Музей железных дорог Литвы начал свою работу в 1966 году, выбрав местом своего обитания центральный зал второго этажа исторического здания Вильнюсского железнодорожного вокзала на улице Гяляжинкелю 16 (Geležinkelio g. 16), которое было построено в XIX веке.
В коллекции музея собралось более 10 тысяч экспонатов. В основу музейной экспозиции легли разнообразные коллекции экспонатов и движущиеся элементы, рассказывающие об истории развития железной дороги в Литве. Место хранит огромное количество макетов и моделей, среди которых паровозы, тепловозы и электровозы. Вниманию посетителей представлен также объемный макет железнодорожной станции с детально проработанными строениями, автомобильными трассами, растительностью и, естественно, движущимся поездом. Все объекты выстроены в соответствии с хронологией: с 1860 по 1918 год и с 1918 по наши дни.
Место идеально для посещения его с детьми: взрослые смогут ознакомиться с подлинными экспонатами и моделями, а детям непременно понравятся веселые двигающиеся маленькие паровозики. Также в здании есть детский уголок с удобными сидениями, игрушками и принадлежностями для рисования, где можно с пользой и комфортом провести время в ожидании экскурсии. Тем, кто хочет одновременно отдохнуть и набраться новых знаний, стоит заглянуть в зал для просмотра учебных кинофильмов.
Для посетителей в группах осуществляют экскурсии по музею. В период с января по июль здание открывает экспозицию железнодорожной техники снаружи помещения. Выставка находится слева от здания вокзала на первой платформе, ее можно посетить только с гидом. Женщина-билетер на входе в музей приветлива и может поддержать беседу на русском языке. Также в здании можно приобрести книги и подарки близким с символикой железной дороги Литвы.
Если обратиться к истории, начало всему было положено в середине XIX века, в то время на территории России была начата постройка магистрали, протянувшейся от Санкт-Петербурга до Варшавы. Линия проходила и через Вильнюс. В качестве автора проекта постройки выступил именитый ученый П. П. Мельников, а строительство и проект первых в империи Паняряйского (Виленского) и Ковенского туннелей принадлежат его ученику, инженеру Г. Ф. Перрету.
1 октября 1860 года ознаменовалось приездом в Вильнюс Александра II, который торжественно поместил заключительный камень в Паняряйский туннель. Сейчас посетители могут посмотреть на часть туннеля, представленную в качестве экспозиции, а также ознакомиться со старым станционным колоколом, повторяющим те, что подавали сигнал перед отправлением поездов в XIX веке.
Сейчас железные дороги Литвы могут похвастаться достаточно разветвленной сетью и охватом всей страны, однако, по сравнению с другими европейскими странами железнодорожное сообщение развито не очень хорошо. Для путешествий на дальние расстояния удобнее и быстрее воспользоваться поездом, для ближних же больше подойдет автобус.
Идея создания подобного места родилась еще в межвоенный период. В 1966 году был основан «Музей славы труда железнодорожников» под руководством Вильнюсского отделения Прибалтийской железной дороги. Началось всё с фотографий, макетов и различных материалов на тему работы и повседневного быта работников железной дороги, затем постепенно фонд музея начал пополняться и другими экспонатами. В те времена он был расположен в доме на улице Миндауго в Вильнюсе, который сейчас является административным зданием акционерного общества «Литовские железные дороги».
В 1979 году музей был награжден званием народного музея, а спустя шесть лет ему присвоили имя основателя Георгия Жемайтиса. В 1998 году экспозиции переехали на новое место.
Зимой 2010 года место закрывалось на ремонт, в это же время музей перенесли на новый адрес, туда, где сейчас функционирует железнодорожный вокзал. Спустя всего несколько месяцев музей снова распахнул двери для всех желающих.
В мае 2022 году музей открылся после модернизации, продолжительность которой составила около 2,5 лет. В ходе работ были обновлены основная экспозиция и интерьер, в помещении установили новую мебель и оборудование, интерактивные экспонаты и мультимедиа. Старые экспонаты также не остались в стороне, их интегрировали в новое пространство.
Имеющиеся объекты занимают площадь 700 м², охватывают довоенное, советское и постсоветское времена и включают в себя три основные зоны: информационную — здесь находятся сами экспонаты (примерно 9000 объектов), культурную — она становится центром проведения мероприятий, и образовательную, оказавшись в которой гости смогут наблюдать модели поездов в движении.
Все представленные предметы помогают пришедшим в музей людям ознакомиться с разными маршрутами пассажирских поездов, техникой различного назначения и оценить орудия труда работников железной дороги разных времен. Здесь имеется не только это, экспозиция также насчитывает большое количество фотографий, знаков и значков, плакатов, схем, табличек, образцов чемоданов, подстаканников из прошлого и многое другое. Посетители могут попробовать себя в роли машиниста поезда на специальном симуляторе или прогуляться по станции в очках виртуальной реальности.
Любители поностальгировать о прошлом наверняка отметят для себя аккуратные автоматические камеры хранения советского периода и старые указатели направлений отбывающих поездов, роскошную люстру из здания вокзала в Мажейкяе и множество железнодорожных логотипов старых времен. За одним из стекол в витрине внимательные туристы даже рассмотрят небольшие упаковки рафинада, на которых нарисован поезд ЭР-200, курсировавший между Санкт-Петербургом и Москвой и добиравшийся до места назначения за 4 часа.
В музее можно обнаружить приборы ушедшей эпохи: манометры, омметры, путевые диагностические тележки и старые железнодорожные фонари, покрытые ржавчиной. Вниманию посетителей представлены также ручные пилы и дрели для рельсов и множество макетов, как прошлых лет, так и варианты современных пригородных поездов Литвы. Аппарат, позволявший администрировать движения поездов на однопутном перегоне, помещен в музей в рабочем состоянии, так что посетители смогут ознакомиться с его принципом действия.
Выставка на улице рядом с музеем занимает площадь 7100 м². Представленные объекты, настоящие паровозы, вагоны и тепловозы, размещаются на багажной рампе и четырех железнодорожных тупиках, недалеко от паровоза установлена гидравлическая колонка, сделанная в Каунасе в 1938 году. На рампе посетители смогут полюбоваться старинными весами, отопительным котлом вагона и прочими объектами музея.
Добраться до музея можно на автобусах до остановки Stotis, № 2, 3, 4, 12, 16, 19, 31, 34, 42, 58, 61, 74, 78, 82, выйти следует на остановке Stotis.
Туристы, имеющие водительские права, могут взять автомобиль напрокат и доехать до места назначения самостоятельно. Поездка займет совсем немного времени.
В городе функционируют местные службы такси, а также популярные приложения для мобильных устройств Uber и Яндекс. Такси.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.