Первое: в «голых вечеринках» никогда не участвовал, но осуждаю категорически. Во-вторых: насчёт того, что я весь такой умно-начитанный и музейно-прошаренный, заблуждаться не стоит. Предварительной подготовки и последующего стыдливого навёрстывания часто пополам. Статус и содержание объектов значения не имеют, -лень и раздолбайство, как Холмс и Уотсон, в тандеме всех сильней. Например, Лувр штурмовался под девизом Наполеона-главное втянуться, а там поглядим. В итоге и второго раза оказалось мало, а третий нынче из теории вероятностей. С Храмом Гроба Господня почти та же история.
Национальный Археологический музей в Неаполе косвенно знаком и пигмеям с алеутами. За партой ни разу не сидевшие хоть мельком да натыкались на общеизвестные картинки, сувениры и даже бытовые приспособления. «Секретный кабинет», разумеется, тоже на слуху. Довелось прочитать 2–3 абзаца чего-то смутно-фривольного. Я ведь больше по детективам, шпионажу, про загадки и секреты разные… Юдифь с Олоферном и прочие «медовые ловушки» сюда входят, но, как говориться, без фанатизма.
3
В своё время за целомудренный гарем Топкапы к билету доплачивал, а здесь ничего такого не помню. И музейных бабусь со сканнером в глазу тоже (якобы до сих пор требуется письменное разрешение родителей для категории 14+). Поскольку от античной классики плоды вулканической сексуальности отгорожены тюремным атрибутом с надписью, специальный отзыв возможен и даже уместен на законных основаниях.
История объекта не анекдот, а целый одесский сборник. Если кратко, то самый затоптанный в мире раскоп появился случайно и благодаря прозаическим нуждам. Представитель семейства инженеров и архитекторов с говорящей фамилией Фонтана на излёте XVI века, хлопоча по водопроводной части, докопался до надписей «Pompeii» и решил, что это владение злосчастного героя древнеримских гражданских войн. Пару столетий местность была экзотической свалкой, где устроители фазенд могли разжиться антикварным барахлишком. С лёгкой руки зачинателя неаполитанской династии Карла VII (потом подрос до Карла III Испанского) погоня за трофеями обрела почти промышленный масштаб, но лишь с нашествием диких французов в 1806 году можно вести речь об упорядоченной археологии. Как нигде раньше копатели буквально офигевали от разнообразия попадающихся тут и там «безнравственных» предметов и изображений. До секс-революций пока далеко, суровы южные нравы, Святой Престол бдит под боком… Однако ж диалектический закон о количестве и качестве указами не отменишь, а интерес, миль пардон, везде дырочку найдёт. Не зарывать же обратно! Складывали в специальном месте, называя его то «комнатой непристойных предметов», то «комнатой резерва», то «секретной комнатой». Поначалу отпирали строго за взятки, в результате по Европе, вопреки стараниям властей, пошли гулять каталоги с зарисовками, и уже ни один гламурный хлыщ, совершая традиционный grand tour, не мог обойти объект вниманием. Постепенно к осмотру подпустили, помимо приезжих исследователей, и местных отцов семейств, которые, заплатив по таксе, могли раздвигать занавески (или железные ставни на местах обнаружения фресок). Дамам любого возраста и положения, во избежание обмороков с летальными исходами, даже приближаться запрещалось. В 1849 году терпение лопнуло: и так народ кругом возбуждённый, призраки бродят, революции полыхают. Взяли да заложили кирпичом. Одно слово, Бурбоны, что с них взять… Кратковременно пахнуло свободой с приходом Гарибальди, который в 1860-м назначил давнего кореша, Александра Дюма-отца, распорядителем раскопок и систематизатором накоплений. Это дало последнему благовидный предлог спровадить в Париж очередную некстати забеременевшую спутницу и посвятить пару лет (разумеется, за свой счёт) описаниям не менее приятным, чем похождения вечно пьяных фехтовальщиков. Следующие сто лет махрового реакционерства и политических потрясений вновь висел замок. При Муссолини пускали почему-то исключительно сотрудников министерства образования. Для весёлых хиппи кабинет стал доступен на очень короткое время. Запреты окончательно (хочется верить) обнулили к миллениуму, а пять лет спустя оформилась занятная галерея (она же Кабинет), которую вы сейчас имеете возможность бегло пролистать.
6
Нормальные такие травертиновые «грибочки» с именами влюблённой пары(?). От этих этрусков чего другого было ожидать! Просьба «don`t touch»- красноречивей некуда. Подобным образом некоторые рефери охлаждают излишний пыл футболистов жёлтыми карточками в самом начале матча.
