В известном фильме «Достояние республики», когда Миронов и Табаков попадают в банду, главарь Кваша предлагает Миронову с семи выстрелов разбить головы семи скульптурам, обещая за это, если тот не промахнётся, сохранить жизнь.
Миронов отвечает:
— Вы образованный человек! По моему мнению, уничтожать произведения искусства это варварство!
Бандит парирует:
— Вы ошибаетесь, милостивый государь, нет высшего наслаждения для интеллигентного человека чем уничтожить мировой шедевр!
К моему большому сожалению, жизнь показывает, за столь жёсткой и, казалось бы бредовой фразой, что-то таки стоит…
* * *
Забрав нашу маленькую группу из отеля, водитель кружит по городу, после чего спускается к набережной реки Барада.
1 из 4
2
Выходим из микроавтобуса возле ворот Национального музея. Я уже был здесь в далёком 2005 году. За 14 лет ворота не изменились. Война полыхала рядом с городом, однако снаряды сюда не залетали.
2
Гид по имени Номан покупает билеты, после чего мы оказываемся в тенистом парке. Помню, в прошлый визит внутри работала кафешка. Я с женой и дочерью сидел за столиком и пил кофе. За забором шумел Дамаск, но музейный дворик оставался оазисом размеренности и спокойствия.
В настоящем очередь, из желающих попасть в музей, не стоит. На момент открытия мы были единственными посетителями. Ну, а про кафешку остаётся только вспоминать.
3
Зато, что меня сразу обрадовало, на своём месте оказался древний стражник.
8
Он получил подкрепление в виде грозной парфянской воительницы, правая рука которой до нашего времени, увы, не дошла. Зато левая, как и много веков назад, по задумке скульптора продолжала держать дубину.
4
На прежнем месте оказались и каменные скамейки древнего амфитеатра.
3
Что остановило варваров ИГИЛ: солдаты Асада, российские ВКС, президент Трамп или древние Боги? Ответить затрудняюсь. В любом случае, столицу Сирии они не взяли. Национальный музей Дамаска, в отличие от Багдадского собрата, остался цел.
1 из 3
5
Последний разграбили в момент вступления в город американских войск. В помещение ворвались люди с картами и схемами, прекрасно зная и понимая, что нужно брать.
В 2011 г. мне посчастливилось попасть в Национальный музей Багдада. На ту пору из Ирака выходили американские войска. Музей представлял печальное зрелище. Почти всё мелкое оказалось разворовано, тогда как экспонаты мощные и тяжёлые грабители не тронули.
В городе Грозный в Первую чеченскую Национальный музей Республики постигла та же участь. В последующем Рамзан Кадыров создал комиссию, которая отслеживает по миру всплывающие тут и там экспонаты, однако дело по возврату ценностей движется с трудом.
Вернёмся в Дамаск.
Мне, как посетителю, приятно было вновь осматривать собранные со всей Сирии скульптуры, мозаики и горельефы. 14 лет назад подобное казалось обыденностью, теперь же экспонаты представлялись настоящим чудом.
Сбор артефактов начался ровно 100 лет назад в 1919 году. В 1936 г. музей получил то оригинальное здание, которое мы видим по сей день.
1 из 3
4
Главный вход воссоздан в виде ворот мусульманской крепости Каср аль-Хэйр аль-Гарби. Цитадель построена на фундаменте византийского монастыря и относится к эпохе Омеядов (727 г). Она сохранилась частично. Её ворота были разобраны по частям и перевезены в Дамаск, после чего замысловатые узоры и башни получили второе рождение.
6
На мой вопрос, почему правую сторону украшает звезда Давида? Гид ответил — подобный знак обозначал в древности Плодородие и небесную Благодать. На территории Сирии его использовали не только евреи.
6
Заходим внутрь, предъявляя охранникам билеты. Сразу за столом секьюрити весьма печальный экспонат — портик храма бога Баалы из Пальмиры. По сохранившейся фотографии архитекторы воссоздали его частичную гипсовую копию.
