Лодка | Троицкая пристань |
Свыше четырёхсот лет тому назад скит был основан подвизавшимся на острове схимником Елеазаром, спустя столетие после его преставления прославленным Церковью в лике преподобных. Первый назначенный из монастыря монах-строитель (управляющий скитом) иеромонах Варлаам в 1624 году уступил бразды правления самому преподобному. Им был введён строгий устав по образцу молчаливого пустынножительства древних подвижников. В составлении скитского устава использовались главы из ранее написанного в конце XV — начале XVI веков «Устава о скитском житии» преподобного Нила Сорского. Келли братии были удалены друг от друга на версту, общие собрания совершались только по великим церковным праздникам и воскресным дням, для совершения Всенощной и Божественной Литургии. Ежедневное иноческое правило включало сверх положенных келейных чтений три канона, обычно вычитываемые ко Причастию, пятую часть от всего текста Псалтири, пение «неседальной песни» — акафиста, триста земных монашеских поклонов и шестьсот умных молитв Иисусовых. Отличием от устава преподобного Нила было разрешение на совершение пострига в самом скиту, а не в монастыре, новопринятых послушников, а также принятие приносимой извне лепты.
По царскому указу от 1633 года, скит усвоил себе статус отдельного от Соловецкой обители монастыря. Назначались монахи-строители из местных насельников по общему соборному иноческому соглашению.
Именно здесь был в 1635 году пострижен в монахи и прожил неполных четыре года, исполняя различные иноческие послушания, будущий патриарх Никон (в миру Никита Минов). Сам преподобный Елеазар, по преданию, предрёк Никону будущее святительство на московской кафедре, узрев в видении на плечах послушника иноческий омофор. Однако чрезмерно ревностный инок стал со временем упрекать Анзерских монахов и самого настоятеля в корысти и сребролюбии, и через три года самовольно оставил скит. Старообрядцы до сих пор утверждают, что в своём видении Елеазар узнал на плечах гордого насельника, служившего Литургию, не знак епископской власти, а великого чёрного змея, оплетшегося вокруг шеи. Как бы то ни было, Никон впоследствии оказывал Анзерскому монастырю покровительство, испросил у государя повышения иноческого жалованья, а также сугубых трат из казны на приобретение для обители всевозможных припасов.
В 1668 году вспыхнуло Соловецкое восстание иноков, заклеймивших непродуманные реформаторские деяния Никона как еретические. В течение долгих восьми лет осады монастыря Анзерский скит снабжал осаждённых провиантом. Здешние иноки за два года до кровавой расправы пытались примирить монахов с царскими посланниками; парламентёрами к воеводе И. А. Мещеринову были духовники обители Александр и Авраамий и иеродиакон Питирим.
Когда сопротивление восставших в 1676 году было подавлено на Большом Соловецком острове, в запустение пришла монашеская жизнь и в Анзерской обители. Повелением Холмогорского Владыки Афанасия с 1682 года обитель более не числилась как самостоятельная, и вновь была возвращена в статус одного из Соловецких скитов.
Возрождение духовной жизни и хозяйственной деятельности произошло здесь двадцатью четырьмя годами позже, при настоятеле Соловецкой обители архимандрите Фирсе. Новый строитель монастыря — преподобный Иов (позже принявший схиму с именем Иисуса), вернул в обиход прежний скитский устав, умело руководил поновлением обветшавших строений, вновь собрал богатую библиотеку равную той, коей прежде славилась Анзерская пустынь.
Первая треть XVII века ознаменована строительством деревянной церкви во имя Соловецких святых подвигоположников Зосимы и Савватия, с приделами преподобного Михаила Малеина (древнего святого, учителя Афанасия Афонского, основавшего иноческую Лавру на Святой горе Афон), а также иконы «Знамение» (оба придела прежде примыкали к изначально построенному в обители Троицкому храму). В XIX в. иконе Божией Матери «Знамение» была посвящена деревянная часовня над каналом.
В 40-х годах XVII века под началом строителя Глеба ветхая Троицкая церковь была заменена на новую каменную. Позже к церкви добавили увенчанный колокольней келейный корпус в 2 этажа, а через сто лет — ещё более просторный корпус для братии. Были также поставлены деревянный дом в два этажа для приходящих на поклонение святыням и исполняющим послушания в обители мирян, валунная баня, иные монастырские службы. Окончательная перестройка Свято-Троицкой церкви была произведена в последней четверти XIX столетия по проекту архангелогородца Г. Введенского.
В советский период, начиная с 20-х годов минувшего века, здесь располагалось IV лагерное отделение СЛОН, на территории скита отбывали заключение «политические», кормящие матери, христианское духовенство, инокини из различных российских обителей. С 1939 после упразднения Соловецкой скит оставался долгое время необитаем.
С 2001 года в скиту вновь совершаются регулярные церковные службы. Практически закончены работы по восстановлению и временной консервации, спасению от обрушения, памятников скитского зодчества. С 2009 году действует восстановленная часовня над каналом, масштабно реставрируется храм, перестроена наново валунная баня, возрождаются исторически существовавшие на территории скита братские корпуса, хозяйственные постройки — квасоваренный сарай и млечный дом.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.