Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины

Рим — Италия Сентябрь 2022
32 47

Пьяцца Навона (Piazza Navona) — одна из самых знаменитых римских площадей — возникла на месте античного стадиона, построенного во времена императора Домициана (80–86 гг. н. э.). Это объясняет как её вытянутую форму, так и название. По греческой традиции, словом agone в Риме называли соревнования, в частности спортивные состязания на стадионах, а места их проведения — «in agonе». Со временем последнее постепенно превратилось в итальянское «навона» (in agone → nagone → navona), став названием этой площади.

3
Реконструкция стадиона Домициана. Его длина составляла 275 м, ширина - 106 м, вместимость - до 30 тысяч зрителей.
Реконструкция стадиона Домициана. Его длина составляла 275 м, ширина - 106 м, вместимость - до 30 тысяч зрителей.
3
Вид сверху на пьяцца Навона, под которой на глубине 5 м находится арена стадиона Домициана (интернет).
Вид сверху на пьяцца Навона, под которой на глубине 5 м находится арена стадиона Домициана (интернет).

Император Домициан был младшим сыном Веспасиана, строителя Колизея. По части строительства сын, пожалуй, превзошел отца, заново отстроив Рим после опустошительных пожаров 64 и 80 гг. н. э. Будучи большим поклонником Юпитера, он утвердил в честь высшего римского божества так называемые Капитолийские игры (Ludi Capitolini), проводившиеся раз в 4 года и предполагавшие состязания атлетов и гимнастов, а также музыкантов и поэтов. Именно для состязания тех, кого мы сегодня назвали бы легкоатлетами (бегунов, прыгунов, метателей диска и т. д.) и был построен стадион, а для музыкальных состязания — театр Одеон поблизости (не сохранился). Фактически Домициан воспроизвёл в Риме греческие Олимпийские игры, причём до него атлетика не пользовалась особой популярностью у римской публики, которая предпочитала более кровавые зрелища, типа боёв гладиаторов.

2
Реконструкция участка древнего Рима со стадионом Домициана и театром Одеон. Справа вверху виден купол Пантеона.
Реконструкция участка древнего Рима со стадионом Домициана и театром Одеон. Справа вверху виден купол Пантеона.

Сейчас от стадиона мало что осталось, а между тем, значительная часть сооружения ещё стояла в эпоху Ренессанса, когда его окончательно и разобрали на стройматериалы. Сохранившиеся на глубине 4,5 метра руины стадиона Домициана в настоящее время являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас там организован интересный музей (Museo Stadio di Domiziano), находящийся на северной оконечности пьяцца Навона, в самом конце знаменитой римской улицы Via dei Coronari. В этом музее, помимо собственно остатков стадиона и посвященных ему стендов, имеется также очень интересная экспозиция, связанная с историей Римской империи в целом.

4
Раскопанные фрагменты стадиона сейчас входят в экспозицию музея.
Раскопанные фрагменты стадиона сейчас входят в экспозицию музея.
2
Стадион был построен из кирпича и облицован травертином (как Колизей).
Стадион был построен из кирпича и облицован травертином (как Колизей).
2
Одна из лестниц для подъёма на трибуны.
Одна из лестниц для подъёма на трибуны.

1 из 4
В музее, помимо истории стадиона, есть большая и интересная экспозиция про Римскую империю.

3
Римское государство в том или ином виде просуществовало 2,200 лет. Последнюю тысячу лет - как Византия.
Римское государство в том или ином виде просуществовало 2,200 лет. Последнюю тысячу лет - как Византия.

После того, как в 4-м веке стадион перестали использовать по назначению, его начали потихоньку разбирать, а арочные галереи переоборудовали в склады и конюшни. Тем не менее, стадион сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме вплоть до 1477 года, когда папа Сикст IV разместил на его арене городской рынок. После этого трибуны стадиона стали быстро застраивать домами с использованием материалов из его внешних стен и фундамента. Произошла удивительная трансформация: при сохранении открытой арены зрительские ярусы превратились в дома, а сам стадион — в длинную площадь (заметим, что то же самое произошло и в Лукке с её амфитеатром).

