Город, который был важным административным и торговым оплотом Урала, своеобразными воротами в Сибирь, процветающий и богатеющий, с созданием в 18 веке нового Сибирского пути, проложенного в стороне, вдруг теряет все эти качества.
Город, чудесным образом вписавшийся в природный рельеф, в изящные и плавные изгибы реки Туры, потеряв всю свою значимость мог стать обычным, заурядным селением, одним из многих, разбросанных по сибирской тайге. Его могло ждать полное забвение, но волею случая ли, судьбы ли, проведения ли, но Верхотурью была уготована иная судьба, ему было предначертано стать духовным центром Сибири и Урала!
Я долго думала, каким образом рассказать вам об этой необычной и удивительной странице, с котором я, собственно и познакомилась там, в Верхотурье. Хотелось донести повествование легко, правильным и последовательным образом, а та каша, которой была наполнена моя голова в начале знакомства с этой темой, расползлась бы по блюдцу ровным тоненьким слоем. В итоге, чтобы соблюсти историческую логичность я решила перевернуть все с ног на голову, вернее изменить наш маршрут от Верхотурья до Меркушино с точностью до наоборот, словно прокручивая в обратном направлении пленку.
Прочитав, вы непременно поймете, почему я так поступила.
В 1620-м году в 60 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге Меркуша Федотов основал село Меркушино, ставшее быстро многолюдным. В селе находилась верфь, строились корабли и с причала наполненные грузами они отправлялись далее по Туре, в Сибирь. В середине 20-х годов 17 века в село из России прибыл мужчина дворянского происхождения по имени Симеон.
Согласно преданию, Симеон был одинок, да и дом свой не заводил, зарабатывал на пропитание и кров шитьем шуб, работая в домах заказчиков. Если он не нуждался в средствах, то и денег за работу не брал.
Симеон очень любил удить рыбу и теплыми летними днями он уходил к реке Тура на свое любимое место километров за 8 от Меркушино. Сидя на берегу на огромном камне, под тенью пышных веток ели, он мог часами рыбачить и предаваться размышлениям, молитвам.
Симеон инициировал строительство первого храма во имя Михаила Архангела в Меркушино, поэтому в 1642-м году, когда в довольно молодом 35-летнем возрасте праведник умер, его и похоронили рядом с храмом.
А через 50 лет после его смерти, в 1692-м году произошло невероятное: земля на старой могиле медленно поднялась, показался массив гроба, из-под которого забил источник со святой водой.
Сквозь щели гроба местные жители рассмотрели нетленные останки праведника Симеона, а вскоре от мощей последовали первые случаи исцелений. Благодарные селяне установили над могилой деревянную надгробицу в виде сруба. Вскоре молва о чудесных исцелениях разнеслась по округе и в 1704 году было решено перенести мощи праведного Симеона в Верхотурье в Свято-Николаевский мужской монастырь.
Прихожане переносили мощи пешком не один день, за ними следовала процессия в несколько сотен человек.
По преданию, за гробом на коленях полз юродивый инвалид Косма с больными ногами. Когда он изнемогал, то обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» Тогда гроб с мощами становился неподъемным, и все останавливались и отдыхали. Лишь по молитве юродивого могли продолжить движение.
Позднее на всех местах этих остановок были выстроены часовни.
Тура на всем протяжении от Верхотурья до Меркушино извивается, словно случайно брошенная с высоты на пол атласная лента. Автомобильная дорога бежит своим путем, более ровным, лишь иногда, словно случайно, почти соприкасаясь с рекой.
Вдруг в какой-то момент, когда их приближение друг к другу было минимальным, на другой стороне реки мы увидели потрясающую панораму:
-Валера, пожалуйста, останови на секунду!
И наши руки потянулись к открытому окну, тела изворачивались в поиске удобного положения, чтобы запечатлеть красивый ракурс — великолепный храмовый комплекс невероятно гармонично вписавшийся в природный ландшафт выигрышно смотрелся на фоне грозового неба.
