Как обманчивы порой московские улицы, за внешне непримечательным фасадом скрываются интересные вещи.
Когда идешь от Москвы-реки по Большой Ордынке, то можно проскочить мимо Марфо-Мариинской обители
Как обманчивы порой московские улицы, за внешне непримечательным фасадом скрываются интересные вещи.
Когда идешь от Москвы-реки по Большой Ордынке, то можно проскочить мимо Марфо-Мариинской обители
и только дойдя до ворот, понять где ты находишься.
Когда сбоку от меня распахнулась небольшая калитка в глухой стене, то мельком брошенному любопытному взгляду открылся двор, в котором стояли и судачили о чём-то две монашки. Ноги развернулись сами собой и отправились в этот двор. Только я зашёл во двор, монашки разбежались и зашли в дом.
В одном здании из двух, выходящих на улицу Большая Ордынка, находился больничный корпус с домовой церковью святых праведных сестёр Марфы и Марии (на фотографии слева). Во втором (на фотографии справа) находились покои настоятельницы Елизаветы Федоровны, а ныне располагается мемориальный музей. Напротив больничного корпуса находится приют для девочек-сирот, а до революции здесь находилась Воскресная школа,
рядом с ним детская площадка.
А перед моими глазами появился красивый храм Покрова Пресвятой Богородицы,
возле которого находилась скульптура женщины, облаченной в монашеское одеяние.
На пьедестале надпись: «Великой княгине Елизавете Феодоровне с покаянием».
Потрясающая судьба у этой удивительной женщины: немецкая принцесса, бывшая лютеранкой, стала православной святой, похороненной в Святой Земле, в Иерусалиме.
Зигзагов в её жизни хватило бы на несколько человек. Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская (1864 -1918) была вторым ребёнком в семье гессенского принца Фридриха Вильгельма Людвига Карла, командовавшего длительное время отдельными подразделениями гессенских войск, в 1877 году ставшего великим герцогом Гессенским и Прирейнским и правившего под именем Людвига IV Гессенского, а также английской принцессы Алисы Мод Мэри, дочери королевы Виктории.
У китайцев есть проклятье: «Чтоб ты жил в эпоху великих перемен». Елизавета в такую эпоху жила. На территории раздробленной в ту пору Германии шли объединительные процессы, решалось кто встанет объединителем Германии — Австрия или Пруссия. Гессен поставил не на ту карту, выступив в войне на стороне Австрии, и был оккупирован прусскими войсками. Елизавета вместе со старшей сестрой Викторией (Викторией Альбертой Елизаветой Матильдой Марией Гессен-Дармштадтской)
провела это время у бабушки Виктории в Англии.
В результате Семинедельной войны 1866 года на мировой карте появился Северо-Германский Союз, причем только часть великого герцогства Гессен-Дармштадт (землями к северу от реки Майн), вошла в состав Северо-Германского Союза. В результате во время прусско-французской войны отец Елизаветы участвовал в сражениях на стороне прусских войск, командуя гессенской дивизией.
В четырнадцатилетнем возрасте Елизавета потеряла мать и младшую сестру, умерших от дифтерии. Детей на похороны матери не допустили, все игрушки в целях дезинфекции были сожжены. И до этого жившие экономно, дети сразу почувствовали тяжесть утраты. На плечи старших детей, Виктории и Елизаветы, пало бремя воспитания младших братьев и сестер. Отец нашёл после смерти жены другую зазнобу и женился на ней.
Хотя история не любит сослагательных наклонений, но интересно, воевали бы между собой Германская и Российская империи, если бы принцесса Элла, так домашние звали будущую российскую Великую княгиню Елизавету Федоровну, приняла предложение руки и сердца от прусского кронпринца Фридриха Вильгельма Виктора Альберта Прусского, ставшего в 1888 году германским императором Вильгельмом II. Ведь её младшая сестра Аликс стала впоследствии российской императрицей Александрой Федоровной.
