Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре — архитектурный комплекс, включающий в себя три строения — здание собора, колокольня Джото и баптистерий. Баптистерий Сан Джованни самое древнее сооружение из сохранившихся строений Флоренции, построенное в 5-м веке, мраморная облицовка была выполнена позже — в 11–12 веках.
12
13
Собор Санта Мария дель Фьоре, несомненно являющийся символом города и гордостью горожан - потрясающей красоты сооружение, обладающее притягательной силой. От его разноцветной облицовки фасадов, переливающейся нежными оттенками розового, белого и зеленого и кружевной вязи невозможно отвести взгляд.
9
6
7
При первом взгляде на этот архитектурный шедевр, создаваемый несколькими поколениями самых именитых мастеров и архитекторов в течении шести веков, нет сил удержаться от взрыва эмоций — восторг, удивление, радость от созерцания.
10
7
Едва насладившись общей картиной и сделав напрасную попытку унять восторженные чувства, глаза начинают обращать внимание на детали облицовки фасадов. И тогда приходит понимание, что на них нет ни одного пустующего места, ни одного крошечного участка, не задействованного мастером, сотворившим это чудо.
7
6
9
7
10
А потом голова запрокидывается и ярким огромным терракотовым пятном возникает восьмигранный купол, словно парящий над городом.
7
Так как же все начиналось?
На этом месте рядом с баптистерием в 4–5 веках был возведен собор, освещенный в честь покровительницы Флоренции Святой Репараты. Со временем собор устарел, обветшал и его размеры уже не подходили для процветающего города с населением 90 тысяч человек. К тому же в соседних Сиене и Пизе, тосканских соперниках Флоренции, уже были выстроены шикарные соборы и флорентийский без сомнения должен был превзойти их в грандиозности и величии.
8
5
8
В конце 13 века приступили к разборке старого храма и подготовке места для возведения нового, более современного и большого.
Во Флоренции с 1284 года жил знаменитый итальянский скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, работавший над созданием шедевров итальянской готики — базиликой Санта-Кроче и Палаццо Векью.
В 1296 году, получив задание от гильдии искусств, он разработал проект и приступил к строительству своего самого грандиозного сооружения, собора Санта Мария дель Фьоре. За основу был взят Пантеон в Риме, огромный восьмигранный купол собора своими размерами должен был превзойти размеры баптистерия. Но до своей смерти в 1302 году ди Камбио успел лишь начать возведение фасада собора и заложить фундамент колокольни, а затем работы были приостановлены почти на тридцать лет.
В 1331 году гильдия торговцев шерстью, взяв под свое попечительство строительство собора, назначила главным архитектором итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне. Но все мысли мастера были заняты кампанилой, барельефы фасадов которой по его проекту должны были представлять все сферы деятельности человечества начиная от Сотворения мира. В 1337 году, когда Джотто умер, был возведен лишь 1-й этаж колокольни. Тем не менее ее до сих пор называют «Башня Джотто».
8
6
Работы опять были прекращены, в этот раз в связи с эпидемией чумы и начаты вновь после ее окончания — в 1349 году.
Следующим архитектором был назначен Франческо Таленти, итальянский скульптор и архитектор, который последующие 18 лет возглавлял строительство. Работы по дальнейшему возведению стен собора и окончание строительства башни велись одновременно. Таленти внес изменения в окончательный вид кампанилы, он увеличил высоту этажей и внес в ее облик готические черты, придав сооружению тем самым легкость и стройность. Были добавлены красивые украшенные резьбой окна. В 1359 году колокольня, высотой 87,4 метра наконец то была готова и теперь все силы можно отдать строительству собора.
8
Таленти полностью изменил проект собора, к 1368 году им была создана деревянная модель собора, по которой в дальнейшем и велось строительство.
Далее работы велись под руководством нескольких архитекторов и к 1380 году основные работы по возведению стен здания наконец-то были закончены. Длина собора -160 метров, ширина -90 метров.
9
Оставалось соорудить самый важный элемент собора- купол, но с этим как раз и возникли проблемы. Слишком затратно, да и технически по тем временам немыслимо и как следствие работы опять были приостановлены на долгие 40 лет.
А тем временем Средневековые мастера, зодчие, архитекторы пытались решить, казалось бы, совершенно не решаемую загадку — как же возвести такой огромный купол, который бы своей тяжестью не обрушил само здание, строившееся разными мастерами в течение ста лет? Возможно ли построить «леса», как вести работы на такой головокружительной высоте?
