Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге сегодня является филиалом Эрмитажа и одним из тех музеев, которые не перестают удивлять публику. Сама фигура владельца огромного дома — первого губернатора города, соратника Петра I и адмирала русского флота — до сих пор вызывает массу споров. Сходятся историки в одном — Александр Данилович был неординарным аристократом и полководцем, а дворцовые залы лучше всего расскажут о его яркой жизни.
Первоначально на будущей Университетской набережной Васильевского острова должна была стоять зимняя резиденция Петра Великого, но первый русский император не любил бытовой роскоши, из-за чего и подарил место под строительство особняка своему главному фавориту. Светлейший князь Меншиков, в отличие от государя, не чурался богатства и тут же заказал проект огромного здания в стиле, которое искусствоведы позже назовут петровским барокко.
Над сложными чертежами работали лучшие архитекторы того времени, включая Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя. По оригинальной задумке, невские берега должна была украсить классическая итальянская вилла, задача которой — сочетать в себе рабочие и жилые корпуса. В итоге решили остановиться на смешении ренессансных колонн с более поздними, барочными и витиеватыми украшениями фасада, что и было сделано руками сотен строителей.
Работы по возведению дворца продолжались с 1710-го по 1714-й год. За это время основные корпуса и флигели были готовы, внутри разбили геометрические «английские» сады и даже построили несколько оранжерей для выращивания заморских фруктов. К 1721-му резиденция имела статус Посольского дворца Ассамблей, а ещё — настоящей сокровищницы, куда высший свет Петербурга приходил смотреть на коллекции картин, монет и скульптур.
Длился «золотой век» ровно до момента опалы Меншикова после смерти Петра. Дворцовые перевороты семье губернатора и, фактически, регента при юном наследнике, принесли ссылку в Сибирь, а всё имущество конфисковали в пользу казны. В особняке приказали организовать военное училище, где позже отучится будущий генералиссимус Суворов, внутренние сады разрушили и превратили в плац, а предметы роскоши развезли по управам.
С 1880-го года здесь работал музей Первого кадетского корпуса, а после Октябрьской революции зданию решили вернуть образовательные функции, с 1924-го сюда заехало Ленинградское военно-политическое училище, просуществовавшее почти 30 лет. В годы блокады фасад сильно пострадал, но внутренние помещения чудом уцелели, что существенно облегчило задачу для дальнейшей реконструкции всего архитектурно-паркового ансамбля.
Фактически реставрация не прекращается и сегодня, но официально она началась в 1966-м году. Через 15 лет здание включили в фонды Эрмитажа, что позволило завершить многолетние работы и вернуть дворцовым покоям первоначальный облик, пусть и не столь пышный и вычурный, как в XVIII веке. К юбилею Санкт-Петербурга в 2003-м историческая справедливость восторжествовала — перед центральными воротами поставили бюст первого владельца с указанием всех регалий.
На сегодняшний день выставочная зона представляет нам дворцовый комплекс таким, как он задумывался изначально — с центральной галереей, парадными залами, рабочими кабинетами и личными комнатами членов семьи. Первое помещение, куда попадают гости в рамках обзорной экскурсии — гостевая палата. Стены в ней украшены шпалерами с античными сюжетами, а в центре — массивный стол для напитков и мягкие резные кресла с дорогим бархатом.
Дальше посетителей пригласят пройти на второй этаж, где находится основная часть экспозиции. Здесь частично восстановлены покои жены Меншикова — витиеватые настенные панели, паркет и множество фарфоровой посуды — так предпочитали украшать свои комнаты аристократки. У одной из стен прекрасно сохранившееся туалетное трюмо с фамильным гербом и портреты двух дочерей — Александры и Марии, умерших в молодом возрасте.
Из женской половины этажа двери ведут в западную приёмную, которую принято называть Китайским кабинетом. Всё дело в обоях — они выполнены в традиционном азиатском стиле и показывают сценки из экзотической жизни страны. Тут же — небольшой картинный зал с разнообразными портретами самого Меншикова и других современников петровской эпохи. Окна комнаты выходят на Неву, и по освещённости она считается лучшим местом в доме.
После прикосновения к искусству — опять история, продолжающаяся в центральной галерее, которая занимает почти весь этаж. Именно здесь проходили знаменитые Ассамблеи, где государь встречался с послами других держав и подписывал судьбоносные указы. Во времена кадетского корпуса тут была домовая церковь, и в одном из портиков с колоннами до сих пор угадываются черты алтаря. Во времена советского атеизма галерею переоборудовали в лекционный класс.
Следующая остановка — бело-голубой морской кабинет. Необычный оттенок — не просто дань тогдашней моде, а признак невероятного богатства — изразцы для отделки привозили из Голландии, где они стоили, как ювелирное украшение. По соседству — Варварины покои — единственная уцелевшая спальня с подлинной нереконструированной кроватью, на которой спала золовка Александра Даниловича, частенько приезжавшая погостить.
Ореховая гостиная — жемчужина дворца, на которой завершаются экскурсии. Она сохранилась практически в первозданном облике — персидский орех на стенах и мебель из чёрного дерева и сейчас смотрятся великолепно. Из реликвий — шахматная доска с янтарными фигурками и расписной холщовый плафон — прообраз современных натяжных потолков, его по специальному заказу создавал французский художник Филипп Пильман.
Меншиков всерьёз интересовался инженерным делом, что отразилось и на планировке дворца. Первый вариант не подразумевал крыльца с «суши», и всех встречали только на речной пристани, возле которой возвели специальную лоджию для оркестра. После кончины императора её перестроили в наплывную конструкцию, ставшую первым понтонным мостом Петербурга. Сейчас на его месте находится проезжая часть Университетской набережной.
Дворцовую территорию охранял отдельный полк гвардейцев, живших на первом этаже. У них была своя оружейная комната, кухня и покои для отдыха. После размещения кадетского корпуса, кордегардию упразднили, полностью разрушив оригинальную планировку. Восстановить её в оригинальном облике не получилось, но часть вестибюля сегодня отдана под выставку арсенала того времени — сабель, стальных кирас и мушкетов.
В одном из хозяйственных помещений выставлен подлинный токарный станок на пружинно-блочном механизме. По официальной легенде Эрмитажа, за ним любил работать сам Пётр, отдыхая от государственных дел — он вырезал мелкие детали корабельного такелажа, как его когда-то обучали в Голландии. Вещественных доказательств у мифа нет, но сомнению такую версию подвергать не стоит — настолько она популярна у завсегдатаев музея.
Сохранившиеся колонны внутреннего двора сделаны не из мрамора — внутри они деревянные и лишь выкрашены под имитацию камня. Делалось это для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных строительных расходах. На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — их снесли ещё в XIX веке, но сейчас масштабированные фигурки выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом оригинального здания.
Гостиные и кабинеты до сих пор остаются сокровищницами антиквариата. Так, в картинном зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса. Рядом на комоде скромно поставлены часы с органом, произведённые лондонским часовщиком в XVIII веке. Уникальный экспонат попал сюда на хранение из Таврического дворца, считается, что музыкальный хронометр подарил князю Потёмкину один из английских послов.
Некоторые дворцовые залы используются для проведения временных и передвижных экспозиций. Например, периодически тут проходит выставка старинных печей — от XVII до начала XX века. Из необычных экспонатов, не вписавшихся в формат музея можно отметить антикварный пресс для монет и печатей, который выставлен в сувенирном магазинчике.
Архитектурный ансамбль находится в шаговой доступности от станции метро «Василеостровская». Выйдя из зала, нужно повернуть направо, пройти по Среднему проспекту и дойти до перекрестка с Кадетской линией, откуда — прямо, никуда не сворачивая. Гораздо ближе идти от автобусной остановки «Университетская набережная», она находится прямо напротив дворца, и останется только перейти проезжую часть на светофоре.
Можно воспользоваться и службой заказа такси — Яндекс, Maxim и Uber уже давно работают в Северной столице, дефицита машин не наблюдается. Заказывать транспорт рекомендуют заблаговременно — минимум за сутки до поездки, чтобы был шанс на выгодный тариф, акцию или какие-нибудь бонусы. С уличными таксистами не советуют иметь дела, даже находясь в соседнем дворе — цены будут такими, что лучше пойти пешком, чем начинать торговаться.
Для самостоятельной поездки на автомобиле нужно знать несколько важных моментов. Во-первых, нужно сразу ввести координаты навигатора — 59.939536, 30.295529 — даже в туристическом сердце Питера легко заблудиться. Во-вторых, стоянка на обочинах по периметру дворца запрещена, а ближайшая платная парковка находится почти в двух километрах отсюда — напротив Академии художеств. Идти пешком такое расстояние или нет — вопрос спорный.
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.