Вот уже несколько лет перед Новым годом в Эрмитаже открывается временная выставка фарфора из серии «Поднесение к Рождеству». И декабрь 2022-го исключением не стал. Но в этом зимнем сезоне музей «обрушил» на посетителей такое количество фарфора, что захотелось это немного на Туристере показать. И речь пойдёт только о временных выставках. То, что в Эрмитаже всё в порядке с фарфором на постоянной экспозиции, многие и без меня видели:).
На всякий случай, уточню, что далее, за исключением фото, информации из табличек и цитат из официальных пабликов музея — моё дилетантское понимание того, что удалось посмотреть. Чтобы главный текст не стал безразмерным, часть комментариев размещены непосредственно в описании фото. Заранее приношу извинения за качество фото, но выставки фарфора и графики бликуют и отражают с особым усердием.
По временным периодам фарфор был представлен разнообразно. Но я решила начать с конца: с выставки »«Крокус». Возвращение. К 125-летию Николая Суетина», которая показала нам взгляд художников XXI века на творчество их коллег XX века.
Выставка проходила в одном из пространств центральной анфилады Главного штаба (про сам Главный штаб я немного рассказывала тут).
1 из 2
1
Выставка посвящена Николаю Суетину. Точнее, чем в информации с официального сайта музея, сказать мне сложно, поэтому цитата: «Мастер мощного и масштабного дарования, он оставил заметный след в живописи, дизайне и архитектуре, но при упоминании его имени в первую очередь представляется фарфор».
Для лучшей читаемости общую информацию со стены выставки разделила на две части:
1 из 2
1
Силуэт вазы — главной героини выставки — уже присутствовал на фотографиях с афишей и общим видом экспозиции, а вот и фото на стене:
1
Работы художников, участвующих в проекте, собраны в витрине в центре зала. И на самом высоком постаменте — ваза «Крокус» в белоснежном варианте (восстановлена Сергеем Русаковым):
1 из 3
1
Разнообразие тем и красок росписей, на мой взгляд, отлично показывает универсальность формы вазы, так как отлично ложатся и круговая роспись, и отдельные изображения, и «цветочки», и чёткие углы графики.
На стенах зала были развешены эскизы к вазам, что позволяло чуть глубже познакомиться с процессом создания ваз. Эскизы ваз, представленных на выставке, далее я включу в слайдшоу самих ваз.
Вазы «Проект «Стулья» и «Проект «Стол» (автор росписи Любовь Цветкова):
1 из 4
1
А в этой группе я объединила вазы, роспись которых лично меня прямо отсылает к понятию «супрематизм»:
1 из 9
1
Вазы ''Отражение номер один'' и ''Отражение номер два''. Автор росписи Сергей Соколов.
С предыдущими вазами и в линиях, и в цветах контрастируют невероятно летние «Кувшинка» и «Стрекоза» (роспись Нелли Петровой):
1 из 8
2
И согласитесь, что при грамотной работе художника столь разные изображениея прекрасно ложатся на одну и ту же форму «Крокус».
Думаю, что если объявить конкурс «Угадай название следующих ваз», правильный вариант точно был бы среди ответов: ''Параллели I'' и ''Параллели II'' (автор росписи Юлия Жукова):
1 из 2
По следующему рисунку можно предположить, что скульптор Сергей Русаков предлагает чёрно-белую графику:
1 из 4
Эскизы росписей, не представленных на выставленных вазах, впечатляют разнообразием:
1 из 17
А «Записные книжки» от Татьяны Чапургиной нужно не только смотреть, но и внимательно читать:) :
1 из 3
Как мы помним из информации к выставке, ваза «Крокус» была создана к одноимённому сервизу. В белом варианте на выставке он представлен на одной из афиш:
А вариант 1936 года с росписью «Физкультурники» (автор Л. К. Блок) можно было в это же время увидеть совсем рядом — на выставке в Манеже Малого Эрмитажа:
1 из 3
1
Эрмитаж ко всем временным выставкам выкладывает для свободного просмотра видео (порой и не одно). Фильм про выставку, посвященную Николаю Суетину, можно посмотрать тут. В фильме о своих работах рассказывают авторы работ проекта «„Крокус“. Возвращение».