8
7
В 1418 году был объявлен конкурс на создание проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в котором победил один из величайших итальянских зодчих, ученый и инженер эпохи раннего Возрождения Филиппо Брунелески. С 1404 года вместе с Лоренцо Гиберти включенный в комиссию по наблюдению за состоянием собора, Филиппо был увлечен проектом купола и размышлял о самостоятельном решении проблемы, работая над эскизами. В 1417 году у него был готов и деревянный макет в пропорциях 1:6. На конкурсе он смог превзойти всех претендентов благодаря своей находчивости и инженерным навыкам, продемонстрировав комиссии новый макет, на этот раз кирпичный в пропорциях 1:8. В 1420 — м году Брунелески был назначен главным архитектором и беспрецедентное по тем временам строительство началось.
11
«Филиппо Брунеллески предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или „цепей“, которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.
7
Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер — их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. Кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор. Также была использована система кладки „в елочку“, то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей.»
В 1436 году сложнейшее и грандиозное строительство эпохи Возрождения было завершено, купол, состоящий из четырех миллионов терракотовых ярких кирпичей был готов. На торжественной церемонии открытия и освещения собора Папой Римским Евгением IV купол победно сверкал на весеннем флорентийском солнце. Внешняя высота купола — 116,5 метров, а отверстие на его вершине в 1461 году было закрыто фонарной башенкой — лантерной, последней работой непревзойденного мастера Филиппо Брунелески.
6
Цель достигнута — сооружение на тот момент стало самым большим собором в Европе: одновременно внутри могли находиться около тридцати тысяч человек.
После смерти Филиппо Брунеллески, в 1446 году, его, как прежде и Джотто ди Бондоне, похоронили в пределах храма.
В последующие почти три века вокруг освещенного собора с недостроенным фасадом разгорелись не шуточные страсти: попечительные советы, вельможи и чиновники разных рангов и категорий старались перетащить в свою пользу работы по отделке фасадов, дабы поиметь с этого деньги для собственных нужд. Ничего нового — отмывание было, есть и будет. В силу самых невероятных действий по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи в 1587 году собор и вовсе был разрушен, затем вновь собран.
Наступил 19-й век и правительством Флоренции опять был объявлен конкурс на право проектирования фасада и брошен клич на сбор средств. Победивший в конкурсе итальянский зодчий Эмилио де Фабрис приступил к конечной стадии оформления собора, используя в украшении многочисленных узоров и орнаментов фасадов разноцветный полихромный облицовочный материал. Плавный переход белого мрамора из Каррары, розового из Мареммы и зеленого серпентина из Прато заставляет собор буквально «играть» цветами, имитируя трехцветный итальянский флаг.
8
7
7
8
8
9
8
Так что мы с вами в настоящее время имеем огромное счастье любоваться именно этим шикарным фасадом, законченным в 1887 году.
7
7
6
7
8
8
8
Существенный вклад в строительство заключительной стадии собора внес Павел Петрович Демидов, русский промышленник и меценат, вручивший муниципалитету крупную сумму. Сумма была солидная и в благодарность за это на фасаде собора, среди прочих имен благотворителей, размещен герб Демидовых. Находится он справа от входа в собор на самом почетном месте.
«Герб Павла Демидова — князя Сан-Донато, представляет собой щит, разделенный на четыре части, прикрытые малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого — три рудоискательных лозы, а в нижней — молот.
6
В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции — серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции.»
Интерьеры католического собора значительно уступают витиеватым роскошным фасадам, они скромны и лаконичны, но хранят тайны. Фото вято из интернета.
Под сводами собора был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо. Стены собора помнят пламенные проповеди доминиканского священника Джироламы Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над статуей Давида и так и не законченной «Пьетой».
Вас не оставят равнодушными ни фрески, ни витражи и скульптуры великих мастеров и конечно же внутренняя часть купола, расписанная во второй половине 16 века мастерами Джорджо Вазари и Федерико Цуккари.
10
Для общего впечатления о флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре стоит подняться на смотровую площадку купола, преодолев 463 ступеньки по довольно узкой лестнице.
5
Можно подняться и на смотровую площадку колокольни Джотто, туда ведут в 414 ступенек.
6
Я выбрала большее количество ступенек и была вознаграждена великолепными панорамами Флоренции со смотровой площадки знаменитого и многострадального купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре.