Из заголовка видно, что речь пойдёт о Главном штабе, который является обособленным комплексом Государственного Эрмитажа (выставка на чердаке продлена до 31.12.2023).
Вид на творение Карла Росси со стороны Зимнего дворца:
Из заголовка видно, что речь пойдёт о Главном штабе, который является обособленным комплексом Государственного Эрмитажа (выставка на чердаке продлена до 31.12.2023).
Вид на творение Карла Росси со стороны Зимнего дворца:
Сразу скажу, что название ни объяснять, ни обсуждать в данном материале я не буду. Оно есть, к нему привыкли. А тем, кому до сих пор сложно его принять, предлагаю, например, считать этот комплекс (или обособленный объект, как называется он иногда в документах Эрмитажа) Главным штабом Эрмитажа по современному искусству:). Тут, думаю, возражений быть не должно.
На всякий случай поясню, что к Эрмитажу, да и к искусству в целом, никакого отношения не имею, кроме того, что мне нравится посещать музеи. Поэтому к ошибкам и неточностям в повествовании прошу отнестись снисходительно. Буду рада поправить, если кто что-то заметит. Качество части фотографий не очень хорошее, но они нужны для рассказа.
А теперь перехожу к заявленной в названии теме. Для краткости дальше буду использовать аббревиатуру «ГШ».
В начале 2020 года я увидела анонс выставки «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности», которую планировали открыть в конце марта (или начале апреля?).
И вспомнила, что, действительно, была там я уже давненько и на знаменитой выставке Моне в 2002 году, и даже чуть раньше в парадных залах.
Часть знаменитого здания на Дворцовой площади была передана Эрмитажу ещё в Ленинграде в 1988 году (решение Исполкома Ленинградского городского совета № 197 от 14 марта 1988 г.) . Но затянулся выезд оттуда различных организаций, да и потребовалось время на приведение хотя бы части залов в состояние, приемлемое для проведения выставок в то время, пока разрабатывались планы на дальнейшую жизнь всего огромного здания.
Первая временная выставка в Главном штабе Эрмитажа:
(этот скрин и следующий про ампир — из архива выставок на официальном сайте Государственного Эрмитажа).
В следующем слайд-шоу — фото триптиха Пьера Боннара «У Средиземного моря» в обновленном ГШ и то, как полотна Мориса Дени выглядят в открытом для них в 2019 году специальном помещении — копии музыкального салона в особняке И. А. Морозова в Москве, для которого они и были написаны:
И лично для меня именно в таком виде эти картины заиграли. (Не удержусь и для поднятия настроения, как всегда, порекомендую самый вдохновенный, на мой взгляд, рассказ об истории Амура и Психея на полотнах Дени с оф. Youtube Эрмитажа: https://www.youtube.com/watch?v=OGoegx_akj4&list=PLo5E1gu7F3RYBGvBUML6pXjLau5W1r_c2&index=2)
Точнее, прямо сейчас, в начале 2021, эти залы выглядели так:
но только потому, что много картин с 4-го этажа ГШ уехало на выставку во Францию. Залы, конечно, не опустели: поменялась привычная развеска, добавили немного из картин, не представленных на постоянной экспозиции.
Но хватит отступать от заявленной темы про 20 лет деятельности.
Из постоянной экспозиции ГШ первой была открыта:
И сейчас эпоха ампира присутствует в парадных залах 3-го этажа ГШ:
Про экспозицию искусства ампира в обновленных залах квартиры Карла Васильевича Нессельроде Эрмитаж рассказал совсем недавно в видео-экскурсии: https://www.youtube.com/watch?v=_ZCVKZez0hs
Итак, прошло 20 лет работы временных выставок и постоянной экспозиции, а в юбилей принято подводить итоги и вспоминать о том, что было.
ГШ оказался ещё и юбиляром, который способен удивлять. В анонсе выставки я видела, что одним из мест её проведения является чердак ГШ. Там-то я ещё и не была.
Но и чердак оказался в необычном месте. Полагаю, что многие из заглянувших в мой опус читали в других источниках пояснения про ГШ типа «находится слева от Арки Главного штаба», «восточное крыло принадлежит Эрмитажу», «западное крыло здания Главного штаба занимает штаб ЗВО», а сама арка оставалась как-будто бесхозной. Так вот, Арка Главного штаба — это тоже выставочное пространство Эрмитажа, и именно там проходит выставка, на которой ГШ рассказывает про ГШ.
Да, выставка проходит прямо вот за словами поздравления с Новым Годом:
Чтобы понять, что на чердак не так уж и мал, надо отойти от арки, в том числе и в залах 4-го этажа ГШ (а на фото макета чуть позже в рассказе будет видно, что и крыша не плоская):
17 марта 2020 г. ГШ, как и другие музеи, закрылся на ковидный перерыв. Некоторые запланированные выставки открывали и показывали онлайн, другие переносили. После возобновления приема посетителей летом открытия выставок в соответствии с антиковидными ограничениями проходят до сих пор онлайн — торжественно, но не как было принято раньше: с присутствием сотрудников и гостей музея.
