Екатеринбург — крупнейший административный, культурный, образовательный и транспортный центр Урала. Через город проходит несколько федеральных трасс, а также Транссибирская железнодорожная магистраль, которая ведет из Москвы в Сибирь и на Дальний Восток. С железнодорожной станции Екатеринбург-Пассажирский на электричках можно уехать в ближайший пригород, на поездах дальнего следования — в соседние и отдаленные регионы. Международный аэропорт «Кольцово» связывает Екатеринбург с более чем 40 городами России, отсюда выполняются как регулярные, так и сезонные рейсы за границу.
Автовокзалы Екатеринбурга обеспечивают наземное сообщение с городами-спутниками, с ближайшими областями, а также с отдаленными регионами.
В столице Урала представлены практически все виды городского общественного транспорта — метро, трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, городская электричка.
В Екатеринбуге введена сквозная нумерация маршрутов: трамваи следуют под номерами с 1-го по 24-й, троллейбусы — с 25-го по 39-й, а автобусы — с 40-го по 99-й.
Крупнейшие муниципальные перевозчики — ЕМУП «Гортранс» (автобусы, наземный электрический транспорт) и ЕМУП «Метрополитен».
Транспорт онлайн в Екатеринбурге
Существует единый портал, на котором онлайн отображается весь екатеринбургский транспорт, в том числе маршрутные такси. Он работает на базе сайта Администрации города. На карте можно выбрать отдельные маршруты автобусов, трамваев, троллейбусов и маршрутных такси. Также доступна функция прогноза прибытия на конкретную остановку.
Функция отображения подвижного состава на карте города доступна на Яндекс. Картах. Для этого нужно включить слой «Транспорт». При этом на карте появляются сразу все транспортные средства. Чтобы отследить какой-то определенный маршрут, нужно выбрать его касанием или кликом.
Для смартфонов предусмотрено мобильное приложение от Яндекса — на iOS, на Android.
На сайте «Трамвайно-троллейбусного управления» функционирует единый сервис отслеживания трамваев и троллейбусов в режиме реального времени — ettu.ru. В его мобильной версии можно выбрать конкретную остановку.
Сервис «Где транспорт Екатеринбург» также позволяет спрогнозировать прибытие к конкретной остановке.
Отследить движение транспорта на карте можно на портале 2gis, где эта функция появилась относительно недавно.
Проезд в транспорте Екатеринбурга
К оплате в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках принимаются наличные, бесконтактные банковские карты, транспортная карта «ЕКАРТА» (или ее аналог — брелок).
Стоимость проезда в наземном общественном транспорте — 33 рубля.
Стоимость проезда в метро — 33 рубля.
В Екатеринбургском метрополитене принимаются железные жетоны московского метро, которые вышли из обращения в столице.
Бесконтактная банковская карта
С августа 2020 года оплатить проезд с помощью бесконтактной банковской карты можно на всех маршрутах общественного транспорта Екатеринбурга. К оплате принимаются карты платежных систем Visa, MasterCard, «Мир», выпущенные любым банком.
Кроме того, валидаторы в транспорте принимают оплату смартфонами — через мобильные платежные системы (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay).
Списание средств со счета происходит в оффлайн-режиме: оплата проходит, но связи с банком нет. После прибытия на конечную остановку или по специальному расписанию все данные с терминала (валидатора) кондуктора отправляются в банк для проведения списаний со счетов пассажиров. Если на счету недостаточно средств, операция будет отклонена, и карта попадет в стоп-лист. В следующий раз оплатить поездку не получится. Проверить статус карты и погасить задолженность можно в личном кабинете.
Транспортная карта «ЕКАРТА»
Пластиковую «ЕКАРТУ» или брелок можно использовать как электронный кошелек (оплата проезда по факту) или как проездной билет (авансовый платеж на определенный период).
Если использовать карту/брелок как электронный кошелек, проезд будет стоить:
- 31 рубль — в наземном транспорте и в метро.
Данный тариф предполагает возможность оплаты за двоих и более человек.
Также на «ЕКАРТУ» можно записать один из электронных проездных: для граждан без льгот, учащихся, льготников и пр.