А я и предлагаю перейти Дворцовую площадь и направиться в Манеж Малого Эрмитажа, где с 8 декабря 2022 г. по 26 марта 2023 г. проходила масштабная выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира» (информация на официальном сайте музея).
Русский авангард мощно заявил о себе в начале 20-го века, и до сих пор продолжает привлекать внимание, как знатоков, так и любителей искусства.
И тут хочется порассуждать об истоках, а компетентность не позволяет:). Но пару иллюстраций прежде, чем показать саму выставку, приведу.
Летом-осенью 2022 в Эрмитаже проходила выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», и выглядел Манеж Малого Эрмитажа так:
1 из 20
1
(саму выставку я чуть подробнее показывала на Туристере, а сам музей в нескольких видео-экскурсиях, которые до сих пор доступны для свободного просмотра на офиц. Youtube-канале (в немю надо выбрать «Трансляции») и группе ВКонтакте).
На информационном стенде выставки было написано: «Коллекция не только констатировала прошлое, но и провоцировала, стимулировала живопись будущего, особенно русскую. Молодые художники — Лентулов, Гончарова, Малевич, Петров-Водкин и многие другие — формировались во многом благодаря щукинской галерее. В 1908 году Щукин сделал своё собрание открытым для публики. По воскресеньям, по предварительной записи, туда мог прийти каждый и познакомиться с лучшей в то время коллекцией французского модернизма». Это первая мысль «про истоки».
А вот в постоянной экспозиции русских икон в залах Зимнего дворца есть, например, икона «Илия Пророк в пустыне» первой половины 16-го (!) века:
1 из 5
2
Техника написания солнца и тени на горах и кустов мне лично навеяла мысли про авангард:).
Но вернёмся на выставку авангарда.
Вход в Манеж Малого Эрмитажа из Шуваловского проезда выглядел так:
С балкона над входом и в зале:
1 из 3
1
Описание выставки:
По неизвестной причине плохо получились фотографии красных информационных стендов, но я их решила включить в отзыв, так как они весьма интересны по содержанию.
Краткая история фарфорового завода, который в настоящее время известен, как Императорский фарфоровый завод (ИФЗ):
В первых витринах выставки представлен обзор изделий. созданных на заводе в царской России. И это не только история, но и то, что авангард, с одной стороны, опровергал, а, с другой стороны, использовал, как точку опоры в виде мастерства и опыта предыдущих покалений. Поэтому в певой части выставки сопоставлены картины Кандинского и дореволюционный фарфор разного времени и стилей:
1 из 4
1
После революции 1917 года родилось такое явление, как агитационный фарфор. На белом фоне яркими красками заговорил авангард. Этому явлению и посвящена выставка:
1 из 2
В самых ранних изделиях прямо читаются образы и краски народных промыслов. Всё для понимания и принятия новых идей простыми людьми:
1 из 3
Фарфоровое производство быстро было направлено на интересы новой власти в том числе и потому, что с царских времён остались большие запасы «белья» — готового для росписи белого фарфора. Осталось только правильно их расписать. И неожиданно новый стиль оказался очень востребован коллекционерами, в том числе и за рубежом, а Финляндия была, например, довольно долго открыта в обе стороны.
