Некоторое время назад я увидел по телевизору интервью Петросяна. Юморист жаловался на то, что некие люди приходят к нему на концерт и далее выкладывают его новые шутки в интернет. А Петросяну предстоит далее выступать перед публикой, давать концерты, озвучивая свои шутки, которые после попадания в интернет стали как бы уже ничьи.
К чему это я? Объясняю. Мне посчастливилось побывать на экскурсии, которую проводил Леонид Михайлович Видгоф. Экскурсия называется Еврейская Москва. После, я некоторое время думал, стоит ли об этом писать?
Из услышанного я многое не знал, соответственно, если я об этом пишу, то выпускаю в интернет факты собранные другим человеком.
С другой стороны, есть право на обмен информацией и в данном случае, многие люди, например израильтяне, которые не смогут попасть на данную экскурсию, из моего рассказа узнают для себя что-то новое.
В любом случае, мой рассказ с энциклопедическими знаниями Л. М. Видгофа несравним, надеюсь, что он лишь вызовет интерес к теме.
Во время экскурсии мы посетили Зарядье, Большую хоральную синагогу, побывали возле домика-мастерской И.Левитана, возле Лефортовской тюрьмы, а также посмотрели музей Истории евреев в России. Надеюсь, кто захочет в дальнейшем лично побывать на экскурсии, или посетить музей, тот сумеет это сделать, тем более, что я слово в слово пересказывать всё не смогу, и даже не буду к этому стремиться… Хотя, если покопаться, в наше время почти всё можно найти в том же самом интернете…
Итак, когда в России появились евреи? Если вспомнить Хазарский каганат, то евреи на территории современной России жили ещё до образования самой России. Отдельные люди бывали здесь и до этого и позже.
2
Первые упоминания о евреях в Москве относятся к XV веку. Одно из них — о личном враче великого князя Ивана III, венецианском еврее по имени Леон.
В последующем евреи в Московию приезжали, но эти визиты нельзя назвать массовыми. В XVIII веке евреев в Москве практически не было. Ситуация изменилась после первого раздела Польши в 1772 г.
В 1788—1789 гг. три еврея вошли в Московское общество купцов первой гильдии. В ответ на это в начале 1790 года московские купцы направили жалобу на имя генерал-губернатора. Купцов не устраивало следующее: прибывшие в Москву конкуренты продавали товар по более низким ценам, и если русский купец сидел в лавке, то евреи, наоборот, ходили по городу и предлагали свой товар. Губернатор Еропкин подошёл к делу со всей ответственность. Перво-наперво он пересчитал всех евреев.
В 1790 г. «число весьма немалое» евреев в Москве составило: 49 мужчин, 8 женщин и 12 детей. Жалоба дошла до императрицы. Далее в 1791 г. Екатерина II ввела закон, запрещающий евреям переезжать с места на место. Указ об этом, принятый 23 декабря 1791 года, положил начало существованию так называемой черты оседлости. С этого времени евреи могли находиться в Москве лишь временно.
Первая точка нашей экскурсии — Зарядье. Для московских евреев Зарядье считается местом особо почитаемым. Старое Зарядье я не застал, зато хорошо помню гостиницу Россия.
В начале нового тысячелетия её снесли и квартал огородили забором. Городские власти долго не могли решить, что построить. В настоящий момент определились — Зарядье превратится в парк.
В момент нашего визита в Зарядье полным ходом шла стройка.
Теперь же парк вроде как построен, но лично я так и не могу для себя определиться, стоило ли всё это затевать?…
1 из 4
1
Итак, почему же Зарядье для евреев считается священным местом? После 1791 года, приезжающие в Москву евреи обязаны были останавливаться в одном месте и таковым они выбрали для себя Глебовское подворье, ибо там был налажен процесс приготовления кашерной пищи.
Подворье находилось в конце Большого Знаменского переулка. Ворота подворья почти всегда были закрыты. С одной стороны это было государство в государстве, с другой, все евреи находились там под полным контролем властей.
В 1828 г. евреям — купцам первой и второй гильдий было разрешено приезжать в Москву на один месяц, в 1832 г. евреям — купцам всех гильдий — на полгода. Правда тут нужно пояснить — те, кто переходил из иудаизма в христианство, евреями уже не считались и черта оседлости на них не действовала.
Власть ставила задачу — крестить как можно больше евреев, ассимилировать оных и встроить в обычную российскую жизнь. Евреи, согласно указу Николая I о введении для них воинской повинности (26 августа 1827), брались в рекруты с 12 лет. Почему так рано? Всё просто — женатых в армию не призывали, а жениться еврейский мальчишка мог в 13 лет. Дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов.
Некоторых определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы (25 лет) как евреям, так и неевреям. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год).
Ясное дело, что никто своих детей отдавать в армию не хотел. В русских деревнях селяне старались вырастить сироту и спихнуть его от своей общины в армию. У евреев же появились особые люди хапперы, которые часто воровали детей и отдавали их в кантонисты. Иудей мог быть только рядовым, но если он крестился, то мог рассчитывать на продвижение по службе. Поэтому, попав после кантонистов в солдаты, многие евреи крестились, меняя имя и фамилию.
Оттрубив 25 лет, такие мужчины в свои местечки уже не возвращались, стараясь осесть в городе. Евреи-иудеи, отслужившие 25 лет в армии (правильнее называть таковых николаевскими солдатами), в местечки вернуться также не стремились. Черта оседлости на них не распространялась, и посему николаевские солдаты стали группироваться в Москве возле Глебовского подворья.
1 из 2
В 1846 году евреев в Москве вместе с женами и детьми насчитывала 313 человек (253 мужчины и 60 женщин). Сложился явный перекос в сторону мужчин. Поэтому, приезжающие в Москву евреи-купцы, привозили сюда дочерей, и те запросто находили для себя пару.
По воспоминаниям историков, девушек брали замуж прямо с возу. На жён и на детей николаевских солдат черта оседлости уже не распространялась. В 19 веке многие евреи являлись носителями редких профессий.
