюс перепад высот (местность там все-таки гористая!) достаточно сдержанный. Есть, конечно, затяжные подъемы, соответственно и затяжные спуски, но всё очень аккуратно. Отдельная песня — отличные развязки. Тут ничего не скажешь! Грамотная разметка, информативность указателей, обязательно продублированных латиницей, понятность дорожных знаков — это вызывает уважение и не создает никаких проблем.
Параллельно ей лежит старая дорога. Таблички «Old road» встречаются достаточно часто, иногда она более живописна,
поскольку проходит через деревеньки или вдоль моря.
Покрытие там в целом тоже весьма хорошее, как и разметка,
но надо понимать, что в основном она однополосная, с длительными участками где не просто запрещен обгон (греки на это обстоятельство обращают мало внимания!), а просто нереален.
Ну, а как понадобится съехать с генерального направления, то будьте внимательны и терпеливы! Если GPS вдруг вам выдает, что расстояние в 57 км вы преодолеете за 1 час 14 минут, то вопрос не только в ограничении скорости на всем протяжении пути, а в том, что какие-то обстоятельства помешают вам держать хотя бы 90 на спидометре.
Это скорее всего горная дорожка с серпантином.
Порой совсем без ограждения. Так что, не летай, если не хочешь воспарить на мгновение над ущельем!
Я, конечно, не бог весть, какой профессионал. Однако, думаю, опыт кое-какой имеется. Еду вверх на той передаче, на которой вытягивает машина, а потом на такой же уклон вниз стараюсь держать ту же передачу…
И еще — виды вокруг просто закачаешься!
Тут ничего не скажешь. Загляденье.
Лучше остановиться, да осмотреть их где-то на площадке…
Ну, и спускаясь вниз по узкой дорожке, надо бы уважить того, кто пыхтит и тужится поднимаясь наверх тебе навстречу, тебе уже легче, а ему еще пилить и пилить!
Дороги центральной части Греции будут получше чем на Крите. Отдельный глубокий респект трассе Е90 или № 2. Мы проехали по ней от Салоник и до Янины. Прекрасный автобан, вполне на уровне немецкого, но в горах! С большим количеством тоннелей, правда, платная. Положа руку на сердце, деньги очень небольшие и за такую красоту, такие тоннели — ни капли не жалко. Дорога на Метеоры
Греки (и не только они) на дороге. Стиль вождения местных жителей, конечно, воодушевляет! Как уже заметил, знаки «обгон запрещен», ограничения скорости, двойная разделительная в Греции в общем-то сделаны явно просто по требованию ПДД, согласованному с ЕС. Ну, чтоб всё было как у людей. Для отмазки или ради получения очередного транша из Брюсселя для возведения/ ремонта еще одной дороги (ох, какие деньги поднимаются правильными людьми при строительстве и ремонте!). На эти мелочи никто внимания не обращает. Едут как могут и умеют. При этом на дороге имеется и дорожная полиция. Встречается не то чтобы часто, но достаточно регулярно. А уж «скворечники» фоторадаров — так вообще постоянно. Я по началу, как-то уважительно к ним относился — в смысле к знакам и разметке. Ну, кто его знает, может тут мой залог в 200 евро и спишется письмами счастья на прокатную компанию? Куда там! Вот знак «фоторадар», вот знак «70», честно держу скорость, а меня уверенно так обходит местный фермер (прокатные авто от местных отличить очень просто) и не менее уверенно ускоряется. А вот и будка радара, он стреляет тебе в спину. Абориген не проявил к нему абсолютно никакого уважения! Скажу честно, не понял. До тех пор пока не увидел, что объектив одного из «скворечников» заклеен скотчем. Вот молодцы! Уважаю!
На дорогах с широкой асфальтированной обочиной, основная масса водителей держится этой обочины. Порой, просто уходя за сплошную линию разметки. Нагоняющий уверенно обходит через двойную — и нет проблем. Значит, так тут принято, понял я. И, скажу честно, уже на второй-третий день с чувством оскорбленного достоинства обходил «чайников» (прежде всего, понятно, на арендованных машинах), которые дисциплинированно соблюдали правила дорожного движения.
Думаю, меру все-таки знать надо, хотя бы в плане понимания возможностей той машины, которая тебе досталась. Целее будешь!
Картина примерно одинакова, что на Крите, что в центральной части Греции.
Обязательно замечу — взаимоотношения на дороге в целом достаточно доброжелательны и неагрессивны, хотя они и гоняют порой от всей души, как говорится. Мне там передвигаться за рулем все-таки больше понравилось.
Парковка. Это тоже очень грустная история! Вот для чего хороши эти «городские авто» — можно найти пятачок и вклинится туда заняв полтора квадратных метра.
Ираклион или Ретимно на Крите, со своими проблемами отдыхают на фоне центральной части Салоник! Вот где надо проявлять в полной мере и смекалку, и внимательность, и глазомер, и реакцию! Все лучшие охотничье-боевые качества личности во имя удачной парковки.
В Салониках мы пытались вечером пристроить «коника» возле нашей гостиницы в самом центре города. Вижу — узкая пешеходная улица. Ну, поставил туда — люди пройдут-обойдут, включил аварийку, заглянул на ресепшн. Прошло минут пять, парень там говорит, типа, мы вам рады, вот ваш ключик, спрашиваю его, как с парковкой? Он в ответ — и где ваш кар? А слышу — сигналят с улицы что-то часто, отвечаю — вот перекрыл пока тротуар, он бегом на улицу и меня тянет. Ну, точно, со стороны пешеходки стоит 4 машины и сигналят как не в себя! Я им перекрыл выезд по пешеходной дорожке! Правда, как дал им проехать никто из них не бросился ко мне уточнять жмут ли мне зубы или пробовал ли я бейсбольную биту… Дикий народ, одним словом.
Надо отдать должное, он поставил меня во второй ряд на узкой улочке, нарисовал на бумажке пару слов на греческом, написал свой номер телефона, предложил мне пока выпить пивка в баре, а как один его друг будет уезжать, пристроить меня на его место. С алкоголем в Греции я знал — 0,5 промилле, там в сувенирных магазинах везде предлагают попробовать вино или местную водку — раки, но мне это не нравится, пришлось ожидая своей очереди на парковку давиться грецким кофе… И на самом деле, минут через 15 помог мне припарковаться на место его друга!
Питание на дороге. Как и везде: кафе и рестораны, а в Греции таверны, бывают самые разные. Как повезет! Можно заметить пункты общепита предназначенные сугубо для туристов. Туда возят экскурсионные группы и жизнерадостный гид честно рассказывает как тут или там замечательно и уникально готовят, честно отрабатывая свою премию от рестораторов. Мне всегда нравятся рестораны, предназначенные для всех и прежде всего для местных жителей, проживающих в округе. Возвращаясь из Пещеры Зевса мы заглянули сначала в одну таверну, прямо возле достопримечательного места, потом другую, там на нас просто ну, вообще никак не среагировали официанты, хотя мы прождали с четверть часа, конечно, мы собрались и ушли. Настроение было не очень, но голод — не тетка. На развилке возле деревентки Пинакиано (Pinakiano) eвидели заведение с редким и необычным названием:
и так нам там понравилось… Впрочем об этом позже и поподробней. Вот таким получился результат нашей встречи —
. Ищите хорошие места и… обрящете, как говорится!
Подводя итог своим поездкам в самых разных местах Греции, замечу, ездить там можно и нужно. После наших дорог каких-то особых проблем я там не увидел!
Понимаю… Я еще не ездил в Индии и ЮВА…