Туристы, оказывается, бывают разные. Alter ego есть у каждого, и это может быть кто угодно. В негласном классификаторе бродяг я ближе к Штирлицу, чем к Пржевальскому или Миклухо-Маклаю. Travel broadens the mind. Нет, изоляция и малоподвижность мозгу вредят, но не настолько, как кому-то сейчас испугнулось)). И донесений в Центр не строчу. Исключительно urbi et órbi, сам себе Юстас, Алекс и почтовый ящик. Сижу-грущу о прежней незаразной безмятежности, перебираю косые фото да пытаю лукавого Меркурия, почему же всё так разом рухнуло, когда же на пыльных тропинках за дальним бугром появятся наши следы? И шепчет бог-скиталец, что не по адресу мольба моя, ибо были это не блукания лоботряса, а языческое послушание олимпийской музе Клио. Не trip и не voyage, а, скорее, journey (down memory lane). Хватит уже охать, пора пополнять информационно-историческую копилку человечества (или хотя бы Tourister.ru, как его лучшей части). Нравится кому-то история или, как Бернарда Шоу, раздражает («Единственный урок, который можно из неё извлечь- то, что люди не извлекают никаких уроков»), но любое путешествие есть погружение не в «здесь», а в «туда». Всё, что просеивает глаз и ловит фотоматрица — небрежная проекция чего-то космически огромного и наиважнейшего (если что, это не я, а Платон). Начнём потихоньку стареть, шарахнет эта мысль встречным поездом в тёмном тоннеле. Тряпьё изотрётся, загар поблекнет, отели-пляжи-рестораны и пройденные километры сольются в разноцветный шум, а в остатке только поиск смыслов и причин. Себя. А ещё Красоты. Той самой, которая пока никого ни от чего не спасает…
Поскольку массовый туризм изобрели в Древнем Риме, пора поддержать всеми любимую Италию. Тяжко ей, синьоре нашей солнечной, пришлось! Хотя имеет она перед прочими ключевое преимущество: для поддержания крутизны и привлекательности ей требуется лишь факт присутствия на глобусе, с «amore et fide» проблем не бывало. Берендеев-гипербореев выдумывать незачем, копнул на полметра- уже следы давно минувших дней. Вот об этом и подробная «шифрограмма № 1»:
ЭТРУСКИ
Тему за сотни лет углубили, есть серьёзный риск самому поплыть и утопить читателя в снотворной информации. Путешествие будет подробным. Скучные главы разрешаю пролистывать)). Итак, опорные кочки маршрута.
Григорианский (Этрусский) музей Ватикана. Сначала встретил верёвочным заграждением. Вторая попытка вышла удачнее.
Национальный археологический музей Флоренции.
Думал, после обзорки и ослепительного Питти никак туда не успеть, но возвращение на базу вдруг задержали, и нарисовалось «окно» часа в полтора. Дивное время наивности, когда трубка только для алё, а Maps.me- что-то из американской порнушки. Вырванная у экскурсовода мятая карта в кляксах от маркера дрожит в ритме сердечной мышцы. От Дуомо по Via dei Servi бегом, как Ломоносов в молодые годы. На изящной Piazza della Santissima Annunziata щёлкаю статУю Фердинандо I Медичи и ныряю в церковную дверь за её спиной. Судя по кивку, эффектная матрона-администратор с бэджиком, почти горизонтально возлежащим на кустодиевских персях, вопрос поняла, но её сразу же, как в кино про роботов, дистанционно выключили. Пауза секунд в 30, словно каменный век. Причём глаза-то из стороны в сторону метались молниями, а вот ноги выдвигались из-за стола в ритме folivora. Зачем-то повторил просьбу, слегка возвысив трубный глас, точнее, бездарно «сыграл итальянца» жестами и интонацией. К чему? По Эйнштейну идиотизм- дублирование действий с надеждой получить разные результаты. Включилась. Растерянность сменило возмущение. Неожиданно энергично (чуть не за ухо) вывела меня наружу и махнула рукой в небо. Хорошо, не в противоположную сторону (случалось). А искомое оказалось в зоне видимости- прямо по улице via della Colonna. Вот ежели я на Красной площади спрошу, где ГУМ, как долго москвич намерен тянуть с ответом? Это я оправдываюсь за отсутствия фото фасада. На нервной почве он мне не глянулся. Зато есть вид из окна на аутентичный дворик. Музей богатый, классный, двое наших были-подтвердят. Первый этаж разделен на секции, соответствующие древним этрусским городам.
Национальный музей вилла Джулия.
А тут вообще никто не побывал?! Срочно сажусь исправлять. Хотя, моё «срочно»-это долгА песня…
Немного в тему пришёлся и Музей Римской Цивилизации.
Он, на мой вкус, тож замечательный, пусть и решён в стилистике фашистской циклопо-архитектуры. По содержанию заслуживает не отзыва — поэмы! Тадж-Махал на окраине. Ехать по римским меркам далеко, а потом от метро минут 15 рассекать по «частному сектору» среднеапеннинские цветочные ароматы и шепоток заробытчанок на лавочках. Закрыт на реконструкцию задолго до проклятого вируса.
Наспех собранная жиденькая библиография.
«Тяжелые врата, охраняющие тайну этрусков, до сих пор закрыты»
«Мифы-легенды, тайны-загадки…». Всё перемелется в пошлость и пыль. Но процитированный заголовок статьи (а их миллион с прицепом) ситуацию отражает верно. Пройден долгий путь от грабительского землекопства (tombarolo, которым даже чистоплюй Стендаль не брезговал) и вздорного фантазирования до целого списка академий со штатами археологов, лингвистов, генетиков и др. В любом музее этрусский экспонат — первый парень на деревне, воображаемая мегабиблиотека набита томами пудовыми, но два проклятых вопроса, две составные части этрускологии повисли паутиной, которую пока никакой научной «шваброй» не достать: 1.И откуда они вообще взялись? 2.Что у них за язык такой нечитабельный?
Версии бегло: а) По Геродоту («отец истории», он же- общепризнанный сочинитель небылиц) этруски-половина народа лидийцев задолго до легендарного Креза и изобретения монет с голодухи бежавшая из Малой Азии во главе с Тирреном (Тирсеном). Отсюда якобы и новое имя «тиррены», и название моря у гостеприимных берегов. Одна неувязка: так их звали только греки. А у римлян они были «тусками» (фамильярное сокращение от «этрусков»: Turs -Turscus-E-trus-cus); б) Гелланик с Лесбоса в V в. до н. э. объявил, что этруски — это легендарные пеласги, упоминаемые Гомером жители ещё домикенской Греции; в) Дионисий Галикарнасский после долгих раздумий заключил, что они народ сугубо местный, живший тут до всяческих нашествий, «отщипывая» понемногу с каждого. От этой мешанины самобытность и родилась. Ребята себя называли «расена», «расна», что породило т.н. «северный» вариант: г) этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, т. к. у них слегка похожий язык. Я вот лично никаких созвучий между «ра» и «ре» не улавливаю (и не я один, эта версия сегодня признана самой никудышней); д) наука и фантазия на месте не стоят. Натолкнулся ещё и на «иллирийский» след. Заведомо идиотские домыслы, из уважения к нашей культурной аудитории, отсекаются. Кто против, пусть набьёт запрос: «этруски — это русские», и напитается «открытий чудных». В нынешнем ускоренно шизеющем мире простое сочетание букв «РУС» многих приводит в палату с шестым нумером. Будем помнить, что этрускология — это наука, а этрускерия-психоз.
Язык в каждом деле первый помощник, но только не здесь! Клинопись Междуречья, иероглифы Египта, хеттские «фигурки», протогреческое линейное письмо «Б» худо- бедно разобрали, с этрусским-никак! Ясно, что он ни разу «не наш», т. е. не индоевропейский. Хурритский, урарту, хетто-лувийский и др. пытались брататься без определённого результата. Прикол в том, что проговорить слова никакого труда не составит, алфавит родной-средиземноморский, чуть переделан из греческого, греками тиснут у финикийцев с добавлением гласных. Но на слух- полное «лимпопо», т. к. оттолкнуться не от чего. «Шампольонов» полно, а «розеттские камни» в дефиците. Из почти 15 тысяч обнаруженных записей на всевозможных носителях установлены значения примерно 50 перешедших в латынь слов и большого количества имён собственных, разобраны кое-какие грамматические формы. Развлечение на любителей-альманах «Studi Etruschi» ежегодно публикует новые ребусы. Приземлённые были люди, на Туристере заскучали бы, «Илиад» с «Одиссеями» не писали, философских трактатов-тем паче. Всё расшифрованное- заклинания, сделки и заупокойные надписи. Пример: «Partunus Vel Velthurus Satlnal-c Ramthas clan avils lupu XXIIX». («Вел Партуну, сын Велтура и Рамты Сатлнии, умер в возрасте 28 лет»). Или: «mini muluvanice» — «…посвятил меня…». Можно изучить язык, читая на нём только некрологи из 2 строк? Стало проще, когда поняли «обратное», как в иврите, направление подавляющего числа надписей. Изредка попадались настоящие подарки со знаками препинания в виде круглых точек или треугольников. Бедный-бедный Клавдий (тот, что до Нерона) сидел на теме плотно всю жизнь, был одно время женат на внучке авторитетной тосканской матроны, изъяснялся в совершенстве, собрал кучу артефактов, создал словарь и даже «Историю этрусков» на греческом («Tirrenica») в 20 «томах» (т. е. свитках, тогда книг ещё не делали), но подлюка Агриппина-младшая со своим рыжим упырёнком любимыми грибочками его насмерть угостили, а большую часть шедевра сожгли из вредности, что показано в финальных сценах классической экранизации романов Роберта Грейвза. Единственное достоверно известное ныне всему миру имя скульптора- Вулка (волк). Тысячам этрускологов впору по ночам сбиваться в стаи и с досады выть на огромную тосканскую Луну.
