Сегодня сложно писать о безмятежных впечатлениях отпуска. Трудно постольку-поскольку, как известно, «наши люди на такси в булочную не ездят». А эта поездка состоялась как раз в то время, когда рядом с нами разворачивались трагические события начала войны на юго-востоке Украины. И вроде бы аморально и не этично делиться своими радужными впечатлениями в подобной обстановке.
Но это память, поэтому прежде всего для себя размещаю этот отчет.
А еще потому, что понимаю, что мое эмоциональное восприятие той поездки было обусловлено отчасти и тем, что я по другому, чем сейчас, воспринимал людей, в гостях у которых я побывал. Я видел их улыбки и считал их искренними. Я наивно предполагал, что принцип участия с их стороны никак не обусловлен коммерческой стороной вопроса. Теперь, благодаря их реакции на события в приграничной с Россией территории, я отчетливо понимаю, что заблуждался. Поэтому также осознаю, что уже никогда, выезжая в Европу, не получу тех эмоций, что раньше…
Итак, вот он — долгожданный отпуск. Тот самый, мечтать о котором, и, соответственно, планировать проведение которого, я начал едва ли не за год до его начала. Впереди авиаперелет в Вену, получение машины, заранее забронированной в Europcar на 18 суток, а далее поездка по маршруту:
Часть I.
День первый 26.05.14 г.
Ночной вылет из Домодедово. Мы трое, не спавшие, слегка поеживаемся в теплой майской ночи, садясь в самолет; младший член нашей тургруппы — Машуня — после короткого сна на даче не показывает признаков усталости, бегает волчком вокруг, задает вопрос за вопросом. А почему самолет такой маленький? (Летим авиакомпанией Niki, самолет крошечный, наверное, А320, перед фюзеляжа украшает граффити в виде толстенькой мухи — эмблема авиакомпании?) Несмотря на размеры, этот Вж-жик вполне комфортно и быстро доставляет нас в Вену. Вот вам и бюджетная компания! Рассадка двухместная, расстояния между креслами огромные, кормят вполне нормально. Цена билетов за четверых, Москва — Вена — Москва, 30541 руб., включая страховку от невыезда (куплены за полгода).
В аэропорту Швехат, получив багаж, плетемся по указателям к стойкам «Rent a car». На пол пути зависаем на скамейке — раннее утро, до открытия офисов еще 1,5 часа.
Находим стойки Europcar без проблем, по брони выдают ключи от машины. Бронировали Audi A3 удлиненный хэчбек (or similar), ключи дали от similar — Volkswagen Tiguan. Зарезервировали 1500 евро.
Что ж, Tiguan так Tiguan, ретируемся и едем в первый пункт нашего путешествия — Шенбруннский зоопарк.
Зоопарк встречает нас истошным воем волков. Посмотреть безусловно есть что, территория довольно большая, какое-то время смотрим представление с кормлением котиков и моржа. Но нами (взрослая часть тургруппы) движет желание объять необъятное, дети подчинены этой цели, и, пробежав галопом зоопарк, мы устремляемся в Шенбрунн. Смотреть парк и дворец! И тут нас, изрядно подуставших, ждет разочарование: Шенбрунн готовится к какому-то театрализованному действу. Кругом красные ленточки — осторожно, ведутся работы. Возводят трибуну для зрителей, ставят стойки с освещением и т. д., и т. п. В общем, никакой целостности картинки, как ни пристрайвай фотоаппарат, все равно кадр чем-нибудь, но будет испорчен. И ко всему этому — полуденное солнце стало изрядно припекать. В результате решаем идти обедать в ближайший NordSee, а после возвращаемся к машине и едем в отель.
После пешего похода и сытного обеда машина кажется гораздо комфортнее, чем при приемке: довольно просторная, не шумная. Отель Europahaus Wien встречает нас парковой зоной и уютом двух современных смежных номеров (двухместных). Здорово! Размещаемся и вываливаемся, чтобы отовариться продуктами в супермаркете. К счастью, он рядом. За импровизированным ужином в одном из номеров вспоминаем, как прошел день.
День второй 27.05.14 г.
Сегодня мы без машины. Позавтракав в отеле, оставляем машину на парковке в отеле и отправляемся покорять Вену на общественном транспорте. В 100 м от нас — конечная трамвая № 49 — остановка Hütteldorf. Здесь же — ларек «Tabak-Trafiken», в котором приобретаем проездные на все виды транспорта на 24 часа: 7,10 евро с человека (Машуня бесплатно). Ехать нам до конечной минут 40, зато попадаем в самый центр Вены — остановка Dr.-Karl-Renner-Ring, отсюда пять минут ходьбы до Хофбурга.
На Хофбург есть планы. Небольшой любитель музеев, я собирался посетить единственный в поездке музей — сокровищницу Хофбурга. Находим вход в сокровищницу сразу (внутренний двор, проход к которому через шведскую арку). И тут не задача. Мы по вторникам не работаем! Значит, музеев в нашем турне не будет.
Идем в Фольксгартен — парк роз. И вот здесь уже среди аллей из штамбовых роз, цветущих всеми цветами радуги, восторгаемся и восхищаемся по полной!
Далее бредем к Ратуше. Та же картина, что и в Шербрунне: все фасады завешены рекламой какого-то предстоящего действа, внизу собирают деревянные трибуны, из-за всего этого безобразия архитектура не просматривается! Идем дальше к церкви Обета (Votivkirche). Здесь с определенного ракурса можно отснять красивый кадр, но часть фасада скрывают леса — идет реконструкция.
Ныряем в метро Schottentor, чтобы с пересадкой на Volkstheater добраться до Stephansplatz и осмотреть Собор Св. Стефана.
Знакомство с Венским метро неизгладимых впечатлений не оставляет. Электрички хорошие, народа не много, информативность благодаря электронным дисплеям в вагонах исключительная. Прикольно то, что для открытия дверей на станции нужно дополнительно нажимать кнопку на двери вагона. Турникетов нет. Сами станции убогие, темные. Бетон перекрытий станционного тоннеля Schottentor никак не задекорирован отделкой, видны потеки бетона при заливке, сам бетон просто окрашен в черный цвет. Ну да это мелочи. Главное — вид транспорта удобный.
Итак, мы на Stephansplatz. Выходим прямо у собора. Где оно — величие Венской архитектуры? Ожидания, ожидания…
Темный, почти черный, завешенный на две трети маскировочными сетками и закрытый лесами, собор никакого впечатления не производит. Места перед собором, достаточного для осмотра всей композиции одновременно, попросту нет. Название — площадь Stephansplatz — есть, а самой площади — нет. Позже, в парке Миминдус в Клагенфурте, мы увидим копию этого собора. Так вот, копия выглядит значительно лучше, главным образом потому, что в силу меньших размеров и благодаря наличию места для осмотра, позволяет целостно оценить задумку архитекторов! Проходим внутрь собора. . Знакомство состоялось. Небо заволакиевает тучами, солнечные с утра пейзажи сменяются иссиня-черными картинками, гармонично дополняющими мрачный собор.
После обеда ныряем в метро и едем до Vorgartenstraße. Наша цель — Мексикоплатц и грандиозный собор на этой площади — Церковь Франциска Ассизского (известная также как Kaiserjubiläumskirche и Mexikokirche). Вот этот храм постройки начала XX века действительно красив, органичен и величественен.
При очень скромном внутреннем убранстве поражает своей законченностью даже в мелочах. В общем понравился очень и очень, и это несмотря на то и дело срывающийся дождь, заставляющий прятаться под укрытиями. Здесь же, рядом, в пешей доступности — мост через Дунай. Знакомимся с Дунаем.
Обратно к Vorgartenstraße бежали под проливным дождем. Вскочив в метро решили закончить день по погоде: доехали до Neubaugasse, дошли до парка Эстерхази (Дом моря). Здесь в помещениях Дома моря и провели часа полтора, рассматривая живые экспонаты. Машуня несколько раз пугалась и пыталась в панике бежать, когда над головой неожиданно проносились летучие мыши. В целом, понравилось.
