Ольгинский мост в Пскове — автомобильно-пешеходный мост через реку Великую, связывающий набережные реки Великой и Ольгинскую. Длина моста составляет 311 метров, ширина — 21 метр. Мост назван в честь градоосновательницы Пскова — княгини Ольги.
В шаговой доступности от моста находятся такие знаковые достопримечательности Пскова, как Псковский Кром и Довмонтов город, стена Окольного города, Ольгин крест, Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской, Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья со звонницей, Часовня Анастасии Римлянки и многие другие.
Ольгинский мост в Пскове на Google-панораме:
Полноводная река Великая защищала древнюю Псковскую крепость от нападений врагов с запада. В XV веке от спуска с Торговой площади через реку наводили паромную переправу для перевозки возов и карет. В дальнейшем возникла необходимость в более практичной, постоянной переправе. В 1462 году появились первые письменные упоминания о плавучем мосте, который наводили ежегодно весной после схода льда.
Конструкция состояла из трёх плотов, связанных из бревен и покрытых дощатым настилом. По ночам мост разводили на несколько часов для прохода судов. Мост старались не разбирать до Рождества, а когда приходило время — вырубали его изо льда и оставляли сложенным на левом берегу. После весеннего ледохода его собирали заново. Плавучий мост называли Великорецким.
И хотя такой мост был очень неудобен в эксплуатации и часто создавал неприятные ситуации (например, проседал под тяжестью повозок и скопления людей во время крестного хода, разрывался на части от раннего ледохода или длительных интенсивных дождей), добиться решения о постройке стационарного моста получилось лишь в начале XX века.
Закон о строительстве моста через Великую был утверждён императором Николаем II 22 марта 1908 года. Автор проекта моста — инженер Григорий Никифорович Соловьёв, земляные и каменные работы выполняла контора инженера А. Лентовского, а ответственность за изготовление и монтаж конструкции возложили на Брянский завод. Закладка стационарного моста осуществилась 14 июня 1909 года, а движение открылось 30 октября 1911 года.
В процессе строительства мост стали называть Ольгинским. Согласно преданию, именно в этом месте состоялось знакомство молодого князя Игоря со своей будущей женой.
25 мая 1919 года красноармейцами была взорвана правая консоль моста с целью не дать белогвардейцам ворваться в город. Мост восстановили 28 февраля 1921 года.
19 февраля 1923 года в честь пятилетней годовщины Вооруженных Сил было принято решение о переименовании: Ольгинский мост официально стал называться мостом Красной Армии. В период с 1924 по 1926 годы прошла его капитальная реконструкция.
8 июля 1941 года мост был намеренно разрушен командой инженерного батальона под руководством военного техника А. А. Шпица. Немцы восстановили его в кратчайшие сроки и взорвали уже сами при отступлении из Пскова 22 июля 1944 года, разрушив при этом все фермы моста.
Работы по восстановлению переправы стартовали 15 сентября 1944 года и были завершены 11 апреля 1945 года. После победы в Великой Отечественной войне мост снова переименовали: вплоть до 1995 года он назывался мост Советской Армии.
В 1969 году в связи с заметным увеличением нагрузки старый мост потребовалось разобрать. Вместо него в 1970 году был построен железобетонный балочный автомобильно-пешеходный мост. При проектировании была допущена ошибка, поэтому во избежание обрушения к конструкции пришлось добавить еще четыре опоры. В 1995 году мост вернул себе первоначальное имя.
С историей моста неразрывно связана история Часовни Анастасии Римлянки. Впервые в письменных источниках часовня упоминается в 1710 году. Именно в этом году в Пскове бушевала эпидемия моровой язвы, унесшая множество жизней, а осенью случился крупный пожар.
Согласно старой традиции, для противостояния бедам возвели деревянную часовню во славу Святой Анастасии Узорешительницы. Часовня стояла у Великорецкого наплавного моста. Со временем на её месте возвели каменную часовню.
В 1911 году был построен стационарный Ольгинский мост, буквально нависавший над часовней, так как берега пришлось укреплять насыпью. Для сохранения святыни на юго-западном краю моста над часовней соорудили надстройку из камня, а сверху заложили новую часовню. Закладка новой часовни состоялась 5 августа 1911 года, проект разработал Алексей Викторович Щусев. В 1913 году по эскизам Николая Константиновича Рериха часовню расписал иконописец Григорий Осипович Чириков.
После революции часовню закрыли, а уникальные фрески заштукатурили. Помещение использовалось в качестве кассы, киоска и др. В 1969 году мост Советской Армии начали разбирать, часовня мешала строительному процессу. Её планировали снести, но усилиями архитекторов Эллы Марковны Петуховой и Натальи Сергеевны Рахманиной старинную часовню удалось спасти.
Здание распилили на две части и краном перенесли на берег Великой. В 1971 году на новом месте была проведена реставрация и укрепление росписей по эскизам Николая Рериха, а 4 декабря 1974 года часовне присвоили статус памятника федерального значения.
В настоящее время в связи с предстоящей реконструкцией Ольгинского моста существует проект по переносу Анастасиевской часовни на территорию Псковского государственного университета с последующей реставрацией.
В середине марта 2023 года стартовал ремонт Ольгинского моста в Пскове, в рамках которого обновлено дорожное полотно (сверхпрочный литой асфальтобетон), а также гидроизоляция. Стоимость реновации составила 90 миллионов рублей.
На 2026 запланирована масштабная реконструкция Ольгинского моста. Через реку Великую на период ремонта возведут временный мост.
Ближайшая со стороны Рижского проспекта остановка общественного транспорта — «Улица Максима Горького», где останавливаются автобусы № 3, 4, 5, 14, 14А, 17, 22, 30, 101, 116, 118, 124, 132, 136, 207, а также маршрутные такси № 54, 308, 360.
Ближайшая остановка со стороны Советской улицы — «Площадь Ленина», куда можно добраться на автобусах № 3, 4, 5, 8, 8А, 14, 14А, 17, 19, 22, 30, 101, 114, 115, 116, 118, 119, 121, 122, 124, 126, 127, 129, 130, 132, 136, 137, 138, 139, 142, 150, 151, 161, 163, 164, 166, 207, 2035, а также маршрутных такси № 54, 308, 360. Со стороны сквера Породнённых городов с набережной на мост можно подняться по винтовой лестнице.
Для удобства передвижения по городу воспользуйтесь услугами такси — «Яндекс.Такси», «Максим» и др.
Видео: набережные и Ольгинский мост с высоты птичьего полета
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.