5
Контуры площади повторяют форму арены стадиона (интернет).
Контуры площади повторяют форму арены стадиона (интернет).

Свой роскошный барочный облик площадь приобрела в 17-м веке по инициативе папы Иннокентия X из семейства Памфили, а помогали ему в этом всемирно-известные архитекторы Джанлоренцо Бернини и Франческо Борромини. Семья Памфили владела 3 домами на пьяцца Навона ещё с конца 15-го века. Когда один из Памфили стал Римским папой в 1644 году, он начал на этом месте строительство семейного палаццо, а саму площадь решил превратить в «форум Памфили», мобилизовав для этого лучших римских архитекторов и скульпторов. Для реализации этого амбициозного проекта ему не хватило времени (папа скончался в 1655 году), однако даже то, что успели создать (дворец, церковь, два фонтана), по сей день восхищает как римлян, так и туристов, приходящих на пьяцца Навона.

7
Панорамный вид на площадь с южного конца.
Панорамный вид на площадь с южного конца.
5
Два главных объекта площади: церковь Св. Агнессы (творение Борромини) и фонтан четырёх рек работы Бернини.
Два главных объекта площади: церковь Св. Агнессы (творение Борромини) и фонтан четырёх рек работы Бернини.
6
Ближе к вечеру народ собирается на площади потусоваться.
Ближе к вечеру народ собирается на площади потусоваться.
4
С 1652 по 1866 годы, во время августовской жары, по выходным дням площадь иногда превращали в озеро, закрывая сливные отверстия фонтанов, вода в которые постоянно поступала (и поступает) из акведуков ещё римской постройки.
С 1652 по 1866 годы, во время августовской жары, по выходным дням площадь иногда превращали в озеро, закрывая сливные отверстия фонтанов, вода в которые постоянно поступала (и поступает) из акведуков ещё римской постройки.

Палаццо Памфили, с которого всё началось, строил архитектор Джироламо Райнальди (именно он автор фасада дворца). Галерею, украшенную фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы спроектировал Франческо Борромини. 23 зала дворца украшены многочисленными фресками известных художников. К сожалению, взглянуть на весь этот великолепный интерьер непросто, поскольку с 1920 года в здании дворца располагается посольство Бразилии (сейчас туда по предварительной записи пускают два раза в месяц группы по 20 человек).

6
Дворец Памфили, построеннный в 1644-1650 гг. Именно с него началось барочное оформление площади.
Дворец Памфили, построеннный в 1644-1650 гг. Именно с него началось барочное оформление площади.

К палаццо Памфили примыкает роскошная барочная церковь Святой Агнессы на Навоне (о которой подробнее расскажем в отдельном отзыве), задуманная папой как дворцовая капелла и построенная гениальным Борромини. Именно в ней папа и нашёл своё последнее пристанище.

6
Церковь Св. Агнессы примыкает к дворцу Памфили.
Церковь Св. Агнессы примыкает к дворцу Памфили.
5
Внутри церкви - роскошная барочная отделка.
Внутри церкви - роскошная барочная отделка.
5
В ней же - захоронение папы Иннокентия X.
В ней же - захоронение папы Иннокентия X.

Главным украшением площади служат три её фонтана, и в первую очередь центральный, работы Бернини. Но и два боковых тоже очень хороши. Их построил в 1574—1576 гг. Джакомо делла Порта в виде простых бассейнов без каких-либо украшений. Весь свой замысловатый барочный декор они приобрели позднее.