По проектам Василия Кандинского в 1921—1923 гг. на Государственном фарфоровом заводе расписывали чашки с блюдцами, но небольшими тиражами преимущественно для экспортных заказов и выставок:
1 из 6
По указанным выше причинам, как особую драгоценность в отдельной небольшой витрине на выставке показывали приобретенную музеем в 2022 году чашку 1921 года:
1 из 3
Даже если бы на стене, где висело блюдо «Свадебное», не было бы картины «На берегу», полагаю, многие посетители заподозрили бы, что автор росписи Кузьма Петров-Водкин:
1 из 5
1
Думаю, что по ходу отзыва уже стало понятно, что, кроме известных специалистам по фарфору, будет много широко известных имён художников. Кроме притягательности новых идей и заманчивости выразительности нового художественного языка, причина в том, что в те тяжёлые годы роспись фарфора была реальной возможностью заработать на жизнь.
В общем, смотрим и читаем (ибо надписи замечательны и текстом, и шрифтами, и вписанностью в общую композицию). В 1920-е годы, конечно, востребована тема гражданской войны, но тема труда тоже быстро заняла достойное место:
1 из 8
О вождях:
Тарелка с Лениным явно выполнена на том самом царском «белье», а бюст Карла Маркса хорошо демонстрирует пластические возможности разновидности фарфора «бисквит». Сопроводительные материалы на выставке хорошо дополняли представленные фарфоровые изделия и были ценны сами по себе. Так лениниана была проиллюстрирована оригиналами рисунков Натана Альтмана (включены в слайдшоу), которые оказали значительное влияние на привычный нам образ Ленина:
1 из 9
Художники не жили отдельно от жизни страны, их произведения, как я уже писала ранее, пользовались огромным спросом, а вот помочь нуждающимся по неизвестной причине не получилось:
Хотя художники свою задачу выполнили:
1 из 5
Удивительное, заглядывающее, несмотря на декоративность красок, прямо в душу, насыщенное эмоциями и символами блюдо «Страдание России» с росписью Александры Щекатихиной-Потоцкой:
1 из 2
На одной из стен выставки было интересно порассматривать фото тарелок с обратной стороны. Тут и годы производства формы видны (хоть и зачёркнуты на некоторых), и информации про роспись:
1 из 2
Предлагаю ещё немного порассматривать и почитать:
1 из 11
Несмотря на свой небольшой размер, необычные, на мой взгляд, для 1925 года, взявшие много премий «Обнаженные» от Александра Матвеева и их история:
1 из 3
Чашки-чайники-тарелки-вазы немного я показала, скульптуру — тоже, остались… шахматы «Красные и белые» (1923 — конец 1920-х, модель 1922 г. Н. Я. Данько, роспись по образцу Е. Я. Данько). Интересно, если кому-то в те годы выпали бы белые, на какой минуте человек начал бы играть в поддавки?
1 из 5
Из текста на стенде выставки: «Большим событием в художественной жизни завода стали шахматы „Красные и белые“ Н. Я. Данько. В основе этой агитационной композиции лежит противопоставление двух армий, символизирующее противостояние нового зарождающегося мира и мира уходящего. На протяжении 1920–1930-х годов шахматы выпускались для внутреннего, чаще внешнего рынка, выставок и по заказам музеев».
На выставке было интересно рассматривать эскизы росписей, а некоторые из них и сравнивать с представленными тут же результатами:
1 из 5
Авангард в фарфоре — это не только росписи, но и новые формы. Пожалуй, самая известная из новых форм — это чйник Казимира Малевича и чашки к нему:
1 из 4
Взглянув на следующую фотографию, вспомнив предыдущую выставку в этом моём альбоме, полагаю, многие тут же верно скажут, что автор форм — Николай Суетин. Не только форм (не «Крокус», но близкие варианты), но и композиций. Сельскохозяйственная тематика на вазах справа легко угадывается, а роспись слева носит игривое название «Ситчик»:
О работах Николая Суетина с формами рассказывали отдельные витрина и стенд выставки. Крупнее я, к сожалению, не сфотографировала:
В витрине узнаваема оригинальная ваза «Крокус». Слева на фото — архитектоны (про сам термин можно почитать в статье Виртуального Русского музея). Экскурсовод сказала, что в ходу было шуточное название «суетоны»). А справа — фотография спроектированных Н. Суетиным (с соавторами) в 1937 году интерьеров павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан). Интерьер (или павильон?) получил Гран-при выставки.