Время кающихся магдалин наступит позже. Пока что эра торжествующей похоти. Carpe diem! Лови кайф, наслаждайся образами! Далее не то чтобы сильно разнообразная, но всё-таки до безобразия своеобразная изобразительная часть. Тридцать с лишним (!) лупанариев на крошечный по нашим меркам городок не говорят за себя, а вопиют аки lupa (якобы римляне учили зазывать клиентов, имитируя волчий вой- сомнительно со всех точек зрения!). Благородные гетеры Эллады или вовсе канули в Лету, или резко снизили квалификацию, хотя и продолжали считаться лучшими жрицами любви наряду с египтянками и другими дщерями ближайшего востока. И местные сластолюбцы, и залётные морячки в массе своей живописи и декламации Горация с Овидием предпочитали развлечения попроще. А поскольку первая волна глобализации с преобладанием койне и латыни не исключала досадных недопониманий между посетителями и секс-работницами, требовалась наглядная агитация, своего рода прейскурант предоставляемых услуг. Клиент на «рецепции» тыкал пальцем в картинку, получал жетон с похожим изображением и следовал на «процедуру» в указанную кабинку. По другой версии, настенная мазня способствовала снятию волнения и возбуждению пыла. А, может быть, зловонные клетушки с каменными мини-ложами и соломенными матрацами нуждались хоть в каком-то интерьерном украшении.
3
Большинство фресок, как я понял, из самого распиаренного заведения в VII-м помпейском районе, куда досель не зарастёт народная тропа. Хотя, говорят, есть и атрибутика супружеских спален. Не могу сказать точно, где (на месте или в Неаполе) размещены бесценные не с художественной, так с исторической точки зрения оригиналы, а где лишь искусно скопировано. Тут слово знатокам. В буклетах стыдливо и кратко: «эротическая сцена» или «бордель, настенные росписи».
1 из 7
3
Помимо крупных инвентарных номеров, веселят граффити с советами новичкам типа «lente impelle», а также настенные акробатические карябки (видимо, кому-то захотелось вкусить «блюда», по оплошности не включённого в «меню»)).
2
Во внутридомовых росписях для состоятельных заказчиков представлены иллюстрации мифов, где похоть с романтическим привкусом, но уровня студенческих календарей на заре Перестройки.
4
Большинство пока считает, что этот монструозный персонаж всё-таки мелкий (в смысле олимпийской иерархии) греческий божок Приап. Сын Афродиты от Диониса, а, может, от Гермеса, а, может, это дворник был… , короче, возможны варианты… Самый броский элемент анатомии-причина всех его жизненных невзгод. Мать, породив, тут же в ужасе отреклась, из родных мест изгнали, со всеми ссорился до убийств и изнасилований как смертных, так и богов обоих полов (их тогда, по невежеству, всего два имелось). Простой же народ, не иначе как в пику аристократии, относился к Приапу с теплотой и уважухой, считал покровителем посевов и почему-то безземельных арендаторов. Кстати, в купленном на месте альбоме пометка другая: «Меркурий с фаллосом. Настенная роспись». В пользу этого обвитый змеями жезл-кадуцей и крылатые сандалеты. Не исключено, что это наш с вами прямой покровитель…)))
4
Пробиться с оптикой в помпейском доме Веттиев сквозь бесконечную карусель потных лысин и пышных шевелюр возможно лишь имея шумовую гранату. Всемирный объект поклонения «Приап, взвешивающий фаллос» (другое название- «Итифаллический Меркурий с весами») в Кабинете на глаза не попался, потому снимок из альбома. Казалось бы, причём тут весы? А никакой скабрёзности- достаточно разглядеть на другой чаше кошель с монетами. Так обозначен достаток владельцев (братьев или, скорее, вольноотпущенников одного хозяина, разбогатевших на торговле божественным вином (лоза с вулканических почв ценилась по всему Средиземноморью). Побочный доход под этой же крышей- «приёмная» некой Евтихии. И два медяка за визит к «гречанке приятных манер» лишними не бывают.
Всем ли известно, что Гермафродит-это не пол и не раздел медицинского справочника, а, прежде всего, конкретный бог со своим мифом и функционалом). Гермес с Афродитой и здесь постарались (по имени ясно). С рождения он был как все порядошные, может чуть с гонором (чай родители не из простых). Но случилась с ним беда в лице сластолюбивой Салмакиды. Он отвергнул ея гордо и высокомерно, а она с заявлением в тогдашний «партком» об аморалке и суровом взыскании в виде принудительного бракосочетания. Обращение гражданки нимфы удовлетворили, но письмоводители на Олимпе оказались под стать сельсоветским, напортачили так, что приключилось вместо фигурального слияния самое физиологически буквальное- по рекламному принципу два в одном. Лихой сюжет раскрутился в античности и, неведомо как проскочив тёмные века, перебрался в позднейшее европейское искусство.