После прославления праведника Симеона и перенесения его мощей в Верхотурье, основной реликвией церкви Михаила Архангела в Меркушино был его гроб. С начала основания села и вплоть до 1809-го года, когда был построен новый каменный Михайловский храм, два деревянных сгорели.
Над святым источником, что бил из могилы Симеона Праведного была установлена часовенка, на месте которой в 1886 году возвели каменную Симеоновскую церковь
и соединили ее с Михайловским храмом светлой просторной галереей.
Меркушинский приход в те годы был очень большим, в его состав входило до 40 близлежащих деревень.
В России до революции со всех концов страны ежегодно стекались в Меркушино и Верхотурье сотни тысяч паломников, чтобы почтить святого Симеона. Посещала эти места великая княгиня Елизавета Феодоровна, почитали праведника Симеона и члены Царской Семьи, они молились перед его иконой и в особо сложных ситуациях обращались к нему за помощью.
Существовал и паломнический маршрут по Верхотурской земле, на котором паломники за один день могли посетить несколько мест, связанных с жизнью и подвигами праведного Симеона.
А потом пришло время масштабных перемен и новых взглядов на веру, церковь и на все, что с этим связано и что было ценно для многих русских людей. Революционно настроенные нелюди не просто закрывали храмы, но и расстреливали многих священнослужителей, добрались и до Меркушино: в июле 1918 году мученическую смерть принял один из местных священников — Константин Богоявленский (Меркушинский)
Каким-то образом храмы непродолжительное время еще оставались действующими, но в 1930-м году храм Архистратига Михаила был взорван и стоял в руинах.
Свято-Симеоновский храм сначала превратили в зернохранилище, позднее в спортивный зал, а затем просто забросили.
В 1945 году кирпичную галерею разобрали, березовую рощу, так украшавшую территорию у храма, вырубили. Долгие годы, уже при советской власти и вплоть до 1990-х годов, эта святая земля находилась в унынии и полном запустении.
В 1997 году в Меркушино было основано подворье екатеринбургского Свято-Симеоновское подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.
Монастырем при помощи благодетелей, меценатов и неравнодушных людей был поднят из руин и восстановлен храмовый ансамбль, он стал еще лучше, еще прекраснее, чем был прежде: так же как и в прошлом два храма соединены красивой светлой галереей.
При восстановлении комплекса, в 2002-м году были обнаружены мощи священномученика Константина Меркушинского, при помощи экспертизы идентифицированы, канонизированы и помещены в Михайло-Архангельский храм.
Великолепный и белоснежный Михайло-Архангельский храм красив и внутри, большой, просторный и светлый.
Обращают на себя внимание колонны, выполненные из уральского змеевика — характерный элемент византийского зодчества.
В Свято-Симеоновском храме именно на этом месте, где в 1692-м году были обретены нетленные мощи святого праведного Симеона Верхотурского, находится крипта, там установлена его гробница и святой источник, а над ней находится алтарь. В настоящее время, как и прежде, верующие получают не только веру и надежду, но и помощь в укреплении здоровья, исцеление от многих болезней.
Осознать сразу, что я только что прикоснулась к чему-то соверешно невероятному, скорее даже фантастичному было невозможно. Хорошо, что предусмотрительно в храме установлены скамейки, на которых мы немножко и посидели, приводя в единое целое разметавшиеся чувства.
На Свято-Симеоновском подворье постоянно проживают около 20 сестер, которые поддерживают благолепие храмов, близлежащих территорий, принимают паломников. В галерее устроены торговые ряды, где продается разнообразная продукция, производимая и на подворье
и в Ново-Тихвинском монастыре.
Как же приятно было побродить по территории подворья, хотелось даже сбросить кроссовки и пройтись по мягкой нежной травке босиком. А стоя на холме с панорамой на Туру
хотелось поплавать на лодочке, любуясь подворьем с воды — ни тебе заборов, ни решеток или оград, полный простор. Налетел ветер и с остервенением зарылся в весенней и совсем юной листве березок, расшалившись, он сильно наклонял изящные белоснежные стволы, пытаясь склонить их до земли! Но куда ему!
Нехотя поспешила к машине — меня уже все ждали. Едем дальше, к следующему этапу паломнического маршрута. За окном мелькали места удивительные, луга, перелески, красота непередаваемая
и вдруг Валера остановил машину-неужели прямо здесь и выходим? Счастье-то какое!
Я, совершенно обалдевшая от такого природного совершенства, не знала куда бежать, на что сразу смотреть, а на что можно через секунду — другую, что черпать ложками и впитывать, впитывать! А что там блестит, словно разрезая синевой надвое зеленые окрестности? Река?
Тогда мне надо срочно туда! Тут и небо раззадорилось, не могло же оно оставаться в стороне, когда тут такое, надо непременно поучаствовать!
Не томлю вас более — мы приехали на то место, где в тишине и уединении праведник Симеон любил молиться и удить рыбу. В 19 веке на этом месте была поставлена деревянная часовенка, но и она попала под революционный каток.
В 1997 году место паломничества многих верующих было отмечено возведением Поклонного креста.
В ноябре 2002 года состоялась церемония закладки первого камня в фундамент деревянного храма во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших.
Инициатором строительства святыни выступил заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. Через три года, осенью 2005, храм, расположенный в невероятно красивом месте, на берегу реки Туры, выполненный в стиле шатровых церквей шестнадцатого-семнадцатого веков, был закончен.
Храм с таким красивым названием: имя Всех святых в земле Сибирской просиявших окормляет (старо-славянское — кормчий, ведущий) опять нам уже знакомый Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, что в Екатеринбурге.
От храма к реке ведет тропинка, по лесенке спускаемся на берег
и здесь, слева от ступенек, в тихой излучине Туры и находится тот самый Камень, освященный искренними молитвами праведника Симеона почти четыре столетия назад.
Невероятно, что вот он также сидел на этом огромном камне, врезающемся в воду, так же смотрел на неспешное течение реки, на противоположный берег, на небо, с разбросанными по нему в полном беспорядке облаками.
Что это, неужели время остановилось и можно почувствовать, как на душу волнами накатывает умиротворение? Ленивые всплески воды и ее синева, легкий шелест обновленной после зимнего сухостоя листвы, солнечные игривые лучики, пробившиеся сквозь тучки и согревшие окрестности — здесь хотелось остаться, затаиться и напитаться этим, таким, казалось бы, обычным, но невероятно целительным благолепием.
Но…нам уже пора ехать дальше.
До следующей точки, где останавливались на отдых верующие, несшие мощи Симеона Верхотурского и где буквально минут на пять остановились и мы, почти 35 километров. Я с сожалением проводила глазами Косминскую мужскую пустынь, промелькнувшую слева от дороги — лихорадочно несшееся время не желало замедлить ход и дать возможность посетить и ее.
Среди не скошенных лугов на перепутье дорог как-то слишком пронзительно одиноко стоит небольшой Свято-Николаевский храм.
Бесполезно оглядываться в поисках отдаленно стоящих домиков — от некогда густонаселенного и людного села Путимка не осталось ничего, революционная вакханалия поглотила его, смела до основания. Храм, построенный на этом же месте, постепенно превратился в развалины.
Уже в 21 веке руины были переданы Верхотурскому Свято-Николаевскому мужскому монастырю и в рамках восстановления паломнического маршрута по пути перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского в 2007 году на историческом месте состоялась закладка храма во имя Святителя Николая Чудотворца.
В настоящее время Свято-Николаевский храм является подворьем Свято-Николаевского мужского монастыря города Верхотурья.
Времени обходить луг по правильной тропинке не было, поэтому мы с опаской шагали напрямую по траве: а вдруг гадкие клещи позарятся на наши стройные ноги? На ничем не прикрытую местность вдруг налетел шквалистый ветер, совершенно не вязавшийся с яркими солнцем и небом, он словно выгонял нас, выпроваживал прочь.
Да мы и сами торопились, через 15 километров новая остановка, в этот раз более продолжительная.
В 1621 году архиепископ Сибирский Киприан, следуя на Тобольскую кафедру через Верхотурье увидел там «многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни» и разрешает за острогом поставить деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить келии».