С закрытием экспозиций Дома моря побрели домой и мы, благо наш трамвай № 49 останавливался совсем рядом. Еще раз имели возможность оценить, сколь удобен здесь общественный транспорт. Промежуток в движении минимальный, ждать трамвай снова не пришлось — подошел сразу. Народу не много, ехали сидя. Остановка трамвая расположена по отношению к рельсам таким образом, что когда трамвай подходит и открывает двери, платформа трамвая оказывается точно в уровне платформы остановки.
Добрались быстро, зашли в магазин за продуктами — далее ужин и… осознание того, что закончился второй день отпуска.
День третий 28.05.14 г.
Сегодня покидаем Вену и наше пристанище в Europahaus Wien.
На пути в Венецию у нас будет промежуточная остановка в Граце (Две ночи в отеле и один обзорный день). На маршруте до Граца — туристические достопримечательности, и первая остановка — замок Лихтенштайн (Тот, что к югу от Вены рядом с коммуной Мариа-Энцерсдорф). Подъезжаем, смотрим … и решаем не посещать. Те замки, что видели раньше в Баварии, Шварцвальде и Баден-Вюртенберге (2013 г.), глянулись больше. Особенно разительно сравнение с одноименным замком в Баден-Вюртенберге близ Штутгарта. Там светлая сказка, здесь — нечто бесформенное и темное. Хотя вроде бы Лихтенштайн — в переводе — светлый камень. В итоге, с девчонками выскакиваем на минутку, ради кадра на фоне…
Далее по маршруту — крепость Форхтенштайн. Не доезжая, с дороги открывается «открыточный» вид на крепость, расположенную на высоком скальном массиве.
Паркуемся, заходим на территорию. Все по взрослому: массивные башни из камня, глубокий оборонительный ров вокруг, подъемные ворота. Четко усматривается оборонительное назначение, да и ряд пушек на лафетах при проходе на территорию красноречиво напоминает о прошлом. Покупаем билеты внутрь и… Сопровождающий открывает нам двери замка и показывает направление осмотра… Вперед, вы одни, вам никто не будет мешать.
Бродим по замку в полном одиночестве. Нечаянно оброненное слово эхом возвращается из соседних залов. Я вспоминаю про привидения и Настена начинает причитать, что зачем, мол ей и без того страшно. Кругом оружие, чучела зверей — трофеи знатных охотников. И портреты, портреты, портреты… Это портреты знатных представителей княжеского рода Эстерхази. Ведь крепость (замок) и сегодня принадлежит семейству Эстерхази и является сокровищницей семьи.
Подозрение, что эти портреты могут быть новоделом, рассеивают многочисленные камеры, подглядывающие за вами вместо привидений. Также вся музейная обстановка (например витрины из очень толстого стекла) говорят в пользу того, что все артефакты настоящие. Впечатление от просмотра — самое лучшее. Это один из лучших замков, виденных нами. Нет новодельности, присущей скажем разрекламированному Нойшванштайну. Нет кукольности обстановки. А то, что ты оказываешься в интерьерах замка в полном одиночестве, усиливает эффект путешествия во времени.
Из Форхтенштайна едем в монастырь Chorherrenstift Vorau. Дата заложения построек монастыря на месте существующего монастырского комплекса — 1163 г. Сам комплекс впечатляет, как размерами, так и красивой архитектурой. Церковь внутри — вся в позолоте, богато расписанная. После того, как на территории монастыря наконец-то находим хорошо замаскированный туалет, указатели к которому отсутствуют, оцениваем для себя этот комплекс на твердую пятерку.
И … едем дальше.
Впереди — разрекламированный в интернете, как один из самых красивых, замок-сад GARTENSCHLOSS Herberstein. Покупаем билеты, заходим.