Приобрести транспортную карту можно в киосках «Роспечати», отделениях Почты России, кассах Екатеринбургского метрополитена и пр. Пополнение возможно в пунктах приема платежей «Фрисби», терминалах «Amigo», банкоматах «Сбера».
Стоимость — 75 рублей (для граждан без льгот).
Месячный проездной билет
Действует с 1-го по последний день месяца. Число поездок не ограничено.
Один вид транспорта (автобус, трамвай или троллейбус) |
2 300 рублей |
Четыре вида транспорта |
2 500 рублей |
Проездной билет на 60 дней
Действует в автобусах, трамваях и троллейбусах. Срок действия — 60 дней с первой поездки.
На 20 поездок |
585 рублей |
На 40 поездок |
1 150 рублей |
На 70 поездок |
1 960 рублей |
Электронный пересадочный проездной билет
По данному тарифу можно совершать пересадки в наземном транспорте (и метро) в течение указанного временного отрезка. Отсчет времени идет с момента первой оплаты. Оплатить проезд за двоих одновременно невозможно.
- 30 минут (без метро) — 33 рубля.
- 60 минут (с метро) — 62 рубля.
Проездные для школьников
Электронный кошелек |
28,50 рублей |
Месячный проездной на 1 вид транспорта (автобус, трамвай или троллейбус) |
760 рублей |
Месячный проездной на 4 вида транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро) |
1 100 рублей |
Проездные для студентов
Электронный кошелек |
29,50 рублей |
Месячный проездной на 4 вида транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро) |
1 700 рублей |
Также существуют специальные тарифы для льготных категорий граждан и для юридических лиц. Подробнее об условиях использования проездных, стоимости и ограничениях можно узнать на официальном сайте ТК.
Метро Екатеринбурга
В 1991 году в городе заработал метрополитен. На тот момент Екатеринбургский (Свердловский) метрополитен стал последним, открытым в СССР, и первым на Урале.
Тогда городское метро было самым коротким в мире (всего 3 станции протяженностью 3,2 км). Оно и сейчас небольшое: единственная ветка и 9 станций. Длина сети — 12,7 км. Ежегодно метрополитен перевозит около 46 миллионов пассажиров.
Ветка протянулась из Орджоникидзевского района до Ботаники через центр города. В центре расположены станции «Площадь 1905 года» и «Геологическая».
Режим работы метрополитена: ежедневно с 06:00 до 24:00. Последний поезд со станции «Проспект Космонавтов» отправляется в 00:02, со станции «Ботаническая» — в 00:05—00:10.
В часы пик по будням интервал между поездами — 4–5 минут, в остальное время — от 6 до 11 минут. В выходные дни с 06:00 до 07:00 поезда отправляются каждые 12 минут, с 07:00 до 24:00 — каждые 9–10 минут.
Станции метро Екатеринбурга
Станция «Проспект Космонавтов». Располагается в Орджоникидзевском районе на пересечении проспекта Космонавтов, улиц Ильича и Старых Большевиков — как раз между Уралмашем и Эльмашем. Тематика оформления — освоение человечеством космического пространства. Стальные колонны и огромные светильники в виде сопел космических кораблей делают станцию похожей на фантастический ангар для межпланетных экипажей.
Станция «Уралмаш». Находится в 1,5 км от Уральского завода тяжелого машиностроения. Станцию украшают чугунные барельефы, изображающие заводчан в процессе работы.
Станция «Машиностроителей». Расположена возле Уральского государственного педагогического университета и в нескольких минутах ходьбы от Машиностроительного завода имени Калинина. Станция выполнена из белого мрамора и зеленого змеевика. На путевых стенах видны металлические барельефы, отсылающие к периоду Великой Отечественной войны, когда город был основным поставщиком оружия для фронта.
Станция «Уральская». Находится напротив Северного автовокзала и в 200 метрах от входа на железнодорожный вокзал. Это «визитная карточка» города, строгая и лаконичная. Для создания станции использовали гранит, мрамор и змеевик. Люстры факельной формы и короткие устойчивые пилоны по всей длине делают станцию похожей на тронный зал средневекового замка.
