Частный музей мебели, который знакомит посетителей с невероятными творениями мебельного искусства, созданными мастерами-краснодеревщиками в XVII–XIX веках, расположился в Лужках, в 60 км от Москвы. Идея создания музея принадлежала главе реставрационной фирмы «Смирвальд» Валентину Смирнову, открылось учреждение в 1999 году. С момента создания и до 2014 года музей занимал бывший особняк вельможи Николая Аршеневского, который в 1813 году перестроил архитектор Матвей Казаков.
Ранее музей занимал здание на Таганке, но из-за финансовых трудностей в 2014 году экспозицию перевезли в Московскую область, а именно в Лужки (Ядроминский с/о). По задумке создателей, музей выступил в качестве преемника Государственного музея мебели, который существовал с 1919 по 1926 годы, а затем был закрыт из-за того, что в те годы ужесточилась культурная политика советской власти.
Музей помогает реставрировать антикварную мебель не только государственным музеям, но и частным лицам. Уникальность данного места в том, что оно — единственное специализированное пространство подобного рода, также у каждого посетителя была возможность прикоснуться ко всем имеющимся экспонатам. Ранее музей становился местом проведения выставок акварели, гармонично вписывающейся в интерьеры прошлых веков. Здесь также можно было поприсутствовать на выставках современного мебельного искусства и развлекательных представлениях, показывавших участникам старинные праздничные торжества, такие как свадьба, именины и прочие.
Идея о создании музея мебели пришла к бывшему преподавателю Плехановской академии Смирнову еще во времена размещения его фирмы «Смирвальд» в доме Пороховщикова на Арбате. Помещение стало местом сбора вещей, не подлежавших восстановлению, люди приносили их сюда в надежде подарить им вторую жизнь. Постепенно они начали оживать, а владелец фирмы понял, что пришло время делиться со всеми этой возрожденной красотой. Значительная роль во всей коллекции отведена мебели, ранее находившейся в коммунальных квартирах.
Первые посетители оказались в стенах музея в июле 2000 года, тогда чтобы разместить экспозицию, восстановили архитектурный памятник XVIII–XIX веков — городскую усадьбу Н. Я. Аршеневского. Старинный особняк поражал своими ионическими капителями и пилястрами, возвращая гостей музея в далекое прошлое.
Сейчас экспозицию музея разместили в неприметном снаружи помещении, имеющем красивые внутренние интерьеры. Учреждение до сих пор экспонирует предметы коллекции, одновременно с этим в стенах музея разрешено организовывать интерьерные киносъемки.
В основу экспозиции учреждения положена частная коллекция старинной мебели, принадлежащая реставратору и основателю фирмы «Смирвальд» В. В. Смирнову, которую он формировал с 1972 года. По прошествии времени стало понятно, что для выросшей коллекции необходим ряд дополнительных помещений, тогда все имеющиеся экспонаты переехали на Таганскую улицу, заняв 10 залов особняка.
До 2013 года в демонстрации представленной экспозиции использовался стилистически-хронологический принцип — каждый зал воссоздавал исторические интерьеры прошлых веков. Гости музея, заглянув в него, могли увидеть облик гостиной, кабинета, будуара или спальни богатых домов XVIII–XIX веков. Так, бывшая гостиная, в которой в свое время семья собиралась по вечерам, предлагала к просмотру мебель из карельской березы середины XVII–XIX веков. В XIX веке данную породу дерева использовали для украшения усадеб купцов и дворян: она служила основой для ружейных лож, крокетного инвентаря, шкатулок и табакерок.
Один из залов представлял удивительную коллекцию стульев из дерева, которую создавали крепостные мастера XVII века: здесь были как табуреты, так и роскошные старинные кресла. В качестве уникальных исторических вещей в музее выступали шкаф «Монашка», для создания которого использовали сосну, и стул «Демиург», служивший в качестве образца современного мебельного искусства. Шкаф своим появлением обязан спору: путешествующий по Европе помещик, который увидел подобный шкаф, затеял спор с соседом, что его крепостному удастся сделать шкаф лучше. У мастера вышло настоящее произведение искусства, помещик победил в споре и даровал крепостному вольную. При создании же высокой спинки стула была использована фигура человека, который скрестил на груди руки, это создает эффект присутствия кого-то за сидящим на нем.