Выставка «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности» была открыта онлайн 27.11.2020 г. Церемония и небольшая экскурсия есть тут: https://www.youtube.com/watch?v=-FG4ewqFSic . Но для обычных посетителей выставка оставалась недоступной.
11 января 2021 года Эрмитаж в своих пабликах разместил видео-экскурсию по выставке на чердаке (можно посмотреть в официальных ВК и YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=BfeVNKPpc00&t=103s), но на вопросы, когда на экскурсию смогут попасть одиночные посетители, отвечал: «Мы готовы, но ждём».
И вот 20.01.2021 выставка начала принимать посетителей. Конечно, лучше, чем в видео от музея, я про выставку не расскажу, но немного проиллюстрирую свой поход туда.
Итак, на входе в ГШ нас встречает ГШ:
На тыльной стороне макета есть информация про ГШ, а в Арке можно почувствовать себя Гулливером.
Сбор группы на выставку проходит у Главной лестницы:
А потом желающие попасть на чердак совершают маленький подвиг: при отключенных во время ковида лифтах приходится бодро топать в маске по Главной и Красной лестницам выше, чем на 4-й этаж «к импрессионистам». После «восхождения» пауза «на отдышаться» требуется не только посетителям, но и экскурсоводу, а также сопровождающему группу сотруднику службы безопасности.
Если коротко, выставка рассказывает о том, в каком виде ГШ достался Эрмитажу, как было принято решение делать то, что мы видим сейчас. Показаны находки археологов и строителей, фотографии с первых выставок, пригласительные билеты на открытие выставок и афиши. И, конечно же, помещение чердака над частью залов восточного крыла и над Аркой Главного штаба, где сочетаются Росси и работа современных архитекторов по организации выставочного пространства. Работы в арке, как и во всем комплексе, проводились в 2010–2014 годах, а вот первая выставка состоялась только сейчас.
На макете, который обычно представлен на Главной лестнице ГШ, я обвела синей линией примерно зону выставки (красный кружок — Красная лестница):
План реставраторов, с одного из стендов выставки:
Поскольку в часть чердака выходят вентиляция и т. д. из расположенных внизу помещений музея, получается такое вот смешение исторических кирпича и лиственницы с блестящими современными трубами:
Конечно, по самим кирпичным сводам ходить никто не даст (но говорят, что все крепко). Организован круговой обход по дорожкам из стекла и металла. Пространство как бы разноуровневое, поэтому чередуются спуски и подъёмы. Про деревянные детали сказали, что все подлинное и, несмотря на видимые трещины, крепкое, и нас ещё переживет:
Можно заглянуть в световой фонарь Росси (как я понимаю, один из фонарей посетители видят снизу на 4 этаже в зале французских пастелей XIX–XX веков):
Можно посмотреть особенности кладки для вентиляции и неотсыревания кирпича, поразглядывать столбики и «дуги» кладки:
За простенькой дверцей находится действующий штаб, и вовсе не искусства, а Западного военного округа. Разметка на стекле показывает расстояние от штаба до штаба:
Стучать в дверь не стали, а прошли налево в часть чердака, где давно притягивал наше внимание эффектный арт-объект:
Думаю, что все догадались, что форма его задана формой здания ГШ:
(исторический вид со стороны реки Мойки Эрмитаж разместил в своём оф. ВК 23.01.2021).
Из описания выставки на сайте Эрмитажа в разделе «Выставки и события» (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on?lng=ru):
«Специально для выставки студия „АRKI — кинетическая архитектура“ представила медиа инсталляцию „Птица Будущего“ — метафору музейной деятельности Эрмитажа в Главном Штабе сквозь года. Форма объекта вдохновлена планировкой здания, напоминающая, с одной стороны — силуэт волшебной птицы, с другой — образ ультрасовременного сверхзвукового лайнера.»
Видеопроекции показывают коллажи из видов восточного крыла и арки, а также наиболее известных произведений, выставленных в ГШ. Отсюда, вероятно и полет в будущее, а на борту лучшее из истории и настоящего:
Такое вот «От ARKI для Арки» :).
Небольшое отступление от темы. ARKI принимала участие в показанном мною на Туристере ранее «Лабиринте кириллице» https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/45093 : Андрей Пунин — архитектор проекта и автор буквы «Ы». А в конце января рядом с Новой Голландией у здания Военно-морского музея завершил Год Антарктиды и свою работу проект ARKI «ArtAntarctica»:
Но вернёмся в Главный штаб.
На выставке, кроме найденных археологами и строителями посуды, курительных трубок, лаптей и т. д., показаны и находки последних лет:
Кроме чердака в юбилейную выставку входят «было-стало», размещенные в нескольких залах, где «было» — это снимки из 90-х и ранее, а «стало» — сами залы, где выставлены фотографии.
Танцевальный зал квартиры Нессельроде в 1950-х и сейчас:
В зале 330 Речной анфилады (вдоль р. Мойки) реставрировать особо было нечего, поэтому лаконичный светлый дизайн, который преподносит в лучшем виде выставленные в нем экспонаты:
Зал 332 той же Речной анфилады:
Пока зал светел, просторен, и не загружен экспонатами:
Но, может, тема рояля получит какое-то развитие?
Вид на 4-й двор ранее и с 4-го этажа из зала Кандинского сейчас:
Кстати, «Красный вагон» Кабакова примечателен тем, что первым поселился в обновлённом ГШ ещё до официального возобновления работы комплекса 2014 году. Так что, вполне себе экспонат для ретроспективной выставки:
А вот современные виды к последнему фото я намеренно спрячу в слайд-шоу. Отгадайте, что из уже показанного в моем рассказе здесь сейчас (ответ в 3 и 4 слайдах):
На мой взгляд, выставка получилась живая и познавательная. А само новое необычное выставочное пространство даёт надежду на интересные проекты в будущем.
Но не только на этой выставке ГШ рассказывал про ГШ. Была еще «Две Пальмиры. Архитектура».
Графику снимать сложно из-за специального освещения и бликующих стекол, но позволю себе немного фото «не очень», так как сам рассказ на выставке получился очень интересным.
Точкой пересечения двух Пальмир и героиней одного из залов стала Арка Генерального штаба, в которой, как мы теперь знаем, находится один из выставочных залов ГШ.
Сначала напомнили, как выглядела Дворцовая площадь, пока ее не доверили Росси:
Потом, поскольку Пальмиру и Санкт-Петербург объединяют Триумфальные арки, показали, как Росси искал то, что мы видим сейчас.
Варианты арки были представлены чертежами самого Росси, а также в виде графических реконструкций от М. Б. Атаянца, основанных на сохранившихся чертежах и рисунках:
Была представлена и графика времен работы над аркой:
Рисунок самого К. И. Росси рассказал о том, что по колеснице тоже были варианты:
Для сравнения пусть будет и нынешний вид:
Про южную Пальмиру на выставке было интересно рассказано (не только про Триумфальную арку) как в материалах прошлых веков, так и в рисунках от Максима Борисовича Атаянца 2005 и 2019 гг.:
А до пандемии в ГШ была открыта третья (по времени, конечно, первая) в 2020-м году выставка в ГШ про ГШ: «Студия 44. Анфилада».
Точнее, это юбилейная выставка архитектурного бюро «Студия 44»:
Все нашли на фото «44»?
Из описания выставки на официальном сайте Эрмитажа:
«„Студия 44“ — автор проекта реставрации и приспособления восточного крыла здания Главного штаба под музейный комплекс Эрмитажа. Работа над ним продолжалась двенадцать лет — с 2002 года по 2014 год. Все этапы исследования, подготовки, реализации этого проекта стали центральной темой экспозиции и дали возможность понять, как рождается идея, как видоизменяется проект, какая огромная исследовательская работа стоит за каждой постройкой и каждым архитектурным решением.»
Выставка была большая и интересная. Полная подборка видео-материалов по выставке на оф. YouTube-канале Эрмитажа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLo5E1gu7F3RaTS1lEr0XZCKNbLcSq7wol . А я только немного остановлюсь на нескольких моментах про ГШ.
Главную лестницу немного «разрисовали», показав, как она проектировалась:
В Атриуме же была расположена и «Книга отзывов», которая приобрела подходящий для темы выставки вид:
Оставлять впечатления было удобно посетителям всех возрастов и размеров:
В 11 часов каждый день на глазах у посетителей открывалась не привычная калиточка внизу, а дверь во все свои 12 метров высоты:
Это дало возможность посмотреть и на лестницу сверху, и на перспективу всей анфилады:
Отдельный зал был посвящён работам над ГШ:
А на Певческой лестнице показали не только её поворот от оси здания, но и то, куда эта ось приведет, если выйти за пределы ГШ:
И, напоследок, про 2-й двор Большой анфилады ГШ. В обычное время он выглядит так (представлена итальянская скульптора 20-го века):
А на плане выставки читаем п. 6:
И идем в «висячий сад» Большой анфилады ГШ.
В феврале липы были графичны:
7 марта музей в оф. ВК сообщил, что в ГШ пришла весна:
14 марта зал выглядел так:
А 17 марта ковид закрыл Эрмитаж для посетителей.
И я очень рекомендую к просмотру онлайн-экскурсию от Никиты Явейна, которую показали 25.03.2020 (есть среди материалов по ссылке выше). Липы там зацветали, и, главное, было рассказано много интересного не только про ГШ.
В июле лип уже не было. Ничто не мешало разглядывать чертежи на стенах, но выставке чего-то явно не хватало:
То, что сады «висячие», видно на фото (посетители идут по первому этажу, где кассы, магазины, холлы, где выставлен, напрмер, макет с обложки этого рассказа):
На этом заканчиваю рассказ о том, как Главный штаб рассказал нам про Главный штаб.
Спасибо всем, прочитавшим «много букв» полностью или частично. Надеюсь, что кому-то что-то было и интересно:).