Напомню, 30 августа 2015 г. боевики ИГИЛ храм Баала взорвали. Через несколько дней нам довелось увидеть то, что от него осталось, тогда как в тот момент мы шли по галерее, где справа и слева работники музея развесили фотографии сирийских достопримечательностей, разделённые на до войны и после.
Я уж было подумал, ничего мы здесь теперь не увидим, ибо вынужденные переезды сохранности экспозиции никак не способствуют. К счастью я ошибся. Первый зал, куда мы попали, был посвящён античному и византийскому периодам. Его поделили на несколько комнат.
Первая порадовала хорошо сохранившимися блоками, где были представлены сценки из Библии. Одна из таковых показывала пришествие волхвов.
1 из 2
6
Вторая комната никого из нас равнодушным не оставила. Её экспонаты, относившиеся к византийской эпохе, хотелось смотреть, ещё раз смотреть
8
и пересматривать.
4
Всё собранное нашли на территории Пальмиры, точнее на месте древних склепов и кладбищ.
4
Чем одна эпоха отличается от другой? В первую очередь обрядом захоронений. Когда Пальмира принадлежала Византии, знатных людей хоронили преимущественно в узких проёмах, закрывая дырку скульптурным изображением усопшего.
5
Склепы устраивались как под, так и над землёй. Последние представляли собой погребальные башни со множеством отсеков, куда закладывалось тело. Глядя на закрывающую каменную крышку, можно было понять, как выглядел усопший или чем он занимался. Воин изображался с оружием, учёный муж с книгой, караванщик верхом на верблюде.
2
В некоторых случаях знатных людей, если это была семья, хоронили в одной нише,
8
и мы теперь можем любоваться их скульптурным изображением.
7
Мне особенно запомнилась композиция под названием «Последний совместный ужин». Грациозные муж и жена в последний раз вместе. Он держит чарку с вином. Она, приложив левую руку к голове, о чём-то думает. Завтра он уйдёт в мир иной, и позже она последует за ним. Чуть сбоку надпись на арамейском, на языке Иисуса Христа.
9
Главная изюминка музея — точная копия склепа, найденного в пальмирской Долине гробниц и точь-в-точь сюда перенесённого. Усыпальницы сооружена купцом Ярхаи в 108 году, и использовалась в течении нескольких веков.
1 из 2
6
Мы же, благодаря музейщикам, спускаясь на пару этажей вниз, можем представить, что находимся в самом настоящем склепе. В полутёмном ограниченном пространстве время остановилось. На тебя смотрят горельефы ушедших в иной мир. Люди из другой эпохи одеты соответствующе, но не это главное. Вглядываясь в скульптуры, пытаешься понять сущность человека и его характер, после чего невольно думается о бренности бытия.
1 из 2
4
Чуть выше массивная каменная дверь. Она являлась входом в усыпальницу. Массивная и тяжёлая громадина кажется незыблемой. Нет, это не так, у пальмирцев существовали свои секреты. Если налить воды в нижнюю выемку, на которой держится ось, дверь станет более сговорчивой.
3
Возвращаемся на верх и осматриваем следующий зал. Как он называется, не скажу, но выглядит он явно пустовато. Две большие мозаики на стенах, одна на полу, плюс пара скульптур.
1 из 3
4
Надеюсь, в последующем музейщики добавят сюда ещё и ещё экспонатов.
2
Мы же переходим дальше. На стене большая фреска. Она попала в музей из античного города Дура-Европос на Евфрате. Древние художники донесли до нас какой-то обряд.
В прежние времена в музее можно было видеть другие не менее интересные картины. В настоящем в экспозиции одна единственная фреска.
4
(Ради справедливости отмечу, напротив первой ещё одна фреска меньших размеров. Но я так и не понял, относится ли оная к данной теме или нет?)