При Александре II постепенно происходили послабления порядков. Москва разрасталась и власти старались пригласить сюда людей для города полезных. Черту оседлости к тому моменту могли преодолеть люди с высшим образованием, лекари, и некоторые ремесленники (например, ювелиры и мастера по ремонту зонтиков), фотографы, а также женщины, встававшие на путь морального падения…
Уже в 1871 г. городская перепись зарегистрировала около 5800 евреев (есть основания предполагать, что их было больше). Далее перепись насчитала в 1882-м — около 18 тысяч, а в 1891-м — 35 тысяч. Основную массу составляли ремесленники (сапожники, портные, скорняки), торговцы, служащие. Конечно, при таком количестве прибывающих людей, селились они не только в Зарядье, и тем не менее Зарядье преобразилось.
Обратите внимание на фотографию! За крышами выглядывает собор Василия Блаженного, тогда как на первом плане синагога.
(Фото из интернета)
Ещё одна синагога располагалась на месте бывшего северного входа гостиницы Россия. Зарядье к концу 19-ого века перестроилось. Здесь стали появляться дома, более характерные по архитектуре для Одессы, нежели для Москвы. Тип построек был экономный: для того, чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, «галдарейки». С этих «галдареек» в каждую квартиру вёл только один вход.
При Александре III положение евреев ухудшилось. Закончился и расцвет Глебовского подворья. В 1891 году генерал-губернатором Москвы стал великий князь Сергей Александрович, заявивший, что его главная цель — «оградить Москву от евреев». 28 марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы всех евреев-ремесленников и о запрещении таковым вновь селиться в Москве, а 15 октября 1892 г. — о выселении из Москвы отставных солдат рекрутских наборов и членов их семей.
Из города уехало 3 тыс. семей, что по подсчётам историков составляет примерно 17 тыс. человек. Так образовались еврейские поселения возле посёлков: Салтыковка, Перловская, Малаховка и позже Марьина Роща (примерно на этом месте теперь Еврейский музей толерантности).
В конце 19 века Зарядье частично опустело, и лишь после знаменитого Николаевского манифеста о свободе от 1905 года евреи смогли сюда вернуться. К началу 20-ого века таковых здесь насчитывалось 25–35% от всего населения Зарядья.
Поясню — черту оседлости манифест от 1905 г. не отменял. Официально она будет отменена в 1917 году, но фактически, из-за начавшейся войны, уже в 1915 г. её прорвут беженцы. И ещё, что крайне важно — начало 20-ого века характеризуется еврейскими погромами. Таковых было не мало. Но! Еврейских погромов на территории самой России не было. Всё это происходило на территории Белоруссии, Украины и Молдавии!!!
Стоит заметить — евреи помогли царю Александру I в. войне с Наполеоном, предоставляя разведданные, оказали огромную услугу Барятинскому во время войны на Кавказе. При всём при этом вплоть до середины 19-ого века евреи жили крайне обособленно. И не потому что их из местечек не выпускали — нет, это происходило из их религиозных убеждений.
Евреи крайне настороженно относились к светскому образованию той страны, где проживали. Гимназия рассматривалась крайне отрицательно. Под словом «образование» понималось умение читать древнееврейские тексты. У евреев существовала поговорка — мужчина рождён: для Торы, для хупы (свадебный балдахин) и для добрых дел.
Очевидцы того времени (среди таковых писатель Лесков) отмечают их крайнюю нужду и бедность. Однако, мир вокруг стремительно менялся. Еврейская молодёжь уже не хотела жить в гетто. Молодёжь стремилась получить образование, но часто не имела на возможности. При Александре III для учеников ввели % норму. В черте оседлости получить светское образование могли 10% иудеев, вне черты 5%, в городах 3%.
Царское правительство по отношению к нацменьшинствам, то с закручивало гайки, то наоборот, давало послабления. Стремясь изменить ситуацию, еврейская молодёжь в конце 70-х годов 19 века начала активно включаться в революционные процессы — чем сильнее власть давила, тем жёстче выстреливала революционная пружина. Царизм сам не знал чего он хотел от национальных меньшинств, в том числе и от евреев.
Тем не менее в конце 19 века евреи стали входить в Российскую жизнь. В этом плане показательна судьба Исаака Левитана. Возможно кто-то не знает, но знаменитого русского художника по национальному признаку дважды выселяли из Москвы.
Исаак Левитан родился в гетто возле городка Кибарты (Литва). Его дед был раввином. Отец сумел получить образование, владея французским и немецким, работал кондуктором на железной дороге. В семье был еще сын и две дочери. Отец лично обучал детей грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
В столице жизнь не заладилась. Мать скоропостижно скончалась. Отец хорошую работу найти не смог, вскоре заболел и позже умер. Исаак тоже серьёзно заболел, но выжил. В 1870 году старший сын Авель, а затем через два года и Исаак, устроились в Московское училище живописи. Отношение к ним было хорошее. Российская интеллигенция в большинстве своём вовсе не была так или иначе настроена против евреев. Обучение стоило дорого, но братья как сироты учились бесплатно. При всём при этом они оставались приверженцами своей веры.
Позже выяснилось, что Исаак обладает талантом. Его учителями были Саврасов и Поленов. Отметим, что в еврейской культуре каких-либо пейзажей, как и вообще картин, до этого момента не было.
В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились: он был вынужден покинуть Москву — после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из «первопрестольной». Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879).
1
Ради справедливости отметим, выселяли евреев не в Сибирь, а просто выпроваживали из города. На 2 года Левитан лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке. Позже, на деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» художник снял меблированную комнату на Большой Лубянке.
К 1884 году Левитан, увлеченный творческой работой и уже сложившийся живописец, прекратил посещать классы училища. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан продолжает писать картины, много путешествует по России, и в конце 1889 г. отправляется в Западную Европу. Во Франции и в Италии Исааку Ильичу понравилось, но душа его всецело принадлежала России.
А вот подорванное в детстве здоровье с каждым годом всё сильнее и сильнее давало о себе знать. У Левитана начали проявляться различные заболевания.
В 1892 году художник работал над Вечерним звоном.
Тут началось выселение из Москвы лиц еврейской национальности, и в один «прекрасный» день Левитану было предписано, как «некрещеному еврею», в двадцать четыре часа покинуть город.
Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях, пока хлопоты друзей и сознающих абсурдность совершившегося влиятельных лиц (в том числе и Павла Третьякова), позволили ему вернуться в Москву.
Приютил художника в своей мастерской при усадьбе в Большов Трёхсвятительском переулке Сергей Морозов — брат Саввы Морозова. Далее, не имевший жилья Левитан вплоть до самой своей смерти базировался именно здесь.
Исаак Левитан дружил с Чеховым. Отношения у них сперва были добрые и милые, но после художник и писатель принялись часто ссориться, позже мирились и вновь ссорились. По совету Чехова Левитан в 1899 г. посещает Ялту. Жаль, но Крым его подорванному здоровью уже не помог. В 1900 г. выдающийся художник умирает.
Среди известнейших картин Левитана — «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна — большая вода» и многие другие. Особняк Морозовых по адресу Большой Трёхсвятительский пер., д. 1–3, стр. 1,
1
а также мастерская Левитана (Большой Трёхсвятительский переулок, д.1, стр. 2 — 1 /флигель во дворе/) — как для русских, так и для евреев место воистину культовое. Русская интеллигенция Левитана обожала! В гостях у него бывали Ф. И. Шаляпин, К. А. Тимирязев, В. А. Серов, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, ну и конечно А. П. Чехов. В настоящем в бывшем доме Левитана размещаются мастерские аспирантов Российской академии Художеств.
2
Немного отойдём от истории и рассмотрим ситуацию через юмор. В современном мире существует стереотип, что евреи не любят, когда про них пишет нееврей.
Думаю, это не так, но на всякий случай хочу о себе заявить следующее:
1. Посмотрим внимательно на карту старого Зарядья. Глебовское подворье располагалось в конце Большого Знаменского переулка, тогда как рядом с ним шёл Ершов переулок! Следовательно, первые московские евреи жили у меня в гостях.
2. Сам я родился через два дня после разрыва дипотношений между Израилем и СССР (наверно я в утробе очень сильно разволновался). Плюс, какое-то время жил на 7 этаже в 40 квартире.
3. Ну и как тут не вспомнить телеграммы посланника СССР в Израиле П. И. Ершова в МИД СССР (начало 50-х).
По всему по этому я очень давно хотел посетить Московскую хоральную синагогу по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10. Мимо проходил достаточно часто и наблюдал происходящие здесь изменения.
Напротив синагоги в 2001 г. появилась Стена Плача, сложенная из колотого камня, около 15 метров в длину и 3 метров в высоту — как и в Иерусалиме, в её щелях принято вставлять молитвенные записки. Также установили скульптуру И.Бурганова. Композиция олицетворяет руку, выпускающую голубя — символ дружбы между народами.
1 из 2
2
Одним словом, мимо ходил-ходил, смотрел-смотрел, но зайти не решался, ибо просто так мне было неудобно. Зато теперь с экскурсией моё желание осуществилось.
1
И тут нужно вновь сделать небольшой экскурс в историю. Изначально синагога располагалась на здесь, а в соседнем здании, которое стоит чуть ниже по переулку. Желая изучить Ветхий завет и историю христианства в первоисточнике (подобное возможно лишь на иврите), сюда приходил Л. Н. Толстой.
Его учителем был московский раввин Ш.Минор. В любом случае, нынешняя синагога, расположенная по соседству, является старейшей в Москве.
В 1886 году председатель еврейской общины банкир Лазарь Поляков приобрел здесь участок земли и решил построить синагогу, которая вмещала бы большее количество верующих. Строительство по проекту архитекторов С. С. Эйбушитца и С. К. Родионов велось с 1887 по 1891 год. Напомню, в 1892 г. начались гонения на евреев и посему новая синагога так и не открылась.
Вместе с другими евреями из города был выселен Ш.Минор. Далее в Москву учитель Толстого уже не вернулся. Синагога пустовала. Власти города выдвигали Полякову требование — передать здание в собственность города. Однако выход был найден — Поляков разместил там ремесленное училище. Полноценно открыться синагога смогла лишь в 1905 году, после Николаевского манифеста.
По легенде великий князь Сергей Александрович, ставший генерал-губернатором Москвы, проезжая мимо, перекрестился на большой золочёный купол. Далее он заметил, что это не православный храм, а синагога. Разозлившийся градоначальник повелел — убрать купол.
Первоначальный вид зданию был возвращён уже в наши дни. В феврале 2001 г. под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова началась масштабная реконструкция. Прежде всего был восстановлен главный купол, снесённый менее чем через год после строительства самого здания.
Войдём же наконец внутрь. На входе к дверному косяку прикреплена мезуза — свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, где прописана какая-то часть молитвы. Она помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято изображать букву ש (шин), и крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. Мезуза, как правило, наклонена внутрь верхним концом.
Заходящие в синагогу иудеи прикладывают к мезузе руку и после её целуют. Смысл действия в напоминании о великих духовных ценностях, которые хранит в себе мезуза. Мы же, всей нашей экскурсионной группой, вошли просто так — подобный обряд должны соблюдать лишь иудеи.
Внутри нас встречают два охранника. Проходим через рамку металлоискателя и сразу поднимаемся на второй этаж. Садимся на стулья и слушаем нашего экскурсовода. Надо сказать, что попали мы на женскую часть синагоги. Мужчины и женщины у иудеев молятся отдельно. На столе я здесь сразу обратил внимание на открытую книгу. Сзади находился целый книжный шкаф, наполненный религиозной литературой. Теоретически любая женщина может сюда прийти и что-то выбрать для чтения.
1 из 3
Второй этаж представляет собой балкон, откуда хорошо просматривается расписной потолок и нижний мужской зал. По правилам, здание синагоги не должно иметь какого-либо обязательного архитектурного правила постройки, как и внутреннего убранства. Синагога может разместиться как в замке, так и в хибаре. Насколько я понял, синагогой может стать и просто квартира. Главное, чтобы была община людей, исповедующих иудаизм, и чтобы эти люди имели свитки Торы.
У иудеев нет доминирующей общины и нет вертикали — все общины, будь одна хоть в Израиле, а другая где-то в Китае, равны между собой.
Тора состоит из пяти свитков, но для образования и создания синагоги достаточно иметь даже один свиток (община будет стремиться приобрести недостающие). В каждый определённый день в синагоге читается какой-то один отрывок писания. Таким образом, если в церквях иконы размещаются везде, но главным местом является алтарь, то в синагоге чем-то похожим на алтарь является то место, где располагается шкаф, хранящий в себе свитки Торы.
Свиток торы — единственная святыня. Тора является божественной истиной, которую Б-г открыл Моисею на горе Синай — Господь читал, а Моисей его слова записывал. Позже Моисей сделал еще двенадцать копий и вручил по одному свитку каждому из двенадцати колен Израиля.
Именно с этих свитков Торы переписчики святых текстов последующих поколений делали копии, с величайшим трепетом и вниманием следя за тем, чтобы, не дай Б-г, не совершить ошибку и не допустить, чтобы новый свиток отличался от оригинала даже одной-единственной буквой или знаком.
В дальнейшем, по прошествии тысячелетий народ Израиля постигли величайшие беды, был разрушен Храм, Ковчег Завета был скрыт от человеческих глаз и исчезли первые свитки Торы. Но всегда, во все времена существовало несколько проверенных экземпляров, при помощи которых можно было проверить остальные.
Глядя на внутренней интерьер синагоги, нельзя не отметить великолепной росписи потолка, декора колонн и некую помпезность зала. Первоначально всего этого не было. В период с 1906 по 1911 гг. синагоге придали восточный мотив, украсив лепниной, расписав стены и навесив напоминающие светильники люстры.
1 из 3
3
Автором внутреннего убранства стал один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века — Роман Клейн.
Послушав рассказ гида, спускаемся вниз. И здесь меня начинают манить двери нижнего зала и сам зал.
Через стекло всё видно, с балкона я всё это сфотографировал и запомнил. И всё же хочется зайти. Спрашиваю разрешения у охранника. Тот отвечает, что нужно взять с полки ярмолку или накинуть на голову капюшон. Надеваю свою шапку и не дотрагиваясь до мезузы, которая здесь перед входом также прикреплена, свободно захожу в мужской зал.
Московская хоральная синагога — это некий осколок старой давно минувшей эпохи. В советский период синагога не закрывалась. Таких ветхозаветных лиц, которые мне довелось здесь увидеть, в настоящий момент в Москве, совершенно точно, не встретишь нигде. Такие типажи не увидишь даже по телевизору. Наверняка древний Мардохей выглядел именно так — густая чёрная борода, мощные брови и чёрные-пречёрные волосы.
Во внешности мужчин было что-то восточное, но при этом если бы не ермолка, я никогда бы не подумал, что они являются евреями. Вот бы сфотографировать!!!… Никто на меня косо не смотрел, но я не решился…. Всему есть своё время и своё место.
В зале длинные ряды скамеек, по краям скамейки и столики. Кто-то что-то где-то читает вслух. Непонятные мне слова монотонно разносятся по залу, и, отразившись от купола, эхом возвращаются вниз. Представляю, какой здесь стоит шум и гомон во время религиозного праздника Пурим.
В некоторых синагогах существует практика, когда богатые люди пожизненно выкупают для себя место. Позже в музее я видел именные кресла, но здесь подобных табличек я как-то не заметил. Подхожу к алтарю и фотографирую шкаф, где хранятся свитки Торы.
1 из 2
1
Теоретически, можно сесть в резное деревянное кресло, посидеть, отдохнуть, подумать о жизни… Однако, нет, экскурсия продолжается, нужно двигаться дальше. На улице я столкнулся с таким явлением; четыре нищенки крутились у входа в синагогу, прося и даже требуя денег у всех оттуда выходивших. До меня долетела фраза: «У вас денег много, дайте и нам…»
Удивительно, но одна из женщин была чёрной-пречёрной индуской — всё смешалось в доме Облонских.
— А тайны? Неужели побывав в синагоге не удалось раскрыть какой-то тайны? — спросит (или подумает) читатель.
Ладно, так уж и быть, раскрою одну. За синагогой слева большие серые ворота с красной буквой М. По всей видимости там запасной выход метро или что-то ещё, так или иначе с связанное с подземкой.
Вообще, Большой Спасоглинищевский переулок и саму синагогу я впервые увидел неприлично говорить сколько лет назад в старом чёрно-белом документальном фильме. В переулке перед синагогой толпилось множество людей, и некоторых в кадре помечали кружочком. Под устрашающую музыку диктор называл офицеров разведки государства Израиль. Речь там шла о том, что приехавшие масадовцы вербовали советских евреев, склоняя их к выезду из СССР на Землю Обетованную.
Жизнь вокруг стремительно меняется, все реки текут. Думаю, тут стоит рассказать о создании государства Израиль, ибо после этого житие-бытие советских евреев сильно изменилось. Теоретиком создания еврейского государства считается Теодор Герцель. Он родился в Будапеште в 1860 г., но жил далее в Австрии. С 1885 года Герцль посвятил себя литературной деятельности.
(Фото из интернета)
Если в России в 19 веке евреи жили в гетто, то на Западе они пользовались всеми правами. Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в 1894 г. под влиянием дела Дрейфуса. Дело обстояло следующим образом. Некто Дрейфус, будучи офицером французской армии, был обвинён в сотрудничестве с немецкой разведкой.
