Когда Вы идёте по улице Большая Ордынка, то невдалеке от Марфо—Мариинской обители, только на другой стороне улицы, можно увидеть храм.
Когда Вы идёте по улице Большая Ордынка, то невдалеке от Марфо—Мариинской обители, только на другой стороне улицы, можно увидеть храм.
Если подойти поближе и прочитать мемориальную табличку на стене, то прочитанное удивляет.
Как это так, разве храм может носить два разных названия?
Чтобы разобраться с этой путаницей надо окунуться в историю храма.
Для начала разберемся со словом «Всполье» в названии. Согласно «Толкового словаря Даля» — «всполье — край, окраина, начало поля; выгон, место вокруг околицы».
Это сейчас центр Москвы сплошь застроен домами, а если разбираться в топонимике Москвы то становится понятным что в Москве и её округе хватало оврагов, болот, полей. Еще в ХVII веке существовало большое всполье в районе нынешней Большой Ордынки, которое использовалось как луга для выпаса скота.
На Всполье был построен деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца. Датой основания храма считается 1628 год, хотя храм существовал задолго до воцарения династии Романовых.
Затем как водится вместе деревянной церкви появилась каменная, а в 1791 году началась операция по смене имени храма. Сначала в Георгиевской церкви появились два новых предела: во имя Иверской Божией Матери и Иоанна Воина. Напомню, что в Москве есть отдельный храм, посвященный Иоанну Воину Храм, спасённый Петром Первым из воды.
В это же время было решено построить новое здание церкви. Строительство затянулось и длилось с 1791 по 1802 год. А когда новый храм открыл двери, то оказалось, что этот храм носит название Иверской Божией матери, а Георгию Победоносцу остался только один придел в этом храме.
Есть замечательное высказывание: " Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.» Автором его является русский писатель, художник и богослов Алексей Степанович Хомяков (1804- 1860), который был крещен в 1804 году в храме Иверской иконы Божией Матери на Всполье.
После присутствия на литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в апреле 1918 года в храме, и участия в крестном ходе вокруг него была арестована святая преподобномученица Елизавета Федоровна Немецкая принцесса, бывшая лютеранкой, стала православной святой, похороненной в Святой Земле. Именно отсюда начался её крестный путь к смерти.
С 1929 по 1994 год храм был закрыт. Здесь располагались клуб вагоноремонтного завода и галерея современного искусства. Здание было изрядно перестроено и испохаблено. Колокольня была снесена, лишь после возвращения храма в лоно православной церкви была проведена реставрация, в том числе восстановлена колокольня.