1
Синагога Дура-Европос предстала миру после раскопок 1932–1935 годов под руководством историка М. И. Ростовцева. Знаменита своими хорошо сохранившимися фресками на библейские сюжеты, которые свидетельствуют о том, что ветхозаветный запрет на изображения людей в III веке соблюдался не всеми еврейскими общинами.
Здание синагоги было построено в 244–245 годы, о чём свидетельствует найденная при раскопках надпись на арамейском языке. Другая надпись на греческом сообщает, что её основателем был «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди.
Синагога располагалась рядом с городской стеной, и в 256 году при строительстве укреплений против войск Сасанидов с неё была снята крыша, а здание засыпали песком. Это и позволило сохраниться её фрескам, когда город после захвата Сасанидами был заброшен.
После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, на спутниковых снимках виден «кратерный пейзаж» внутри кирпичных стен города. Более 70% территории были раскопаны и разграблены мародёрами с целью финансирования Исламского государства.
Помню, когда в детстве слушал монолог Аркадия Райкина про Греческий зал, всегда смеялся.
1
Теперь же, спроецировав ситуацию на подобный зал в Дамаске, ничего забавного не вижу. Обшитую золотом сбрую для коня, древнегреческую скульптуру и даже горб мы вполне могли бы и не увидеть.
1 из 3
5
А между тем экспонаты принадлежат не только сирийцам.
6
Они культурное достояние всего человечества:
1
и консоль колонны, и Геракл борющийся со львом, и древний атлет, и женские тела неизвестно кому принадлежавшие.
1 из 6
4
Грозная богиня Афина подняла вверх правую руку, замахиваясь на врага то ли копьём, то ли давно исчезнувшим мечом.
5
В 64 г. до н. э., после победы Помпея над Митридатом VI и Тиграном II, Сирия сделалась римской провинцией, причём к ней была присоединена и Иудея. Римские проконсулы всячески добивались управления Сирией.
В музее представлена усыпальница римского патриция. Он вверху на крышке саркофага, по бокам изображения битв и баталий, в которых участвовал патриций.
4
К моему большому сожалению, мне не удалось разобраться с отдельными экспозициями, кто на них изображён и что они обозначают.
3
Что касается артефактов мелких, в музее их совсем чуть-чуть. Будем надеяться, со временем таковые появятся в больших объёмах.
1
В настоящем в музее представлены не все периоды. Закрыт исламский период, а также средневековье. По прошлому визиту помню, они были не менее интересными. Попав домой и изучив путеводитель, пришло понимание, что не увидели глиняных табличек Угарита, обозначающих первый в мире алфавит.
Оказавшись на улице, мы с удовольствием прогулялись по парку,
1 из 7
3
рассматривая скульптуры.
1 из 3
1
Уличные экспонаты в некотором роде уступали в красоте своим комнатным собратьям.
1 из 3
2
Безжалостное время античное искусство пощадить не пожелало.
2
Плюс, в отличие от зала, многое не имело пояснительных табличек.
1 из 3
Положения не мог исправить даже гид, не владевший арамейским. Для меня так осталось загадкой, что обозначал жест человека, поднявшего вверх руки, словно он сдавался в плен?
2
Второй момент, я так и не выяснил судьбу льва? Примерно такого же зверя я видел в Вавилоне.
5
Зато не требовали каких-либо пояснений саркофаги,
3
последние приюты людей разных эпох, проживавших на территории Сирии.
1 из 4
2
Помню, по ТВ показывали сюжет, как в Ракке два бородатых игиловца разбивают кувалдами скульптуры. Страшно подумать, что было бы, если бы они взяли Дамаск…
Возможно кто-то посчитает музей и его экспонаты слабым и примитивным. Для меня же, то что они остались целы, является маленьким счастьем или чудом (не знаю, какое подобрать слово).
1 из 2
1
Впереди у музейщиков большая работа по расширению экспозиции.
2
Пожелаем им успеха!
2
Национальный музей Дамаска жив, и попасть сюда можно вполне свободно.
3
В Сирии мне неоднократно вспоминался знамениый лозунг «Но пасаран» — Они не пройдут!