Дрейфуса осудили, сломав над нам шпагу и отправили в тюрьму во Французскую Гвиану. (Общество разделилось на два лагеря. С открытым письмом в поддержку Дрейфуса выступал Э.Золя). Та шумиха, разразившаяся в Европейских газетах, окончательно убедила Герцеля в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.
Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. Герцль организовал Всемирный сионистский конгресс (26 по 29 августа 1897) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации». Принятая там Базельская программа была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Гамидом II) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания государства Израиль (в 1948 г.).
Одним словом, начало было положено — идея нашла своих сторонников. В 1919–23 в Палестину прибыли 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тыс.
Вдохновившись идеей, в Палестину приезжали ещё и ещё всё новые и новые переселенцы. А что же российские евреи? Кто-то из них шёл в революцию, а кто-то горел мечтой о возвращении на Землю Обетованную, но калитка для выезда вскоре захлопнулась. Заметим, царское правительство не чинило препятствий уезжающим, тогда как большевики к 1929 г. практически полностью перерубили все связи.
Как мы знаем, западные страны СССР долгое время не признавали, и посему, чтобы набрать плюсы, советское руководство решило продемонстрировать миру своё решение еврейского вопроса, выделив в 1928 г. на Дальнем Востоке землю для евреев переселенцев.
4 мая 1934 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) Биробиджанский национальный округ был преобразован в Еврейскую автономную область.
Другой причиной создания автономии было крайне тяжёлое положение евреев — многие из них оказались разорены в следствие свёртывания частной торговли и НЭПа. Для того чтобы трудоустроить оставшихся без средств к существованию евреев, после запрета на частный бизнес, власти решили создать еврейские колхозы. Ещё один момент — Москва намеревалась дать импульс к развитию Дальнего Востока, которому в то время серьёзно угрожала Япония.
Евреи-колхозники ехали туда неохотно. Люди приезжали и через какое-то время, столкнувшись с трудностями, старались вернуться. Рекордным по количеству евреев стал 1937 г. — 20 тыс. человек. При всём при этом в Крыму и на юге России в те годы также возникали еврейские колхозы.
Считается, что советские евреи после войны хотели получить в качестве республики Крым, но товарищ Сталин на это не пошёл. Таким образом, по-большому счёту еврейский вопрос в СССР решён не был. Так или иначе в страну просачивались сведения, о репатриантах, перебиравшихся в Палестину.
Мир пережил Вторую мировую войну в которой воевало 51 государство. Жизнь и политика продолжались.
14 мая 1948 г. образовалось новое государство — Израиль. Первыми-де-факто Израиль признали США, первым-де-юре это сделал Советский Союз. Израиль — дитя двух родителей. Однако, уже на следующий день соседние арабские страны объявили Израилю войну. Цель была одна — сбросить евреев в море.
На помощь молодому государству пришёл Советский Союз. Москва быстро наладила доставку оружия через Чехословакию. Война шла с переменным успехом, но Израиль выстоял. И вот, осенью 1948 года в Москву с официальным визитом приезжает первый посол Израиля в СССР — Голда Меир — женщина поистине выдающаяся и вышедшая из народа.
Голда имела острый ум, яркую смекалку и характерное для евреев чувство юмора. Множество её фраз стали афоризмами, например — Моисей водил нас по пустыне 40 лет, чтобы привести к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет никакой нефти.
Голда Меир родилась в Киеве в 1898 году. В 1906 г. её семья перебралась в США. Загоревшись идеями Герцеля Голда вместе с мужем в 1921 г. репатриировалась в подмандатную Палестину. Первое время они жили крайне бедно. Работы не было, муж заболел малярией. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Голда брала в стирку чужое бельё. При всё при этом молодая девушка вела общественную работу. В 1928 г. она возглавила женский отдел Всеобщей федерации трудящихся, и далее работала на различных должностях.
(Фото из интернета)
Так получилось, что из 38 человек, подписавших Декларацию независимости Израиля, было всего две женщины: Голда и Рахель Коэн-Каган. Новое государство нуждалось в кадрах. В июне 1948 года Голда Меир была назначена первым послом Израиля в СССР.
3 сентября она прибыла в Москву. В Советском Союзе на тот момент началась кампания по выявлению «безродных космополитов». Советско-Израильские отношения только-только начали ухудшаться, и причиной тому служила тема репатриации советских евреев.
Одним из самых ярких событий для нового посла стало посещение хоральной синагоги. Дело обстояло следующим образом. Голда приехала в синагогу и увидела здесь огромное количество людей. Вначале она даже не поняла, кто это такие. Но люди приветствовали её, постоянно произнося её имя.
Позже Голда осознала, что это евреи, которые пришли сюда, дабы увидеть именно её. Голда Меир с трудом вошла в синагогу и какое-то время там пробыла. Когда вышла, то оказалось, что народу ещё только прибавилось. Было жуткое столпотворение. Советские евреи каким-то образом узнали, что в синагогу придёт Голда Меир, и хотели её увидеть, дабы поприветствовать.
(Фото из интернета)
Всё это происходило стихийно и потому людской поток милицией никак не контролировался. Была толчея, но к счастью никто не пострадал. Далее люди захотели проводить Голду Меир до её посольства, которое находилось тогда в гостинице Пекин. Она села в такси, но уехать долго не могла, ибо люди облепили машину…
(Событие отражено на израильской банкноте 10000, а также на современной израильской банкноте 10 шекелей. В истории это первый случай, когда на купюрах одной страны изображена столица страны другой. Впрочем, мы забежали вперёд ибо банкнота в 10000 шекелей вышла в 1985 г.)
В Москве демонстрация по поводу приезда иностранного посла!!! Нужно ли объяснять, что подобное Кремлю жутко не понравилось, ибо рушилась официальная установка, которую озвучил И.Эренбург:
Нет такого понятия — еврейский народ. Евреям Советского Союза нет дела до государства Израиль.