Сравнительная таблица алфавитов. Думаю, сходство особых доказательств не требует. Многие утверждают, что Этрусский алфавит из 26 букв сформировался и начал использоваться уже на Апеннинах только в VII веке до н.э. под влиянием волны греческих переселенцев (с острова Эвбея).
Карты и войны. Ни столицы, ни окраин.
Не был бы я пенсионером, стал бы географом. В двухмерноcти спрессованы столетия. Карту разглядывать увлекательнее, чем иную фотографию, которая секундный срез ничего. А сдались они кому сейчас эти этруски? «Уж сколько их упало в эту бездну?». Филистимляне с фракийцами, хетты с хурритами, дарданы- шарданы всякие, тоска и карантин…Итальянцы возразят упорно и искренне. Дело не в деньгах за билеты и сувениры. Просто они многое в нашем мире поняли первыми. Одними из первых-что свою историю надо писать самому, холить и лелеять, любить и овеществлять дарами земли, иначе её нацарапают пришлые дяди, а когда прочитаешь, тебе сильно поплохеет, даже кушать не сможешь. Михайло Васильевич начал было охаживать кулачищами Мюллеров-Шумахеров в защиту национальной идеи и справедливости, но было поздно, — «написанное пером…». Самих этрусков не то чтобы лень обуяла, они просто в другую сторону думали. Кузена-Карфагена загасили рано, «вписаться» некому. В итоге имеем преданья старины глубокой от заклятых соседей. У греков вышли одни сплетни помоешные и боле ничего. Достоинств за этрусками признавали минимум, славили на весь свет, как садистов и полных отморозков- банда Мишки Квакина по части пиратства и развратства. Умыкнули статую Геры с Самоса (привет, Бари и св. Николай). Самого Диониса в плен взять-это уже ни в какие ворота, не зря он их за это в дельфинов обратил. Что, впрочем, не мешало этрусским делегациям по-свойски ездить к оракулу в Дельфы и даже держать там свои сундуки. Ничего личного, только религия. С римлянами всё сложно-сухопутно, из серии «вместе невозможно и врозь никак». Поэтому подробности позже. Слава богу, историки нынче серьёзные, атлантид и китежей не выдумывают, «берут всегда что под рукой…" и отрабатывают каждую строчку, каждый пыльный черепок. Пожалуйте к карте № 1:
Здесь грубо, по-детски изображено цунами Бронзового Века — «Нашествие „Народов моря“», похоронившее почти весь тогдашний средиземный мир, кроме чудом отбившегося Египта. Знаем немного и не так конкретно, как хотелось бы. Но с нынешними бедствиями всё легко довоображать. Очень злые ребята накатывали по земле и в кораблях с лошадями и жёнами-детями, работу-пособия не просили, а тупо резали и жгли все, что попадалось под руку. Остались несколько прощальных писем царей разоряемых городов да хроники Рамсеса № 3, где среди сонмища супостатов упоминается народ «Турша» (туруша). Внимание на коричневую стрелку, устремлённую поперёк всех на запад. Принято считать, что отсюда есть пошла этрусская земля.
На карте № 2 новосёлы уже разбрелись, осмотрелись и создали почти что уникальное в истории территориально-административное образование-Двенадцатиградье. Названия городов- увертюра на неведомых инструментах: Арреци, Ватл, Веи, Велатри, Велзна, Велчи, Кайсра, Клевсин, Куртун, Перусия, Пуплуна, Тархна. Жителей в каждом от 10 до 30 тысяч и более. Для античности это много. От перевода на латино-итальяно душа теплеет, узнавая: Ареццо, Ветулония, Вейо, Вольтерра, Вольсинии (Больсена), Вульчи, Цере (Черветери), Кьюзи, Кортона, Перуджа, Популония, Тарквиния. «Почти»-потому что у греков формально были додекаполис в Ионии и всем известный архипелаг Додеканес. Но этрускам понравилось настолько, что в года расцвета и расползания по всему «сапожку» (мы помним, смысл жизни одним словом-экспансия) они пытались проецировать эту матрицу от реки По до солнечной Кампании. Города угасали, их места занимали другие (римляне порой насчитывали и до 15 названий), но смысл затеи оставался прежним- разделение функций. Почти каждый населённый пункт имел особость и специализацию. Веи и Кайсра-архитектура и работа с глиной, Ватл славился ювелирами, Велатри- добычей соли, серы, свинца и алебастра, Велчи-строителями мостов и мастерами работы с бронзой, Тархна кичилась помпезными склепами богачей и оформлявшими их художниками, а Пуплуна, согласно расхожему штампу, — это «Питтсбург античного мира» с гигантскими объёмами выплавки железа. Общими были только язык, религия и «саммит» с ярмаркой в главном святилище в Велзне, где обсуждались насущные проблемы, а по итогам избирался верховный жрец и забивался символический гвоздь в стену в знак того, что год прошёл, и слава богу. Римляне этот ритуал потом спёрли, как и многое-многое другое. Нам бы сейчас забить на этот проклятый «антиитальянский» 2020-й огромный-преогромный…гвоздь!
Уже понятно, что никакой единой истории Этрурии в нынешнем понимании быть не может. Она сегментируется на житие её отдельных городов с их бедами, склоками между собой, а потом с Римом, почти мгновенным расцветом и долгим скатыванием вниз. Мозаика, бережно восстанавливаемая в день по чайной ложке. Кстати, лишний шар в корзину тех, кто полагает, что прибыли не разом, а частями и, возможно, даже с разных краёв и направлений. Когда «добрые» соседи с нашими героями дрались и отмечали это у себя в летописях, тогда и появлялись хронологические зарубки, пополняемые до сих пор.
Итак, X–IX века до н. э. на Апеннинах закрепилась протоэтрусская культура железного века Вилланова,
VIII в. до н. э. — окончательное формирование общности и языка из разномастных кусков,
VII—VI вв. до н. э.-расцвет этрусских городов-государств с прилегающей сельской территорией, которая, урбанизируясь, постепенно пустеет; раздел сфер влияния и союз с Карфагеном для противостояния настырной греческой «братве»,
535 г. до н. э. где-то недалеко от Корсики большая совместная победа в морском сражении против греков, что, впрочем, помогло ненадолго,
474 г. до н. э. поражение при Кумах от других греков и окончательная утрата гегемонии в «родном» море (в то время эллинские чуваки были реально круче всех, задорно гоняя по горам и эгейским волнам ошметки персидского колосса). В сухопутных драчках с ними на просторах Кампании удача окончательно отвернулась.
Ну, а с IV в. до н. э. пришли для беззаботных этрусков совсем лихие времена-в подбрюшье разгулялась римская «язва», первым делом сожравшая в 396 г. до н. э. соседние Веи (целых 10 лет реальной, а не «троянской» осады, первая в мире внесезонная война!). С севера лавиной попёрли на всю голову отмороженные галлы. У римлян была система сигнализации из домашних гусей)), а недружные этруски, видимо, предпочитали дичь, за что поплатились разгромом и пепелищами. Пограбив и насытившись, «астериксы-обеликсы» расселились по долинам и по взгорьям Альп ожидать ответного визита дядюшки Гая-Юлия.
В 384 г. до н. э. вконец обнаглевший тиран Сиракуз Дионисий (старший) опустошил всё побережье Этрурии. Рим же продолжал не спеша, методично, как бычок из анекдота, отжимать этрусскую территорию. Нудная хроника покапельного выдавливания самостоятельности.
Когда в 311 г. до н. э. в Арреци приключилось нечто похожее на нынешний Портленд и Сиэттл, «добрые» римляне сыграли Трампа, буйных пролетариев разогнали, вернув «приличных» к власти (само собой, не за спасибо).
В 306 г. до н. э. некогда «братский» Карфаген оттяпал под шумок законную Корсику, избавив бывших союзников от всяких угрызений совести, поэтому к приходу Ганнибала этруски уже вполне себе «наши парни», бесперебойно снабжающие римлян оружием и припасами.