Какой-то винегрет из смеси аттракционов с детской дворовой плошадки, построек сельского двора с вольерами для домашних животных, садовых композиций, клеток с дикими животными и пр. Нагромаждение непонятно чего. Кое-как отыскиваем сам замок. Обычно замки располагаются наверху по рельефу местности, здесь к нему приходится спускаться. Состояние строений — «аховое». То тут, то там куски отваливающейся штукатурки, в черепичной крыше — откровенные дыры. Все заперто — внутрь не попасть.
Общее впечатление — набор абы чего, чтобы оправдать входную плату. Последняя — небольшая, поэтому и сам набор — соответствующий.
Вприпрыжку бежим обратно к машине. Время уже 17–00, а хотелось еще посмотреть замок Ригерсбург. До него чуть больше 30 км. Едем… и приезжаем точно к закрытию. Он расположен высоко на горе, подъемником уже не воспользуешься. С Машунькой вдвоем поднимаемся на холм у подножия скалы, на вершине которой находится замок. Отсюда открывается лучший вид на замок. Фотографируемся.
На этом программа осмотра достопримечательностей на сегодня закончена. Спускаемся и едем в отель Reif — Urdlwirt, который расположен недалеко от Граца. Добравшись, размещаемся в отеле: сам отель приятный, весь в цветах, у нас первый этаж, небольшой хорошо обставленный номер. Пьем чай и идем гулять по окрестностям. На удалении 200 м обнаруживаем двор, в котором плетистая роза увила стену здания на высоту 7 м. Даже в сумерках видно, что оштукатуренная белая стена вся полыхает от обилия красных роз. Возвращаемся в отель с намерением начать утро завтра с осмотра этого двора и ложимся спать…
День четвертый 29.05.14 г.
День посвящен Грацу и его окрестностям.
Сначала осматриваем расположенную в 30 км от отеля церковь Св. Барбары в Бернбахе (работа Хундертвассера). Веселая работа, интересные формы, сочетания цветов.
Отсюда устремляемся в Цистерцианский монастырь Райн (Stift Rein). Дороги всего-то 28 км. Но какая это оказывается дорога! Узкая, практически в одну полосу, ныряющая постоянно в лес и выныривающая из леса, с соответствующими световыми перепадами от ярко освещенных участков до иссиня-теневых, с крутыми поворотами и, главное, идущая вдоль приличных уступов, граничащих с ущельями. Жена возмущается: ты должен был маршрут предварительно отсмотреть на карте рельефа!
Дети сзади увлечены: Машуня мультиком в IPADе, Настя спит глубоким сном под музыку в наушниках. Соответственно, их крутые уступы и повороты не беспокоят. Также незамеченными для них остаются и олененок, выскочивший прямо перед машиной на дорогу, и косуля, мирно щиплющая травку в стороне от дороги.
На одном из луговых участков тормозим — по обочине дороги маки. Машунины фото здесь — одни из лучших за поездку.
Едем дальше и когда до монастыря остается километров 5, Наталья начинает причитать, чтобы я разворачивался. С опаской и осторожностью преодолеваем километр, дальше дорога расширяется, здесь уже есть место и для маневра, и для езды на скорости.
Наконец, мы у монастыря. Комплекс внушительный, в отличном состоянии, несмотря на то, что даты основания отсылают нас в 10 век. Церковь светлая, красивая, как внутри, так и снаружи. Судя по внутренним дворам с садами, монахи здесь живут и поныне.
В машине перекусываем на скорую руку и едем в дворцово-парковый комплекс Эггенберг. Здесь много времени уходит на пеший променанд от бесплатного места парковки у тыльной стороны парка, где я оставил машину, до входа в парк (Своих я заблаговременно «выбросил» у входа). Наконец, билеты в парк куплены, и мы в парке. Парадная дорога к дворцу. Вдоль нее огромные катальпы и тюльпановые деревья, цветущие необыкновенными, крупными одиночно расположенными цветами. У дворца — павлины, топорщащие веерами хвосты и истошно орущие. В общем, все атрибуты дворцовой роскоши присутствуют.
Сам дворец благодаря идеям, воплощенным в архитектуре, сплошная аллегория на тему «утекающего» времени: четыре боковые башни символизируют времена года, 52 комнаты — количество недель в году, 24 служебных помещения — количество часов в сутках. Вроде бы, во дворце ровно 365 окон — по числу дней в году.
Отсюда едем в Грац. Паркуемся на платной подземной стоянке в центре. Выходим наверх… и мы потерялись. Наверное, около часа ищем «знакомые» места с карты на местности. Наконец, находим и первым делом идем в NordSee обедать (или ужинать?). Потом променанд по центральной улице и подъем к башне с часами на лифте. Обратно вниз пешком.
Знакомство с Грацем будем считать состоялось.
Возвращаемся в отель Reif — Urdlwirt и идем гулять. Уже смеркается. Поодаль обнаруживаем интересное строение: на возвышенности расположился небольшой дворец, вместо ограды — трава по пояс. Любопытство берет вверх — по траве пробираемся к строению: аккуратное, жилое. Перед ним разбит цветник и работает небольшой фонтан с подсветкой. И вдоль фасада стоят статуи, видимо, не видевшие реконструкции со времен войны: потемневшие, с отсутствующими фрагментами.
За строением спрятались дворовые постройки. Видно, что средств на их содержание у владельца нет: когда-то шикарные строения в несколько этажей стоят с заколоченными окнами и провалившейся крышей. Вот такой образчик современной беспроблемной в нашем понимании зажиточной Австрии. В потемках возвращаемся в отель — все, всем спать.
День пятый 30.05.14 г.
Сегодня знаковый день. Мы должны покинуть Австрию и преодолев 450 км въехать в регион Венето, Каваллино-Трепорти и остановиться в деревне с красивым названием Пунта Саббиони. А по дороге осмотреть интересные места.
Первое из них — замок Гохостервитц. Преодолев свыше 100 км увидели над дорогой парящий среди облаков замок. Вид был абсолютно потрясающий, поэтому припарковав машину на «отпочковке», выскочили фотографироваться.
Подъехав к замку, взяли билеты наверх на фуникулер. Обратно было решено спускаться пешком. По информации из интернета замок ввиду своей неприступности (14 оборонительных башен на разных уровнях) никогда не был в руках захватчиков и потому дошел до нас в неизменном виде. Что ж поверим, что среди построек этого замка сохранились и те, первые, которые были построены к 860 г, когда впервые информация о замке попала на рукописные скрижали. Мы же доверились качеству старинной постройки и немного попозировали на балкончике, нависающим над пропастью, откуда открывался захватывающий вид на долину. Также посетили музей внутри верхнего строения крепости.
Отсюда наш путь лежал в Миминдус. Такое «непристойное» название получил парк миниатюр в Клагенфурте, в котором воссозданы в определенном масштабе самые значимые архитектурные сооружения мира. Парк оставил наилучшие впечатления, несмотря на то и дело срывающийся небольшой дождик, который заставил нас двадцать минут просидеть на корточках под какой-то трибуной, а также то обидное обстоятельство, что среди всех образчиков мировой архитектуры Россию представлял единственный экспонат — Собор Василия Блаженного (в то время как, скажем, Украину представляли два экспоната).
Все, с Миминдусом ознакомительная часть по Австрии была на время закончена и мы взяли курс на Италию. 56 км до границы преодолели быстро. На границе тоже не пришлось останавливаться. Дальше пошли горы и один за другим бесконечные туннели. С преодолением горной гряды въехали в Венето и увидели пейзажи русской глубинки. Березовые рощи меняли какие-то болотца, поросшие камышом. То тут, то там попадались ивы.
Когда добрались до береговой части Венеции, пейзажи поменялись. Стали преобладать роскошные итальянские сосны, появились пальмы, агавы. Удивило обилие брошенных, когда-то роскошных, коттеджей.
Так, вращая головами, проехали часть пути и неожиданно встряли в стоячую пробку. Впереди авария, кружил вертолет, видны были проблески сигнальных сирен службы спасения.