Далее последовала ответ властей. 20 ноября 1948 года Еврейский антифашистский комитет был закрыт «как центр антисоветской пропаганды». Позже на Лубянке возбудили уголовное дело, где бывшее руководство ЕАК обвинялось «в связях с еврейскими националистическими организациями Америки…»
Вот что по этому поводу пишет сама Голда Меир:
В январе 1949 года стало ясно, что русские евреи дорого заплатят за прием, который они нам оказали, ибо для советского правительства радость, с которой они нас приветствовали, означала «предательство» коммунистических идеалов. Еврейский театр в Москве закрыли. Еврейскую газету «Эйникайт» закрыли. Еврейское издательство «Эмес» закрыли. Что с того, что все они были верны линии партии?
Слишком большой интерес к Израилю и израильтянам проявило русское еврейство, чтобы это могло понравиться в Кремле. Через пять месяцев в России не осталось ни одной еврейской организации и евреи старались не приближаться к нам больше.
В начале 1949 г. правительство Бен-Гуриона официально отказалось от односторонней ориентации на коммунистический лагерь, которому симпатизировали многие лидеры доминировавших в то время в стране левосионистских партий. Мало кто знает, но в феврале 1953 г. СССР первый раз разорвал с Израилем дипломатические отношения (формальным поводом послужила брошенная на территорию посольства СССР граната).
5 марта умер товарищ Сталин (это произошло в иудейский праздник Пурим). Несмотря на разрыв дипломатических отношений по поводу смерти Сталина в Израиле был объявлен национальный траур. В апреле дипотношения восстановили, но прежней доверительности уже не было.
В любом случае, Голда Мейер не раз и не два заявляла о благодарности СССР в деле создания еврейского государства, не смотря ни на какие последующие разрывы отношений.
Историю лучше всего изучать по приказам, по документам, по старым газетам. Жаль, но всего этого в открытом доступе не так уж и много. И тем не менее я не от одного человека слышал, что в конце 40-х годов прошлого века советская пропаганда только и делала, что твердила — прибывающих в Палестину евреев-переселенцев обижают арабы. Не прошедшая через войну молодёжь готова была отправиться в Палестину, чтобы с оружием в руках защищать евреев.
Позже настал момент, когда пластинку переставили, и посему, с рогами и с копытами перед советским обывателем предстали уже евреи. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:
Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке.
По-большому счёту такая информация первоисточником не является, читать подобное нужно крайне осторожно. Мне думается, товарищ Сталин изначально рассчитывал на Израиль как на форпост Страны Советов на Ближнем Востоке — отсюда и искренняя реакция советского руководства на поворот Израиля в сторону США. Далее, СССР отыграл ситуацию в сторону арабов, но это была мера скорее вынужденная….
Одним словом, после смерти товарища Сталина никто советских евреев как и прежде никуда отпускать не собирался. Ну какая могла быть Земля Обетованная, если советский народ под руководством Н. С. Хрущёва строил коммунизм?! Еврейские активисты ушли в подполье, впрочем, таковых в СССР к тому моменту осталось совсем мало.
Следующая точка нашей экскурсии — Лефортовская тюрьма.
Построена она 1881 г. по проекту архитектора Козлова. После 17 г. Лефортово стало тюрьмой режимной. Здесь сидели: Блюхер, Лев Гумилёв (следователь бил его головой о стену), Василий Сталин, Хасбулатов, Руцкой и мн.др. Для евреев Лефортово во многом также место символическое и даже культовое.
Через тюрьму прошли: Натан Щаранский, Тина Бродецкая, Дора Кустанович и мн. др. Григорий Гуковский не выдержал тюремных условий и в Лефортово умер. Эти люди боролись за право свободного выезда евреев из СССР.
Очередная волна эмиграции началась на стыке 60-х — 70-х прошлого века. 10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить евреям эмигрировать.
По всей видимости Советское руководство в тот момент просто не представляло, насколько массовым окажется процесс.
Так получилось, что некое представление об иммиграции евреев из СССР я имею. Мой отец работал начальником Строительного управления. Как-то раз он принёс мне абонемент на посещение бассейна, где плавать меня учил некий парень лет 25 по имени Женя.
Он был женат имел двоих детей, и работал под руководством отца прорабом. На дворе стоял примерно 81–82 гг. И вдруг как гром среди ясного неба прозвучало — Женя с семьёй решил ехать в Израиль. Удивительно, но Советская система была настолько чудной, что для выезда требовалась положительная характеристика с работы.
Женя несколько раз ходил к моему отцу на приём, и с пятого-седьмого раза характеристику получил. Позже он уехал, а отцу навесили пистон по партийной линии за неправильное воспитание подчинённых, и даже вызывали в КГБ.
Информационные войны были, есть и будут всегда. На Западе часто проходили кампании в защиту советских евреев. Наша агитационная машина отвечала следующим образом, по телевизору выступали 3–4 человека с заверением — не надо нас спасать.
Бывало и такое, что по телевизору зритель видел Быстрицкую, Райкина и других уважаемых людей, а голос диктора за них что-то объявлял. Советские евреи и их репатриация — для Кремля эта тема была одним из предметов торговли с США. Узенькая калитка на выезд, то открывалась на полную, то совсем на чуть-чуть. Многое стало достоянием гласности только в наши дни.
Летом 1982 г. израильская военщина вторглась в Ливан. В начале сентября начались бои за Бейрут. Тут интересен один эпизод.
15 сентября около 10 часов вечера группа израильских солдат проникла через забор на территорию советского посольства и заняла помещения консульства, клуба и школы. Угрожая открыть огонь, они потребовали, чтобы никто не выходил из посольства в течение ночи. При этом многие израильтяне прекрасно говорили по-русски. Утром 16 сентября ситуация ещё более обострилась. Два БТР Израиля взломали ворота посольства и въехали на его территорию. В рабочих помещениях были установлены огневые средства, вёлся огонь. Протесты посла были проигнорированы.