В 89 г. до н. э. по итогам Союзнической войны дальновидно не поддержавшие италийских смутьянов получили скопом римское гражданство, а поддержавших смешали с землёй. Потом промашка вышла-встали за Мария. Победивший Сулла отомстил, переформатировав всю Тоскану на римский манер из мелких хозяйств в крупные виллы. Накануне нашей с вами эры это уже обычная провинция Regio VII.
Вот почти что и вся академическая история, она вообще штука нудная, как сказал бы Вицин, никакого романтизьму. Это не Гомером на гуслях бренчать))
Картинка из виллы Джулия- чисто полюбоваться на Средиземноморье времён этрусков и разновидности тогдашних кораблей.
Бытует мнение, что этруски от архаики до эллинизма копировали военное искусство греков, включая сначала колесницы, потом фалангу и даже всем известные коринфские типы шлемов. Достоверно судить тяжело. Современный художник нафантазировал батально-брутальных этрусков вот так.
Мать всех суеверий
В заголовке характеристика, данная Этрурии христианским автором IV века н. э. Арнобем (это ж спустя сотни лет после её исчезновения, такое определённо надо заслужить!). Ночью все кошки серы, в древности все люди религиозны и суеверны, но этруски-это было нечто! На грани и за гранью помешательства. От рождения до успения, личное и общественное, любой значимый шаг в полусне символов и шепоте гадателей. Смысл существования этруска-понять волю богов. Греки и римляне, медленно и выборочно умнея, начинали отделять небеса от прозы жизни. А у этих наоборот- пешком под горку и во мраке. Само слово tuscus породнилось с греческим thusia («жертвоприношение»). Сегодня додумались, что сходство средиземноморских религий обусловлено генетикой и прослеживается как минимум с Бронзового века. Каждая «непонятка» должна персонально «крышеваться» какой-нибудь высшей силой. Отсюда слияние и безболезненное отождествление богов по итогам войн и поглощения территорий, особенно ярко проявившиеся в Римской империи. Этрусский пантеон- исторически сложившаяся каша из верований Востока, Балкан и соседних италиков. Главный, как везде, громовержец. Звать его Тиния или Тин (произносим так, но имеем в виду Зевса-Юпитера), есть супруга-Уни (Гера-Юнона) и мудрая дочь Менрва (Афина-Минерва). От этой верховной троицы особая форма трёхстенных святилищ, перекликающаяся и с крито-микенской традицией, и даже со всем нам знакомыми триптихами. Аполлон по-этрусски звучит как Апулу (Аплу). В том же духе Аит — бог подземелья Аид, Нетунс — почитаемый пиратами владыка морей Нептун, Велханс (Вулкан-Гефест) итд. Почему в одних случаях греческие созвучия, а в других латинские, хоть стреляйте -не знаю. Героев Эллады приняли легко, как мы новых туристеров. Ахилл(ес) стал Ахле, Улисс (Одиссей)- Uthste (сами произносите). Кто такой Херкле, посмеявшись, тоже можно смекнуть. Даже Энея сотоварищи пытались «пристроить» (как-никак с востока, дальний родственник-погорелец), но Рим со временем перехватил инициативу в попытках застолбить его за собой. Вызывает вопросы разве что обожаемый всеми Дионис (Бахус), который у этрусков почему-то Фуфлунс. Может, уже тогда были проблемы с качеством горячительных напитков? Дальше перечислять, словно рисовать схему цыганского родства, мягко говоря, утомительно (там и дублирующие божки, и демоны второго разряда). Вроде бы в целом ясно. Обычное заимствование или творческое переосмысление. Но есть и чисто местные заморочки.
Так, однажды у города Тарквинии (Тархны) под ноги пахарю из глубокой борозды выскочил крошечный дух с ликом ребенка, но седыми волосами. На диво дивное сбежались властители всех 12 городов (лукумоны). Звали волшебного гнома Таг, а был он сыном самого Тина-Юпитера и понёс благую весть столь убедительно, с такой силой информационного потока, что под его диктовку родились 5 архиважных книг (римляне их трепетно именовали disciplina etrusca): 1. О гаданиях по печени (libri haruspicini), 2. О толковании ударов молний (libri fulgurales), а ещё 3.О ритуалах, 4.О судьбах, 5. О загробной жизни. Вот оно, главное отличие: этрусская религия есть откровение, нормативный акт прямого действия и одновременно сложнейшая наука, изучаемая всю жизнь. Это вам не отдельные побасенки у «неучей» Средиземноморья и Междуречья («Моисей и ребята» само собой за скобками)). Исполнив долг, Таг исчез или помер, и началась у этрусков совсем другая жизнь. Лукумоны, напитавшись божественной силы, из простых старост превратились в могучих властителей (что-то среднее между царём, патриархом и доном Карлеоне)), сделали в каждом городе особое углубление (мундус), через которое мир земной мог общаться с преисподней, а человек, город и целый народ тесно связывались с космосом. В одной латинской книжице писали: «лукумонами назывались за их безумие, потому что места, к которым они подходили, становились опасны». Во как! Простые этруски если не поголовно, то в изрядном количестве стали жрецами-гаруспиками. Многие в курсе, что жрец, это не только тот, кто аппетитней всех кушает (не без этого, на наших попов глядючи), но и тот, кто переводит сирым и убогим глас божий. В «интеллигентной» Греции, например, полностью отсутствовал общий письменный ритуал, точные правила прорицаний и их применения, не было и столь мощного корпуса служителей, эти нормы выполнявших. Так что на будущее большая просьба: ежели перемен не требуют ваши сердца, вы это… с лопатой на даче поосторожнее)).
Этрусский I-pad: знаменитая бронзовая печень овцы из Пьяченцы. Учебный макет, где каждая зона закреплена за конкретным богом (подписана). Многие древние считали, что печень жертвенного животного-это крохотная модель мира и подсказка, откуда ждать беды. Подобное, но из терракоты, находили и в Вавилонии, и в Малой Азии. Этруски применяли её в комплексе с ориентацией по частям света и наблюдением за громом и молниями. Для этого был специальный чин- fulgurator, небо разделено на 16 секторов, а фульгуратору следовало стоять обязательно лицом к югу. «Лицензию» на метание молний имели 9 богов, а у Тина-Юпитера была «мультикарта» аж на 3 их вида. Смейтесь над этой термоядерной ахинеей сколько угодно, но почему у нас до сих пор миллионы почитателей гороскопов и телеканалы с гадалками? Видимо, «идиотские» гены просты, как вирусы, и потому живучее остальных.
Знаменитейшая химера из Ареццо- гордость Флоренции, вершина древнего бронзового литья! Лев, козёл и змея в одном лице. Отражение мистического осознания действительности как хитпарада ужасов, шанс спастись в котором-лишь подобострастное заискивание и угадывание желаний высших сил.
Даже календарь у этрусков- неотъемлемый элемент религиозной жизни. Якобы они заранее намерили своему народу ровно 10 веков. Но века эти отнюдь не равной 100-летней продолжительности (хотя и получилось в итоге «тож-на-тож»), а разделялись поколениями, событиями и знамениями. Век закончен, когда умер его последний житель, а народ исчезнет, когда будет вбит тот самый последний гвоздь в стену храма богини судьбы. Считается, что последний век Этрурии начался убийством Цезаря, а закончился смертью Клавдия.
Гламурные «колёсные диски» в Григорианском музее, скорее всего, символизируют положения светил, солнцестояния и равноденствия.
Что сказал покойник
Жизнь в восприятии запуганного античного человека-ежедневное движение на тот свет под руку с демоном Харуном (Хару). Он дядька добрый, и пускай морда синяя, нос крючком, а под мышкой дубина, зато на лодочке прокатит… Этруски в погребальных вопросах впереди соседей всех. При изучении помянутых музеев поражаешься количеству и разнообразию экспонатов загробной тематики. Пренебрежение ритуалом не проступок, а преступление. Смерть ни разу не конец, а просто торжественный переезд в подземный жилищный кооператив с аналогичными занятиями и досугом, да ещё регулярными подношениями от наземных родственников. Зависимость от статуса и материального положения ощутима, но никакого ущемления в правах по сравнению с живущими! Всё лучшее не детям (перебьются, дармоеды), а предкам (и значит по наследству- дотошным археологам). Сначала в эпоху Вилланова были глиняные (реже бронзовые) погребальные урны-хижины, потом они приобрели посудно-коническую форму и украшались шлемом или очень грубым изображением лика усопшего (т.н. канопы, похожие на бабушкин гостинец «сахарная голова»). Вездесущие греки постепенно привносили новые стандарты изобразительного мастерства, с VIII в. до н. э. жизнь стала заметно веселее и богаче, а потому состоятельных покойников сжигать перестают. Жителям уездного города N предлагалось постричься и освежиться, и только потом идти к Безенчуку. В Этрурии, помимо морского разбоя и выплавки металлов, стоило послушать многочисленных предсказателей, хорошенько попировать и сразу же приступать к изготовлению саркофага с изображением себя любимого на этом самом пиру. Саркофаг — почётное ложе, ему нужен дом. Это себе лачуги можно лепить из чего попало (потому и следа от них не осталось), а усыпальницы только из каменных глыб, особо уважаемым — вырубать прямо в скалах. Строились тоннели до 15–30 метров в глубину, а длиной по километру с лишним! Росписи внутри-всемирное сокровище, даже Египту на зависть. Буйство народной жизни в мельчайших деталях. В Цере подземный мегаполис-150 расписных склепов, присыпанных курганами (тумулусами). Всего саркофагов выкопали больше 6 тысяч. Помня о 10 веках Этрурии, понимаешь, что это малая часть… Я туда, понятное дело, не ходил, но все говорят, что местность буквально завораживает, и потому от момента обнаружения жутковатые кладбища с крашеными надгробиями облюбованы писателями и художниками. Со временем всё это трансформировалось сначала в пещеры с огромным количеством ниш для урн, а потом во всем известные христианские катакомбы.
Последний приют. Погребальные урны-то, что больше всего роднит этрусков и культуру Вилланова.
Для саркофагов использовался алебастр и терракота, а ещё ненфро, серый туф с неприятным запахом. Принюхиваться к флорентийским сокровищам особого желания не было.
Дальше только признанные шедевры.
«Пирующий этруск» эпохи упадка. Цветочная гирлянда на сытом пузе. Политическая независимость- суета сует, когда есть привилегии, латифундия где-нибудь в Тарквиниях и воспоминания о былом могуществе древнейшего рода.
Терракотовые «Супруги из Цере». Тотем, бессмертный символ Этрурии, главное сокровище виллы Джулия смотрит со всех иллюстраций. Нежность прикосновения, лёгкие улыбки на устах, миндалевидные глаза. Аутентичная одежда, обувь и портретный («масочный») стиль VI в до н.э., характерный для греческих кор. Чистейшей прелести чистейший образец! Слегка раскрашенный клон- украшение Лувра.
Архитектура, мать развалин, завидующая облакам
Интересность каждого древнего народа для нас, современных и привередливых, сильно зависит от дружбы его представителей с геометрией и сопроматом. Красиво строили- внимания достойны. Нет, значит дикари. Города этрусков в подавляющем большинстве -гигантские гнёзда на крутых возвышенностях, стены из отлично подогнанных туфовых или каменных глыб, повторяющих контуры. Внутри использовались все материалы, кроме почему-то мрамора (хотя они его точно знали). Эта непрактичность моему пониманию недоступна. Отец Европы Октавиан, приняв Рим кирпичным, оставил его мраморным во многом благодаря соседней Тоскане. Микеланджело имел под рукой неисчерпаемые каррарские сокровища. От этрусков осталось роскошное подземелье, но на поверхности -ничего, кроме рыхлых фундаментов и крепостных ворот с могучими арками, до которых даже греки не додумались, а римляне охотно переняли. Все дороги ведут к храму, но в этрусской архитектурной традиции он поначалу большого значения не имел. В обрядах доминировали открытые святилища. Греки модные веяния привнесли попозже. Тemplum- это из словаря этрусских прорицателей: выделенная жрецом область неба, в которой они ловили знамения. Весь древний мир выкликал богов лицом к светилу, а этрусский жрец почему-то всегда был обращен к югу и там мысленно рисовал небесную проекцию священного участка. Даже когда греческая строительная концепция утвердилась, дивными парфеноновскими пропорциями Тоскана не радовала. Изящество облезлого ДК в зажиточном колхозе. Знакомый шевронный свод без строгой гипотенузы антаблемента напоминал гигантские запорожские усы поверх приземистого курятника. Стояло оное в самом конце улицы, поэтому бог был доступен только спереди (принцип фронтальной композиции), а не по всему периметру, как греческий. Портик с двумя-тремя рядами всегда гладких колонн, которые без канелюр (желобков, похожих на складки платья), а значит куда дешевле в производстве. Приличный камень в основании (подиуме), дальше глина с деревяшкой и черепицей. Жмотство малопонятное при такой-то религиозности. Душу отводили кичовыми, постепенно усложняющимися прибамбасами (антефиксы и акротерии порой до размеров человеческого роста) на двухскатной крыше и по углам, малюя всё в яркие цвета. Про жилища тоже «ничого особливого» не скажешь, от них и пыли не сохранилось. Домысливать приходится по виду тех же погребальных склепов и текстам Витрувия. Простому народу хватало одноэтажных клетушек с фундаментом из речных камней, стены- необожжённый кирпич, сверху солома, а позднее черепица. Внутри предельно скудно-ни полок, ни шкафов, складные стулья, редко- плетеные кресла. Провизия в ларцах, шмотки там же или на стенных крюках. Иллюстрировать нечего: ни западного шарму, ни восточной поэзии. Да уж, сегодня жить заметно интереснее…
Этрусские поселения крайне редко строились в долинах или на равнинах. Это протоэтрусская идиллия Вилланова с музейного стенда. Тут ещё дома круглые, крыша из соломы.
Вилла Джулия. Фантазия на тему храма. Музейный иллюстратор сильно польстил насчёт боковых колонн (и не только).
А вот это подлинные карнизные «прелести». Греческие мифы тогда, это как нынче попс-музыка. На вкус на цвет…
Поместил сюда поначалу как современный сюжет в свободном доступе «Этруски ведут пленных римлян», но и будучи нулём в живописи, озадачился изысканностью стиля. Оказалось, это картина Александра Сведомского «Ворота в городе Вольтерра». Братья Павел и Александр жили в Италии в эпоху всеобщего «этрускопомешательства», отсюда и такое проникновение в тему. Предлагаю оценить мощную архитектурную составляющую.
Вещи как отражение хозяев
Пару раз выложив в отчётах винтажное золотишко и необычную посуду, наивно рассчитывал заарканить чувствительную и эстетически возбудимую женскую аудиторию. А вот ни фига! Полюс холода, абсолютный ноль внимания («обидно, слюшай, ничо не делал, просто попробовал»). Видимо, прекрасные дамы больше любят: а) современное, б) пощупать и примерить. На музейные витрины сколько ни облизывайся -одно расстройство. Но если небо молчит и буквы строят фигу, надо искать иные «окна», применять все способы вскрыть скорлупу времён. Пластические искусства тут первое подспорье. Скучными и мрачными вечерами, после выполнения религиозных и супружеских обязанностей двуногий и разумный разрисовывает пещеру, разминает глину, пытаясь осмыслить и выразить увиденное в течение прошедшего дня и угадать события следующего. И то, как он это делает, говорит сегодняшним историкам даже больше, чем он сам смог бы промычать. При всей мутности, этруски всё-таки не первобытная культура, а развитая письменная и весьма общительная цивилизация. За сотни лет раскопок в земле Тосканы добыто такое несметное количество как бытового барахла, так и шедеврального художества, что и гении Возрождения, и светлые умы Просвещения давали маху, пытаясь всё классифицировать. Нелепостей и анекдотов- как про Чапая и того же Штирлица. Эстет Проспер Мериме, сочиняя в не столь далёком XIX веке «Этрусскую вазу» (там, кстати, по теме ни шиша- лямур, дуэль, смерть от чахотки), и помыслить не мог, что была она процентов на 90 греческой. В Италии афинских и коринфских амфор вырыли больше, чем на родине в Элладе, в одном только Вульчи тыщ 20 (до странности небогатый Люсьен Бонапарт в своём имении по соседству на выручку от них выкормил-вырастил 11 детей!). В каких прикидах эти наивные классицисты древних героев малевали (ржунемагу)! Что могли Шлиманы-Эвансы знать про контакты и товарооборот античности? А, между тем, в Этрурии нашли янтарь, слоновую кость и даже страусиное яйцо. Недавно рядом с берегом отсканировали один кораблик, и (недо)плыло на нём в Галлию 30 тонн (30, Карл, даже Депардье столько не выдует!) первосортного этрусского винища. В лучших афинских домах считалось не в падл. престижным держать зеркала, треножники, да целые бронзовые гарнитуры из «бандитского» города Ве(у)лчи. Да что там говорить, туски-это настоящие софт-и-хэви-металлисты дохристовой эры! Масштабы производства сопоставимы с сегодняшними нефтяными, все окрестности Пуплуны-Популонии до сих пор в шлаковых кучах. Знакомый исключительно по Наполеону остров Эльба (Ильва) греки, вряд ли от балды, звали Aethalia («Дымное место»). Медь, цинк, серебро, железо-что изволите! Арабы пышно расцвели на углеводородах, а этруски-на запасах всяческой руды и полных циклах её обработки от плавильни до базара. Их закат и начался с того, что Иберия сбила цену. А ведь была ещё и разнообразная ювелирка-гравировка, филигрань, скани (зернение золотыми шариками). Предметы из Этрурии находили от Бургундии до Мавритании и от Испании до Малой Азии. Бронзы в одних Тарквиниях сгребли столько, что хватило на купол Иоанна Латеранского. В общем, милые дамы, этрусское рукотворчество заслуживает вашего восхищения! Айда мои плохенькие картинки смотреть!