1 из 3
3
1 из 3
3
Перекличка с Венерой Боттичелли напрашивается, но гений творил за сотни лет до от(к)рытия Помпей, и видимо, вдохновлялся другими изображениями.
1 из 3
3
Развитие сюжета с грациями у Боттичелли и Рафаэля ещё более очевидно.
4
Леда с лебедем (в смысле хорошо загримированным Зевсом).
2
Череду поэтизированных харассментов продолжают Аполлон и Дафна. Тонкую хохму любящих погорячее создателей «В джазе только девушки» знатоки античности оценить способны. Ассоциации между деревом и контрабасом в руках «героини» Джека Леммона, по-моему, неизбежны.
Далее, согласно мифологической табели о рангах, следуют персонажи помельче.
2
Циклоп Полифем и нимфа Галатея. Судя по «Одиссее», кому-то из двоих пришлось подогнать масштаб.
«Сатир и нимфа»- наиболее замыленный из тогдашних альковных сюжетов, потому экспонаты разного художественного достоинства.
1 из 3
3
3
Фавн и вакханка. В чём конфликт, кому что не понравилось-не ясно.
3
Сатир и менада из Геркуланума.
4
Сатир обнимает менаду. Растиражировано повсюду, но физии такие, словно оба отходят от наркоза.
Неразумное сочетание любви и алкоголя воспевалось и рисовалось с самого момента обретения этих навыков. «Косяк программиста», заложенный в человеке изначально. За долгие века средиземноморского язычества, как в отечественной гламурной хронике, рожи персонажи оставались неизменными: Пан (Фавн) — бог стад и покровитель пастухов в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой; низшие лесные божки- сатиры (либо тоже с хвостами-копытами, либо обычные молодцы, но в козлиных шкурах), вакханки и менады (их часто путали, но Еврипид конкретно пояснил, что первые-гречанки, а вторые-азиатские гастарбайтерши). Все они, обожаемые простолюдинами, составляли банду Доминаса Диониса (Вакха) и отличались настолько безобразным поведением, что пропустить его детали не под силу ни одной модерации. Сам атаман, хоть и считался почему-то младшим богом, но отмечен среди скучающих и склочных олимпийцев ярчайшей, прямо-таки революционной биографией и наибольшим количество погонял титулов (родился из бедра Зевса, объехал полмира, посетил Индию задолго до Александра, попадал в этрусский плен и др. и т. д.), был в таком авторитете, что пережил всех церковных мракобесов, оставил нам эзотерические культы, театральное искусство, пиво, вино и неисчерпаемое вдохновение для художников и поэтов всех эпох! Как говорил Олег Ефремов, дай бог каждому. А вот нимфы, наоборот, девушки боль-мень благонамеренные, при должностях, курировали малые природные объекты. Домогательствам подвергались от случая к случаю и потому с наибольшим удовольствием.
2
Прообразы известных нам панорамных полотен. Внизу самое крупное- «Нильская сцена. Пирующие пигмеи». Причины их попадания в Кабинет требуют чуть более пристального рассмотрения…
Сюжеты знакомые, а выразительные средства иные. Цвета и оттенки уступают место форме и объёму. Хотя уже достаточно научных подтверждений тому, что античные скульптуры раскрашивались, но, увы, до нас ничего из тогдашней палитры не дошло.
1 из 4
4
4
Вот где бьётся сексуальный пульс нашего общежития Секретного Кабинета (если кто забыл, цитата из «Маленькой Веры»)! Прикол в том, что на раскопках, уже имеющих статус события государственной важности, в день обретения изваяния присутствовал его величество Карл VII (по одной из версий, со всем любопытным семейством). Описать гамму эмоций ревностных католиков мне в этот раз, пожалуй, не под силу. Кто-то предложил кинуть сатанинское изделие в кратер того самого Везувия, стараниями которого его возрождение состоялось. Но, поскольку век был уже галантный, а нравы просвещённые, за первым шоком и последовало то самое решение о разделении всех находок на приличные и «кабинетные». До сей поры двухтысячелетний артефакт вызывает противоречивые чувства (особенно у борцов за права животных). Сам не присутствовал (т. к. именно в 2013 году между Лондоном и Критом был вынужден выбрать второй маршрут), но, говорят, весь недолгий гастрольный показ в витрине Британского музея сопровождался табличкой о возможности осмотра несовершеннолетними посетителями только с разрешения родителей)). Владельцам знаменитой помпейской Виллы Папирусов и их образованным гостям садовая скульптура «Пан и козочка» казалась милой и остроумной, изображавшей вовсе не скотоложство, а трогательное соитие близких по природе своей существ.
Далее представлены образцы тогдашней культуры быта.