5
Вид на северную оконечность площади с фонтаном Нептуна.
Вид на северную оконечность площади с фонтаном Нептуна.
5
Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
7
 Фонтан Нептуна (Fontana di Nettuno) крупным планом. Бог океана, сражающийся с большим осьминогом, равно как и кони с сиренами и дельфинами, были добавлены в лишь конце 19-го века. Получилось весьма органично  вполне в барочном стиле всей площади.
Фонтан Нептуна (Fontana di Nettuno) крупным планом. Бог океана, сражающийся с большим осьминогом, равно как и кони с сиренами и дельфинами, были добавлены в лишь конце 19-го века. Получилось весьма органично вполне в барочном стиле всей площади.
4
Фонтан Мавра (Fontana del Moro) в южной части площади. Мавра (так раньше называли всех африканцев) спроектировал в 1654 году Бернини, а выполнил один из его учеников. Мавр борется с похожим на большую рыбу дельфином, а вокруг дуют в раковины 4 тритона, добавленные уже в 19-м веке. И здесь композиция получилась вполне цельной: не скажешь, что этот фонтан создавался в течение 300 лет.
Фонтан Мавра (Fontana del Moro) в южной части площади. Мавра (так раньше называли всех африканцев) спроектировал в 1654 году Бернини, а выполнил один из его учеников. Мавр борется с похожим на большую рыбу дельфином, а вокруг дуют в раковины 4 тритона, добавленные уже в 19-м веке. И здесь композиция получилась вполне цельной: не скажешь, что этот фонтан создавался в течение 300 лет.
4
 За спиной Мавра виден палаццо Браски конца 18-го века, где сейчас расположен музей Рима.
За спиной Мавра виден палаццо Браски конца 18-го века, где сейчас расположен музей Рима.
5
Фонтан Мавра - вид сзади. А спереди - обелиск центрального фонтана.
Фонтан Мавра - вид сзади. А спереди - обелиск центрального фонтана.

Композиционным центром площади и её главным магнитом служит фонтан четырёх рек, выполненный Бернини в 1648—1651 гг. по заказу Иннокентия X. Заказ не сразу попал к Бернини. Как любимчик предыдущего папы Урбана VIII из рода Барберини, скульптор впал в немилость у нового папы и был отстранён от участия в конкурсе на проект фонтана. Ему пришлось идти на хитрость и подкупать близких к папе людей, чтобы его макет фонтана попал на глаза понтифику. Когда это произошло, Иннокентий был столь им очарован, что не стал рассматривать никаких других проектов.

4
Фонтан четырёх рек Бернини. Его нелегко снять целиком с близкого расстояния из-за высокого обелиска в центре.
Фонтан четырёх рек Бернини. Его нелегко снять целиком с близкого расстояния из-за высокого обелиска в центре.

Бернини придумал композицию фонтана в виде египетского обелиска, установленного на искусственной пещере (гроте) в окружении аллегорических фигур четырёх рек: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Фонтан, по замыслу папы, призван был продемонстрировать триумф католической церкви над всеми четырьмя известными на тот момент частями света (Африкой, Азией, Европой и Америкой), пересекаемыми их наиболее известными и полноводными реками.

4
Вид на нижнюю часть фонтана со ступенек церкви Св. Агнессы.
Вид на нижнюю часть фонтана со ступенек церкви Св. Агнессы.

Очень интересна история обелиска, установленного на фонтане. Его нашли упавшим и разбившимся на пять частей в районе древней Аппиевой дороги к северу от Рима, где он украшал цирк Максенция, узурпатора, низложенного императором Константином. Бернини перетащил его в Рим, отремонтировал и установил на своём фонтане. Когда в 19-м веке смогли прочитать выбитые на нём иероглифы, оказалось, что они римского, а не египетского происхождения. Текст на обелиске прославлял императора Домициана, а также его отца и брата (Веспасиана и Тита) — императоров династии Флавиев. Как оказалось, Домициан вывез чистый (ненадписанный) обелиск из-под египетского Асуана, вырезал на нём иероглифические надписи по своему усмотрению и, возможно, установил в храме рода Флавиев на Квиринальском холме. И хотя на его стадионе этот обелиск никогда не стоял, в конце концов он там всё-таки оказался, в чём можно усмотреть некую иронию судьбы.

5
Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
3
В основании фонтана грот с лошадью, слева фигура Ла-Платы (как-будто от чего-то заслоняющаяся рукой), справа - Дунай, куда-то правой рукой тянущийся.
В основании фонтана грот с лошадью, слева фигура Ла-Платы (как-будто от чего-то заслоняющаяся рукой), справа - Дунай, куда-то правой рукой тянущийся.

По поводу того, что означает жест фигуры, символизирующей Ла-Плату, существует такая спекуляция: якобы она смотрит на церковь Борромини, которая прямо у неё перед глазами, и от ужаса закрывается рукой. Типа так Бернини хотел унизить своего давнего соперника и конкурента. На самом же деле, церковь строилась уже после возведения фонтана.