Главным героем выставки был фарфор, но для демонстрации широты влияния авангарда показали, например, и реконструкции костюмов от супругов Александра Родченко и Варвары Степановой:
1 из 5
В 1930-х в фарфор (малые и большие формы) пришли темы труда, спорта, образования. Изображения стали более фигуративными:
1 из 18
Потом авангад долго был под запретом, вернувшись в новом прочтении в «оттепель» 1960-х:
1 из 4
Белый цвет знаменитого сервиза ''Ленинград'' Анны Лепорской напоминает про белые ночи? Или отсылает нас к архитектонам?
Лаконичный и яркий одновременно сервиз «Серп и молот» (1966 г., форма А. А. Лепорской, роспись Л. И. Лебединской). На некоторых предметах прямо написано, к какой дате в жизни страны он выпущен:
1 из 2
Прекрасный в своей яркости и лаконичности сервиз ''Серп и молот'' (1066 г., форма А.А. Лепорской, роспись Л.И. Лебединской). Все прочитали на некоторых предметах, к какой дате был выпущен сервиз?
В конце «фарфоровых» выставок Эрмитажа мне нравятся разделы, где представлены работы современных художников на тему выставки. В этом году — про авангард:
И всё, как в исторической части экспозиции:
— тарелки-чашки-чайники-вазы:
1 из 8
— одежда (за неё отвечают знаменитые платья Татьяны Чапургиной):
На момент публикации забыла написать, поэтому дополнение: в Музее ИФЗ, который является филиалом Эрмитажа, конечно же, есть раздел фарфора 20-го века, и часть предметов с "Русского авангарда" после завершения работы вернутся на своё постоянное место, надеюсь, покажут там и часть ваз с выставки, посвящённой Н. Суетину.
С отзывом про эти две «авангардные» выставки я подзатянула, и думала, стоит ли вообще. Но оказалось, что тема авангарда продолжается в других музеях. В Михайловском замке Русского музея до 15 мая проходит выставка «Николай Суетин. Илья Чашник», а в частной галерее KGallery до начала июня — выставка «Рождённый революцией. Шедевры агитационного фарфора из частных собраний» (описание тут). С Русским музеем всё понятно, а вот со стороны частной галереи может показаться смелым делать выставку, по теме которой совсем недавно высказался Эрмитаж. Но я в них верю, и обязательно пойду, так как выставки они делать умеют, в том числе, удивлять редкостями (когда-то я писала на Туристере отзыв про них). В общем получается, что мой отзыв про прошедшие выставки немного и актуален в части «посмотреть, чтобы представить, что может быть на текущих». И Русский музей, и KGallery в своих официальных группах ВКонтакте недавно начали размещать очень информативные посты (в том числе, видео) про эти выставки.
В начале отзыва я писала, что выставок в Эрмитаже было много. Переходим к следующей.
А это будет «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном», занимавшая 2 зала парадной Невской анфилады Зимнего дворца с 28.10.2022 по 09.04.2023.
В названии выставки важна «-мания», так как становится понятным, что речь о египетском стиле, иллюстрируя который без фарфора обойтись невозможно.
Главным фарфоровым предметом выставки был, конечно, Египетский сервиз:
С тех пор, как сервиз был отправлен Александром в ссылку в Москву, большая часть его и хранится в «Кусково». В Эрмитаже несколько предметов представлено только, если не ошибаюсь, в экспозиции фарфора эпохи ампира в Главном штабе. Не знаю, как показывают его в «Кусково», а на «Египтомании» в центре Николаевского зала это выглядело так:
1 из 15
2
Целиком в Зимнем дворце (или вообще?) сервиз был выставлен впервые года так с 1808-го.
