Федеральная автомобильная дорога под названием «Чуйский тракт» начинается от Новосибирска и проходит через Новоалтайск, Бийск, Майму и заканчивается на перевале Дурбэт-Даба, на границе с Монголией.
Для туристов-путешественников наиболее привлекательной частью является исторический участок дороги, начинающийся от г. Бийска. По пути автодороги встречаются величественные горы, быстрая река Катунь, голубое озеро и пустынные Чуйские степи. Кроме того, это одна из немногих дорог, которым посвящен целый музей.
Тракт является автомобильной дорогой федерального значения, ее номер Р256 (до 1 января 2018 г. — М52). Также он составляет часть одного из основных международных маршрутов азиатской сети — АН4.
Но нулевой километр находится в г. Бийске — на исторической части маршрута. Дорога полностью заасфальтирована с 2007 г., вплоть до границы с Монголией. Пересекает несколько территорий — Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. На пути встречается несколько перевалов: Семинский, Чике-Таман и Дурбэт-даба, на котором заканчивается.
Климатические условия на протяжении пути достаточно изменчивы по причине большой его длины с севера на юг. На это повлиял и весьма разнообразный рельеф местности — от равнин до высоких гор. Наименее суровый климат встречается в предгорной части и в северных отрогах хребтов Иолго, Чергинского, Семинского. Средние температуры зимой здесь от −13°С до −17°С, а летом от +16°С до +19°С. Более суровый климат и резкие температурные колебания наблюдаются в горной зоне Семинского перевала. Курайская и Чуйская степи удивят годовой амплитудой температур — от +30°C летом до −40°C зимой.
Трасса проходит среди мест Горного Алтая, впечатляющих своей красотой, поэтому этот путь весьма популярен у туристов. Основные из них по пути следования приведены далее.
Чуйский тракт является одной из немногих дорог мира, которой посвящен музей. Находится он в г. Бийске на ул. Советская, 42 и является отделом Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки. Основателем музея является Елена Грехова.
В п. Сростки еще один популярный музей — писателя и актера В. М. Шукшина.
От п. Соузга до с. Чемал (Чемальский район), в основном на правом берегу Катуни, находится большое количество турбаз, кемпингов и гостиниц. Это курортная зона Республики Алтай.
В этих краях можно посетить озеро Ая, с. Чемал, а также с. Манжерок, о котором в 60-х гг. пела Эдита Пьеха. В нем же по адресу ул. Дружбы, 59 есть возможность посетить одну из выставок о крае — Музей Алтайской культуры. Напротив села на Катуни расположены Манжерокские пороги: воды реки с шумом проходят между пятью большими камнями, образуя около левого берега опасные водовороты. С северо-восточной стороны озера Манжерок расположена самая высокая гора Колыванского хребта — Синюха. А с юго-восточной стороны — Малая Синюха. С них вы можете полюбоваться живописностью Горного Алтая с помощью канатной дороги (высота 1020 м над уровнем моря).
На 478-м км тракта, на расстоянии 5–6 км от южной окраины села расположен «Серебряный источник» — Аржан-Суу.
Находится «Бирюзовая Катунь» напротив источника Аржан-Суу, на другом берегу Катуни. Это комплекс природного и экстремального туризма с природными и искусственно созданными условиями для активного отдыха, работающий с 2007 г. Одна из популярных местных достопримечательностей — массив из трех десятков пещер под названием Тавдинские пещеры. Также на территории рекреационной зоны находится 2 горнолыжных спуска и парк экстремальных развлечений.
Наибольший интерес у туристов вызывают малонаселенные отдаленные районы Горного Алтая — с девственной природой и традиционными алтайскими селами. Онгудайский район один из них. На 583-м км автодороги расположен свороток на Семинский перевал, высота которого составляет 1717 м.
Проезжая в районе 620 км, нельзя не посетить природный парк «Уч-Энмек», созданный в 2001 г. На его территории сохранились следы древних культур, существовавших 3 тысячи лет до н. э. В урочищах Соору и Башадар, а также недалеко от с. Туекта, находится около 5 000 историко-культурных памятников, которые в свое время являлись своеобразными алтарями. Живописное горное оз. Арыгем в верховьях одноименной реки считается священным для коренного населения. Курганный могильник «Усть-Каракол» находится напротив впадения р. Каракол в Урсул. Одно из переводов слова «каракол» — жилище солнечных богов. Именно здесь были обнаружены редкие для Алтая цветные рисунки «солнцеголовых» людей.
На левом берегу реки близ с. Кулада находится 57 архитектурных памятников эпохи раннего железа — Башадарские курганы.
Полюбоваться прекрасными видами с высоты 1295 м можно на вершине перевала Чике-Таман. Здесь обустроена смотровая площадка, а также весьма развита инфраструктура — оборудованы столовые, кафе, сувенирные лавки и хорошо ловит сотовая связь.
Любителей сплава может очень заинтересовать достопримечательность рядом с 681 км автотрассы, — Ильгуменский порог. По российской классификации он имеет 4 категорию сложности с элементами 5-ой. Длина порога составляет 300 м. Традиционно он является местом для фестиваля «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан», в рамках которого проводятся различные состязания, в том числе по рафтингу и многоборью.