А это значит, что в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, а в 1622 году была назначена первая игумения Анисия.
В 1687-м году благодаря помощи Великого Государя Алексея Михайловича был воздвигнут новый Покровский храм на месте сгоревшего.
В 1740 году монастырь становится местом ссылки сестры невесты Императора Петра II, княжны Анны Алексеевны Долгорукой.
В 1744–1753-е годы на средства верхотурского купца, горнозаводчика и благотворителя Максима Михайловича Походяшина возводится новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы
и второй, двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи.
После закрытия таможни и переноса Сибирского тракта Верхотурье теряет былые доходы. Да еще в 1781-м году умирает благотворитель обители Походяшин.
Отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря и в 1782 монастырские храмы обращаются в приходские. Но монахини не покидают обитель, до 1853-го года они продолжали жить в кельях. 27 марта 1896 года для сестер организуется «Покровская» женская община.
Для их проживания был пожертвован обширный земельный участок с лесным массивом, на берегу реки Туры. С 1898 по 1902-й годы строится новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Xрам монастыря посещали не только местные граждане, но и множество паломников, стекающихся в Верхотурье на поклонение мощам святого Праведного Симеона в Николаевский мужской монастырь. 27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие Покровского женского монастыря.
В 1914 году посещая в качестве паломников Верхотурские святыни, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.
Революция прервала мирное течение жизни Покровской обители.
В начале 20-х годов на территории монастыря был размещен детский дом. Чтобы сохранить свою монашескую общину, ее переименовала и сельхозартель, но это не помогло-в 1924-м году монастырь был закрыт. Вплоть до 90-х в Покровском храме размещалась городская баня. Ужас какой, ведь от нее жуткая сырость!
И наконец в конце 1991 года Покровский женский монастырь был вновь открыт. В 1995 году из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский были перенесены мощи блаженного Космы. Помните, того, который на коленях сопровождал мощи Симеона Верхотурского.
Территория обители очень ухожена, везде идеальная чистота, цветники и газоны в идеальном порядке, вот, что значит женские трудолюбивые руки.
Читала, что в Верхотурье существует Отряд мэра, что-то типа юных помощников, так они очень часто помогают насельницам монастыря с благоустройством территории. А что, вырвать сорняки, прополоть грядки, полить растения не так уж и трудно! Но зато потом монахини подчуют ребят чаем с вкусняшками, которые сами же и испекли.
В монастыре есть еще нечто удивительное — это альпаки, несколько лет назад подаренные обители.
В суровом уральском климате эти экзотические для нашей страны животные чувствуют себя прекрасно. У пар альпак даже рождаются малыши и последний, пятый крошка родился полгода назад, это девочка — Майя. А в марте 2021-го родился мальчик — Грей.
Мы, конечно же, пообщались с пушистиками, из шерсти которых сестры вяжут теплые вещи. На территории монастыря есть лавка, в которой продаются изделия собственного производства: выпечка, сыр, мед.
Прощаемся с Покровским женским монастырем и отправляемся в последнюю точку нашего поломнического тура — Свято-Николаевский монастырь. Ведь именно в этот монастырь в 1704 году были перенесены мощи праведного Симеона, но об этом, как и говорила ранее, я расскажу отдельно. Добрая традиция возобновляется в наше время, паломники со всей России устремляются в Верхотурье, чтобы поклониться мощам Святого Праведного Симеона Верхотурского и Косьмы Блаженного.
Удивительна земля Сибирская, суровый и прекрасный край, царственно- величественная природа, чудесны реки и бесконечны луга.
А сколько страничек истории хранит край, вот одна из сотен: В 1619 году, после пребывания в Тобольске, в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, выбранную на смотринах невесту первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича: против нее была категорически настроена мать царя, инокиня Марфа. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает в 1633-м году.
А мы едем назад, чудесный, прекрасный день, насыщенный эмоциями и зрелищами подходит к концу. Но природа, сдерживаясь весь день, если не считать утренних поливов, решила приподнести еще один подарок — радугу!