Спустя полтора часа подъехали к отелю B&B Marechiaro. Неправильные координаты, указанные на booking.com, были заблаговременно уточнены мною сверкой с картой. В результате подъехали прямо к воротам… Шикарное место. Под кронами сосен. В 100 м от моря (правда, портовой его части, куда доступа с целью «покупаться» быть не может). В уединении. В 800 м станция вапаретто — морского трамвая — и на нем 20 мин по воде до Сан Марко.
Звоню в калитку. Тишина. Нас не ждут?! Звоню по телефону в брони. Длинные гудки.? Откуда-то со стороны подходит парень. Объясняемся больше жестами. Понимаю, хозяин нашего пристанища, его дядя. В результате розыскных мероприятий заспанные хозяева выходят из дома. Оказывается, полгода назад я написал им по электронке, чтоб раньше 22–30 нас не ждали. Вот нас и не ждали. Время то едва перевалило за 20–00.
Размещаемся. Отдельный вход. С улицы попадаем сразу в маленькую комнатку (с одной двухспальной кроватью и одной двухярусной). Далее крошечная прихожая с холодильником, шкафом и чайником, и вход в душевую. Живем!
Отправляемся в пиццерию поблизости. Пока ужинаем, темнеет полностью и начинается дождь: проливной, как из ведра, с громом и молниями. Отужинав, по лужам шлепаем в «хоромы». Спать. А нешуточный ливень продолжает буйство, где-то шумят волны, воет ветер, сверкают молнии… Мы — в Венеции!
День шестой 31.05.14 г.
Утро солнечное и безмятежное, нет и намеков на то буйство стихии, которое наблюдали вчера. Идем на станцию вапаретто. Покупаем проездные на 36 часов, грузимся и плывем.
Первая остановка — площадь Сан Марко.
Впечатления? С воды смотреть интересно. Когда выходишь на берег, видишь несколько другую картину. Тысячи потных туристов, ошалевших в поисках впечатлений, грязь, навязчивая торговля с лотков. Туалетов нет. Проводим часть дня, то садясь на вапаретто, чтобы добраться до новых остановок (в основном вдоль Большого канала) и осматривая их, то углубляясь пешком «в трущобы» в стороне от Большого канала.
Мост Риальто на практике смотрится гораздо хуже, чем на картинах.
Нагулявшись, едем на Мурано. Остров не производит ожидаемого впечатления. Да, изделия из стекла интересные, но цены просто бешеные.
Погуляв в общей сложности часов пять, решаем вернуться пообедать в Пунто Саббиони. Пока возвращаемся, пока ездим на машине в универсам за продуктами, пока не спеша ужинаем за столом на улице у дома, вечереет.
У приветливой хозяйки для гостей «припасены» велосипеды. Бесплатный сервис! С Настеной седлаем два ржавых агрегата, я слегка одурманен вином, Настена — юным возрастом. В результате вдоль набережной едем к маяку…
Давно забытые впечатления детства. Одинокий корабль на рейде вдалеке. Запах моря. Полное отсутствие туристов и, даже, пешеходов. Смеркается. Лишь кое-где одинокие огоньки цигарок в темноте выдают рыбаков. Настена, испытывая щенячий восторг, обгоняет меня неоднократно. Папа «лох»… Посмотрим, что будешь ты петь, дочка, когда спустя 35 лет вдруг окажешься в детстве. Пока юности это не понять.
Предлагаю Насте вернуться и сплавать посмотреть ночную Венецию. Время позволяет. 22–41 туда, 23–16 — мы там, оттуда можно на последнем прямом плав. средстве в 00–28. Соглашается. В результате плывем, смотрим ночную площадь Сан Марко и Гранд Канал. Туристов значимо меньше, погода шепчет, нет дневного пекла…
Возвращаемся за полночь, носик-курносик и жена мирно сопят в койках.
Продолжение следует…
Продолжение размещено по ссылке: https://www.tourister.ru/responses/id_10137