Трир находится на самой окраине Германии, так что до него быстрее доехать из Люксембурга, чем из любого немецкого города.
Трир находится на самой окраине Германии, так что до него быстрее доехать из Люксембурга, чем из любого немецкого города.
Маленький университетский город на живописных берегах Мозеля, как кинозвезда из прошлого, которая неожиданно взлетела, ярко и бурно горела, а потом закатилась.
И теперь мало кто знает и вспоминает о ней, а она продолжает жить своей тихой, обеспеченной и одинокой жизнью, вспоминая свою грандиозную молодость.
Кельткие поселения были здесь задолго до римлян, но интересное началось только с их приходом.
Местные племена треверов, спокойно жившие, возводившие крепости и поселения на этих землях при всей их воинственности не могли долго противостоять пассионарным римлянам, непрерывно расширявшим свои владения за счет других народов.
Образовывались новые провинции, прокладывались дороги, строились укрепления, со временем превращаясь в города со всеми атрибутами и комфортом, к которому римляне привыкли у себя на далекой родине.
Редкая римская крепость или бастион не стала со временем городом, а то и столицей провинции.
Кёльн стал столицей провинции Нижняя Германия,
Майнц — столицей Верхней Германии,
а Аугуста Треверум (Трир) стал главным городом Западной Римской Империи.
Строили и обустраивали его соответственно статусу: с термами, дорогами, водопроводом, дворцами, храмами, цирком, стадионом и защитным кольцом из высоких каменных стен с неприступными воротами.
Из четырех крепостных ворот в шестикилометровой крепостной стене до наших дней умудрились сохранится только Porta Nigra (Черные Ворота), причем свои первые тысячу лет они ещё были белыми.
Эти ворота считаются самыми большими, сохранившимися античными воротами в мире.
В 1028 году в Трире поселился византийский монах Симеон, который попросил заточить себя в башню Porta Nigra, где и прожил добровольно замурованным семь лет.
Архиепископ Трира добился у Папы канонизирования Симеона, как затворника, и вскоре построил церковь поверх ворот. В таком виде ворота внутри церкви смогли сохранится и не были разобраны, как все остальные на строительство домов.
Наполеон, став хозяином города, велел разобрать церковь в 1803 году. Римские ворота вновь приобрели свои первоначальные очертания.
Значит, Карл Маркс застал Porta Nigra уже таким, каким мы видим его сегодня?
Причём тут он?
А он родится недалеко от ворот в 1818 году, а еще через год его родители купят небольшой каменный дом вообще в двух шагах от Porta Nigra.
Римские ворота, пожалуй, главная, но далеко не единственная римская постройка в Трире.
Здесь есть термы, Римский мост через Мозель, амфитеатр и Тронный зал императора Константина Великого.
В отличие от Маркса, он не родился здесь, а оказался во времена смут и внутренних римских противоречий третьего столетия, времени правления «солдатских императоров», силой сменявших друг друга, погибавших, не начав править.
Вовремя воспользовавшись этой сумятицей, Константин приходит к власти, а Треверум становится столицей Римской Империи и остается ею как минимум с 306 по 316 год.
Так, небольшой университетский городок на краю Германии был десять лет центром империи, простиравшейся от теперешней Шотландии до самой Северной Африки.
В это же время, спасибо Константину, христианство становится легальной религией и начинается строительство христианских храмов.
По приказу Константина в 320 году был заложен Трирский собор — один из самых старых соборов в Германии. Грандиозный собор в романском стиле был почти полностью разрушен через 560 лет норманнами и полностью восстановлен только в 1196 году.
С тех пор работы по его расширению, возвышению и модернизации время от времени возобновлялись.
Теперь в нём уживаются архитектурные стили почти всех эпох, но от этого он выглядит ещё солиднее.
В своё время мать Константина Великого — Елена позаботилась не только о соборе, отдав часть своего дворца под его строительство, но и о христианских реликвиях, которые и сегодня находятся здесь.
Сегодня всё изменилось, и нас мало впечатляют реликвии и святыни, обретённые много веков назад и хранящиеся по всем соборам Европы.
И если мы ещё только сомневаемся, то наши дети и внуки их просто игнорируют.
А ведь многие столетия мощи святых и христианские реликвии влекали к себе тысячи паломников из далёких и близких стран.
В Трире христианских святынь действительно много. Привезла их сюда Елена Равноапостольная, тогда ещё просто — Флавия Юлия Елена Августа — мать римского императора Константина I.
Она, будучи уже женщиной в годах, предприняла путешествие в Иерусалим, где занималась раскопками и обрела многие христианские реликвии.
Так, в одном из монастырей Трира оказалась часть мощей апостола Матфия (здесь Маттиаса).
Когда-то в многовековой череде войн, разрушений, смен власти и просто длительного времени эти мощи потерялись.
В 1148 году, к великой радости монахов, во время ремонтных работ, они вновь нашлись.
Базилику и само аббатство назвали именем Святого Маттиаса.
Бенедиктинское аббатство и в наше время остаётся действующим, хотя монахов здесь очень мало и современная жизнедеятельность их очень изменилась.
Прежними осталось только место действия и его название.
Знают ли современные портные, мясники, строители, плотники, кондитеры, младшие школьники, пастухи и заболевшие ветрянкой о том, что Святой Маттиас их покровитель и защитник?
Возможно, но уверена, что в последнее время он не часто слышит их просьбы о помощи.
К счастью, собор, такой нарядный снаружи и суровый внутри стоит, и красно-синий маттайзер-флаг по старой традиции развевается над его головой.