4
Здесь видно, что тянется Дунай, оказывается, к щиту с гербом Памфили - голубю с оливковой ветвью в клюве и тремя геральдическими лилиями. Такой же голубь установлен и на верхушке обелиска (его можно разглядеть на первом снимке фонтана).
Здесь видно, что тянется Дунай, оказывается, к щиту с гербом Памфили - голубю с оливковой ветвью в клюве и тремя геральдическими лилиями. Такой же голубь установлен и на верхушке обелиска (его можно разглядеть на первом снимке фонтана).
5
Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
4
В руках у Ганга (фигура слева) - длинное весло, символизирующее судоходность реки. У Нила (справа) голова закрыта накидкой и не видна - символ того, что исток Нила в те времена был неизвестен.
В руках у Ганга (фигура слева) - длинное весло, символизирующее судоходность реки. У Нила (справа) голова закрыта накидкой и не видна - символ того, что исток Нила в те времена был неизвестен.

Недалеко от северного конца пьяцца Навона, позади палаццо Браски, находится одна из римских «говорящих» статуй, издревле известная как Пасквино. Это довольно побитый фрагмент греческой скульптурной группы, возможно, Менелай с телом Патрокла (герои Троянской войны). В эпоху Возрождения, когда публичное осуждение папской политики было чревато суровым наказанием, злые языки прикрепляли к этой статуе издевательские (и не всегда правдивые) политические остроты. Из имени этой статуи, кстати, возникло нарицательное название для злобной сатиры — пасквиль.

2
Стенд про Пасквино из музея стадиона Домициана.
Стенд про Пасквино из музея стадиона Домициана.

Вот, например, как Пасквино критиковал противоречивого папу Александра VI Борджиа (1492–1503): «Тарквиний — шестой (римский царь). Нерон — шестой (император). Сейчас снова шестой (папа Александр). Всегда при шестом Рим разрушается." Некоторые папы возмущались этими пасквилями и пытались поймать остряков, объявляя награду сочинителям. Эту наживку редко кто заглатывал, памятуя о возможности остаться без рук — таково было наказание за оскорбление пап и их администрации. В эпоху Возрождения журналистика была опасным занятием в Риме.

2
Пасквино собственной персоной. Он и сейчас продолжает «разговаривать» на находящемся рядом стенде, но мало кто обращает на него внимание.
Пасквино собственной персоной. Он и сейчас продолжает «разговаривать» на находящемся рядом стенде, но мало кто обращает на него внимание.

Пасквино вещал не один, у него был «собеседник» в лице Морфорио, огромной статуи речного бога, когда-то лежавшей на Капитолийском холме на пьяцца дель Кампидольо. Когда Пасквино что-то «вещал», Морфорио ему «отвечал», и этот диалог с издевательствами над властями мог продолжаться не один день. Не удивительно, что все эти «разговоры» приводили пап в бешенство. Но что они могли сделать? В Риме было много статуй и любая из них могла стать «говорящей» — известны по крайней мере ещё четыре (аббат Луиджи, мадам Лукреция, Бабуино, Факкино).

5
Морфорио. Теперь он лежит во внутреннем дворике Капитолийского музея Palazzo Senatorio и помалкивает.
Морфорио. Теперь он лежит во внутреннем дворике Капитолийского музея Palazzo Senatorio и помалкивает.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  4. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  14. Рим: барочные церкви Борромини
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  17. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  18. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  19. Вилла Адриана
  20. Флоренция: Галерея Академии
  21. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  23. Национальный музей Барджелло
  24. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  25. Лукка: город в тени Пизы
  26. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  27. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  29. Сиена: пинакотека города Мадонны
  30. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  31. Прогулка по Сиене
  32. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  33. Болонья: Пьяцца Маджоре
  34. Болонья учёная
  35. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  36. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  37. Болонья — город портиков
  38. Болонья: Национальная пинакотека
  39. Болонья: музей Средневековья
  40. Равенна римская
  41. Равенна готская
  42. Равенна византийская
  43. Парма: по следам Корреджо
  44. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  45. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  46. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии