Одна из достопримечательностей небольшого итальянского города Бари — это его замок-крепость (Castello Normanno-Svevo). Определение «норманнский» сохранилось с отдаленных времен, ведь эту крепость начал строить еще в 12 веке правитель норманн острова Сицилия Рожер II.
5
В то время крепость находилась на берегу моря, но как это случается, постепенно «море отодвинулось». В некоторых подобных случаях, причиной становились природные особенности, но здесь, крепость отодвинула внутрь города, рукотворная набережная. Впрочем, одна из четырех башен, так и осталась в названии и документальных воспоминаниях маяком, с которого когда-то подавались сигналы кораблям.
Я обошла крепость вокруг, прежде чем зайти внутрь, через когда-то, как водится в замках, подвесной мост и предлагаю вам, также неспешно осмотреть крепость с разных сторон.
7
Конечно же, монументальное средневековое сооружение, которое находится в центре Бари, не может не манить взгляды туристов. Собственно сегодня крепость туристам и принадлежит.
10
Это, можно сказать, культурно-выставочный центр, где расположены различные офисы местных отделов культуры, а также проводятся передвижные выставки, хотя есть и стационарные экспозиции, в основном связанные с историческим, археологическим материалом.
Крепость — она и есть крепость, с 12 века, монументальное сооружение множество раз разрушалось и перестраивалось, а если учесть, что и Рожер II построил свою крепость когда-то на византийских развалинах, то жизнь крепости — это многовековой исторический процесс, который помнят только древние камни.
3
Если в этом хорошо разбираться, то в кладке камней можно много чего прочитать (особенно внутри).
3
Вообще история — наука «смутная» — да простят меня историки! Сколько исторических фактов впоследствии искажалось и укладывалось в сознании целых поколений далеко не в том «натуральном» виде, в каком когда-то они осуществлялись. Например, романтизация пиратства, которая случилась в 19 веке — эпоху романтизма… Кстати «веселый Роджер» из песни «Бригантина» — это же пиратский флаг. Как возник этот символ — существует много догадок, но есть одна, которая связывает его именно с Рожером, удачливым пиратом, самозваным королем, полководцем и прочее-прочее, построившем эту крепость.
6
Или, к примеру, вот такая трансформация: Сегодня понятие норманнского у некоторых современников невольно связывается с представлением о чем-то «французском», но нет же! Норманны — это северные люди, а точнее, те самые варяги, которые шли за добычей на юг (путь из Варяг в Греки). Потому как Западная Европа была нищей и не могла удовлетворить запросы сильных и опытных воинов, готовых в боях добывать блага для себя и тех, кто их нанял.
Варяги — это воины с севера, которые нанимались и к византийцам тоже. Правда Лев Гумилев, который, хотя и был великий ученый, но в душе все же, был поэтом (было в кого) дал очень впечатляющее определение: «Норманн» — это национальность, «варяг» — это профессия, «викинг» — это судьба.
Вот как глубоко пришлось «копать» лишь только для того, чтобы оправдать название «норманнский». Впрочем, сами итальянцы это слово по отношению к крепости сегодня и не используют. Для них крепость — это Castello di Bari, у стен которой, любят играть в футбол итальянские мальчишки.
10
Впрочем, можно найти и название Castello Svevo, то есть Швабский замок — им, кажется, в большей степени пользуются англичане, а для нас это еще и свидетельство того, что впоследствии крепость имела разных хозяев, просто переходила «из рук в руки» — одним словом — Средневековье!
Так в 1156 году крепость была разрушена во время осады Бари сицилийским королем Вильгельмом I. В 1233 году восстановлена по приказу императора Священной Римской империи Фридриха II. Впоследствии замок приобрел герцог Фердинанд Арагонский, затем подарил его семейству Сфорца и он был собственностью королевы Польши, а в 1577 году вновь стал собственностью Неаполитанского королевства.
10
И все же! Роджер II (в некоторых интерпретациях Рожер — это кто как читает), был настолько яркой личностью, что забыть его невозможно, даже в дремучей памяти веков. Это был воин, правитель Норманн на Сицилии, который, как пишет автор известной книги «Сто полководцев» А. В. Шишов, «воевал по всему Средиземноморью с кем угодно — лишь бы воевать, подточивший силу Византии».
Все походы этого полководца заканчивались неизменным успехом и новыми завоеваниями.
Он захватил всю центральную часть Средиземноморья, отважился даже пойти походом на Византию. Можно сказать сам себе присвоил титул короля, и папа Римский вынужден был с этим смириться. С Роджером никто не хотел спорить…
Этот полководец, который устраивал опустошительные набеги на чужие земли, как самый настоящий пират, вошел в историю и как большой враг христианской Византийской империи.
Но промчались века и вот я вхожу в древнюю цитатель, основанную неугомонным Роджером II, для того, чтобы попасть на выставку русской иконы, которая как раз во время моего пребывания в Бари, была развернута в замке.
8
Углубившись в «историю вопроса» и возжелав узнать, что же это за Музей Андрея Рублева и Музей русской иконы — откуда родом эти великие творения Древнерусского искусства, я даже хотела показать экспозицию в другом отдельном материале, но затем решила не дробить то глубокое впечатление, которое тогда получила. Вот как ходила по крепости тогда, так и сейчас брожу по анналам памяти, подтверждаемой фотографиями.