В качестве основной комнаты музейной экспозиции выступала гостиная, здесь можно было полюбоваться экспонатами усадебных гостиных XVIII–XIX веков. Крепостные мастера того времени были очень изобретательны, так, здесь был представлен результат их работы — диван и два кресла, роль их ручек играли вырезанные черные лебеди. Карельская береза стоила дорого, по этой причине часть рабочих предпочитала использовать для создания мебели обычную березу, при этом ее красили в черный цвет и отделывали эбеновым деревом. В качестве отличительной особенности работы российских мастеров выступала видимая функциональность, что имело прямое отношение к неразвитости мебельного мастерства в Российской Империи, это же оказывало влияние на формирование цен.
Здесь же гостям предлагались к осмотру несколько неотреставрированных зеркал середины XVII века, бюро, которое одновременно выступало в качестве рабочего места и места для складирования вещей, и комод-бар, появившийся на свет в начале XIX века.
Также коллекция этой комнаты была дополнена шкатулками, которые являлись наиболее старыми предметами мебели из-за своего большого объема.
В малой гостиной была выставлена мебель, которой владельцы усадеб оформляли свои собственные малые гостиные. Наиболее ярким экспонатом стал ломберный стол, за которым раньше играли в карты, ценителей старины также заинтересовала бы мебель из красного дерева конца XVIII–XIX веков. Но все взгляды, определенно, были прикованы к дивану, спинку которого отделали в виде пламени: подобный эффект достигался распилом дерева под определенным наклоном, из-за вытягивания годовых колец и формировался рисунок огня.
Чуть поодаль стоял внушительных размеров дубовый буфет, созданный в начале XX века. Типовая мебель с такими большими размерами была неудобна для хранения в обычной городской квартире, предметы такого рода по сей день встречаются на дачах, куда хозяева сгружают старые вещи.
Последний зал знакомил с мебелью, созданной в XIX–XX веках на мануфактурах, до них изготовлением усадебной мебели занимались крепостные мастера, при этом производился всего один экземпляр. По мнению сотрудников музея, наибольшей ценностью обладают резное дубовое бюро 1920-х годов и гарнитур из дерева груши, в его оформлении использовалась светло-зеленая ткань, сукно же снабжено оригинальным рисунком. В конце осмотра музея его посетители встречались с витриной с макетом «Перспектива музея мебели».
На базе музея осуществляет свою работу реставрационная мастерская, восстанавливающая мебель, которую даруют учреждению. На первом этапе ее разбирают на составные части, а после реставрируют по технологиям прошлых лет. Работники не пользуются современными материалами, для обивки стульев и кроватей обычно используют конский волос или морскую траву, кроме них для скрепления применяют самостоятельно сваренный клей. Перед началом склеивания частей мебели все имеющиеся материалы проходят специальную экспертизу. Из-за сложности процесса на восстановление одной вещи может уйти до двух лет. Для неотреставрированных экспонатов существует специальное помещение при учреждении.
Некоторые восстановленные предметы имеют за плечами свои истории, к примеру, стол, который создавал крепостной графа Голицына, может похвастаться занятной легендой. Одна из версий сообщает, что для изготовления стола графом были привезены образцы плашек из мужского монастыря города Чертозе. Занятная легенда коснулась и стула XVIII века, украшенного гербом Российской Империи. Есть мнение, что его изготавливали перед коронацией Александра I. Из-за торопливости мастеров лак высох не до конца, и ручки стула запечатлели отпечатки пальцев императора.
Переезд музея сказался на удобстве его нахождения посетителями. Из Москвы до места движутся через М-9, этот маршрут является наиболее быстрым. Примерное время прибытия составляет 1 час 9 минут.
Такси также может отвезти любителей старины к музею, за дело с удовольствием возьмутся популярные в Москве Uber, Gett, Максим и Яндекс.Такси.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.