Невозможно представить современного театрала, не посетившего хотя бы единожды «Мастерскую Петра Фоменко» — один из самых ярких, самобытных авторских театров не только Москвы, но и России. Выросший из учебной мастерской, которую режиссер курировал при ГИТИСе, проект официально стартовал в 1993 году, когда возраст его основателя перешагнул за 60 лет. Для Петра Наумовича «Мастерская» стала главным детищем — театр он строил, как дом, актеры оставались второй семьей. Полное свободы и любви к театру пространство определило стиль: легкость, ироничность, изобретательность, полнокровность, тяга к парадоксальности и наслаждение игрой.
При всей разноголосице талантов «Мастерской», при неизменно широком охвате средств выражения и внешнем «разбросе» репертуара, спектакли театра всегда отличались цельностью. Объединяющим элементом выступало авторское начало, и не приходилось удивляться, что Фоменко с легкостью создавал самостоятельное драматическое произведение из фрагментов 3 произведений Пушкина («Триптих») или из первого тома эпопеи «Война и мир».
После ухода Петра Фоменко в 2012 году «Мастерская» продолжила творческую жизнь. Над новыми спектаклями работают несколько режиссеров. Репертуар объединяет около 50 постановок; премьеры опираются, как правило, на современную драматургию, тогда как основатель театра предпочитал русскую классику. Чтобы сформировать впечатление о театре, можно посетить спектакли в постановке Фоменко и в постановке его преемников.
Показы идут на двух сценах, расположенных в паре шагов друг от друга на Кутузовском проспекте и набережной Тараса Шевченко у Дорогомиловского моста. Диапазон цен на билеты большой: от 300 до 20 000 руб. Приобретать их нужно за 3–4 недели до спектакля. Добираться лучше на общественном транспорте или такси, так как парковок поблизости мало, и они платные.
Спектакли «Мастерской Петра Фоменко» идут ежедневно на обеих сценах. В течение недели демонстрируется до 14 постановок. В будние дни показы начинаются в 19:00, в выходные — в то же время или позднее. Чтобы не пропустить предстоящее событие, следите за обновлениями репертуара на официальном сайте.
Основу репертуара составляют спектакли, поставленные в период, когда театром руководил Петр Фоменко. В постановке создателя «Мастерской» идут «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста» А. С. Пушкина; «Театральный роман» М. А. Булгакова; «Сказка Арденнского леса» по пьесе Шекспира «Как вам это понравится»; «Семейное счастие» и «Война и мир. Начало романа» Л. Н. Толстого, а также ряд других произведений.
Одной из сторон гения Фоменко была способность прочувствовать внутреннюю драматургию произведения и сохранить ее при постановке так, что, даже отойдя от общепринятой трактовки текста, изменив комическую интонацию на трагическую или наоборот, режиссер не терял голос автора. Напротив, спектакли «Мастерской» не раз превращались в волшебное зеркало, способное даже спустя два столетия открыть публике давно известных авторов с новой стороны.
Таковы, например, «Египетские ночи». После того, как Валерий Брюсов дописал неоконченное произведение Пушкина, оно воспринималось как приглашение к размышлениям о вечных вопросах жизни и любви, но вовсе не как искрометная комедия, в которую история превратилась у «фоменок». Опершись на незаконченность произведения у Пушкина, использовав не только повесть, но и стихи великого поэта, Фоменко воссоздал ироничную легкость пушкинского творчества и в спектакле. Как отметил один из критиков, вышел «очаровательный эротический египетский анекдот»!
Обратный путь — от традиционно легкой, сентиментальной трактовки к жесткой и горькой интонации — Фоменко прошел с «Бесприданницей». В год постановки — 2009 — спектакль получил 4 номинации на «Золотую маску», а победил в одной — Полину Агурееву назвали лучшей актрисой драматического спектакля.
Продолжает меланхолическую интонацию спектакль «Как жаль…« — полуторачасовой этюд, почти моноспектакль с великолепной игрой Людмилы Максаковой, премьера которого состоялась в 2006 году. Еще один спектакль-долгожитель — постановка «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Б. Вахтина. Действие истории, в которой сплавляются реальность и сон, а наряду с людьми персонажами становятся корова и колодец, Петр Наумович перенес на сцену еще в 2000 году.
Возвращен и спектакль Фоменко «Безумная из Шайо» Жана Жироду. Трагикомедия о том, как несколько безумцев обхитрили мошенников и спасли город, у «фоменок» лишается социального запала. На первый план выходит театральность, драма, абсурд, юмор и гротеск — постановка, восстановленная Кириллом Пироговым на новой сцене, смотрится с удовольствием.
Знаковой для театра является постановка «… Души», использующая в качестве основы не только гоголевскую поэму «Мертвые души», но и повести «Нос» и «Шинель». В эксцентричном произведении, посвященном поиску существа русской души, гоголевское повествование обретает то комичное, то горькое звучание.
«Чайка», поставленная Кириллом Пироговым в 2019 году, выглядит по-режиссерски сдержанной, лишенной эпатажа и нововведений. Ставка сделана на попадание актеров в типажи и мастерство игры. «Мастер и Маргарита», еще одна премьера последнего времени, по-булгаковски наполнена драйвом, бутафорией, гротеском. Ярко выделяется на фоне актерского ансамбля Полина Агуреева, исполняющая главную роль. Но критика отмечает, что в смысловом плане «Мастерской» не достает авторского прочтения.
