Королевский дворец в Аранхуэсе — третья по посещаемости достопримечательность мадридского региона после Сибелеса и монастыря Эскориал в городке Сан-Лоренсо. Несмотря на свой провинциальный статус, это неординарный, полноценный архитектурно-парковый ансамбль, признанный мировым шедевром. Выставляемые здесь ценности входят в сокровищницу династии Бурбонов, а осмотр всех доступных для туристов помещений, с учётом перерыва, займёт не менее 5 часов.
Традиционно для испанских музеев, все билеты действительны в течение рабочего дня. Гости могут прервать осмотр экспонатов на обед или отдых в парке, после чего вернуться, и пройти повторный контроль по тем же талонам, ничего не доплачивая.
Правом на бесплатное посещение в течение всего календарного года могут воспользоваться:
Дворец Аранхуэс открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00 (октябрь—март) и до 20:00 (апрель—сентябрь). У него всего три выходных дня в году — 24, 25 и 31 декабря, все остальные государственные и религиозные праздники работа идёт в штатном режиме, без перерывов на сиесту.
Первые попытки создать резиденцию или хотя бы домик для охоты в живописном предместье Мадрида предпринимались ещё в средние века, и отвечали за возведение крестоносцы ордена Сантьяго, в котором состоял будущий кастильский король Фердинанд II Арагонский. Постоянные конфликты с соседями меняли границы владений, но уже к 1534-му году местечко Аранхуэс официально включили в подданство короне, и даже посадили первые деревья да молодых наследников трона.
Само здание дворца из камня начали строить при Филиппе II — неординарный монарх прекрасно владел представлениями об инженерных работах и даже составил план с чертежами. Для XVI века идеи во многом были новаторскими. По изначальной задумке от резиденции прокладывалось 12 улиц в лучевой перспективе, по три на каждую сторону света, фруктовые сады с домами для прислуги и галерея с несколькими охранными башнями. Всё это легло в основу южного фасада и разбитого парка.
Кардинальные изменения начались столетие спустя, когда Людовик XIV представил изумлённой Европе свой Версаль, и испанцам нужно было чем-то ответить. Фонтанами после французских парков просвещённую публику удивить не удалось, и инженеры Аранхуэса пошли дальше — берега реки, подходящей ко дворцу, оформили каскадными водопадами, а северный фасад превратили в пирс для прогулочных лодок. Чуть позже в садах появится придворный театр с оркестром.
XIX век едва не стал роковым. Изабелла II распорядилась полностью переделать внутренние залы с первого до последнего этажа, оформив всё в подобающей монарху роскоши. В результате частично утратился облик эклектичных спален и кабинетов, вдохновлённых разными стилями и культурами, существенно сократилось количество галерей с портретами и пейзажами — их заменили золочёная мебель и мрамор. Каприз королевы дорого стоил истории, но сделал резиденцию богаче.
С 1899-го года резиденцию ожидаемо «понизили» до статуса виллы, поскольку основные церемониальные события перенеслись по другим дворцам. Королевская семья продолжала приезжать сюда каждую весну, устраивая официальные каникулы перед католической Пасхой, но глобальное значение масштабного комплекса постепенно утратилось. По счастливой случайности Аранхуэс практически не пострадал во время Второй мировой войны, что упростило подготовку будущего музея.
В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Аранхуэса по праву считается одним из лучших исторических музеев Европы. Его продолжают сравнивать с Версалем и русским Петергофом, хотя за громкими словами скрывается редкая самобытность. Большая часть фасада относится к испанскому барокко, а построек в таком стиле по всему миру сохранилось крайне мало. Дворец максимально открыт для экскурсий — вне мероприятий туристов проводят даже по приватным помещениям.
Осмотр всегда начинается с парадной лестницы, которая осталась единственным участком резиденции, не исправленным во времена правления Изабеллы II. Тут любопытно всё — от каменной балюстрады и кованых перил до огромной люстры на 200 ламп, когда-то ставшей самым большим газовым светильником в Испании. Отсюда главный проход в южное крыло с пейзажной анфиладой — её придумал оформить Филипп IV Красивый, гобелены на стенах отсылают к его эпохе.
Дальше идёт кабинет Карла II, который по легенде несколько раз переделывался в гардеробную, но так и не утратил своего пышного убранства. Красный мрамор на полу и расписные потолочные плафоны напоминают о сказочном богатстве. Из комнаты ведёт несколько дверей, и гиды чаще всего продолжают рассказ в восточном крыле. Ключевое его украшение — жёлтая бальная зала и так называемая гала-столовая, где королевские наследники собирались на обеды и ужины по особым случаям.
Не меньший интерес представляет и арабский кабинет середины XIX века. Он планировался как курительная комната с диванами, а яркая мавританская роспись стен должна была расслаблять господ на светские беседы. По иронии, главный оформитель зала имел слабое представление об искусстве арабского мира. На стенах смешаны абсолютно несочетаемые элементы — персидская вязь с типичной европейской геометрией создаёт колоритный китч, не менее ценный в своём буйстве красок.