Флоренция. «Ваза Франсуа» («Кратер Клития»), т.н. высокая архаика. Не каждый музейный экспонат имеет страницу в Википедии. «Эрготим сделал меня, Клитий расписал» (с учётом веерного расселения греческих мастеров везде, в том числе и в этрусских городах, «нацпринадлежность» предмета определяется только по автографам). Израненный вид не столько от седой древности (VI в до н.э.), как из-за психа, специально разбившего её в 1900 году. Сегодня для таких делают витрины с сигнализацией, а дистанционные шизометры изобретут нескоро, хотя пора - эпидемия косит наши ряды, бушует рука об руку с «короной».
«Взаправдашняя» ваза выглядит куда скромнее. Буккеро (считается фирменной этрусской технологией, хотя само название позднеиспанское): в глину добавляли сажу, а печь плотно закрывали. Так достигался матовый псевдометаллический блеск. Попадаются изящные вещи этой «линейки», но в целом «дорогобогато», будто старый «Жигуль» разрисовали малярной кисточкой)). К V веку до н.э. изделия такого типа окончательно вытеснены греческим «ширпотребом».
В греческом зале (и стиле) выходит всё-таки изящнее. Ритоны, сосуды для жертвенных возлияний. Иная школа и уровень таланта исполнителей.
Самому интересно понять предназначение такой «БДСМ-керамики».
Как и многое у этрусков, по форме корявенько, но, главное, броско.
Для Этрурии бронзовые зеркала-это как для Тулы самовары. Их найдены тысячи, гравированы затейливо на мифологические сюжеты, что подсобило в расшифровке хоть каких-то надписей
Бьюсь об заклад, с этой штуковиной из Ватикана многие сталкивались лично и на иллюстрациях-фибула в форме гигантского паука, гробница Реголини-Галасси (Черветери). Разумеется, чисто ритуальная вещь, т.к. носить эдакую «застёжку» весьма проблематично. Вероятно, она скрепляла саван над лицом умершей. Её нижняя часть обозначала мир мёртвых и закрывала нос и лоб, а верхняя (мир живых) возвышалась над головой, как нимб. Середина-это воды Стикса между двумя мирами. Чистая догадка, но красиво придумано!
В золоте не разбираюсь. Любая чавелла подсунет мне медную фольгу. Эти работы (цепочки и браслеты ватиканские, гарнитур с виллы Джулия) не само совершенство, но впечатлили не меньше, чем троянское и микенское чудо в Афинах. Возражения специалистов принимаются.
Оглянись, незнакомый прохожий
Искусство вырывает из суеты, погружает в вечность, выражает человечность итд, итп. Шимпанзе научили держать мольберт и кисть. Слона надрессировали мазюкать хвостом и хоботом. Некоторые нынешние «инфлюэнсеры» (искристое словцо!) подражают фауне и убеждают, что в этом тоже есть своя сермяга эстетика (хаоса и абсурда). Старик Кончаловский одиноко жгёт лучину здравого смысла: творчество невозможно без времени, труда и размышлений, а тухлая акула в бассейне со спиртом или инсталляция фекальной тематики- это раскрутка вечно спешащих недоумков с их халявным баблом. Во всех сериалах пусики у папиков- непременно содержательницы художественных галерей. В информационном мире, если ты не можешь изменить действительность, то забей измени своё отношение к ней.
— Ну, как сходил к психоаналитику? Недержание прошло? -Не совсем, пока ещё писаюсь… Но теперь я ГОРЖУСЬ этим!!!
Художники Этрурии не вняли бы нашей депрессухе, как мы не понимаем теорию струн и 10 её измерений. Им просто хотелось отразить жуткий тогдашний мир ярче и, как бы это сказать, «этрусистее». Моммзен подметил «чрезвычайно резкую противоположность как латинским италикам, так и грекам…уже по одному телосложению эти народы не походили друг на друга: вместо стройной пропорциональности всех частей тела…мы видим на этрусских изваяниях маленьких приземистых людей с большими головами и толстыми руками». Ну не знаю…Век XIX на фантазии не столь изобилен, как предыдущий, но несовершенство архаической этрусской скульптуры легко списать на отсутствие греческого таланта (врождённого чувства красоты, художественного темперамента) и совсем иные задачи. Эллины-певцы пропорций и гармонии. Человек-мера всех вещей, а бог-его «отфотошопленный» образ. В этрусском портрете изысков не трэба. Всё грубо, выпукло, для пущей убедительности можно чуть «поширше и подлиньше». Главное-перенеси в глину и бронзу динамику, напряжение, страсть, страх, всё, чем наполнен миг творения. Делая надгробие, вырви умершего из небытия, акцентировав главную, всем памятную «фишку», сугубо жизненную деталь. Знаменитая «этрусская улыбка»-это греко-восточный стиль эгейских кор и куросов. Предпочтение пластики ваянию-от азиатских народов, родство с которыми очевидно. С пробивным греческим совершенством не поспоришь, а чем ближе к римской эпохе, тем сильнее унификация. О былой национальности намекают лишь мелко процарапанные имена.
Сразу понятно, что не греки:
Похоронный ширпотреб. Ремесло, но уже слегка окультуренное:
Весомые заявки на художественность, потому и в музее этрусского искусства (вилла Джулия):
Этот Аполлон Вулки -этрусская «звезда». Ясно, что далеко не классика, да ещё и весь поломанный. Был частью скульптурной храмовой композиции. В конце VI в до н.э. в Вейях существовала самая знаменитая в Этрурии школа скульпторов, которые как раз традиции архаических греков оригинально адаптировали.
В бронзе всё начиналось с этого.
Этрусских портретов во всеми любимом фаюмском стиле не существует (во всяком случае, пока не обнаружили). Кистями ребята работали здорово, но только в гробницах по сырой штукатурке.
Как считают, единственное (и потому очень раскрученное) изображение реального этруска в полный рост. Vel Saties (видимо, военачальник перед походом) и его карлик Arnza в напряжённый момент начала гадания. Слуга готов пустить птицу. В мимике роскошно одетого аристократа тонкие ценители живописи увидели хорошо переданное выражение ужаса перед неумолимой судьбой. Судя по тому, что это оформление гробницы, а время написания -IV в. до н. э., эпоха нескончаемых войн и лишений, — основания тревожиться имелись весомые. Иллюстрация к характеристике Тита Ливия: «Gens ante alias dedita religionibus» (самый религиозный из всех народов). Краски, используемые этрусками, были незамысловатыми и после раскопок катастрофически быстро портились от воздуха и влаги. Оригинал в другом музее, поэтому пришлось поколдовать над копией со стенда виллы Джулия.
Разумеется, к разгадке происхождения этрусков не могли не подключить генетиков. Анализы полученных проб картину не прояснили, а ещё больше запутали. Попадались мало похожие генетические портреты тосканцев даже из соседних городов, не говоря уже про жителей других областей Италии. Отметились и Турция, и Ближний Восток, и южный Кавказ, да чего там только нету! В мире известна масса случаев поразительных физиономических сходств. Вглядитесь в эти лица. Возможно, на вас смотрит юность древней Этрурии!
Modus vivendi как ключ к пониманию
Ничто не может быть чудесней национального характера, который есть сундук с тысячей мелочей. Насчёт анекдотов-арабесок из повседневности этруски нам плохие помощники. Ни Аристофана своего, ни Ювенала какого завалящего… Непостижимо это легкомыслие перед лицом истории и критически настроенных потомков. Были якобы и агрономические трактаты, и чуть ли не тексты пьес, но всё будто корова языком… Скорей уже пошлите миру, боги-покровители археологов и архивариусов, счастливого гонца! Из щедрых италийских недр, из ватиканских пыльных захолустий-неважно, лишь бы при нашей жизни проросло. А пока что весёлые картинки подземелья когнитивно диссонируют с текстами злобных чужаков, взрывая любознательные мозги.
Греки расстарались. Строчили чушь, не ведая стыда. Был у них такой Феопомп. И это не важно, что «посланный богом». На мой славянский слух- лучшее имя для сплетника, ассенизаторской машиной отдаёт, что ездила по советским деревням, доброе дело делала. А этот наоборот- разбрызгивал на воске и пергаменте. По мощи пропагандистского воздействия в максимально тяжком для этрусков IV в. до н. э. -настоящий «клеветан» античности, даже на Аристотеля повлиял! Итак, первое: у этрусков, как бы это поделикатнее, сексуальный коммунизм- все женщины очень красивы, но в коллективном пользовании, упражняются и умащивают тела с мужчинами, возлежат с ними на пиру, да не с супругом, а с тем, кто больше нравится, пьют с мужиками наравне, ещё и тосты произносят, вы представляете?! Дети у них общие, не важно от кого, живут коммуной у воспитателей, с ранних лет в попойках и всяческих непотребствах. Разумеется, никакого интима и сексуальных ориентаций не существует. Все со всеми попеременно. Публичность приветствуется, с громкими репликами зрителей и участников. Приличные эллины в парикмахерских разве что по праздникам стричься-бриться-освежиться, а эти волосы удаляют регулярно во всех местах, попутно развратничая с цирюльниками. Даже Плавт, даром что родился рядом с Этрурией, уверял, что приданое девицы зарабатывают оказанием интимных услуг (хохма ещё с бородатых шумерских времён). Второе: изнеженность и роскошь сверх всякой меры. Дружбу водят не с «порядошными», а только с сибаритами да ионийцами. Вместе носят одежду из тонкой милетской шерсти. Греки с римлянами едят горячее один раз, а дальше на бегу перекусывают. У этрусков дважды в день столы от пуза, да всё больше сладости и кабанятина (вот она, гур-мания-нездоровое пристрастие к свинине, потому и в старости толще боровов). Вино, само собой, водопадом. Музыканты пляшут, даже рабы сытые-весёлые, всё разносят кто говорит голяком, а кто наоборот -одетые лучше хозяев. Ну разве ж так можно? Третье: таких садистов поискать, хуже циклопов. Не дай бог к ним в плен попасть! Или камнями забьют, или сразу в жертву. Если грек или галл-можно и живьём закопать. Моду завели на бои между пленниками, да со всякими «весёлыми» ритуалами. Палач, добивающий раненных молотом, зовётся у них Попа (лат. Popa), носит страшную маску демона смерти Хару. Другой демон Тухулка (в маске со змеями заместо волос) тела с арены утаскивает. Ну мракобесы натуральные, что с них взять! А ещё в Цере, говорят, был правитель, нечестивец Мезенций, так про него даже у Вергилия:
Что вспоминать о жестоких делах, о неслыханных казнях?
Заживо жертвы свои он привязывал путами к трупам
Так, чтобы руки сплелись и уста их к устам прижимались,
Пытки мучительной род, убивающий медленной смертью
Тех, кто в объятьях лежал среди тления, гноя и смрада…
Жутковато, спору нет, на том и строился расчёт. Но требуется навести исторический фокус. Примерять на себя нынешнего земли чужой язык и нравы, тем паче тысячелетней давности, хуже, чем диких зверушек по кодексу Наполеона судить. Война всегда не для гламура. Ежели с соплеменниками-это одно, могут выкупить через знакомцев-проксенов (что чаще всего и делалось), а коли попался т.н. варварам, то рабство-не худший вариант, а ритуальная смерть пленника или преступника не редкость, но обыденность. Да, перебили этруски и пленных греков-фокейцев, и целых 307 римлян в Тарквиниях в 358 г. до н. э. порешили. Законы старины глубокой, o tempora- o mores! Конфликты тогда достигли большого накала, в жертву приносили и рабов, и самих себя, лишь бы богов умилостивить! Кому тошно, пусть вспомнят казни проигравших персов на Саламине или азиатские экзекуции божественного «Алексан-Филиппыча». А сколько Цезарь галлов перебил (первый полноценный мегагеноцид в истории, хвастливо описанный автором как производственные будни)! Если на наш век хватает людоедов с чикатилами, то в древности мезенциям только бог был судья. Да не всякий, а тот, кого они сами боялись. Хвалить конкурентов-ищи дурака! Про изнеженность- брехня, признаваемая историками. Боевого духа было в избытке. Даром что ли упорные римляне целое столетие возились. Грекам на море от «психической атаки»-звука кривой этрусской трубы, становилось дурно, так и звали их: «пираты-трубачи». Они же, кстати, для скорости придумали корабельный волнорез, вторую мачту и парус на носу. Захочешь удрать от их быстроходной либурны- не получится.
На олимпиады этрусков не пускали, так они свои состязания устраивали не хуже греческих, а даже азартней. Борьба, кулачные бои, акробатика пешая и конная, скачки. У греков возничий держал вожжи в руках, а этруск завязывал их за спиной. При падении верная смерть, зато для кнута раздолье. Да, luxuria на латыни скорее изнеженность, чем роскошь, но проявлялась она у богатеев по большим праздникам да тризнам (в гробницах как раз они и нарисованы). Насчёт простых обывателей такие предположения вовсе смехотворны. Поесть вкусно кто откажется, если средства позволяют? Для лучшего качества мёда народ додумался отвозить ульи на лодках к лилиям и в другие места поароматнее. А если со сладким переборщил-к твоим услугам отличные этрусские стоматологи: протезы из любой, в том числе слоновой кости, скреплённые золотыми мостами. Умели не только резать, но и лечить. В социальном устройстве тоже были забавные особенности, никак не дававшие покоя соседям тупым и завистливым. Так, заезжие борзописцы не всегда могли отличить по виду и поведению, кто раб (этера), а кто вольноотпущенник (лаутни).
Бальзам на раны нынешней прекрасной половины-положение этрусских женщин, никак не сравнимое со статусом повсеместно затюканных средиземноморских «сынопроизводительниц». Образ святой простоты «римская Лукреция» состоял из рudica (целомудренна), laniflca (пряха), domiseda (так и понимается-домоседка). Имя она получала строгопроизводно от номена отца (Юлий-Юлия, Клавдий-Клавдия итд), до замужества считалась его собственностью, после свадьбы торжественно переходящей к мужу. А этрусская дама — особа возмутительно для античности эмансипированная, со своими именем, фамилией (иногда даже прозвищем), уважаемая в семье и городе, личное имущество и правоспособность под стать мужским. Ходила с красиво распущенными волосами, в кокетливых шапочках и колпаках. Прямо-таки отголоски крито-микенского, а то и доиндоевропейского матриархата, немыслимый разврат! При этом главенство мужчины ни в каких подтверждениях не нуждалось, но и к голосу mater familia прислушивались, а семьи были вполне себе крепкими и дружными. Склепы найдены общие-для своей семьи, вольноотпущенников и их потомков. Короче, не верим Феопомпу («у-кого-чего-болит»), верим Бомарше: клевета имеет свойство запоминаться лучше правды.
Даже от очевидных для дня сегодняшнего этрусских «прибабахов» веет особым шармом. Например, повёрнутость на музыке, воспринимаемой не иначе как часть религии. Специальными магическими свирелями заманивались звери на охоте (говорят, помогало!). Не только на пиршестве, но и в кухне работал флейтист, чтобы движения поваров и пекарей были ритмичны, доставляли кайф и позитивно сказывались на качестве пищи. Накосячивших рабов секли под особую мелодию, что способствовало их раскаянию и лучшей переносимости боли. Флейты везде- при работе артели, в море, при сборе лекарственных трав, на тренировках и состязаниях. Прикольный танец «трипуди» в три притопа способствовал хорошей физической форме воинов и гражданских. Римляне так впечатлялись талантом этрусских аккомпаниаторов и плясунов, что зазывали их к себе во всех особо торжественных случаях, включая изгнание чумы! Эмоции через край хлестали, но кто без греха! Так, один уважаемый и небедный вейский спонсор, пролетев с должностью на съезде в Вольсиниях, прямо посреди священного представления согнал артистов со сцены, т. к. все они оказались его рабами. Ну, обиделся человек так, что ни богов, ни властей не побоялся! Кто-нибудь может себе представить, чтобы на концерте в Кремле генерал Александров, не получив обещанную медаль, увёл хор Советской Армии после первого куплета?)). Этруско-филы усматривают в их поведении не вздорность, жестокость и разврат, а «бьющую через край чувственность и свободу нравов». Стойкие и аскетичные поначалу римляне вряд ли веками почитали бы, как своих предтеч, всяких там перверсивных и депрессивных. Стендаль, по-моему, выразился круче всех: «этруски развили искусство быть счастливыми».
В самих гробницах не был, но прекрасные росписи из Тарквиний воспроизведены в керамике, на музейных стендах и вдохновляют современных живописцев.
Флоренция, воспроизведение знаменитых фресок «Этрусский пир» из «Гробницы леопардов» в Тарквиниях.
Не думаю, что это предметы роскоши:
Атланту плечи не расправить
Дотерпев до этого места, лояльному читателю впору спросить, а чего ради я весь этот opus magnum писанину затеял?
Во-первых, Италию и правда надо поддержать, а покосившийся дом укрепляют с фундамента. Мне чем древнее, тем интереснее! Не сомневаюсь, что после этого поста страна морально и физически окрепнет так, что бугры мышц будут мешать спать по ночам)). Второе и главное-жизнь не по лжи подразумевает знание реалий и их горьких привкусов. В годину нашу мутную, где за всякой строкой словно маленький геббельс сидит, пытаясь хоть что-то понять, чувствуешь себя собирателем мозаики по тёмным закоулкам. Читая и глядя про Древний Рим, постоянно натыкаясь вокруг на его бесчисленные слова и силуэты, постепенно узнавал об их чужеродной основе. Открылась бездна звезд полна. Пение сирен, став громче, завладело сознанием Одиссея: а где же в Риме римское? Латынь? Ну да, один из италийских языков в маленькой области Лаций. Однако первые найденные латинские надписи — архаичный «бустрофедон» (как бык пахал-зигзагом) сделаны этрусским алфавитом и датируются VI—V вв. до н. э., а потом и вовсе выстраиваются справа налево. Корневые топонимы имеют подозрительные северные созвучия: Roma от Rumate, Romulus от Ramnius итд. Даже Тибр -слово чужеземное. Всем знакомы палочки римских цифр. Но так ли широко известно, что на самом деле они этрусские? А уж во всём остальном над колосистым и на весь мир голосистым от души потрудился коллективный соседский «мичурин». Кому неохота возвращаться к карте № 2, можно взглянуть на эту . И где там Рим? Как выражались мои старики, «титька тараканья», прыщик на южной границе этрусской интимности. Легенды про основание, корзину, плывущую по реке -мифологическая ересь, многократно звучавшая тыщи лет по всему Ближнему Востоку. А ещё на этом месте якобы высаживался Геракл, потом микенцы во главе с каким-то Эвандром, была колония аркадян под названием Паллантей. Очень хотелось римлянам и Энея себе в отцы-основатели, но временной разбег от падения Трои до 753 г. до н. э. неприлично велик. Пришлось ограничиться сочинением длинной родословной дабы хоть как-то к «суперстару» примазаться. Вообще-то в первом «официальном» варианте фигурировал один только Ром (Rhomos), который, постоянно «стукаясь» об этрусские имёна, постепенно стал Ромулом (Romulus). Бродячая побасенка, как в сериале «Двойник» , вернувшись из Греции, основателя клонировала, Ромул столкнулся с Ромом, и тому пришлось превратился в Рема. Где-то в Болонье есть стела, на которой волчица кормит только одного ребёнка (вдруг у кого фото, интересно глянуть).
Ещё считается, что изобрёл календарь, т. е. первым структурировал время в привычном для нас виде, второй римский царь Нума Помпилий. А как же тогда шумеры с Вавилоном и Египтом? На то они и легендарные, эти четыре первых царя с их богатырскими свершениями, что кроме имён и последующих идеологических приписок, нынешней науке о них сказать пока нечего. Археология и эпиграфика рисуют пресную картину постепенного заселения в IX в. до н. э. самого широкого холма под названием Палатин, а потом и других возвышенностей вокруг болота. Народ собирается пассионарный, но сомнительный, проще говоря, беглый. Этруски-отщепенцы селились часто на холме Целий (говорят, получившем своё имя в честь авантюриста-соплеменника) и составляли весомую часть будущих плебеев с их пережитками матриархата. Замуж в такое место своих кровиночек отдавать дураков было мало, отсюда и сказание про похищенных сабинянок. Спускались ребята на равнины подраться, вопросы насущные перетереть и постепенно слились гуртом под единым руководством, только ничего разумного и долговечного у них не получалось, пока не привился к их корявому стволу загадочный «саженец», назвавшийся Лукумоном. Умело используя прихваченные материальные ценности и авантюрное обаяние, постепенно вырос в «легендарные» под № 5 с тронным именем Луций Тарквиний Приск (как если бы я сбёг к полинезийским папуасам, представившись сначала «Президент», а потом «Мумба-Туляк-Первый», но у этой голытьбы проканало и памятью народной принесло). Паренёк подозрительно смахивал на грека (похоже правда, что папа с Коринфа), а помыкала им (барабанная дробь!) этрусская жена Танаквиль. Её непутёвому полукровке в благородной Тарквинии ловить было ничего, пусть и амбиций выше Апеннинского хребта. Кто б сомневался, что с древнейших времён глупой мужской башкой крутит хитрая женская шея!)). И вышло так, что правившие подряд три условных «этруска»: Тарквиний Приск, его пасынок Сервий Туллий, а потом и Тарквиний № 2 («Гордый», сын или внук первого, коварный зять второго) оставили в истории нашего городка даже больший след, чем Маркс-Энгельс-Ленин в мировом рабочем движении. Про их интриги-любодейства, как они друг дружку повозками переезжали-это в Санта-Барбару, иначе разольюсь Тибром с карапузами в корзине. Суть в том, что когда «Гордого» в 509 году до н. э. невежливо попросили (достал этот «rex» до рвоты и икоты), то потом целых пять веков вовсю «республиканили», пока территория не разрослась до размеров, уже требующих прохождения команд быстро и без лишнего базара. Увы, избыточно расширяясь, республики чаще всего становятся империями. Признаваемые большинством ключевые достижения «этрусской династии»:
— разделение пёстрой толпы (фактически первобытной общины) на административно-территориальные единицы-трибы, а всего свободного мужского населения, включая плебеев, на 5 имущественных классов для экипировки во время войны (она в то время что-то вроде ежемесячных субботников). Шестой внеклассовый разряд- proletarii, те, у кого ни шиша, одно потомство («proles»), нескоро стал «гегемоном». Тогда его даже на войну не брали, т. к. считалось, что этому сброду и защищать-то нечего. Правды ради, некоторые умы многое из этого чисто хронологически ставят под сомнение, намекая, во-первых, на очень уж подозрительные аналогии с продвинутыми заморскими Афинами и реформой Солона, а во-вторых на то, что ребята на троих царить изволили аж 150 годков. Не многовато будет?
— прямо-таки «лужковское» по масштабам строительство храмов по плохо содранному у греков архитектурному образцу, включая главный-Юпитера на Капитолии, появление всем известного Большого Цирка (Circus Maximus), возведение по периметру первой крепостной стены, осушение меж холмами вонючих болот, прокладка канализации (Cloaca Maxima) и даже зачатков водопровода. Скорее всего, при Тарквиниях (а не при Нуме Помпилии) были созданы первые коллегии музыкантов, золотых дел мастеров, строителей, красильщиков, горшечников. «Шахматной» формы руины у Марцаботто-свидетельство того, что планировка военных лагерей и городов (во всём мире именуемая «гипподамова») тоже перенята у этрусков, как и подгонка каменных блоков в системе арок и сводов, прославившая почему-то римскую архитектуру.
Специально для любопытных туристов музейный рисунок «Капитолий в доэтрусскую эпоху». Он, кстати, был заселён едва ли не последним из 7 легендарных холмов.
С подачи этрусков в богатых домах появился перистиль-защита от «шуму и пыли» (греки в этом деле явно не посторонние, но мне с Витрувием и Посидонием спорить не с руки). Считается, что с этого момента у нас и есть тот самый Вечный Город, а не только его спорное название.
Атриумы и перистили-прообразы любимых всеми туристами монастырских клуатров. Культ числа 4. Дом, как и весь космос у этрусков делился на 4 стороны. Даже комплувий (отверстие в кровле) и имплувий (бассейн, куда стекала вода) имели обязательную четырехугольную форму. В Помпеях обнаружены этрусские дарственные тексты на сосудах буккеро IV и даже VI веков до н.э. А вот на стенах преобладали уже латинские граффити. Нутро человека не меняют ни века, ни даже тысячелетия, т.к. большей частью они 18+: https://pikabu.ru/story/nemnogo_pompeyanskikh_nastennyikh_nadpisey_ch_1_6336247
— этрусская в основе практически вся государственная символика, начиная с пресловутой волчицы и заканчивая инсигниями, т. е. знаками власти: сопровождение крутых пупсов плечистыми ликторами (по рангам вплоть до 12 душ), курульное кресло (трон) из слоновой кости; жезл, золотой перстень с печатью, плащ-тога с пурпурной каймой, «раздвоение» должностных лиц-магистратов (кстати, по версии Клавдия, само слово — производное от настоящего имени Сервия Туллия- Мастарна). Всем известная процедура «триумфа»-переделка лукумонских победных чествований с финальной жертвой быка (и его лайт-версии «овации» — с жертвой овцы).
Прославленный в веках символ Рима очень долгое время считался классической этрусской бронзой V в до н.э. (племенной тотем этрусков и сабинян, на воздухе копия, в помещении-оригинал), к которой пару младенцев прилепили в эпоху Возрождения. Недавний радиоуглеродный анализ и комплексные исследования техники литья повергли ряженых реконструкторов и прочих фанатов в уныние: скульптура когда-то взаправду была (Плиний-старший и Цицерон врать не станут), но то, что перед нами, -работа «доброжелателей» XI-XII веков нашей эры. Так всегда. Чем древнее, тем ряды мифотворцев гуще. Плутарх в «биографии Ромула» перечислил аж 5 или 6 вариантов происхождения названия города.
У крепких ребят-ликторов на плечах те самые фасции (fasces)– изначально церемониальное оружие, знак неограниченной власти этрусского повелителя. Каждый царь или лукумон имел по одному ликтору, а на случай войны все 12 сопровождали избранного общего вождя. После покорения Этрурии по 12 человек сопровождали уже каждого из двух римских консулов. Розги символизировали право на телесные наказания, а топор-право на смертную казнь, но во время войны и за пределами города. Ликторы магистратов римской Этрурии (должность praetor Etruriae существовала до самого конца империи) не имели в фасциях топоров, значит, те не могли распоряжаться жизнью и смертью людей. Дуче и его фаши-сты- жестоко, но далёко.
