Надо сразу внести поправку, с 1916 по 1934 гг. Киевский вокзал в Москве назывался Брянским. Так что, видимо по этой причине, вокзал в самом Брянске именуется до сих пор Брянск-Орловским.
Пассажиры, приезжающие на станцию Брянск-Орловский (Брянск 1), наверняка заметят на платформе № 1 необычный памятник.
1
Его автором является известный брянский скульптор Александр Ромашевский. Монумент получил название «Памятник труженикам стальных магистралей».
Возле паровоза Эр787 стоят и что-то обсуждают трое мужчин, одетых в форму железнодорожников середины прошлого века.
1 из 2
3
У одного из таковых, по всей видимости старшего, на форме особый знак, у другого через плечо перекинут ящик с инструментами. Их собеседник, выглядит попроще и на ногах у него кирзовые сапоги.
1 из 3
2
Скульптурную композицию установили в честь железнодорожников, участвовавших в войне и занимавшихся восстановлением магистралей. Все трое — локомотивная бригада: кочегар, машинист и помощник.
2
Сам паровоз Эр787, ставший памятником, был установлен к 60-летию Победы.
1 из 2
2
А теперь начнём по-порядку.
Железная дорога впервые соединили Брянск с остальным миром в декабре 1868 года. Концессия на строительство Орловско-Витебской железной дороги была выдана земству 21.03.1867 года. На основе этого организовалось акционерное общество по строительству линии.
Во главе встал «русский самородок» Пётр Ионович Губонин (1825 — 30 сентября (12 октября) 1894) — русский купец 1-й гильдии, промышленник и меценат.
Губонин один из крупнейших организаторов железнодорожного и промышленного строительства. Бывший крепостной крестьянин получил признание общества и от правительства чин статского советника, что соответствовало званию генерала.
1
В составленных Губониным условиях дорогу планировалось построить на 2 года быстрее, то есть за 3 года и на 6 миллионов рублей дешевле — доводы показались земским концессионерам вполне убедительными. Строительство шло быстро, так как Губонин имел в достаточном количестве строительные материалы и рабочую силу.
Вдоль дороги возникали новые населённые пункты и полустанки.
1 из 2
1
История большинства начиналась с того, что приезжал Губонин, ставил барак, селил туда несколько семей для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами.
1
Дорога пролегла от Орла через Брянск — Рославль — Смоленск — Витебск, по территории Орловской, Смоленской, Могилёвской и Витебской губерний.
1 из 2
1
Она соединялась рельсовыми путями: В Орле с Московско-Курской и Московско-Грязскою железными дорогами; в Смоленске с Московско-Брестской железной дорогой; в Витебске с Динабурго-Витебской железной дорогой.
1
Про Брянск в журнале инспекторского осмотра участка железной дороги в 1868 г. от Рославля до Орла записано:
«Станция второго класса в Брянске состоит из пассажирского здания, вчерне оконченного, пассажирских платформ, трёх жилых домов со службами, водоёмного здания, гидравлического крана, паровозного здания и 12 паровозов».
1 из 2
1
Так что, если верить фотографии и описанию, а им попросту сложно не верить, Брянск-Орловский из маленького полустанка, превратился в полноценный вокзал.
1 из 2
1
Индустриализация советского периода без железных дорог была бы попросту невозможна. Мы же отметим, дорог при царях было построено больше, чем при Сталине.
Брянску, как и другим советским городам, во время ВОВ основательно досталось. Вокзал сильно пострадал.
2
В 1952 г. под управлением архитекторов Душкина и Скаржинского появился новый вокзал.
1 из 2
2
В последующем он перестал отвечать потребностям пассажиропотока. В 1981 г. к нему было пристроено более современное здание (архитектор Шамрай).
1
Помню, ещё совсем недавно было время, когда вокзал олицетворял собой что-то грязное и ругательное.
1
Надо с радостью признать, подобное уходит в прошлое. РЖД организация богатая и потому на своей территории порядок поддерживает.
1 из 2
1
Брянский вокзал порадовал креативной ухоженностью. В первую очередь отмечу зал ожидания.
1 из 2
1
С двух сторон его украшают пано на тему истории региона.
1 из 2
3
Под одним из таковых картины местных художников,
2
где можно видеть исторических персонажей.
1 из 2
2
В зале ожидания есть буфет и игровая комната для детей. Окна украшены витражами.
1
Большие окна исторического здания тоже украшены витражами на тему истории Брянска.
1 из 3
2
На первом пути пассажиров встречает и провожает Николай Чудотворец — покровитель путешественников.
3
Внутри имеется часовня.
2
Возле вокзала обустроен сквер с фонтаном.
1 из 2
2
Рядом с таковым, как и в советские годы, единственно правильную дорогу показывает Владимир Ильич Ленин.
1 из 3
1
В 1954 г. между путями был построен подземный переход. Однако, увы, семь платформ загружены не в полную силу. К моему большому сожалению Брянск-Орловкиий в советское время принимал гораздо большее количество электричек и поездов.
2
Через Брянск составы шли на Украину, связь с которой в настоящее время ограничена и затруднена. Зато в Москву можно уехать на двухэтажном экспрессе.
1 из 2
2
Если в прежние времена путь занимал 6 часов, то теперь на дорогу уходит 4 часа. Я на таком поезде прокатился. Понравилось!