Ининские каменные стелы расположены в полукилометре на юг от села Иня. Две из них имеют высоту более двух метров. Предположительно, стелы использовались для ограждения древнетюркского поминального комплекса.
Через 11 м после села на 712 км тракта находится место слияния двух главных рек Алтая — Чуи и Катуни, которое местные жители называют «Чуй-Оозы». Воды Катуни бирюзового цвета, а Чуи — более темные и мутные. Удивительное зрелище слияния воедино котрастных вод можно увидеть с оборудованной смотровой площадки в нескольких метрах от автодороги. С этого момента трасса идет вдоль р. Чуи.
Петроглифы урочища Калбак-Таш расположены на правом берегу реки (724 км). Наскальные изображения, выполненные каменными или металлическими орудиями, относятся к периоду от неолита до древнетюркской эпохи.
Одна из достопримечательностей — Красные ворота. Чтобы до них доехать, необходимо повернуть на 791 км трассы на север через с. Акташ. После 8 км пути взору откроется узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Такой цвет обусловлен наличием в скалах горных пород, содержащих киноварь.
С левой стороны от магистрали в районе 797 км находится таинственное Гейзерное озеро. Его гладь больше похожа на абстрактную картину — завораживающее зрелище из воды ярко-голубого оттенка.
После 813 км начинаются пустынные просторы Курайской степи, межгорной котловины шириной около 20 км. Здесь дорога как-будто упирается прямо в горы — в величественный Северо-Чуйский хребет. Для этого места лучше одеться потеплее, т. к. большую часть времени тут царит хоть и ясная, но морозная погода.
Это последний район, через который проходит тракт. С юго-востока территория граничит с Монголией.
В долине р. Елангаш расположен известный петрографический комплекс с крупным скоплением наскальных рисунков. Местонахождение их — недалеко от с. Ортолык по обе стороны реки. На протяжении 18 км в полосе шириной до 1,5 км можно увидеть более 30 000 изображений, основная тематика которых — сцены охоты.
Далее автомагистраль проходит через с. Кош-Агач. В этих местах часто можно встретить верблюдов.
Еще одна впечатляющая достопримечательность района — Марсовые горы. На самом деле это горы урочища Кызыл-Чин. Первые, или «Марс-1», расположены примерно в 7,5 км от тракта. Чтобы добраться до них, необходимо на 865 км свернуть на левый берег реки, проехав по мосту. Уже у гор встретится единственная трудность — переправа через ручей. Если на имеющемся транспорте сделать это будет затруднительно, то можно оставить здесь авто и дальше пойти пешком, горы расположены недалеко. Но до «Марса-2» нужно будет пройти еще несколько километров от «Марса-1».
В 1756 г. южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи. Это время можно считать началом освоения пути. Постепенно осваивалась территория и налаживались товарно-денежные отношения с соседними селениями. К середине XIX в. русские торговцы уже имели десятки складов и активно осуществляли торговлю на ярмарках в Кош-Агаче в Чуйской степи. В то время тропа, по которой проходит современная трасса, была вьючной и узкой.
Обустройство дороги требовало немалых средств. Только к 1901 г. началось строительство тракта под руководством инженера И. И. Биля. Деньги в размере 45 000 руб. были предоставлены Комитетом Сибирской железной дороги, а также 35 000 руб. собрали бийские купцы. Строительством занимались крестьяне местных сел. Улучшение качества дороги увеличило обороты купцов в 6 раз. Однако, пригодный вид просуществовал не долго и уже через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.
Благодаря экспедиции под руководством Вячеслава Шишкова к концу 1916 г. старый маршрут был изучен, усовершенствован и определен новый, который существует и по сей день. В дальнейшем было внесено лишь несколько изменений.
26 мая 1922 г. Чуйскому тракту был присвоен статус дороги государственного значения. Однако, состояние ее было весьма удручающим, особенно после Гражданской войны. Восстановление осуществлялось в течении нескольких лет с 1925 г. Участие принимали местные жители, а также заключенные, в том числе и репрессированные, числившиеся за 7-м отделением сибирских лагерей. Условия труда были тяжелыми.
1 января 1935 г. работы были завершены и тракт сдан в эксплуатацию. С 1941 по 1942 гг. автомагистраль использовалась для помощи советской армии.
С 1961 г. за автодорогой от Новосибирска до Ташанты было закреплено название «Чуйский тракт». В середине 1980-х гг. произошло последнее коренное переустройство трассы — проложена новая дорога через перевал Чике-Таман. С 2019 по 2024 гг. ведутся работы по модернизации и расширению плана автомагистральной инфраструктуры.
Весь маршрут Чуйского тракта на карте
Поскольку для туристов наиболее интересной частью является историческая часть тракта и многие достопримечательности расположены именно там, то наиболее удобный для этого вариант — приехать в Горно-Алтайск. До него можно добраться из более крупных городов на автобусе. Ежедневно несколько рейсов следует из Новосибирска, Барнаула, Бийска. В Горно-Алтайск гости из более отдаленных регионов часто прилетают на самолете — в городе есть свой аэропорт.
От автостанции города ходит общественный транспорт до баз и других поселков, расположенных вдоль Чуйского тракта.
Панорама Курайской степи, через которую проходит тракт
Живописный участок Чуйского тракта между Семинским и Чике-Таманским перевалами на видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.