4
Если вы, гуляя по солнечным помпейским улицам, видели подобный барельеф на мостовой или на стене (в горизонтальном положении), значит по зову богини любви верной дорогой идёте, товарищ! Положение же вертикальное и над дверным проёмом выполняло функцию хорошо известной нам сегодня подковы-приманивать достаток, удачу, от злых духов оберегать.
Разнообразные шкатулки, зеркала, иные принадлежности по уходу за собой, масляные светильники, декоративные статуэтки.
1 из 4
2
Ниже элементы т.н. апотропической магии. Специальные подвески-колокольчики с музыкой в самом названии- тинтиннабулумы или тинтиннумы. Тоже обереги от дурного глаза, злых духов и т. д. (суеверия множились, как и пантеон божков, пропорционально расширению римского мира). Висели на открытых пространствах, у входов в дома и лавки, приводились в движение ветром и посетителями (вот оно откуда пошлО и до наших дней дожило). Ещё использовались участниками религиозных церемоний и пастухами (паства четвероногая, но суть одна).
1 из 2
3
Весьма практичная жаровня с декоративными элементами, ограждающими от случайных ожогов и могущими служить для сушки мелких предметов одежды.
2
Соответствующего оформления посуду в греческой краснофигурной и чернофигурной традициях специально снял в щадяще-удалённом режиме. Какой-то остряк, солёные уши, назвал эти изображения в ЖЖ «передачей эстафетных палочек»)).
2
А вот тут мне инженерной смекалки не хватает. Понятно, что ложе. Но, во-первых, в силу каких особенностей стало экспонатом Кабинета? А, во-вторых, неудобное же. Даже для одного. Твердые матрацы с пружинным каркасом тогда ещё не изобрели.
3
Вотивные дары в благодарность богам-эскулапам и их жрецам-врачевателям за излечение недугов критично важных частей тела. Ранее попадались в Эпидавре и Коринфе. Видимо, традиция ещё с первобытных времён.
2
Можете не поверить, но лично меня, как любителя всякого рода графических реконструкций, больше всего тронула зачётная попытка воссоздания облика древнеримской улицы с её обыденностью и обильностью фаллических украшений. Ещё обратил внимание на состав и реакцию посетителей. Недаром сказано, что забавнее всего бывает подсматривать за самим подсматривающим. И дело не в том, что хотелось видеть вокруг гыгыкающих студентов, а в том, как старательно солидные матроны и пожилые дядечки пытались изображать философскую вдумчивость и потаённый скрип извилин там, где вполне достаточно снисходительной улыбки. Наверное, так же, боясь показаться невеждами, ведут себя «ценители», морща лбы перед квадратным пятном Малевича или пивными банками и фотками, ярко размалёванными Энди Уорхоллом.
1 из 4
3
5
Кому пОшло, а кому пошлО, да здравствует богатство выбора!
Если акробатика Камасутры младше всего здесь увиденного на три-четыре сотни лет, то можно ли её рассматривать как результат культурного и торгового обмена со Средиземноморьем? Сомнительно, но судить не берусь. И на дорогих сердцу читателей не стану обрушивать ничего из бегло прочитанного и туго обдуманного. Тысячелетние пласты анекдотов, взгляды сурового Катона и либерального Назона на любовь, брак и их государственную значимость, полные чувственности и бесстыдства помпейские настенные росписи кому надо- сам прочтёт. Задача туристического отзыва не выпендрёж составителя, а призыв посетить или проигнорировать локацию на дорожной карте. Стоит лишь помнить, что понятия срамного и целомудренного в человеческом сознании окончательно сформировались с победой монотеизма-т.н. мировых или авраамических религий (закидоны Эхнатона-отдельный разговор). До этого времени наличие титек, пипитек и их богатый функционал смущали пращуров не более, чем нас наличие русой косы у девицы-красы. Вряд ли античный человек смог бы уяснить, чем половой орган отличаются от, например, уха, носа или глаза, и как вообще можно стыдиться данного тебе богами. Понятно и то, что в Кабинете представлен чудом законсервированный поп-арт с конкретным принципом отбора 16+. Там нет ничего из по-настоящему высокохудожественного, подобного творениям Мирона- Фидия-Праксителя-Поликлета (этого класса объекты находятся рядом, но по другую сторону решетки, в основной музейной экспозиции). Физическая сохранность экспонатов, как зритель наверняка обратил внимание, тоже не всегда на высоте.
Разумеется, для имеющих возможность к посещению, строго обязателен один из величайших — Национальный археологический музей Неаполя. А насчёт Кабинета уверен, что большинство и так заглянут, и любые рекомендации или отповеди решающей роли не сыграют. Надо же составить собственное впечатление, вдруг автор во всём и предвзято ошибается?