Белые ночи — это то время, когда в Питере полным-полно туристов. Дабы попасть в какой-либо музей или осмотреть достопримечательность, почти везде приходится стоять в очереди. Не знаю как вам, но на меня очередь действует угнетающе.
Потому, пытаясь спланировать свой маршрут, я искал что-то интересное и малопосещаемое. Одним из таковых мест в Санкт-Петербурге является Государственный музей истории религии.
Первоначально он был создан для борьбы с религиозным культом. Первая экспозиция встретила посетителей в Эрмитаже в 1930 году, но уже через два года музей обрёл своё новое место жительства, и не где-то, а в Казанском соборе.
Шло время, музей пережил блокаду, так называемые Оттепель, Застой и дожил до Перестройки. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора.
В музей меня сопроводил Андрей. Ещё в Москве я звонил администратору и начал пытать его, можно ли нам будет увидеть голову Хаджи-Мурата. Согласно Википедии голова абрека хранится именно в этом музее.
Он убедительно заверил, что головы у них нет. Прочитав подобное, в музей уже приходили делегации из Чечни и из Дагестана, с просьбой передать им голову Хаджи-Мурата. Питерцы долго и клятвенно заверяли кавказцев, что подобного экспоната у них нет.
По-хорошему останки человека давным-давно пора похоронить на Родине. Но где голова — этого никто не знает. История с пропавшей головой напоминает теперь детектив.
Одним словом, в назначенное время мы с Андреем встретились и отправились в музей. Посетителей действительно было мало. Андрей, как и я, видел все эти экспозиции ещё при старом режиме в Казанском соборе.
Однако, повторюсь, на тот момент музей вёл антирелигиозную агитацию, теперь же он просто рассказывает о различных религиях и о религиозных культах. Соответственно, экспонаты в некотором роде поменялись.
Заходим в музей.
Покупаем билеты, поднимаемся на второй этаж. Первое что смотрим — экспозиция «Традиционные верования коренных народов Сибири и Дальнего Востока».
Здесь можно получить подробную и интересную информацию о сибирских шаманах. Можно взять аудио гид и узнать что-то о конкретном предмете, можно и просто прочитать. Интересен ящик с так называемыми куклами. Они символизируют духов, которых шаман показывал своим сородичам лишь в самых исключительных случаях.
1 из 3
1
Чуть дальше стенды посвящённые ритуальным культам народов Африки и Азии.
1 из 2
Тем, кто не был ни там ни там, вполне достаточно прострелить стенды беглым взглядом. Мне же было обидно, что всё тут свалено почти что в кучу. У каждой фигурки своя история, как, например, вот у этого азиатского бога.
2
Каждая из этих западноафриканских масок что-то обозначает. Думаю, Африку и Азию нужно было конкретно разделить. Впрочем, музей это не магазин Ашан. Он должен быть компактным.
Ну, а кто заинтересуется, могу предложить заметки про подобный музей ритуальных масок и артефактов в Гвинее Музей в Кисидугу и про Анимистов Гвинеи.
Дальше начинается фонд «Религии ранних цивилизаций».
Вавилон — ворота богини Иштар. Это был парадный вход в город. Исторические ворота находятся в Берлине, тогда как здесь и даже в самом Ираке воссозданы копии.
А вот и сама богиня Иштар. Поразительно, что её скульптура так хорошо сохранилась. Радует и то, что у нас в стране имеются столь ценные артефакты.
2
Здесь же экспозиция богов Египта. Древние египтяне считали Нил священной рекой и на западной стороне, там, где «умирало солнце», по их верованиям, располагалось царство мёртвых. Там же строились и всевозможные пирамиды. Египтяне переправлялись на западный берег лишь в самых исключительных случаях.
1 из 2
1
В соседнем зале можно посмотреть гробы, в которые укладывались мумии. Иногда их делали в форме человеческого тела.
1 из 2
Как и пальмирцы, камнем с горельефом древние скифы в районах Босфора заделывали пещеры-гробницы. А если местность была не скалистой, если хоронили в земле, сверху скифы ставили похожий на крест камень.
1 из 2
На удивление слабо представлена в музее Древняя Греция. По всей видимости, множество её экспонатов лежит в запасниках.
1 из 2
Фонд посвящённый Иудаизму тоже на удивление скромный и занимает он всего один зал. Не будем забывать, Иудаизм первая по времени возникновения монотеистическая религия.
1 из 3
Опять-таки, кто заинтересуется историей российских евреев, в Москве есть шикарный музей, и я могу предложить заметку — Еврейская Москва.
Я подозреваю, данный музей был создан умными людьми с целью сохранения православных святынь и православного искусства.
Православная экспозиция делится на 2 фонда. Первый называется «Православие. Декоративно-прикладное искусство».
2
Второй — «Православие. Изобразительное искусство».
Любопытно посмотреть на одежду священников, красивую и нарядную, словно взятую с потайных хранилищ Ленфильма. А также паломнические реликвии, привезенные из Палестины и Афона в конце XIX — начале XX в.
Резные деревянные иконы, складни, образки XVIII — XIX вв., созданные в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, в Соловецком и в других монастырях — всё это не пропало и не пошло на помойку.
1 из 3
1
Благодаря музею, и в первую очередь благодаря множеству неизвестных теперь людей, тем, кто по всей видимости продолжал верить в Бога, всё это было сохранено.
2
Рассматривая раритеты, мне невольно вспомнился фильм «Возвращение святого Луки», где следователь, которого играет В.Санаев, честно и искренне недоумевает: «А зачем инженеру иконы?»
Оппонент отвечает: «Ну знаете, сейчас это модно…»
Как далее в фильме выяснилось, «инженер» продавал произведения искусства за границу.
1
Мы все-таки мудреем год от года,
Распятья нам самим теперь нужны,
Они богатство нашего народа,
Хотя, конечно, пережиток старины.
1 из 2
Православие — одна из самых ярких и интересных экспозиций.
1 из 2
1
Здесь представлены бесценные памятники русской культуры XVII — начала XXI в. И опять-таки что ценно, можно подойти, взять проспект и о каждом предмете прочитать.
1 из 2
1
Есть тут и специальный уголок, посвящённый старообрядцам.
1
Вериги — их носили на голом теле для усмирения плоти. Чаще всего подобные железяки одевали монахи-старообрядцы. Их вес мог достигать 20 кг. Думаю, эти весят не менее 10 кг.
Октябрь 1917 кардинально изменил ситуацию. Обратите внимание на картину: народ на попа внимания не обращает, у народа появились другие иконы.
1 из 2
Следующая экспозиция — «Религии Запада».
1
Здесь не только предметы религиозного культа, но и картины на религиозную тематику и даже скульптуры.
1 из 4
1
Переходим к осмотру следующих залов. Теперь смотрим «Религии Востока».
1 из 2
1
Я не очень понял, какое отношение к религии имеет кукольный театр. Ну да ладно, поверим музейным кураторам.
Подобных нарядных слонов можно видеть в Южной Индии, а также на Шри-Ланке.
1
А этот самурай приехал в Ленинград из Японии.
Заходя в основной зал Востока, кажется, что ты переступаешь порог буддийского храма в Калмыкии, либо в Бурятии.
А здесь уже что-то близкое к Тибету.
1
А это, по всей видимости, Далай Лама — духовный лидер российских буддистов.
На макете воспроизведено внутреннее убранство Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй». До недавнего времени это был самый северный в мире буддийский храм.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года.
1
Индуизм и буддизм очень тесно переплетены между собой, и тем не менее это религии совершенно разные.
В индуизме огромный пантеон всевозможных богов.
1 из 2
1
Буддизм же в свою очередь отвергает идею Бога Творца. Правда, тут есть одно, но — они это всячески скрывают.
1 из 2
1
В данном фонде на хранении насчитывается 13134 экспонат. И конечно, здесь выставлено не всё.
1 из 2
Меня особенно порадовали артефакты Гандхары или правильнее Большой Индии — в некоторых случаях эту культуру называют именно так.
Кто заинтересуется, предлагаю посмотреть заметку про Лахорский музей в Пакистане.
И если кто-то прочтёт предлагаемый материал, тот поймёт, почему вот эта индо-пакистанская голова имеет греческие корни.
Переходим в залы Ислама. Таковых два. Первый посвящён шиитам.
Второй рассказывает про суннитов.
В день памяти имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле, шииты стараются показать, что они не боятся боли и ради веры готовы терпеть страдания. Этот день называется Ашура. Шииты прилюдно режут кожу ножами и бьют себя всевозможными кнутами и цепями.
Одну такую цепь можно видеть на стенде.
По легенде пророк Мухаммед имел меч с раздвоенным лезвием. Подобный меч мне довелось видеть в Дагестане в Кубачинском музее.
1
Глядя на одежду дервиша, невольно вспоминаешь картины В. В. Верещагина.
Скажу честно, суннитский зал разочаровал.
Подавляющее число мусульман являются именно суннитами, и потому, как мне кажется, экспонатов можно было бы разложить больше и выбрать что-то поинтересней.
В самом Петербурге имеется соборная мечеть, которая появилась-таки в городе, преодолев и Революцию в виде безбожных большевиков и множество других трудностей.
Правоверные читают Коран в мечетях, положив его вот на такие подставки-раскладушки.
А это уже сама священная книга Коран. В данном случае он очень большой. По всей видимости, такой Коран был изготовлен по особому заказу.
Вот таким запомнился музей. Надеюсь, моя заметка побудит познакомиться с музеем самостоятельно.