Брежневское Политбюро реально не знало чем ответить — ну не войска же туда посылать. Ситуация решилась следующим образом. 16—18 сентября произошла резня в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила. Действие получило мировой резонанс и уже 20 числа Израиль предпочёл вывести войска из Западного Бейрута. Ну, а в Политбюро приняли решение — ужесточить выезд евреев. Довод был простой — зачем их отпускать, мы их растим и учим, а они против нас воюют.
Однако, все реки текут. Насколько я помню, примерно к 1988 г. ограничения на выезд из СССР полностью сняли. И далее судьба свела меня с удивительным человеком по имени Ефим Яковлевич. Дело обстояло следующим образом.
Ефим Яковлевич тоже был строителем, и работал где-то в тресте. Его дети сумели уехать в Израиль ещё 10 лет назад и всеми силами звали туда родителей. С моим отцом Ефим Яковлевич пересекался по работе, и как-то раз сказал, что уезжает. Отец сразу спросил, что он планирует делать с машиной. Ефим Яковлевич сказал: «Саша, ты человек порядочный, хочешь я тебе её продам?»
Отец конечно согласился. На дворе стоял 1989 г. Новую машину тогда можно было купить по открытке на ветерана войны, а старую на рынке в Южном порту, но цены там были запредельные.
Одним словом, если его ухоженный восьмилетний ВАЗ 2103 с пробегом 90 тыс. км. в Южном порту можно было выставить за 25 тыс, то нам он продавал за 18 тыс. Но! Ефим Яковлевич поставил два условия:
1. Деньги мы отдаём ему сейчас, а он по доверенности ездит на машине вплоть до своего отъезда, а это где-то полгода.
2. Человек он был уже не молодой, и цену нам скинул с тем условием, что мы поможем ему с переездом.
Подошло время, и мы с отцом стали ездить к Ефиму Яковлевичу как на работу. Разбирали мебель, снимали и зашивали ковры, колотили какие-то ящики. Это была самая настоящая еврейская семья. Жена им полностью руководила, но делала это тонко и ненавязчиво. При этом сам Ефим Яковлевич был человеком очень мудрым и рассудительным.
Посмотреть, как он собирается, заходили соседи, которые также готовились к репатриации. Все вместе они часто что-то обсуждали про технологию выезда. Если не ошибаюсь, бывшие советские граждане какое-то время находились в Австрии? Как, что и почему? всего этого я теперь уже не помню.
По всей видимости я Ефиму Яковлевичу понравился. Он ненавязчиво между делом старался впихнуть в мою молодую и бестолковую голову какие-то жизненные истины. Выбирая момент, он говорил: «Максимка, жениться нужно на девушке такой-то…., а женишься, веди себя с женой так-то и так-то…, на работе с начальством нужно вести себя так-то и так-то…, а с товарищами вот так…»
Из всех его наставлений я только и запомнил: никогда не давай взаймы — деньги тебе не вернут. Так оно у меня через какое-то время и получилось….
По нынешней жизни, я бы ходил с блокнотом и всё за таким человеком записывал. Однако, на тот момент в голове сидела одна единственная мысль — скорее бы ты уехал, я тогда заберу у отца машину и буду красоваться по району на престижной трёшке.
Настал день отъезда. Отец повёз репатриантов в Шереметьево. И тут вдруг выяснилось, что жена забыла на кухне вставную челюсть. Время поджимало, и возвращаться было проблематично. Начался скандал. Жена стала на мужа орать, дескать, давай возвращаться. Но Ефим Яковлевич нашёл выход из ситуации. Увидев гаишный Форд (они тогда только-только стали появляться), он поговорил с милиционером, и тот за 50 рублей, включив сирену, вместе с его супругой слетал на Курскую и позже доставил её в Шереметьево.
Мы пользовались его машиной около 8 лет. Перед самым отъездом Ефим Яковлевич отцу признался, что у него было около полумиллиона рублей и всё это он сумел переправить себе на старость в Израиль. К сожалению старость его долгой не была и через год он скончался. Очень жалею, что судьба свела меня со столь мудрым и нестандартным человеком в бестолковые годы.
Помню, Ефим Яковлевич говорил нам тогда, что на таможне выезжающих из страны евреев грабят на полную катушку: кому-то два ковра не разрешили провезти, ссылаясь на какие-то положения о выезде, кого-то заворачивали с шубой, кого-то прямо с руки заставляли снимать ювелирные украшения.
В Музей пограничников есть целый стенд, где представлены вещи, в которых уезжающие евреи прятали золото и драгоценности, пытаясь с собой что-то вывезти.
Особенно суровыми в этом плане были 70-ые годы. Ну что тут сказать? Жизнь меняется и теперь таких жёстких законов по отношению к репатриантам в России уже нет. Впрочем, если быть точными, в современной России евреев осталось совсем мало. А Кавказе их вообще не осталось.
Кадыров отремонтировал в Грозном синагогу, так она стоит пустая. В Москве евреев тоже мало. По СНГ называется цифра 900 тыс, но я даже не знаю, можно ли этому верить.
Израиль к концу 80-х прошлого века подходил к той черте, когда количество евреев могло стать меньше, нежели арабов. Таким образом, Россия, как и в далёком 1948 г., вновь пришла на помощь. Алия спасла Израиль от последствий серьезного экономического кризиса 1980-х. Страна уже тогда, четверть с лишним века назад, могла оказаться в положении нынешней Греции, если бы не миллион бывших советских евреев — образованных, трудолюбивых, сознательных и терпеливых.
Следующей и последней точкой нашей экскурсии стал частный Музей истории евреев в России. Он находится неподалёку от станции метро Динамо.
Поднимаясь по лестнице на второй этаж, перед посетителем предстают интересные экспонаты. Сам музей занимает несколько залов или вернее комнат. По площади он не большой, но очень компактный. В экспозиции большое количество разноплановых экспонатов.
