В середине XIII века, после успешного Западного Похода, территория Золотой Орды расширилась на Нижнее Поволжье. Чингизид Бату, более известный у нас как Батый, строит на берегу реки Ахтубы город Сарай-Бату. Довольно быстро он становится столицей Золотой Орды. До наших дней город не сохранился, однако 9 лет назад в качестве декораций к снимающемуся фильму Орда построили реконструкцию. Т. к. это всего-лишь декорации, то строили из фанеры, обмазывая снаружи глиной для придания аутентичности.
5
Реконструкцию построили как и оригинальный Сарай-Бату — на крутом берегу Ахтубы. В основном ради очень кинематографичных видов на реку.
1 из 3
5
Место достаточно глухое — кругом бескрайняя степь. Добраться сюда из Астрахани на машине занимает 2 часа по шоссе, потом ещё минут 10 по узкой проселочной… тропе, дорогой это назвать можно с большой натяжкой.
3
Рядом с Сарай-Бату обнаружился верблюд, который что-то сосредоточено жевал.
1 из 3
3
Зайдя город мы увидим чигирь — водоподъёмное колесо. Для монголов, чьей родиной были сухие степи, вода представляла огромную ценность. Видимо поэтому город был выстроен на берегу реки. С помощью системы чигирей воду поднимали наверх, откуда по водопроводу она распределялась по всему городу. Да, Сарай-Бату был одним из первых монгольских городов с водопроводом. Крутили чигири животные либо особо провинившиеся рабы (обычно не очень долго, падая от усталости).
1 из 3
3
Вообще если попытаться представить себе средневекового монгола то воображение, скорее всего, нам нарисует человека не очень чистого. Но было ли так на самом деле? Отчасти да, т. к. в условиях степи вода была непозволительной роскошью. Её использовали для того чтобы напоить себя и животных, гораздо реже чтобы помыться.
3
Пройдёмся теперь по остальным постройкам внутри города. Они были возведены в масштабе 1:1. Но, конечно, же в не в таком количестве как это было в оригинальном Сарай-Бату, площадь которого, по разным оценкам, составляла от 10 до 36 км². На фото ниже — невольничий рынок. Узкие коморки служили рабам местом для ночлега, а днём «живой товар» выставляли на продажу прямо рядом с ними.
4
Основную прибыль Золотой Орде приносила торговля. Великий шелковый путь, простиравшийся от Китая до стран средиземноморья. Разумеется, он проходил через столицу Золотой Орды. На фото ниже — рыночная площадь с расположенными на ней торговыми лавками и караван-сараем.
1 из 4
7
Ворота во дворец хана. Перед ними всегда горело две жаровни. Любые дары хану проходили обязательное очищение огнём.
4
Первоначальной религией монголов было тенгрианство, ислам станет государственной религией Золотой Орды только в первой половине XIV века. Но дервиши, проповедуя свою веру, конечно же, достигали этих земель гораздо ранее. При этом в немусульманские города они не заходили, их жилища строились снаружи городских стен.
2
Стараниями дервишей ислам всё-таки распространялся по Орде. В государстве строились мечети, рядом с которыми часто размещались бани. Т. к. согласно нормам ислама входить в мечеть можно только совершив омовение.
1 из 2
5
А это чёрный вход в бани. Рядом со входом свалены кучи кизяка — высушенной смеси соломы с навозом. Как ни странно такое топливо давало удивительно приятный дым, отдалённо напоминающий ладан.
1 из 2
7
Мы привыкли к тому что обязательным атрибутом мечети является минарет и служит для призыва правоверных на молитву. В Орде минареты строили не обязательно рядом с мечетями. Строили их много, используя не только для призыва на молитву, а в том числе и для оглашения важных объявлений.
3
Ремесленный квартал. Здесь производились различные изделия, которые шли на продажу. Как прямо на месте изготовления, так и на рыночной площади.
1 из 3
2
Следующий постройки демонстрируют квартал, в котором выпекался хлеб. Жар от печей приводил к повреждениям построек, их приходилось часто ремонтировать. На остроконечной крыше мы видим множество штырей, являющихся ничем иным, как строительными лесами. Монголы предпочитали не демонтировать леса по окончании строительства — всё равно ведь понадобятся.
4
Здесь же можно увидеть печи-жаровни или тандыры. Испечённый хлеб можно было, как и в ремесленном квартале, купить здесь, либо на рыночной площади. Возникает вполне резонный вопрос. Фактически одни и те же товары можно было купить у ремесленников, а можно было на рынке. В чём же разница? А разница в том на рынке, разумеется, была наценка.
1 из 2
4
Гостиница по своему назначению очень похожа на караван-сарай — место, в котором можно остановится на ночлег. Но в отличие от караван-сарая, находившегося в ведении государства, была в частных руках. Соответственно и уровень сервиса был гораздо выше.
1 из 3
6
На этом знакомство непосредственно с реконструкцией города Сарай-Бату подходит к концу. За городскими стенами расположены ещё несколько объектов, достойных внимания. Прежде всего это дворец хана.
3
Реконструкция золотоордынской деревни.
1 из 4
2
Солидных размеров юрта хана. Практически единственное сооружение, доступное для осмотра внутри.
1 из 4
4
Площадка песчаной скульптуры под названием «Мечты барханов».
1 из 6
5
Средневековый Сарай-Бату просуществовал не очень долго — менее ста лет. При Узбек-хане столицу Золотой Орды перенесли в Новый Сарай и вскоре после этого бывшая столица пришла в упадок, многие здания были разрушены. Созданная в 2011 году реконструкция позволяет ощутить дух той эпохи, когда территория Золотой Орды простиралась от Центральной Азии до берегов Адриатического моря.