Но судьба распорядилась иначе. В 1884 году, в двадцатилетнем возрасте, принцесса Елизавета выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича — брата российского императора Александра III. Невеста была лютеранкой, жених — православным. Поэтому вместо одного бракосочетания было два: по православному и лютеранскому обрядам. Именно в Санкт-Петербурге на их свадьбе встретились впервые цесаревич Николай Александрович и его будущая жена Аликс — сестра Елизаветы. Супруги Сергей Александрович и Елизавета много сделают для соединения двух любящих сердец.
В 1894 году женился брат Елизаветы Эрнст Людвиг Карл Альберт Вильгельм (Великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский). На его свадьбу прибыли Елизавета с мужем и цесаревич Николай, именно во время этой свадьбы Аликс (будущая императрица Александра Федоровна) дала согласие выйти замуж за цесаревича Николая. Сохранилась примечательная фотография, сделанная после свадьбы 1894 года в Кобурге.
На ней изображены все братья и сёстры Елизаветы, живые на тот период времени, молодая супруга Великого герцог Эрнста Людвига Гессенского Виктория-Мелита Саксен-Кобург-Готская, герцогиня Эдинбургская, а также муж Елизаветы Сергей Александрович и будущий император Николай II.
Интересно, что на фотографии изображены не одна, а две будущие российские императрицы. Молодая супруга в 1901 году разведётся с мужем, а в 1905 году выйдет замуж за Великого князя Кирилла Владимировича, своего двоюродного брата. После свадьбы Николай II лишил Кирилла всех прав члена императорской фамилии, но в 1907 году смилостивился и признал этот брак, вернув отобранные ранее права. Кирилл, после расстрела в 1918 году Николая II с семьей и Михаила Александровича, остался старшим членом династии, а в 1924 году провозгласил себя российским императором. Получается, если не углубляться в юридические тонкости, что Великая княгиня Виктория Федоровна (так стала именоваться Виктория-Мелита с 1907 года) формально с 1918 года, а юридически с 1924 года стала российской императрицей. Вот какие фортеля выкидывает порой судьба.
Для любителей конспирологии. Существует предание, что брак Сергея Александровича и Елизаветы был так называемым «белым». Супруги жили как брат с сестрой, а не как муж с женой, из-за обетов, данных в юности, о сохранении девственности всю жизнь. Насколько правдиво это предание — судить трудно, но детей у супругов не было. Среди современников ходили и другие слухи. Возможно принцесса Елизавета знала о проклятом «даре» своей бабушки английской королевы Виктории — гене гемофилии и боялась, что у её потомков будет неизлечимая болезнь.
Чтобы закончить с преданиями — многие в наше время считают, что самые красивые женщины Европы — русские, а самые страшные — немки. В Европе конца позапрошлого века самыми красивыми женщинами люди света считали двух немок с одинаковым именем Елизавета.
Одна была женой русского великого князя Сергея Александровича, другая женой австрийского императора. У разных людей — различные понятия о красоте, сколько людей — столько и мнений.
Через 4 года после свадьбы, в 1888 году, супруги совершают паломничество в Святую Землю, которая очаровала молодую Великую княгиню. Сергей Александрович стал первым Председателем Императорского православного палестинского общества (ИППО) , появившегося в 1882 году и назвавшемуся до 1889 года просто Православное палестинское общество (ППО). Мать Сергея Александровича — императрица Мария Федоровна — хотя сама не побывала на Святой Земле, но считалась её покровительницей. По её инициативе там были построены школы и больницы. После смерти матери Сергей Александрович побывал в Иерусалиме, а одной из задач Православного палестинского общества было постройка храма в память о Марии Федоровне. На освящение церкви Святой Марии Магдалины и прибыли Сергей Александрович и Елизавета Федоровна. Помимо храма Сергеем Александровичем было построено в Палестине около 10 школ, где арабских ребятишек учили русскому языку и основам православия, и 8 Подворий Русской Православной Церкви. Находясь в русском храме в Иерусалиме великая княгиня расчувствовалась и высказала желание быть похороненной в этом чудесном месте.
Слово, брошенное порой мимоходом, может сыграть роковую роль. Не зря же говорится: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Желание сбылось через 32 года, но до этого много воды утекло и свершилось событий.