Боевая грудь центуриона в зачатках наших орденов. У греков они назывались фаларонами — застёжками на доспехах или сбруе. Этруски носили их уже как награды и передали римлянам под названием фалеры. Некоторые историки утверждают, что под властью Этрурии римляне составляли лишь низшую, вспомогательную часть их войска — строились и вооружались как попало. Основу, ударный центр, начиная с VII в. до н. э., составляла скопированная у греков фаланга. А «фирменный» римский щит скутум имелся у этрусков и того раньше.
Колесницы — символ бронзовой древности Востока до самых китайских берегов. У этрусков они и в бою, и в церемонии, и для конских ристаний. Гонки возничих и лошадей в разноцветных одеждах запечатлела фреска в Тарквинии. И только потом случились Рим с его «Бен-Гуром», юстинианов Константинополь и наши разбубённые ипподромы.
Реконструкция в Ватикане на основе изображений VI в до н.э. с частично оригинальными бронзовыми деталями колёс.
Для советских граждан массовое посещение синематографа было едва ли не главной полезной привычкой. В нашем сознании впервые увиденный в «Спартаке» Стэнли Кубрика Вечный Город связан со словом «гладиатор» едва ли не крепче, чем «Ленин и партия близнецы-братья». Все уже догадались, у кого римляне слямзили саму идею гладиаторских игр: в последний путь заслуженных этрусских полководцев провожали ритуалом со смертельными поединками пленников. Первый римский бой «Munera gladiatoria» (в формате 3×3) организовали консул Децим Юний Брут и его брат в 264 г. до н. э. по случаю похорон отца. Погребальный характер мероприятий быстро улетучился, и всё трансформировалось в похабнейшее наслаждение толпы от лицезрения насильственной смерти. Властители мира идею творчески углубили, привнеся детальную режиссуру и дьявольский размах. Безобразие прикрылось только с победой больше всех настрадавшихся от этого христиан.
Во что могли одеваться люди, которых сам Цицерон в речи назвал «подонками Ромула»? Наверное, в самую грубую домоткань или в то, что удалось снять с ограбленного да убитого.
Палаццо Массимо. «Отец Европы» Октавиан Август с покрытой головой в облачении великого понтифика («строителя мостов»-в легендарную эпоху жрецы надзирали за возведением и ремонтом всяких свайных конструкций). Роскошная тога как логическое продолжение этрусского всепогодного плаща tebennos.
Тема римских заимствований способна утомить своей безграничностью. Говорят, при Сервии Туллии появилась первая медная монета-асс (ассигнация явно растёт отсюда). Безоговорочно огромное влияние этрусков на римское земледелие (начиная с геодезии- аккуратные квадраты по всей империи со стороной в 710 нынешних метров, и кончая формой плуга), медицину (какая она могла быть у крестьян и разбойников Лация, в состоянии они были понять целебные свойства растений и термальных вод?), кулинарию (сравнить «Пир Тримальхиона» с патриархальной трапезой «ab ovo…ad mala»). До аншлюса Афин, а потом и Александрии у римских «тарасов бульб» роль бурсы для непутёвых детин выполнял близлежащий этрусский Цере, подаривший миру «церемонию» и все её производные. Вообще количество латинских (а значит и наших повседневных) слов с этрусскими корнями я назвать не берусь. Много. Антенна, арена, литера, палата, популяция, сателлит, таверна, цистерна. Этрусский шут Ферсу стал прообразом персонажей «Commedia dell Arte». А его имя, трансформировавшись в «persono» (говорить через отверстие в маске), стало обозначать правоспособное гражданское лицо (не раба). Ещё «clan» по-этрусски сын (дон Вито был в курсе). Наш Сергей происходит от римского имени Sergius. Они его тоже не сами придумали…
Добродушный с виду Гней Помпей Магн (Великий) был, говорят, из кампанских этрусков. Его смёл с земли чистокровный циничный римский патриций. Тот самый, что не послушал предупреждения гаруспиков мартовскими идами в 44-м суровом году. Я же говорил-символизм и мистика кругом и всюду…
Понятно, что pax romana -результат непрерывного заимствования и адаптации всего годного под себя без намёка на благодарность и признание авторства. Атланту не расправить плечи, этрускам не восстать из тьмы веков, таблетка от стыда растворились в mare nostrum. Кем без них были бы всеми превозносимые ныне римляне, чего добились бы и что оставили потомкам?
Задание провалено?
Кипит мой разум возмущенный от исторической несправедливости, но представлять потомков Ромула халявщиками и бездарями-это тупой наезд. Никто не жил по этрусскому паспорту, вклеив свое фото. Нет смысла отрицать ёмкую римскую virtus (женского рода!), которая одновременно и доблесть, и талант, и добродетель! Рим, закалённый в столетних драках обитатель италийских подворотен, смог пережить орду косматых галлов, вылезти почти что невредимым из-под карфагенского «танка» и выплыть из цунами гражданских войн. Словно вирус в ДНК, он вгрызался в каждую соседскую или вражескую новацию, переделывал её на свой лад и наливался чужими соками. Мимикрия и адаптация-базовый закон Вселенной! А ещё мы получили от них волшебный стройматериал бетон и не менее монументальное римское право, и др, и.т.д. Любой знаток продолжит список с экспрессией пхеньянского диктора!
По мне, в чём римляне преуспели выше всяких похвал и в чём их главный урок на сегодня: они первыми к штыку приравняли перо, а точнее- историю к пропаганде. Мифы из словоблудия беззубых стариков превратились в раствор для имперского строительства. Даже Геродот в особо «стрёмных» местах предупреждал, где верить на усмотрение читающего. Многим ли важно знать, что дремучий Муций-Левша (Сцевола), убив несчастного писаря вместо царя Порсены, никого не испугал своей обугленной дланью, а Гораций Коклес в одиночку не удержал врагов на мосту? И пускай этруски снова захватили Рим, а заря республиканской свободы подозрительно совпала с поражениями от греков и концом тосканской экспансии на юг. Ну и что с того? Главное, не выказывай ни тени сомнения, вбивай в сознание, как те ежегодные гвозди, свою нафаршированную героями идеологию, обожествляй одних порочных императоров и низвергай других, руководствуясь не со-бытием, а целе-сообразием. Перед богами не трепещи (чуднЫе эти этруски), с ними можно торговаться, иногда разбавляя «своими парнями», как Цезарь оппозицию. Под каждое унизительное поражение оперативно конструируй «обезболивающую» легенду. Тьмы низких истин всем дороже… Да и смерть, она только для начала, зато потом величественное возрождение в христианстве! Египтяне и вовсе в навозном шарике видели образ солнца, а катающих его скарабеев обожествляли и мумифицировали. Анекдоты Светония давно и намертво вшиты в культурный код, сколько их не опровергай. Поэтому у былинников речистых неизменно латинские имена, а драматургия и политика громыхают их монологами и цитатами. Так «красивше» и убедительней. Правда не в прошлом, она служит будущему с тех пор, как до этого додумались настырные ромеи.
Пролистав десяток книг и пробежав пяток музеев, «разгрызть» тему, над которой бьются сотни лет, не получается. Историк Костик в «Покровских воротах» прав -утопия! «Штирлиц» задание провалил. Перо-изведение закончено. В сухом остатке торопливые выводы «левой рукой за десять минут»:
— Почему империя (и вся последующая цивилизация) стала римской, а не этрусской? Могли ли нынешние пантеоны, сенаты и капитолии называться по-другому? Это вряд ли. Как говаривал один пресс-секретарь, «я в режиме „если“ не работаю» (на пенсии он стал известным путешественником). Разобщённые и суеверные всегда упустят свой шанс, а технолог всегда обставит шамана. Кто-то считает молнии, а кто-то создаёт астрономию. Одни замыкаются в беде каждый на своём холме, а другие сплачиваются и умножают силы (греки врубились, хоть и с большим опозданием).
— Язык должен быть понятным: «вирулентным» и «контагиозным», а не валяться, как метеорит, в краю лесов и болот. Латынь кратка, словно выстрел в сердце, и остра, как лезвие в «Андалузском псе». «Etruscum non legitur»-этрусское не читается, потому что абракадабра.
— И всё же ничто на земле не проходит бесследно! Если бы не этруски, то и римляне, и обожаемая Италия, а значит и остальной мир пошли бы по другому пути, мы все были бы слегка не такими.
Как-то очень-очень давно (практически в античности)) прикупил футболку с непонятной надписью, износил и чуть не выбросил, а когда недавно её расшифровал, то родилась эта большая и странная тема.
Quidquid latet apparebit, Nil inultum remanebit. Я пока ещё верю, что «всё тайное станет явным, ничто не останется без возмездия». Этрурия разомкнёт уста и посрамит клеветников.
Надводная часть могучего айсберга сегодняшней этрускологии. Куда не доплыли мои корабли. Очередь за Вами.
А это называется косплей. Остроумный директор Виллы Джулия Валентино Ниццо с женой Симоной Санкирико.
Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала, вспомните о том, что охота к перемене мест- весьма мучительное свойство. Давайте выпьем за наши будущие «мучения»! Выздоравливай, Италия, ты наше счастье, ради которого стоит жить. Прощальный натюрморт «Тоска по прекрасной Тоскане».