В конце 16 или начале 17 века с Пошехонья, считавшегося в царской России символом простоты и дремучести, на уральские земли пришел монах Иона. Не слышала ранее об этой исторической местности, расположенной по берегам реки Шексны. В настоящее время это территории современных Вологодской и Ярославской областей.
В 1604-м году Иона испросил у царствующего в то время Бориса Годунова позволения на построение в Верхотурье храма во имя Святого Николая Чудотворца. Пока доставлялось прошение, пока шла борьба за власть, прошли годы. В 1608-м году уже от нового царя всея Руси Василия Шуйского было наконец получено разрешение на возведения деревянного храма и других монастырских строений. Благодаря покровительству царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь в Верхотурье был защищен от всевозможных нужд и притеснений.
14
Вот так смотрится Свято-Николаевский монастырь с берега реки, он слева, вдали. На переднем плане Верхотурский кремль.
Тем не менее на протяжении почти века мало известный на Урале Свято-Николаевский мужской монастырь жил бедно, претерпевая постоянные трудности.
Но 12 сентября 1704 года произошло событие, о котором я вам уже рассказывала — из села Меркушино в обитель были перенесены мощи Святого Симеона Верхртурского и помещены в монастырскую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В обитель потянулись паломники со всей страны и жизнь монастыря стала более оживленной и ежегодно в эту дату в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в память святого.
9
Со временем деревянные храмы ветшали, да и не вмещали они того количества верующих, которые посещали монастырь, и тогда Тобольский губернатор Матвей Петрович Гагарин издал указ, на основании которого было предписано построить в Верхотурском Николаевском монастыре главный каменный храм монастыря во имя Святого Николая Чудотворца. Николаевский храм был заложен в 1712-м году. В момент строительства Свято-Никольской церкви, в 1716-м году весь монастырь был объят пожаром, многие здания были безвозвратно утеряны, но мощи Праведного Симеона чудом не пострадали.
В 1738-м Свято-Никольский храм освятили и в него сразу же были перенесены мощи святого Симеона Праведного, где в серебряной раке и почивали вплоть до 1913 года.
13
Но в виду увеличения монашеской братии и приходящих богомольцев Николаевский храм не справлялся с численностью и в августе 1821-го года был заложен большой каменный храм во имя Преображения Господня, через 13 лет и тоже в августе храм был освящен.
11
В 1863 Свято-Никольский храм подвергся реконструкции, он был расширен и в нем устроен придел Симеона Верхотурского.
С того самого момента, как мощи Праведного Симеона были доставлены в православный монастырь, верхотурские монахи вели записи о чудесах Симеона, собирая свидетельства всех очевидцев. На их основе было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». В 1857 году было получено разрешение Святейшего Синода опубликовать этот труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 года Верхотурским Николаевским мужским монастырем было получено право на дальнейшую публикацию «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца».
В середине 19 века огромная территория Верхотурского монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями.
10
9
В 1821–1834-е годы напротив входа в монастырь была возведена кирпичная Спасо-Преображенская церковь в стиле классицизма. Однокупольное здание с симметричными прямоугольными притворами и алтарём, трапезной соединенное с колокольней под шпилем.
15
Кирпичная надвратная церковь Симеона и Анны, через которую можно попасть на территорию монастыря, была возведена по проекту архитектора Александра Комарова в традициях древнерусской архитектуры в 1855–1863 годы. Основной объём в виде массивного четверика со срезанными углами увенчан небольшим куполом с главкой.
13
1
В конце 19 века с Верхотурским мужским монастырем связано имя Григория Распутина. Его мечущая душа не находила успокоения и он, бросив жену и детей подолгу странствовал по Сибири и Уралу, проживая какое-то время в монастырях. Особенно долго он находился именно в Свято-Николаевском монастыре. В своих мемуарах об отце писала его дочь Матрена, воспроизводя его воспоминания о месте проживания: «Холодная и сырая келья с маленьким окошком под самым сводом, которое пропускает больше холода, чем солнечного света, не узкая деревянная лежанка без матраца, не шаткий стул и не менее шаткий стол и не холодный каменный пол.Но здесь он вошел в близкие отношения со старцами и, по его словам, многому научился».
1 января 1894-го года Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь из штатного был преобразован в общежительный по образу святого Валаама, то есть отходит от навязанных государством в 18 веке правил к истокам православного монашества.
13
Для проведения нововведений в Свято-Николаевскую обитель были направлены три монаха-аскета из Валаамского Спасо-Преображенского монастыря: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия.
Опираясь на правила известного Валаамского монастыря были введены общежительные порядки, приведены в порядок хозяйственные постройки, благоустраиваться существовавшие здесь храмы, устроилась и внутренняя жизнь обители.
2
Благодаря умелой деятельности отца Иова и братии через непродолжительное врем Верхотурский монастырь прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью.
Много потрудился для обители настоятель монастыря Иов, при нём были построены каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод,
7
но 30 ноября 1900 года он скончался. Его место занял второй валаамский монах —Арефа и продолжил претворять в жизнь начатое Иовой.
