Восточный фасад храма обращен к Кремлю и поэтому вокруг и над аркой больших ворот расположены не два горельефа, как на остальных больших воротах, а три.
Восточный фасад храма обращен к Кремлю и поэтому вокруг и над аркой больших ворот расположены не два горельефа, как на остальных больших воротах, а три.
Создал их Пётр Карлович Клодт.
Слева располагается изображение святителя Петра, Митрополита Московского, держащего в руках хартию с изображением Московского Успенского Собора, позади располагаются два диакона. Трудно переоценить роль митрополита Петра (Вторая половина XIII века — 1326)
в истории создания российского государства. В 1308 году Пётр был возведён в митрополиты Киевские и всея Руси Патриархом Константинопольским Афанасием I, а в 1325 году он перенес митрополичью кафедру в Москву. После смерти митрополит Пётр был похоронен в белокаменном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Москвы, который был построен по его инициативе. Уже через 13 лет, в 1339 году, первосвятитель Руси Пётр был причислен к лику святых и почитается как небесный покровитель не только Москвы, но и всей земли Русской. Во многом благодаря митрополиту Петру Москва стала становиться духовным центром Руси и будущей столицей Российской державы. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.
Над серединою арки больших ворот два Ангела держат Евангелие. Cправа располагается изображение Святителя Митрополита Московского Алексия.
Святитель Алексий благословляет модель собора Чуда Архистратига Михаила, построенного в 1501–1504 годах и ставшего затем его усыпальницей, в созданном митрополитом Алексием монастыре во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех, позади него два диакона с рипидами.
Авторы воссоздания боковых горельефов: Татьяна Ивановна Калёнкова и Яков Николаевич Купреянов. Автор воссоздания центрального горельефа: Александр Владимирович Цигаль.
При левой арке малых ворот изображены святитель Филипп Московский (слева) и святитель Иона Московский (справа).
Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв,1507–1569) был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 год, известен как ярый противник опричнины во времена Ивана Грозного.
Митрополит Иона (1390-е годы -1461) постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского и всея Руси с 1448 по 1461 год.
Много нового появилось в церковной жизни Руси при нём, самое главное, что Русская православная церковь фактически стала независимой от Константинополя, в 1459 году соборным решением был закреплён закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов на Руси. Их стал избирать Собор русских епископов с согласия московского князя и более ездить в Константинополь для утверждения было не нужно. А
втор работ — Пётр Карлович Клодт.
Автор воссоздания — Кирилл Юрьевич Александров.
При левой арке малых ворот изображены Святой Преподобный Сергий (слева) и Святитель Стефан Пермский (справа).
Сергий Радонежский (1314–1392), всея России чудотворец.
Известен многочисленными чудесами, основал множество монастырей, самый известный — Свято-Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра).
Епископ Русской православной церкви. Стефан Пермский (около 1330 года -1396)
считается первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем её объёме. В результате его деятельности Московская Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы.
Автор работ — Пётр Карлович Клодт.
Авторы воссоздания — Татьяна Михайловна Соколова и Елена Борисовна Преображенская.
При левой оконной арке порталов изображены Святой Преподобный Никон Радонежский (слева) и Святой Преподобный Иосиф Волоколамский (справа).
Никон Радонежский (1352–1426)
был учеником Сергия Радонежского и вторым игуменом Троицкого монастыря.
Иосиф Волоколамский (Волоцкий) (1439- 1515)
основал Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, считается покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
Автор работ — Николай Александрович Рамазанов (1817–1867).
Авторы воссоздания — Татьяна Михайловна Соколова и Иван Павлович Казанский.
При правой оконной арке порталов изображены Святой благоверный князь Михаил (справа) и боярин его Феодор Черниговские (слева).
Князь Михаил Всеволодович, известный также, как Михаил Черниговский (1179–1246), был казнён за отказ от поклонения языческим идолам по приказу Батыя. Его верный боярин Феодор на следующий день не убоялся гнева язычников и ему тоже отсекли голову.
В Москве есть храм, посвященный мученикам.
Автор работ — Пётр Карлович Клодт.
Авторы воссоздания — Николай Сергеевич Любимов и Борис Иванович Дюжев.
На углах Храма изображены два главных события для христиан.
Слева находится «Рождество Христово (Поклонение Пастырей)».
Автор работы — Александр Васильевич Логановский.
Автор воссоздания — Владимир Эмильевич Горевой.
Справа — «Воскресение Христово».
Автор работ — Николай Александрович Рамазанов.
Автор воссоздания — Иулиан Митрофанович Рукавишников.
Смотрите также:
Храм Христа Спасителя. Тондо на фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на северном фасаде