В последнее время на территории российских вокзалов (как и на территории городов и посёлков) появляются интересные скульптуры и монументы. В своё время мне запомнилась скульптурная композиция на Брянском вокзале Памятник труженикам стальных магистралей. Интересен Муромский вокзал, вокзал в подмосковном Софрино и множество других.
Теперь же, когда я возвращался поездом из Украины, очень понравилось как обустроили вокзал в Туле или вернее главный перрон.
На запасном пути разместили два раритетных вагона, а рядом целый бронепоезд.
1
Мемориальный комплекс открыт 7 мая 2015 года.
1
Тула город большой. Поезда дальнего следования останавливаются минут на 10, а то и на 15.
1
Этого времени вполне хватает, чтобы выйти и осмотреть экспозицию.
1 из 2
1
Мы прибыли в Тулу утром,
1 из 2
1
и потому один из раритетных вагонов, работающий днём в качестве музея, был закрыт.
1
Соответственно, я просто походил рядом, изучая и фотографируя.
1 из 4
1
Если у обычных вагонов колёса просматриваются,
1
то у бронепоезда всё и везде закрыто.
1
Подозреваю, что выставленные вагоны собраны не так давно. Их задача — передать дух времени. А вот бронепоезд реальный, он имеет боевую историю.
1
Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий» типа БП-35 c ПЛ-37. Фото из интернета
Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», получивший в просторечии название «Туляк», был построен в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо.
1 из 2
1
Идея создания бронепоезда появилась, когда немецкая 2-я танковая армия генерала Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. В строительстве бронепоезда принимал энергичное участие коллектив машиностроительного завода НКПС (ныне — завод «Желдормаш»).
1 из 2
1
27 октября 1941 года «Туляк» покинул ворота депо. Бронепоезд № 13 держал оборону станции Тула-1 и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Нижние Присады.
1 из 2
1
Бронепоезд № 13 сыграл важную роль в период обороны Тулы. Он прикрывал железнодорожный мост через Упу и станцию Тула. А во время эвакуации стоял в районе Ряжского железнодорожного узла, через который шла эвакуация тульских заводов, в том числе и станкостроительного.
1 из 2
1
В начале декабря 1941 года бронепоезд № 13 «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника.
1
В начале апреля 1942 года бронепоезд № 13 был введён в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов, который был сформирован из двух бронепоездов — № 2 «Тульский рабочий» и № 15 — и направлен на Южный фронт, где участвовал в боях под Харьковом. Бронепоезд закончил свой боевой путь в Тамбовской области.
1
После боев под Тулой бронепоезд № 13 входил в состав 60 ОДБП и действовал в районе Изюм -Святогорская.
1
Позже я прочитал, что торчащие из бойниц пулемёты являются муляжами.
1
Может быть это и так, и тем не менее, посмотреть бронепоезд, имеющий славную историю, очень даже интересно.
1
В какой-то момент мне представилось, как открывались бронированные двери, как оттуда вылезал уставший комиссар и отдавал команду, и как вся эта мощная железная махина, пыхтя паром, трогалась с места, дабы отправиться в бой и разгромить врага…
1 из 3
1
Вот какой интересной остановкой на пути, если вы захотите выйти из вагона, может стать Тула!