В 1891 году Елизавета приняла православие и стала Елизаветой Федоровной. Бабушка Виктория поддержала решительный шаг своей внучки, а отец выступил категорически против. Дочь пошла против воли родителя. В 1905 году Сергей Александрович погиб от бомбы террориста. Елизавета Федоровна заняла пост Председателя Императорского православного палестинского общества и возглавляла его до 1917 года, после Февральской революции подав в отставку. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь, погрузившись в траур об убиенном. Драгоценности были проданы и на эти деньги была приобретена усадьба из четырёх зданий и сада, на территории этой усадьбы в 1909 году была устроена Марфо—Мариинская обитель милосердия, в этой обители Елизавета Федоровна жила и трудилась.
При открытии в обители было всего 6 сестёр, затем их число постепенно достигло ста.
В Марфо—Мариинской обители помимо двух церквей были часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. Больница считалась одной из лучших в Москве.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Февральская революция принесла в страну хаос. 1 марта 1917 года отряд вооруженных людей обвинил Елизавету Федоровну в шпионаже в пользу Германии и только спокойствие и выдержка уберегли обитель и настоятельницу. После этого шведские дипломаты предложили Елизавете Федоровне покинуть Россию, она отказалась. Когда произошла Октябрьская революция, то отношение к обители улучшилось и она стала снабжаться регулярно продовольствием. Германское правительство после заключения Брест-Литовского мира добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елизаветы Федоровны за границу. Но она отказалась уехать на бывшую родину, великая княгиня считала: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!» Как же было похоже её нежелание покинуть Россию на такое же нежелание вдовствующей императрицы Марии Федоровны Прощай, Россия!, но покинувшие Россию остались в живых в отличие от оставшихся.
В апреле 1918 года Елизавету Федоровну арестовали, разрешив взять с собой двух сестёр из обители: Варвару Яковлеву и Екатерину Янышеву. В ночь на 5 (18) июля 1918 года вместе с несколькими Великими князьями и верной соратницей Варварой Алексеевной Яковлевой Елизавета Федоровна была сброшена живой в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Когда белые войска освободили Алапаевск и достали трупы из шахты, то выяснилось, что сброшенные остались живы и умерли в тяжелых мучениях от ран, голода и жажды. При этом не теряя духа и распевая молитвы. Тела погибших были перевезены в Китай в Русскую духовную миссию, откуда прах Елизаветы Федоровны и Варвары Яковлевой были доставлен из Пекина в Тяньцзин, из Тяньцзина пароходом в Шанхай, из Шанхая в Порт-Саид и далее в Иерусалим. В 1921 году их прах был захоронен в храме Святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Желание сбылось.
В 1981 году великая княгиня Елизавета и сестра Варвара были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей, а в 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви они причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.[
Обитель просуществовала до 1926 года. После её закрытия до 1928 года функционировала поликлиника, где работали бывшие сёстры, пока одних обитательниц не выслали в Среднюю Азию, другие сами сбежали в Тверскую область на вольные хлеба. В храме Покрова Пресвятой Богородицы были кинотеатр, дом санитарного просвещения, реставрационные мастерские, а в Марфо—Мариинском храме после поликлиники располагалась лаборатория Всесоюзного института минерального сырья, кабинет лечебной физкультуры и спортивный зал.
Формально территория обители была возвращена православной церкви в 1992 года, но из храма Покрова Пресвятой Богородицы реставрационные мастерские выехали лишь в 2006 году.
Памятник у храма появился в 1990 году.
Сохранилось общежитие сестёр.
Сейчас на территории обители появились две новые часовни: первая совмещена с привратной сторожкой,
вторая, посвященная Елисавете Феодоровне, построена в 1998 году и находится в дальнем углу обители.
Перед дальней часовней Голгофа
с резным крестом.
Рядом со сторожкой пристенный фонтан,
а между храмом Покрова Пресвятой Богородицы и дальней часовней еще один фонтан.
Жаль только, что в холодном апреле сад был совсем не зелёный
и фонтаны не работали.
И только цвели цветы у покоев бывшей настоятельницы обители.
В монастыре хранят воспоминания об людях, которые отреставрировали возрожденную обитель.