В начале 20 века монастырь был одним из самых посещаемых паломнических центров России — чтобы поклониться мощам Святого Преподобного Симеона сюда стекалось до 120 000 богомольцев в год.
С 11 по 14 сентября 1904 года в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре проходили празднования по поводу двух знаменательных событий — 300-летия существования обители и 200-летия переноса мощей Святого Преподобного Симеона, Верхотурского Чудотворца из Меркушино в Верхотурье.
7
В память об этих событиях настоятель монастыря Арефа принадлежил возвести собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 12 сентября 1905 года каменный трехпрестольный собор был заложен.
12
Возведенный в русско-византийском стиле по проекту дворянина, русского архитектора из Перми Александра Бонавентуровича Турчевича величественный собор мог вместить одновременно до 4 000 молящихся.
14
В начале 20 века Николаевский монастырь, во многом благодаря Григорию Распутину, поддерживал близкие отношения с семьей императора Николая II, велась активная переписка.
4
5
11 сентября 1913 года, в год 300-летия царствования Дома Романовых был торжественно освящён главный предел грандиозного Крестовоздвиженского собора. Ожидался даже приезд царской семьи, но не сложилось.
4
Четырёхстолпный трёхапсидный пятикупольный собор, объём которого усложнён боковыми конхами и трапезной с парными звонницами над западным притвором. На тот момент это был третий по объему храм в России,
16
уступающий храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. В собор в день освещения были перемещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Над ракой с мощами святого была воздвигнута сень, подаренная императорской семьёй.
27 мая 1914 года был освящен левый придел во имя праведного Симеона Верхотурского,
Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 года.
Уникальность Крестовоздвиженского собора была и в том, что в нем находились целых три уникальных фаянсовых иконостаса, изготовленные «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
8
А затем прекрасная монастырская книга была закрыта, все странички вырваны, скомканы и брошены на ветер. Храмы, как детские игрушки после длительного употребления, стояли полуразрушенные со сломанными куполами.
В 1920-х годах закрыты были храмы: Преображенская церковь после осквернения была приспособлена под спортивный зал;
8
7
надвратная церковь Симеона и Анны служила штрафным изолятором.
11
Свято-Никольский храм после закрытия в 1922-м году снесён в 1936-м.
8
В 1930-х здание Крестовоздвиженского собора было закрыто для верующих, имущество конфисковано, уникальные фаянсовые иконостасы были уничтожены. Позднее в храме разместили кинотеатр.
13
10
Мы всегда пишем о судьбах храмовой архитектуры, столкнувшейся с невежеством новой власти, старающейся все разрушить, сломать и не оставить не только камня на камне, но и воспоминания. Нельзя обойти стороной и судьбы монахов. Вот, например, судьба последнего архимандрита Верхотурского монастыря Ксенофонта, в миру Константина Петровича Медведева. В 1920-м году он был обвинен в сотрудничестве с белой армией Колчака, арестован, отправлен исправительные работы в Екатеринбург.
1
Следующий арест в 1925-м, потом в 1932 последовало обвинение в антисоветской деятельности, арест и приговор — 5 лет лагерей. Архимандрит Ксенофонт был сослан на строительство Беломоро — Балтийского канала и все, нить теряется, дальнейшая его судьба неизвестна.
7
После очередного ареста Ксенофонта в 1925 году был закрыт и монастырь. В советское время в его стенах размещалась детская исправительно-трудовая колония.
Монахам удалось организовать скит на заимке Актай, я вам ее показывала, но в 1928 году это последнее убежище иноков было разгромлено.
В 1935 году в монастыре была открыта трудовая колония для несовершеннолетних преступников, которая размещалась на территории и во многих зданиях вплоть до 1987 года.
В 1991-м году обитель была возвращена церкви и началась трудная и кропотливая работа по восстановлению и реконструкции всех храмовых сооружений.
8
8
9
Сквозь жернова времен прошли и чудом сохранились некоторые монастырские постройки: братский корпус, а в настоятельском корпусе в настоящее время располагается православный музей.
7
13
Также были приведены в соответствующий порядок и монастырские захоронения.
5
9
А что же произошло с мощами Святого Симеона Верхотурского? В 1920 году они были опечатаны, в 1929 году изъяты и для использования исключительно в антирелигиозной работе были переданы в Тагильский музей.
Затем много лет они находились в запасниках краеведческого музея и лишь в 1989-м году были возвращены церкви. В монастырь мощи Святого Симеона Верхотурского были торжественно перенесены 25 сентября 1992-го года после реставрации и освящения Преображенского храма.
К 400-летию города Верхотурье был отреставрирован Крестовоздвиженский собор и восстановлены его три уникальных фарфоровых иконостаса.
5
5
А мощи святого Симеона Верхотурского как и прежде мирно покоятся в раке в центре собора.
10
В настоящее время к Уральскому угоднику вновь стекаются паломники со всех концов России: все вернулось на круги своя.
11
В 1996-м году было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы и в нем открыта воскресная школа, двери которой открылись для всех желающих.
9
Территория монастыря большая, чувствуется простор, есть трапезная,
7
но мы не воспользовались. За территорией есть бесплатный теплый туалет.