Как и Сретенский монастырь, про который я рассказывал недавно, Донской монастырь был основан благодаря очередному татарскому нашествию. В этот раз русским войскам удалось отразить нападение крымского хана Газы II Гирея, который в июле 1591 года подошел к Москве во главе 150-тысячной армии. В том же году, на месте, где была отражена первая атака врага, царем Федором Ивановичем был основан монастырь. Первым храмом на территории монастыря был небольшой собор Донской Божией Матери, построенный в 1591–93 годах. Удивительно, но он сохранился до сих пор, и сейчас называется Малым или Старым.
1
Фото 1881-96 годов
В дни боев с татарами в русском лагере была небольшая полковая церковь, где находилась позаимствованная из Благовещенского Собора Кремля легендарная Донская икона Божией Матери, та самая, если верить преданиям, что сопутствовала Дмитрию Донскому в Куликовской битве в 1380 году. Собор, а впоследствии и сам монастырь был освящен в ее честь.
В конце 16 начале 17 века монастырь был разорен поляками и пребывал в запустении вплоть до конца 17 века, когда на средства, выделенные царевной Екатериной Алексеевной была проведена его масштабная реконструкция. В 1698 году был достроен и освящен Большой храм Донской Божией Матери, в это же время монастырь был окружен каменной стеной с двенадцатью башнями, которая заменила деревянную ограду. До 1750 года были возведены остальные монастырские церкви и сооружения. В 1780-годы итальянский мастер Клаудио расписал фресками стены Большого собора.
На территории собора сохранился некрополь, где были захоронены представители дворянства и купечества. Это практически единственный некрополь, переживший советские времена. Сохранились не только захоронения, но и древние надгробия. Тут можно найти захоронения таких семейств, как Трубецкие, Голицыны, Долгорукие, Вяземские. Тут же хоронили выдающихся русских поэтов, писателей, ученых. Тут лежат литератор Сумароков, дядя А.С Пушкина — Василий Львович (а так же бабушка и две тетки поэта), Чаадаев, Одоевский, Майков, Осип Бове, Ключевский, и многие другие известнейшие люди. Последним на Старом Донском кладбище в 2008 году был похоронен Александр Солженицын.
В 1918 году монастырь был закрыт, в двадцатых годах там проходила антирелигиозная выставка, а после был организован Антирелигиозный музей искусств. В 1929 году все храмы были закрыты. В 1934 году на территории монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР, куда свозили фрагменты некоторых снесенных храмов. В том числе туда была перевезена часть горельефов с Храма Христа Спасителя, которые можно увидеть и сейчас.
В 1946 году в Малом соборе возобновились богослужения, а так же в храме была установлена мироваренная печь, которая до сегодняшнего дня используется для изготовления мира для всей РПЦ.
В 1991 году монастырь передали Московскому патриархату.
Архитектурный ансамбль.
Вход в монастырь осуществляется через западные ворота с надвратной церковью в честь праведных Захарии и Елисаветы с колокольней, построенной в 1730–53 годах в стиле елизаветинского барокко.
7
Первое, что бросается в глаза при входе на территорию монастыря — это пятиглавый Соборный храм в честь иконы Донской Богоматери, или Большой Собор.
11
Он был построен в 1683–98 годах в стиле нарышкинского барокко. Собор отличается неканонической архитектурой, более свойственной для украинских храмов. Главы собора ориентированы по сторонам света.
9
4
Видно, что на верхнем фото (2017 год) стало гораздо меньше растительности, чем было в 2014 году (нижнее фото).
Южная стена храма выходит на некрополь. В соборе сохранился восьмиярусный резной иконостас.
5
1
Северная часть монастыря, что от нас по левую руку, закрыта для посещения. Там мы можем увидеть несколько церквей, как старинной, так и современной постройки.
5
Это церковь в честь Святителя Тихона, патриарха Российского (1997 год).
5
6
За ней виднеется Северная колокольня с надвратной церковью Тихвинской Иконы Богоматери, построенная в 1713–14 годах. Левее церкви патриарха Тихона стоит церковь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 2006 году.