1 из 3
Какое-то время ждём экскурсовода, который познакомит нас с музеем. Вскоре приходит молодая девушка, по всей видимости только-только закончившая институт. Передав нас молоденькой Элле, наш гид Леонид Михайлович Видгоф с нами прощается и далее по залам мы ходим вслед за Эллей.
Нужно сказать, меня вначале напугала её молодость. Подумалось, наверняка студентка… Однако, тот набор знаний, который продемонстрировала эта девушка, сопоставим с энциклопедией. Я ходил вслед за ней, спрашивал, записывал и вновь спрашивал, неизменно получая объёмные ответы. До этого момента я лишь условно представлял весь тот набор особенностей, которые необходимо соблюдать иудею….
В одном из залов представлена жизнь евреев, и внимание здесь на себя обращает свадебная купа.
1 из 2
Еврейский юноша мог жениться с 13 лет. Родители договаривались между собой, составлялся брачный договор — ктуба. После свадьбы ктуба вешался в доме на самом видном месте. Жена всегда могла показать мужу (а муж жене) условия договора.
Уевреев обручальное кольцо только одно. Его должна носить жена на указательном пальце.
Каждая еврейская община жила по своим правилам, но тем не менее практически у всех евреев-ашкенази мальчик, женившийся в 13 лет, переезжал в дом тестя, и семья невесты его кормила.
Уверен, многие знают, что у евреев существует понятие кошерности пищи. Мясо необходимо тщательно прожаривать — бифштексы с кровью иудеи не едят. Водка считается не кошерной пищей, но есть особое кошерное вино.
1 из 3
Иудейский праздник Ханука идёт неделю. На Хануку использовали 44 свечи — тут целый порядок зажигания. Если свеча гасла, зажигать её было уже не обязательно. Иудеям в субботу нельзя трудиться, в том числе чиркать спичкой. А если в доме холодно и нужно затопить камин? В этом случае приходит не еврей и спасает иудеев от темноты и от холода.
Отдельный зал посвящён хасидам. На стенах можно видеть картины и портреты известных хасидов. Хасидизм — одно из ответвлений иудаизма.
1 из 4
Хасидизм возник на Западной Украине. Никто точно не знает, откуда появились у хасидов вот такие шапки.
С середины 19 века их молодёжь также стала получать светское образование. На стене можно посмотреть дипломы.
В зале, посвящённому религии, хранятся наиболее ценные экспонаты. В первую очередь — это старинный свиток Торы. Свитки изготовляются специальным образом, тут множество тонкостей. А переписывают Тору, ни дай Б-г сделать ошибку, специальные люди — сойферы.
1 из 2
В музее всё и везде можно фотографировать.
1 из 3
Однако, в некоторых случаях, что я снимал, я понимал не всегда, но здесь по всей видимости календарь.
1 из 2
Невольно вызывают интерес те приборы, с помощью которых делают обрезание.
1 из 2
Все общины иудеев равны между собой. Друг с другом они всегда поддерживают контакт.
1 из 2
На стенде можно прочитать телеграмму 1948 года, где одна община просит другую что-то им прислать.
Гид очень много и долго рассказывала про дореволюционную жизнь евреев в местечках. Только здесь узнал, что по правилам нельзя смешивать шерстяную и не шерстяную нитку. В прежние годы самой распространённой еврейской профессией была профессия парикмахер.
1 из 3
Любопытны картинки, посвящённые войне 1914 г. Это проводы в армию.
А здесь название говорит само за себя.
В 1915 г. война перепахала большое количество местечек. Беженцы уже не соблюдали черту оседлости.
Есть зал где рассказывается о революции. О еврейском вопросе в России — так называется большая статья, которую написал В. И. Ленин.
1 из 3
Наверняка, многие помнят по детству вот этот стишок.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
Думаю, читатель ничего не понял. К чему это я привёл стишок Михалкова? А вот и нет, стишок не Михалкова — это лишь перевод. Стих называется «Анна-Ванна Бригадир», автором является Лев Квитко, и написан он был на идиш.
Соответственно, теперь можно понять — еврейских детей с самого детства старались встроить в обычную жизнь, убирая любое напоминание о кошерности. В еврейских колхозах обязательным образом заставляли выращивать свиней и кроликов. В музее можно видеть фотографию, где радостная девушка держит на руках свинью.
У евреев два языка: идиш и иврит. Идиш идёт от немецкого, им пользуются евреи ашкенази. Иврит язык богослужения близок к арабскому.
В начале 20-ого века стала развиваться Еврейская литература. Соответственно в Советской России язык богослужения для печати был под запретом. Идиш был разрешён, но контролировался властями. У каких-то авторов, писавших на идиш, литературное творчество сложилось, а кто-то остался мало известным. Наибольшую популярность сыскал Шалом Алейхем. Он был любим властями, ибо сатирически описывал местечки.
1 из 2
В синагоге мужчины молились отдельно от женщин. Богатые люди пожизненно выкупали для себя места, и на дорогих креслах указывалось его имя. Бедные занимали места в общем зале.
1 из 2
Как я уже писал, главное в синагоге это свитки Торы. Они хранятся в специальном шкафу, который всегда старались украсить. Здесь мы видим верхнюю часть такого шкафа: двуглавый орёл, священное писание, а над ним две руки.
Коэн — священнослужитель, который участвует в богослужении происходящем в храме. Еврейские священнослужители являются потомки Аарона по отцовской линии. Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами. На коэнов возложено указывать народу верную дорогу. Коэн не может жениться на вдове, на не еврейке, не может находиться рядом с мёртвым телом.
Вот такая интересная экскурсия и интересный музей! Гид водила нас по залам почти час. Я узнал здесь для себя много нового. Кто заинтересуется, советую музей посетить.
Адрес музея: Петровско-Разумовская аллея., д.10, корп.3, офис 7.
Дополнительная информация: Посещение бесплатное. Экскурсии также бесплатные, по предварительной записи.
Запись по тел.: 7 (495) 656-45-71 Телефон: 7 (495) 656-45-71 факс: 7 (495) 656-45-78