Музей русской водки в Петербурге по праву считается первой экспозицией в России, которая целиком посвящена традиционному национальному напитку. Несмотря на скромный по меркам Северной столицы возраст, площадка уже заработала высокий авторитет среди музеев — сюда регулярно приезжают именитые гости, коллекция постоянно пополняется. Интерактивный формат экскурсий привлекает всё больше людей, кто интересуется не только алкогольной продукцией, но историей и культурой собственной страны.
На 2024 год стоимость посещения экспозиции следующая:
Работает музей ежедневно с 12:00 до 22:00, но о возможности экскурсии нужно договариваться заранее.
Доподлинно неизвестно, когда точно напиток был изобретён, но первые упоминания о водке можно найти ещё в исследованиях по Древней Руси. Алкоголь уже тогда стал символом славянского гостеприимства, а человек, не умеющий правильно пить, считался чужаком. Именно из дохристианской глубины веков пошла традиция хмельных праздников, а чрезмерное веселье осуждалось, но при этом, ни о какой водке и речи не заходило — само слово вошло в обиход русского человека намного позднее.
За официальную дату принято считать 1500 год, когда монахи московского Чудова монастыря первыми придумали примитивный процесс дистилляции на браге. В противовес, как и положено, существует «западная» теория, которая гласит, что напиток завезли на русскую землю генуэзские купцы примерно в то же время. В основе гипотезы легли старейшие летописные упоминания о виноградном спирте, который священники использовали не только для винокурения, но и для производства целебных снадобий.
Происхождение слова «водка», вопреки популярному заблуждению, никогда не было народным. Более того, его регламентировали особым указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 июня 1751 года. До указанной даты в народе ходило два названия — «полугар» и «хлебное вино», потому что процесс курения напитка был ближе к современному самогону. Его выпаривали под давлением из наливки на ржаной муке, пшеница была очень дорогим злаком, который на тот момент не могли переводить «впустую».
Другой популярный миф связан с именем Дмитрия Ивановича Менделеева и его знаменитой работе «О соединении спирта с водой». На самом деле, научная заинтересованность по этому вопросу была минимальна, а великий химик вообще предпочитал пить красное вино. Его исследования лишь легли в основу бюрократического процесса, который закрепил за водкой эталон крепости в 40%, что позволило дореволюционным властям вводить новые акцизы на производство и продажу.
Были в отечественной истории и крайне противоречивые события, одним из них принято считать «горбачёвский сухой закон». Запрет на продажу крепкого алкоголя привёл к новой волне дефицита в магазинах, резкому увеличению контрафакта и массовым отравлениям «самогонными коктейлями». В целом советская школа «обществ борьбы за трезвость» никогда не приводила к успешному результату — народную традицию не запретишь, а культура пития, как известно, зарождается веками.
Именно исторический подход и стал основой открывшегося в 2001 году музея. Его поселили в бывших казармах конного императорского лейб-гвардии полка, в залах ресторана «Рюмочная № 1». Дату выбрали неслучайно — по всей стране проходили официальные мероприятия, посвящённые 500-летию национального напитка. Экспозиция считается крупнейшей в России и мире, несмотря на то, что умещается всего в двух залах с яркими витринами.
Посетителям с порога предлагают пройти по «Большому Водочному Пути», начиная от тематических экспонатов, посвящённых древнерусским традициям, и заканчивая современностью. Не всегда речь пойдёт исключительно о 40% напитке — много внимания уделяется его предтечам — медовухам, квасам и зафиксированным в источниках экспериментам, которые позволили первым винокурам изобрести технологию эффективной дистилляции, которая используется в производстве и сегодня.
Дальше гостей встречают восковые фигуры исторических персон — Ивана III и одного из чудовских монахов, который рассказывает государю о приготовлении снадобий на спирту. Доподлинно известно, что уже в XV веке производство алкоголя облагалось особым налогом, который столетия спустя трансформировался в акцизы. Монополия государства, то продлялась, то отменялась, и весь непростой процесс отражён документально, вплоть до портретов первых промышленников, основавших ликёроводочные заводы.
Особое внимание уделяется Петровской и Екатерининской эпохам. Как известно, первый русский император вёл активную борьбу с народным пьянством, и даже ввёл 8-килограмовую медаль для злостных дебоширов — её крепили на шею, и преступник носил «подарок» целую неделю без возможности снять. Здесь же выставлены образцы агитационных плакатов и памфлетов, которые постоянно публиковались в царских газетах и журналах, чтобы продемонстрировать заботу о моральном облике русского человека.
Настоящее сокровище музея — коллекция антикварных бутылок, графинов и пробок ручной работы. Если матрёшки с «сюрпризом» внутри призваны удивлять иностранцев, то фарфоровые пробки впечатлят любого гостя — в карикатурных, с покрасневшими носами, лицах угадываются черты известных людей, чей образ вдохновил мастеров. Экскурсоводы обязательно рассказывают и о питейных домах, чем их работа отличалась от обычных трактиров, кабаков и ресторанов, коих в Москве и Петербурге всегда было много.
Отдельные витрины посвящены историческим персонам и сопутствующим темам. Например, какой алкоголь предпочитал Николай II, и какими грузинскими минеральными водами лечила больные желудки русская аристократия, любившая приложиться к рюмочке. Здесь же — подлинная кухонная утварь XIX–XX веков, кованые подставки для бутылок, подлинные этикетки и редчайшие поваренные книги, где рассказывается о секретах правильного хранения напитков, и о том, с какими блюдами его лучше подавать.
Завершается «полная версия» экскурсии дегустацией во втором зале, где воссоздан дореволюционный рюмочный зал со стоячими высокими столиками, гранёными запотевшими рюмками и сохранившимся старинным паркетом. Гостей проинструктируют о правильном употреблении, предложат три вида водки на выбор с обязательной закуской — селёдка, икра или солёный огурчик. По желанию, напитки можно дегустировать и дальше, перейдя в основной зал ресторана, где уже не придётся стоять.
Борьба за трезвость в России всегда носила специфический характер. Например, до 1885-го года купить водку можно было только в трактирах и питейных домах, где её следовало тут же выпить. «На вынос» крепкий алкоголь продавался только большими партиями по 12,3 литра — это был объём ведра. Примерно в это же время, благодаря исследованиям Менделеева, обозначился стандарт крепости в 40% спирта, до этого нормой была европейская мерка в 38%, впервые принятая за эталон в Англии и Польше.
Оптимальная температура подачи водки +8–10 оС. Именно в прохладном состоянии можно с уверенностью понять, соблюдена ли технология изготовления. В недобросовестных заведениях рюмки подаются слишком холодными или даже тёплыми — так от посетителей скрывается низкое качество продукта. Кстати, у водки есть срок годности, в отличие от вина — её необходимо употребить в течение 12 месяцев со дня розлива. Иначе есть риск, что напиток испортится, и будет пригоден только для технических целей.
Легендарные фронтовые 100 грамм имеют богатую историю. Принято считать, что они вошли в официальный солдатский паёк во время советско-финской войны 1940-го года. Танкистам из-за тяжёлых физических условий боёв порция увеличивалась вдвое, а лётчикам, благодаря привилегированному положению, выдавался более дорогой коньяк. После победы над гитлеровской Германией алкоголь в ежедневном пайке остался только у моряков-подводников, проходящих службу в северных широтах.
За пределами России наибольшего успеха в водочном производстве добилась Великобритания. Например, марка Blavod прославилась на весь мир своим чёрным цветом за счёт натурального древесного красителя. Отдельно Шотландии принадлежит сразу два рекорда — здесь придумали самую крепкую водку с содержанием спирта 88,8%, и самую дорогую в истории человечества марку — Diva. Стоимость элитного алкоголя на розничном рынке начинается от $5000 за бутылку, украшенную драгоценными камнями.
До 1972-го года в СССР существовало три крепости водки — 40%, 45% и 56%, пока в свободной продаже не остался один сорокаградусный вид, прозванный в народе «коленвалом» за дизайн этикетки. Тогда же установилась знаменитая среди людей старшего поколения цена — 3 рубля 62 копейки за бутылку, откуда и пошло выражение: «Сообразить на троих». Брежневская стоимость продержалась почти 9 лет, после чего прошло резкое подорожание на 2 рубля, что вызвало бурю анекдотов и народного творчества.
Практически одновременно с Питером Измайловский кремль представил собственную алкогольную экспозицию. Музей истории водки в Москве по концепции мало отличается от северного конкурента, но здесь выставочный формат имеет несколько иную интерактивность. Например, по праздникам для посетителей устраивают тематические дегустации с приглашёнными «звёздами» — двойниками исторических деятелей. Кто же откажется опрокинуть рюмку с Лениным или другой известной личностью?
Достопримечательность находится в бойком туристическом месте Северной столицы неподалёку от станции метро «Адмиралтейская». Идти пешком придётся около километра, важно сразу выйти из зала налево на Малую Морскую улицу, пройти, никуда не сворачивая, так, чтобы Исаакиевский собор оказался по правую руку. От него — направо в сторону Английской набережной, но как только появится перекрёсток с Конногвардейским бульваром — свернуть влево, останется пройти буквально 150 метров до вывески музея.
Ехать наземным общественным транспортом ещё проще. Ближайшая остановка — «Почтамтский переулок» — находится в двух шагах от центрального входа. Едут до него маршруты № К169 и № К306 , или троллейбусы № 5 и № 22. Безопаснее ехать со стороны Сенной площади и выйти сразу за светофором, чтобы перейти дорогу на регулируемом участке.
Что касается такси, то в Петербурге давно и с большим успехом работают все популярные сервисы — Uber, Яндекс и Maxim. Заказывать машину в идеале лучше за 10–12 часов до поездки, Адмиралтейский район часто страдает от пробок, независимо от времени года. Плюс — при заблаговременном бронировании больше шансов получить скидку. С уличными таксистами лучше не связываться вообще — иногородних туристов они распознают моментально, и стоимость поездки будет сравнима с трансфером до аэропорта Пулково.
Тем, кто ездит на своём автомобиле, лучше сразу следовать координатам навигатора — 59.932617, 30.297481, чтобы не заблудиться в запутанных петербургских переулках. Варианта, где оставить машину, два-либо заехать во внутренний двор музея со стороны улицы Якубовича, если будет открыт шлагбаум, или припарковаться на обочине Конногвардейского бульвара, через проезжую часть от центрального входа. Обе стоянки пока бесплатные, главное — не нарушать знаки.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.