Это икона св. Николая Мирликийского, вторая половина 14 века, предположительно ростовская иконописная школа. Это икона доставлена из Музея русской иконы, который тоже находится в Москве.
7
Икона «Всех скорбящих радости» — так этот Образ называют на Руси — перевод с итальянского — «Радость всех скорбящих» 17 век, Волжский регион. (Музей Андрея Рублева)
6
А это работа современного мастера — попытка создать иконописный образ в ином материале и в современной технике. Художник Дмитрий Гутов — Божья Матерь Оранта. Как видите диапазон икон, которые на некоторое время стали экспонатами музейного показа в Бари, был довольно широк.
2
Икона Божьей Матери. именуемая «Страстная». Так называется оттого, что на ней изображены Ангелы с орудиями Страстей Христа. Это конец 17 века, центральная Россия. (Музей Андрея Рублева).
7
А это Тихвинская Божья Матерь. Конец 17 века (Музей Андрея Рублева)
6
Ярославские святые перед Толгской иконой Божьей Матери. Середина 18 века. Ярославль. (Музей Андрея Рублева).
7
Явление Святой Троицы Аврааму. 18 век. (Музей Андрея Рублева)
7
Успение Пресвятой Богородицы. 1731 год. Москва. (Музей Андрея Рублева)
6
Преподобный Сергий Радонежский с житием в клеймах. Конец 17 века. Волжский регион. (Музей Андрея Рублева)
7
Одигитрия (со святыми) Вторая половина 17 века. Владимирская область. (Музей русской иконы)
8
Мироносицы у гроба Господня. Конец 17 — начало 18 века. Костромская школа. (Музей русской иконы)
6
Святой Николай Чудротворец (Зарайский) с житием в клеймах. Конец 18 — начало 19 века. (Музей русской иконы)
7
А это фрески иной традиции — романской и они не на русской выставке, а на одной из стен крепости. И переход от одной культуры к другой здесь не кажется противоестественным — наоборот!
3
Все экспонаты романского искусства здесь относятся ко времени «до разделения церквей». А святой Николай Мирликийский — святой покровитель города Бари, почитается всем христианским миром, да и не только христианами! Почитается мусульманами, даже язычниками.
Здесь находится замковый храм.
9
Многое восстанавливалось в последнее время, из руин.
9
Тем более впечатляет результат реставраторов.
4
6
В основном все фотографии не горизонтальные. Высокие потолки обязывают.
3
Вот такой потолок был и в нашем гостиничном номере, во Флоренции, ведь мы жили в старинном монастыре…
А вот такие полы, набранные из различных сортов мрамора, могли быть только в храме.
6
Или в замке.
8
Конечно же католический храм у нас непременно ассоциируется с витражами.
9
С присутствием органа (пусть небольшого)
3
С богатым убранством, в частностью живописным.
2
Я не спрашивала, но думаю, что этот храм вряд ли действующий.
5
Впрочем, возможно в каких-то случаях, мессы и служатся.
6
Итак, экспозиции самой крепости — разные времена. За свою седую историю крепость была и могучим укреплением, и казармой, и тюрьмой, и королевской резиденцией, где, конечно же, при королеве Боне Сфорца проходили и балы.
3
Я немного потанцевала в просторном зале — посетителей в тот день, в замке были единицы, и мы ходили по огромной крепости, можно сказать, в приятном одиночестве. А иногда и сидели — вот так, свободно, не опасаясь королевского гнева.
11
Сейчас в просторных залах, которые много раз разрушались и перестраивались собраны экспонаты тех церквей Апулии, которые сегодня или перестроены, или уже разрушены.
2
Есть подлинники, а есть очень интересная гипсотека, где можно познакомиться с утраченными образцами, или теми фрагментами храмового убранства, которые и сегодня существуют, но могут находиться слишком высоко, или далеко, так что недоступны глазу для детального рассмотрения.
4
Создание гипсотеки отностся к начало 20 века.
5
Здесь немало рассказано и о перестройке главной святыни Бари — Базилики св. Николая.
Планы, детали декора. Что было, как перестраивалось и менялось.
3
6
Трудно сказать с каких небольших помещений все начиналось, но конечно же, это были не те просторные залы, по которым сегодня хочется ходить и внимать.
8
5
Есть экспонаты и дохристианской культуры.
4
А свидетельства о христианских святынях относятся не только к наследию города Бари, но собраны со всей Апулии.
4
Замок-крепость впечатлила меня не только богатством информации, но и таинственной недосказанностью, ведь я ходила без гида и читала то, что смогла прочитать на итальянском или английском.
5
Возможно в этом предчувствии была своя радость.
4
Неспешность, которуя я так ценю, обнимала и дарила прикосновение к истиной древности, не знанием, но чувством.
Я спускалась по лестнице, по которой спускались такие разные люди, таких разных эпох… Смотрела на двор и колодец в центре, из которого кто-то пил воду — Бог весть — кто!
7
А маленький город Бари обтекал крепость и бурно готовился встретить праздник города — день святого Николая, на котором нам в тот раз несказанно посчастливилось поприсутствовать.