2
Завершает трио новоделов небольшая церковь Георгия Победоносца 2000-года, возведенная в память о 2000-летии Рождества Христова и десятилетии возвращения монастыря церкви.
7
За ними, и за густыми деревьями, прячется церковь Иоанна Златоуста и святой великомученицы Екатерины. Она была построена в 1888–91 годах на средства купцов Первушиных по неовизантийскому проекту архитектора Венсана.
4
3
Справа, у южной стены монастыря, за братским корпусом (1714—1883 гг.)
1
находится Больничная церковь Архангела Михаила 1714 года постройки. В начале 19 века она была перестроена в усыпальницу рода Голицыных в стиле классицизма. В 2014 году, в мое первое посещение монастыря, она была «классического монастырского» цвета, в 2017 году ее перекрасили в бежевый.
2
2
Итак, мы осмотрелись по сторонам, и теперь идем к самой древней постройке в монастыре — Малому Собору Донской Богоматери, который находится правее Большого Собора. В 2014 году он находилась на реставрации, что и лишило меня удовольствия написать этот отчет ранее. После реставрации собор преобразился.
7
Современное фото храма до реставрации
Он потерял свой оригинальный красный цвет и стал белоснежным, и у него появились позолоченные купола, которые такими никогда не были, даже в лучшие времена. Но, как ни крути, храм выглядит свежо и нарядно.
3
4
Как я уже писал, строительство этого собора было закончено в самом конце 16 века — в 1593 году. Изначально это был отдельно стоящий бесстолпный храм, квадратный в плане, с тремя ярусами кокошников и шлемовидной главой. В 1678 году к собору были пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата, а так же трапезная. Годом позже завершилось строительство шатровой колокольни.
2
2
В 1748 году, при реставрации, был переделан барабан и шлемовидная глава была заменена на луковичную. Как видите, после реставрации 2014 года, собор тоже изменил свой внешний вид.
5
3
С восточной стороны Большого Собора, на территории некрополя, стоят еще две интересные церкви. Это церкви Иоанна Лествичника и Александра Свирского.
6
Церковь Иоанна Лествичника была построена в русском стиле в 1897 году на деньги, пожертвованные монастырю генералом И. Ф. Терещенко. По замыслу Терещенко это должна быть часовня-усыпальница для членов его семьи. Однако что-то там не срослось, и годом позже часовня была переоборудована в церковь.
5
7
Церковь Александра Свирского, представляющая собой миниатюрную ротонду, была построена в 1796–98 годах как усыпальница для Александра Николаевича Зубова (отца небезызвестного Платона Зубова) после его смерти в 1795 году. Первоначального вида усыпальницы не сохранилось, она сильно пострадала во время наполеоновского нашествия, и была восстановлена только к 1820 году. В советские времена был полностью уничтожен интерьер церкви.
1
Дальше однозначно стоит прогуляться по некрополю, посмотреть на старинные памятники, почитать старинные эпитафии и поискать знакомые фамилии. Очень, должен заметить, увлекательное занятие, если можно так сказать…
Тысяча семьсот шестьдесят восьмого года, в месяце мае, четвертого числа пополудни, в четвертом часу представился раб божий генерал аншеф и кавалер князь Семен Федорович Волконский....
Пройдя через некрополь, мы выходим к восточной стене монастыря,
2
где находятся оригинальные горельефы, в свое время украшавшие храм Христа Спасителя.
4
Несколько из них перевезли в действовавший в то время в монастыре музей архитектуры. Увы, остальные горельефы были взорваны при сносе храма в 1931 году. Тут невооруженным взглядом видна нестыковочка — оригинальные горельефы были беломраморные, что подтверждает и фотография, сделанная буквально перед сносом храма. Из чего сделаны горельефы на новом храме и зачем они покрашены под бронзу я не знаю, но мрамором тут и не пахнет…
Фото 1931 года
3
Зато оригинальные барельефы, на мой взгляд — это настоящее произведение искусства… Причем не важно, издалека ты на них смотришь, или вблизи…
7
Мельхидесек встречает Авраама с плененными им царями. Библейский сюжет. Скульптор А.В. Логановский, 1847-49 гг, мрамор.