Выставка «Египтомания» была масштабна, разнообразна, и, конечно, не только про фарфор. Эрмитаж снял несколько экскурсий. Заинтересовавшиеся могут найти тут . Каталог ещё в работе, была выпущена небольшая книжка, но, похоже, уже закончилась.
А в рамках серии «Поднесение к Рождеству» 24.12.2022 открылась (и работает по 23.04.2023) удивительно красивая выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX‒XX веков» (описание на офиц. сайте музея). В отличие от пары предыдущих лет выставка из серии «Поднесение к Рождеству» из золотого Гербового зала вернулась в более камерное пространство Западины Восточной галереи Зимнего дворца, но стилю модерн, на мой взгляд, это точно лучше подходит. По экспонатам примечания написала в текстах к фото:
1 из 20
1
Думаю, что все уже догадались, что видео от Эрмитажа есть, и его можно найти по ссылке, которую я приводила ранее. Каталог к «Образцовой коллекции» уже в продаже. Мне показалось, что получился довольно удачным, и при достаточно разумной цене может быть неплохим подарком из Петербурга любителю фарфора.
Я думала, что перечисленные выставки иcчерпали перечень временных эрмитажных выставок про фарфор зимы 2023 года, но уже в январе золотой Гербовый зал перестал пустовать. В соответствующих интерьерах до 13 апреля нам показывали царский фарфор — «Предметы сервизов Российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова» (описание на оф.сайте):
1 из 11
Видео от куратора есть, даже, если не ошибаюсь, 2, искать на общей странице трансляций по ссылке, которую я приводила ранее.
Написав весь предыдущий текст, я поняла, что в части полноты перечня временных выставок, показывавших фарфор в Эрмитаже зимой-2023, одну я всё-таки пропустила. И причина в том, что работает она давно. Но не показать предметы с выставки «Пасха в России" совсем неправильно при публикации отзыва в эти дни. И на эту выставку можно успеть до 23 апреля. Большая часть фарфоровых изделей на выставке с таким названием — это, конечно же, яйца. Представлены и история, и современность:
1 из 11
1
Часть исторических яиц подвесили, чтобы показать во всей красе.
Чуть не забыла: видеоэкскурсии от Эрмитажа по этой экспозиции тоже есть. Первая, с открытия, появилась примерно год назад, а небольшое последнее видео было размещено в оф. группе музея ВКонтакте в эти выходные, и там, среди прочего, показали, как фотографируют фарфор без бликов для каталога. В общем, если я решусь еще написать отзыв про выставку форфора, то все блики будут на месте:).
Тут исчерпался список эрмитажных временных фарфоровых выставок зимы 2023, но не всего года:) . Если на сайте музея заглянуть в раздел «Выставки» (автоматически открывается на текущих выставках), то в подразделе «Анонсы выставок» обнаружится много чего интересного, в том числе, и про фарфор. Очень рекомендую заглядывать туда при планировании поездки в Петербург, чтобы не разминуться на день-два с чем-то интересным лично вам.
В общем, отзыв получился типа «В Петербурге зимой с выставками всё в порядке». Логично было бы его закончить подборкой фото «Погулять красиво, скорее всего, тоже получится», но получилось так, что альбом «Санкт-Петербург_2023. От середины февраля до середины марта» появился раньше отдельно и немного раскрыл эту тему. А чуток отойти от темы фарфора хочется. Пусть будет так: «В залах Эрмитажа в это время вне основных праздников — красота!». Фото прилагаются:
1 из 20
1
Советская лестница, название которой старше, чем можно было бы подумать.
И с жестом нашего замечательного ангела:
1
«Тссс! У нас тут хорошо. Только всем об этом не рассказывайте: слишком большое количество посетителей вредно для такой красоты.»
(Встречала, что «Ангела» на просторах интернета порой называют «грозящим», но разве с таким выражением лица грозят?)
На этом точно всё. Спасибо за внимание всем заглянувшим в этот отзыв, и отдельная благодарность его одолевшим:).
Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"