Издалека Храм Христа Спасителя я видел многократно, но подойти поближе смог только в июне 2016 года.
Мне храм понравился, а особенно скульптуры и горельефы, опоясывающие все внешние стены.
Издалека Храм Христа Спасителя я видел многократно, но подойти поближе смог только в июне 2016 года.
Мне храм понравился, а особенно скульптуры и горельефы, опоясывающие все внешние стены.
Изначальный Храм Христа Спасителя строили почти 44 года — с 1839 по 1884 год, восстановление после разрушения в 1931 году происходило гораздо быстрыми темпами — с 1994 по 1997 год. Технологии и материалы изменились по сравнению с XIX веком, при этом новое поколение старалось экономить на всём. Поэтому горельефы, которые украшали внешние стены храма, из мраморных превратились в бронзовые. Часть оригинальных горельефов сохранилось в Донском монастыре после разрушения храма.
Сюжеты для горельефов на религиозные и исторические темы были выбраны Святителем Филаретом (в миру Василием Михайловичем Дроздовым) (1782–1867), бывшего митрополитом Московским и Коломенским с 1821 по 1867 год.
Помимо этого Филарет 10 сентября 1839 года возглавил церемонию торжественной закладки Храма Христа Спасителя в Москве.
Обойдём храм Христа Спасителя по кругу и полюбуемся горельефами при арках дверных и оконных проёмов, достигающими высоты 5 метров.
Первым мы осмотрим Северный фасад, который обращен на Волхонку и обычно отсюда входят многочисленные группы туристов.
В арке больших средних врат изображены Святые апостол Пётр (слева) и апостол Павел (справа).
Позади каждого из апостолов по два евангелиста, всего их на горельефе четыре. Это авторы четырёх канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Примечательно, что все евангелисты приняли мученическую смерть, за исключением Иоанна, умершего естественным путём.
Апостолы Пётр и Павел считаются двумя наиболее почитаемыми апостолами и их называют первоверховными святыми апостолами. После вознесения Христа Пётр и Павел проповедовали его учение по всему миру. Считается, что апостол Пётр
был основателем Римской церкви. Пётр был простым рыбаком, а стал одним из первых в ряду 12 апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа. Среди трёх апостолов, сопровождавших Христа к месту моления в Гефсиманском саду перед его арестом, был и Пётр. Он попытался защитить во время ареста мечом своего учителя, но Христос запретил это делать: «возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». К Петру явился после воскрешения Христос к первому. На горельефе Пётр изображен с ключами от царства небесного, именно он считается хранителем ключей от рая.
Хотя апостол Павел
сначала был гонителем христиан, но после общения с воскресшим Христом, уверовал в христианское учение и создал многочисленные христианские общины в Малой Азии и на Балканском полуострове. Одно из таких мест встретилось мне на Родосе возле Линдоса.
Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский (1812 — 1855). Автор воссоздания Виктор Хачатурович Думанян (1926 -2004).
При арке правых малых врат изображены Святой равноапостольный царь Константин (справа) и его мать Святая Равноапостольная царица Елена (слева).
Римский император Флавий Валерий Аврелий Константин, более известный как Константин I Великий, был рождён язычником, но перед смертью в 337 году принял христианскую веру, до этого, начиная с 313 года, предпринимал меры для того, чтобы христианство стало государственной религией Римской империи, а в 332 году издал эдикт об уничтожении языческих храмов.
Флавия Юлия Елена Августа (Елена Равноапостольная) была матерью римского императора Константина I.
Уже в зрелом возрасте под влиянием своего сына приняла христианство. В возрасте 80 лет предприняла путешествие в Иерусалим, где ею были организованы раскопки на Голгофе и был обретён Животворящий Крест. Помимо этого ею были построены храмы на библейской земле: на Голгофе — храм Гроба Господня, в Вифлееме — базилика Рождества Христова, на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт (1805–1867).
Автор воссоздания: Дмитрий Никитович Тугаринов.
При арке левых малых врат изображены святой равноапостольный благоверный князь Владимир (справа) и святая благоверная княгиня Ольга (слева).
Киевский князь с 978 по 1015 год Владимир Святославович крестился сам и крестил Русь.
Княгиня Ольга, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первой из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт. Авторы воссоздания Константин Константинович Константинов и Валерия Борисовна Доброхотова.
При оконных арках порталов: «Святой апостол Андрей» и «Святой великомученик Георгий» (справа).
Апостол Андрей более известен как Андрей Первозванный, потому что он был первым из учеников и апостолов, которого призвал Христос.).
Великомученик Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых. Со времён Дмитрия Донского считался святым покровителем Москвы.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт. Автор воссоздания: Георгий Вартанович Франгулян.
«Святой благоверный князь Даниил Московский» (справа) и «Святой Савва Звенигородский» (слева) .
Даниил Московский был первым удельным князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, один из наиболее известных русских святых.
«С именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России."
Автор изначального горельефа: Николай Александрович Рамазанов (1817–1867). Автор воссоздания Александр Михайлович Белашов (1933 -2011).
На углах Храма: „Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослабю“ (справа).
Многим из нас известны с детства легенды о Куликовской битве. Согласно одной из них князь Дмитрий Донской обратился за благословением к Сергию Радонежскому. [
Святой перед боем прислал послание князю, в котором говорилось: " Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».
На битву с врагами преподобный отправил двух иноков княжеского рода: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Пересвет погиб в поединке с татарским богатырём Челубеем, которого до этого никто не мог победить, а Андрей Ослябя после ранения князя Дмитрия перенёс того в безопасное место и, переодевшись в княжеские доспехи, повёл войско вперёд в бой.
«Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков» (слева).
События перед Куликовской битвой перекликаются с событиями 1612 года. Когда ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стояли возле Сергиево-Троицкого монастыря, то именно архимандрит Дионисий Радонежский
Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский. Автор воссоздания Александр Иулианович Рукавишников.
Смотрите также:
Храм Христа Спасителя. Тондо на фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на западном фасаде