В репертуаре театра Фоменко есть пара детских спектаклей. «Алиса в Зазеркалье» стала первой попыткой «Мастерской» создать постановку, изначально рассчитанную на детей от 7 лет, и дебют удался! Небо, в котором парят слоны, озеро с кувшинками, возникающее на сцене, пляска теней на стенах и полу, создающая иллюзию их движения — постановка поражает находчивостью решений в работе с пространством сказки. Как отмечает критика, «Мастерская Фоменко» «каждой клеткой своей кричит, что может быть и зрелищнее, и притягательнее, и живее анимированного блокбастера».
С детьми от 12 лет и старше можно посетить спектакль «Руслан и Людмила». Михаил Крылов поставил пушкинское фэнтези в ироничном, задорном, хулиганском ключе: стоит быть готовым к тому, что вместо коня у героя будет швабра, а вместо шлема — ведро. Условность здесь становится неотделимым свойством увлеченной актерской игры, которая забирает все зрительское внимание, похищая аудиторию из реальности и тут же доставляя в мир сказочных приключений.
Отклики о посещение спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» неизменно содержат комплименты по поводу декораций, световых и музыкальных эффектов. Особенно часто зрители восхищаются оформлением постановки «Алиса в Зазеркалье».
Актерская игра в большинстве отзывов оценивается положительно. Наряду с этим встречаются высказывания, что в некоторых моментах речь персонажей было расслышать тяжело, так как реплики произносились «под нос» или актером, повернувшимся к залу спиной. При этом отмечается, что акустика во всех помещениях театра отличная, с любого места отлично видно и слышно игру.
Среди лучших спектаклей зрители упоминают постановки «Волки и овцы», «Триптих», «Наш человек на rendez-vous», «Бесприданица», «Сон в летнюю ночь», «Пять вечеров», «Театральный роман» и другие. «Алису» и «Руслана и Людмилу» называют теми спектаклями, благодаря которым дети могут полюбить театр.
Много позитивных откликов посвящены внутреннему убранству театра: просторным фойе с выставками, в которых можно с интересом провести время, хорошими кафе, обилием скамеек и кресел для ожидающих показа гостей. Присутствует и открытая терраса, с которой открывается панорамный вид на Москву-реку и на комплекс «Москва-Сити».
Купить билет на спектакль «Мастерской Петра Фоменко» можно как в кассе театра, так и онлайн через официальный сайт. Касса находится в здании на Набережной Тараса Шевченко, 29; она работает каждый день с 12:00 до 19:30. Доступна и бронь билетов перед покупкой. Для этого звоните по номерам +7 (499) 249-17-40 или +7 (499) 249-87-62. Далее можно приехать и купить их или заказать доставку с курьером (услуга платная).
Чтобы приобрести билеты через Интернет, в афише, размещенной на официальном сайте, кликните на кнопку «Купить билет» напротив выбранного спектакля. Далее следуйте появляющимся инструкциям. Номинальные цены на визит в «Мастерскую Фоменко» смотрите здесь.
Здание располагает Большим залом, рассчитанным на 450 мест, и Малым, в котором спектакль могут посмотреть до 150 зрителей. Как они выглядят, можно посмотреть на официальном сайте в разделе «Панорамы». Кроме того некоторые постановки проводятся в фойе театра. Его панорама также представлена в упомянутом разделе.
Труппа «Мастерской» — давно сложившийся, крепкий коллектив, ядро которого составляют ученики Петра Фоменко. Имена «звезд» театра встречаются не только в его программках, но в киноафишах. Полина Агуреева, Ксения и Полина Кутеповы, Галина Тюнина и другие актрисы составляют замечательную плеяду женской части труппы. Не менее знамениты и актеры «Мастерской»: Анатолий Анциферов, Карэн Бадалов, Игорь Войнаровский, Евгений Цыганов, Илья Любимов и другие.
Часть артистов совмещает игру на сцене с режиссерской деятельностью и музыкальной. Например, Федор Малышев реализовал собственный проект — моноспектакль «Смешной человек», в котором Полина Агуреева выступила в качестве дирижера. Кирилл Пирогов срежессировал несколько спектаклей.
Театр находится в районе Дорогомилово. Адрес Старой сцены — Кутузовский проспект, 30, Новой — набережная Тараса Шевченко, 29. При поездке на собственном автомобиле или такси лучше ориентироваться на второй адрес, так как по нему располагается собственное здание театра, а через дорогу от него — многоподъездный дом, в котором «Мастерская» арендует небольшое помещение.
На общественном транспорте добираться сюда удобней всего на метро. Станция «Кутузовская» (голубая ветка) находится в 350 метрах от Нового здания театра на набережной. По выходу со станции спуститесь в переход, проследуйте до конца, сверните налево и выйдете по лестнице вверх, придерживаясь правой стороны. Покинув переход, сверните влево и двигайтесь в сторону набережной около 3–5 минут.
Кроме того можно добраться на автобусах до остановки «Студгородок». Подойдут маршруты № м2, м7, м17, н2, т34, т39к, 116, 157, 239, 297, 474, 622, 840. Выйдя из транспорта, следуйте к ТТК до улицы Киевской, затем сворачивайте на нее и двигайтесь к набережной.
Можно доехать и на такси. Чтобы заказать поездку, используйте мобильное приложение «Яндекс.Такси», Gett, Uber, «Максим».
Трейлер спектакля «Доктор Живаго» театра «Мастерской Петра Фоменко»:
Панорама здания театра «Мастерская Петра Фоменко»:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.