Пять горельефов западного фасада посвящены изображениям ангелов, а два — царю Соломону.
Все изначальные горельефы на этом фасаде создал скульптор Александр Васильевич Логановский.
В арке больших средних врат четыре Ангела с распростертыми крылами, держат над серединою арки хартию с надписью «Господь Сил с нами».
Это цитата из Библии, Псалтирь, глава 45.
Храм Христа Спасителя был возведён в честь победы над Наполеоном, цитата наполнена верой в Бога, который не отворачивается от своего народа. Автор воссоздания: Александр Николаевич Бурганов (1935 года рождения).
В арках малых врат горельефы посвящены московскому ополчению 1812 года, в честь которого ангелы склоняют знамёна и хоругви. 6 июля 1812 года были изданы одновременно: манифест Александра I, предписывавший дворянам формировать ополчение, и обращение к москвичам «Первопрестольной столице нашей Москве» с призывом формировать ополчение. Московская область дала 28 000 ополченцев, из которых 19 000 приняли участие в Бородинском сражении, около 30% ополченчев было вооружено огнестрельным оружием из московского арсенала.
Народное ополчение в 1812 г. Художник А.М. Ананьев 2011 год (Из Интернета)
В правой арке: «Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно»
Интересный факт: Московское ополчение 1812 года не имело знамён, вместо них были церковные хоругви. Они были вручены архиепископом Дмитровским Августином (1766 -1819),
1
Архиепископ Августин ( Из Интернета)
который фактически правил Московской епархией, ополченцам 14 августа 1812 года, т. к. знамёна к тому времени не были готовы. 15 августа 1813 года эти хоругви были возвращены Августину.
Автор воссоздания: член Союза художников СССР Александр Петрович Семынин.
В левой арке: «Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест».
Автор воссоздания: народный художник СССР Владимир Ефимович Цигаль (1917–2013).
При левой оконной арке изображены: «Архангел Гавриил с лилией в руке» (справа) и «Архангел Уриил с пламенем в руке» (слева).
1
Архангел Гавриил — один из самых известных ангелов.
1
Архангел Гавриил (фото из Интернета)
Его называют вестником за то, что им была принесена благая весть Елизавете и Марии о предстоящем рождении у них сыновей: Иоанна Крестителя и Иисуса из Назарета. В православии только Гавриила и Михаила называют Архистратигами — военачальниками ангельских небесных сил. В переводе на русский его имя переводится «Человек Божий» или «Всевышний — сила моя». На иконах архангел Гавриил часто изображён с цветущей райской ветвью или лилией, также как и на горельефе храма Христа Спасителя.
Архангел Уриил властвует над небесными светилами, именно он стал стражем Рая после грехопадения и изгнания Адама.
1
Архангел Уриил (фото из Интернета)
В переводе на русский язык его имя означает «Свет Божий» или «Бог свет есть». На православных иконах «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой — огненный пламень» .
Автор воссоздания Юрий Григорьевич Орехов (1927 -2001).
При правой оконной арке изображены: «Архангел Иегудиил с венцом в руке» (слева) и «Архангел Варахиил с цветком в руке» (справа).
1
Архангел Иегудиил — в Библии и в Евангелии не встречается, зато о нём рассказывается в древних преданиях.
1
Архангел Иегудиил (фото из Интернета)
В переводе на русский язык его имя означает «Хвала Божия» или «Славитель Божий». На иконах изображается с золотым венцом в одной руке для поощрения людей и с бичом из трех шнуров в другой руке для защиты людей.
Архангел Варахиил также в Библии и в Евангелии не встречается.
1
Архангел Варахиил (фото из Интернета)
Он несёт людям радость и душевную гармонию. В переводе на русский язык его имя означает «Благословение Божие». Изображается с цветком в руке.
Примечательно, что не все архангелы удостоились попадания на стены храма, главный архангел Михаил встретится нам на Южном фасаде. А властитель мысли человека и его исцелитель Рафаил, архангел справедливости и законности Рагуил, наблюдающий за воскресением мёртвых Иеремиил и ряд других здесь отсутствуют.
Автор воссоздания Юрий Григорьевич Орехов.
На левом углу Храма изображена скульптурная композиция «Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма».
1
Здесь просматривается историческая аналогия между царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Первым и Николаем Первым. Царь Давид провёл большую подготовительную работу для строительства храма: подготовил строительные материалы (лес, камень, металл, денежные средства) и квалифицированных рабочих. На горельефе запечатлен момент, когда царь Давид передаёт своему преемнику план Храма, разработанный совместно с Синедрионом, и призывает собравшихся делать пожертвования для строительства храма.
Первый храм Соломона ((фото из Интернета)
Николай I взял на себя исполнение обещаний по возведению храма, данные его братом Александром I, которые тот не успел выполнить.
Автор воссоздания: Юрий Владимирович Александров.
На правом углу храма изображено «Помазание Соломона на царство».
1
Царь Давид имел многочисленное потомство, еще при это жизни одно из восстаний было возглавлено его сыном Авессаломом. Во имя избежания борьбы за власть царь Давид провозгласил свои преемником Соломона -сына любимой жены Вирсавии. На горельефе изображен момент, когда Давид пригласил Вирсавию, Соломона, священника Садока и пророка Нафана.
Помазание Соломона на царство (фото из Интернета)
«И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его."
Автор воссоздания: Михаил Владимирович Переяславец.