Станция «Динамо». Расположилась возле Дворца игровых видов спорта (ДИВС). Разумеется, темой оформления станции стал спорт. В конце платформы установлена копия «Дискобола» древнегреческого скульптора Мирона.
Станция «Площадь 1905 года». Выходит на центральную городскую площадь и улицу 8 Марта. Основой для оформления зала стала история революции на Урале. Путевые стены украшены соответствующими тематическими рельефами.
Станция «Геологическая». Расположена на перекрестке 8 Марта — Куйбышева. Станция получила свое название от расположенного рядом Горного университета, в котором учились выдающиеся геологи страны. В отделке использован черный мрамор. На путевых стенах — каменные мозаики, которые изображают земную кору в разрезе. Один из выходов станции ведет в торгово-развлекательный центр «Гринвич».
Станция «Чкаловская». Находится возле Южного автовокзала. Ее интерьер — это салон самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова (второй пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков) в 1937 году совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Самая молодая станция: она открыта в 2012 году в составе уже действующего участка «Геологическая» — «Ботаническая».
Станция «Ботаническая». Находится на пересечении улиц Шварца — Белинского. Один из вестибюлей ведет к торговому центру «Дирижабль». Станция получила название от Ботанического сада, который находится поблизости. В интерьере метро дизайнеры обыграли пчелиную тему. Потолок и зеркальные колонны зала украшены правильными шестиугольниками — это медовые соты.
Время следования от одной конечной станции до другой — около 20 минут. В перспективнее — строительство второй ветки, которая пересечет мегаполис с запада на восток. Впрочем, разговоры об этом поднимаются из года в год, однако экономическая целесообразность строительства остается под вопросом.
Все станции Екатеринбургского метрополитена оснащены системой безопасности. Попасть на станцию можно только пройдя через рамки металлоискателей. Дополнительно «просвечивается» багаж. На платформе и в вестибюлях ведется видеонаблюдение, которое позволяет оперативно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций.
Работники метрополитена оказывают помощь в сопровождении маломобильных пассажиров: от входа в павильон станции посадки до выхода из павильона станции назначения. Лифты есть не на всех станциях.
Автобусы Екатеринбурга
Первый автобус появился еще в 1913 году, однако он действовал не на регулярной основе. Регулярное же автобусное сообщение открылось только в 1925 году.
Автобусная сеть охватывает весь Екатеринбург. Маршруты обслуживаются как муниципальным предприятием «Гортранс», так и частными перевозчиками.
В муниципальном автопарке — автобусы большого класса, в том числе низкопольные и сочлененные («гармошки»). У частников — в основном средний класс. Цвет кузова — зеленый, реже — белый с синим, желтый.
С 1 декабря 2023 года сменили нумерацию 22 автобусных маршрута, для 6 из них внесены изменения и в схему движения. Рейсы № 26 и № 60 закрыли в связи с наличием дублирующих маршрутов и отсутствием пассажиропотока. Все городские автобусы получили номера с 40 по 99. Это стало заключительным этапом транспортной реформы, которая началась еще летом и уже внесла корректировки в движение троллейбусов и трамваев.
Движение автобусов начинается примерно в 05:30—06:00 и заканчивается в 22:00—23:00.
Трамваи Екатеринбурга
Первые трамвайные линии появились в городе в 1929 году. С тех пор трамвайная система разрослась и стала одной из крупнейших в России после трамвайных систем Москвы и Санкт-Петербурга. Общая протяжённость трамвайных путей — 185,5 км. Обслуживается три десятка маршрутов. Имеется 3 трамвайных депо — Северное, Южное и Западное.
С 1 августа 2023 года в рамках транспортной реформы были внесены изменения в 13 маршрутов. Часть из них — дублирующие — закрыли, другие укоротили или объединили между собой. На линии вышли дополнительные составы, что позволит сократить интервал движения. Все трамваи теперь курсируют под номерами с 1 по 24. С полным списком изменений можно ознакомиться по ссылке.