От Востока гостям предложат вернуться к виновнице главной реставрации — покои Изабеллы поделены на несколько частей. Это непосредственно её спальня и будуар с сохранившимся туалетным столиком императрицы. Сама она предпочитала французский стиль, но роспись стен доверяла только землякам. Например, красочный потолочный плафон покоев оформлял сын живописца Антонио Веласкеса — на нём изображён райский лимб с архангелами и серафимами.
Из спальни ведёт пышно украшенная галерея прямиком в тронный зал, и даже здесь своеобразное чувство юмора испанских монархов брало верх. Дело в том, что при Карле IV просторное помещение использовалось в качестве столовой, но его сын Фердинанд VII распорядился пересмотреть взгляды на интерьер. От анфилады — двери в комнаты отдыха — будуар для придворных дам и подчёркнуто скромная бильярдная, где расслаблялись уже мужчины.
Завершить осмотр внутренней экспозиции предлагают в ювелирной фарфоровой комнате. Она начала оформляться в 1736-м году — королевский завод получил небывалый заказ на производство статуэток и лепнины. Финальные аккорды интерьера доделывал знаменитый итальянец Джузеппе Гричи, изобретатель техники мягкого фарфора. Итог превзошёл любые ожидания — ради этого скромного в масштабах дворца зала люди приезжают со всего мира до сих пор.
На территории дворца сохранилось несколько частных строений разных эпох, но наибольший интерес вызывает так называемый Дом Крестьянина — Casa del Labrador. Строили его в качестве уединённого места отдыха для Карла III, и, несмотря на название, от крестьянской бедности он далёк. Фасад украшен множеством скульптур исторических деятелей из рода Бурбонов, внутри всё в мраморе, граните и подлинных картинах выдающихся испанских живописцев первой половины XIX века.
Вплоть до Первой мировой войны резиденция активно использовалась в качестве места проведения балов и свадеб между высочайшими аристократическими семьями. Последним нашумевшим союзом стал династический брак между Альфонсо XII и Марией Орлеанской в 1876-м году. Противницей отношений была лично Изабелла II, будучи уже дамой преклонных лет. По слухам, пожилая императрица намеревалась отравить свадебное угощение, но доказательств тому нет.
В одном из садов дворца находится могила легендарного испанского композитора Хоакина Родриго, который на пороге Второй мировой написал свой классический концерт для гитары с оркестром. Слепота не помешала ему создать выдающуюся музыку, вошедшую в саундтреки к десяткам художественных фильмов. Памятник незрячему маэстро исполнен в виде белого авангардного обелиска с изображением головы и двойной подписью имени — по-испански и шрифтом Брайля.
Остров, отделённый от дворца рекой с каскадом, знаменит своими монументами, которые разделяет протяжённый лабиринт из живых изгородей. Сразу за воротами гостей встречает «Аптекарь» и копия знаменитой работы Микеланджело — Мальчик, вытаскивающий занозу. Остальные фонтаны посвящены древнегреческому пантеону богов и существ — Геракл, сражающийся с гидрой, Нептун, Дионис и Венера. В саду Партер другая эстетика, ближе к французской.
Дворцово-парковый ансамбль занимает центральную часть городка Аранхуэс, и, как и все пригороды Мадрида, он соединён со столицей удобной сетью автобусных маршрутов. Чаще всего туристам предлагают проехать до остановки «Príncipe-stuart», от неё до центральных ворот нужно идти почти 500 метров через сад Партер и несколько проезжих частей. Экстремального трафика нет, многие бывалые путешественники уверенно шагают по обочинам.
Другой вариант — доехать уже на местной маршрутке до остановки «Gobernador», идти от неё не намного меньше. Выйдя из транспорта, заблудиться невозможно — южный фасад дворца виднеется через площадь, главное, возле автомобильной парковки повернуть направо, не пытаясь срезать, иначе придётся возвращаться, делая солидный крюк. Ориентир — историческое здание суда с белоснежной арочной колоннадой — в нём сейчас туристический информационный центр.
Альтернативный способ — экскурсионный поезд «El Tren de la Fresa», созданный в 1984-м году специально, чтобы возить иностранных гостей из Мадрида в Аранхуэс и на ближайшие клубничные плантации. Ходит он с апреля по октябрь (кроме августа — сезон сбора урожая) до восьми раз в месяц, в зависимости от спроса. Для туристов разработан подробный сайт (русский язык включён опционально) со всей информацией по маршруту и отправлениям.
С такси ситуация двойственная — в Мадриде хорошо развита муниципальная служба с контролируемыми тарифами, но поездка к дворцу будет считаться по пригородному счётчику, то есть на 35–40% дороже. Мобильное приложение Uber в Испании работает, но обложено разнообразными ограничениями из-за постоянных забастовок местных водителей — могут быть проблемы с ожиданием.
Об автомобилистах руководство дворца позаботилось — через квартал есть благоустроенная платная парковка с охраной (40.033418, -3.608747). В 2024 году стоимость составляет от 1 € в час, оплатить время можно через бесконтактную систему мобильного телефона или смарт-браслета. Бесплатными стоянками пользоваться не рекомендуют — ежемесячно регистрируют прецеденты с угонами транспорта, воровством ценностей из салона и банальным вандализмом.
Королевский дворец в Арахнуэсе на Google-панораме:
Видео о Королевском дворце Арахнуэс (4K):
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.