Частенько кладбища в европейских городах находятся в центре жилой застройки, у церквей.
Частенько кладбища в европейских городах находятся в центре жилой застройки, у церквей.
Такие кладбища имеют большое значение для жителей городов не только в личном плане, но и с исторической и социально-культурной точки зрения. Троицкое кладбище для дрезденцев также является историческим памятником, поскольку оно, как никакое другое, отражает буржуазный образ жизни Дрездена в 19 веке, а для кого-то это место отдыха и отрешения от проблем, где можно предаться воспоминаниям и раздумьям.
Так уж случилось, что Троицкое кладбище Дрездена для нашей семьи не чужое, а так как множество выдающихся дрезденских личностей — от философов, естествоиспытателей и врачей до скульпторов и музыкантов нашли здесь свой последний приют, то я решила, что вам тоже будет интересно здесь прогуляться.
История возникновения кладбища, уходит в начало 19 века, когда войска Наполеона вели тяжелые бои в Дрездене и его пригородах в 1813 году. Быстро стало ясно, что существующих кладбищ недостаточно для жертв. В предыдущие годы люди уже думали о том, что старые дрезденские кладбища переполнены. Новое время — новые представления о здоровье и гигиене — новые требования к кладбищам. Поэтому в 1813 году из новых соображений место под кладбище присматривали далеко за городом. Надо было спешить, потому что война унесла 25 000 жизней за несколько дней и всех надо было похоронить. Следующей угрозой были эпидемии и, хотя чумы в Дрездене удалось избежать, зато тиф убил еще тысячи жителей в последующие месяцы.
В октябре 1814 года городские власти, наконец, нашли то, что искали, и купили поле у Блазевитцкой дороге (Blasewitzer Weg) за 620 талеров.
Проект нового кладбища был поручен Фридриху Тормейеру (Friedrich Thormeyer), популярному в то время придворному мастеру-строителю. В сотрудничестве с архитектором городского совета Шписом (Spieß) в 1816 году был создан простой, но величественный комплекс кладбища, который сохранил свой характер и по сей день.
У входов на Троицкое кладбище со стороны Троицкой церкви на информационных досках размещён план с могилами выдающихся для Дрездена (и не только) людей.
О некоторых я упоминала в своих рассказах, отзывах, или фотоальбомах:
5. ОТТО, Эрнст Юлиус — Кантор церкви Св Креста в Дрездене, композитор / OTTO, Ernst Julius — Kreuzkantor, Komponist (1804–1877)
6. ЛИПСИУС, Константин — проф. архитектор, член городского строительного совета / LIPSIUS, Constantin — Prof. Architekt, Baurat.(1832–1894)
27. ЙЕМЛИХ — семья производителей органов / JEHMLICH — Orgelbauerfamilie
44. ПФУНД семья владельцев молочни / PFUND, Molkereibesitzerfamilie, (1835 — 1921)
48. КАРУС, Карл Густав — проф. др. мед, натуралист, врач, философ и художник / CARUS, Carl Gustav — Prof. Dr. med. Naturforscher, Arzt, Philosoph und Maler,
(1789 — 1869).
А о ком-то я возможно расскажу позже:
15. ВИТЦУМ фон ЭКШТЭД, Хайнрих Карл Вильгельм — граф, директор королевской Академии / VITZTHUM v. ECKSTÄDT, Heinrich Carl Wilh. — Graf von, Kgl. Sächs. Akademiedirektor, (1770–1837)
26. ФИНДАЙЗЕН, Курт Арнольд — писатель / FINDEISEN, Kurt Arnold — Schriftsteller (1893–1963)
43. ОППЕНХАЙМ, Мартин — банкир (покровитель Готфрида Земпера)/ OPPENHEIM, Martin Wilhelm — Bankier (1781–1863)
Но весь этот рассказ случился вовсе не из-за всех этих немецких знаменитостей, а в память о русском дипломате.
ВРАНГЕЛЬ Александр Егорович — барон, юрист, дипломат, археолог, мемуарист (1833–1915).
Александр Егорович Врангель — дядя «церного барона», одого из главных руководителей Белого движения, Петра Николаевича Врангеля. Но не этим фактом отмечено его имя в российской истории, и даже не всей службой на благо Российской империи. Он он служил в Министерстве юстиции, добровольно отправившись на должность областного прокурора Семипалатинской области. Вернувшись в Петербург весной 1857 г., Врангель вскоре отправляется в кругосветную экспедицию с русской эскадрой, получив специальное задание — собрать естественно-историческую коллекцию и сделать точное описание путешествия. В 1858—1859 гг. Врангель участвует в подготовке важного для России Айгунского договора с Китаем, затем представляет Россию за рубежом в различных консульствах и посольствах.
Врангель был поклонником таланта, Фёдора Михайловича Достоевского. Они подружились в Семипалатинске, где писатель отбывал ссылку после каторги. «Мы с ним сошлись, и я полюбил его очень… Чрезвычайно много доброты… благородства сердца… Добра он мне сделал множество. Но я люблю его и не за одно добро, мне сделанное» (из письма Достоевского о Врангеле). Врангель предпринял героические усилия, чтобы Достоевскому снова дали офицерский чин, разрешили вернуться в Европу, дали возможность печататься, — одним словом, сделал всё возможное и невозможное для полной амнистии писателя. Позднее, он неоднократно спасал его при материальных затруднениях. За три года до своей кончины барон выпустил отдельной книгой свои мемуары о писателе — «Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири 1854–56 гг.»
Спасение творческого гения Достоевского и есть величайшая заслуга Врангеля перед русской и мировой литературой.
Так что, вот вам еще одно место в Дрездене, связанное с именем Достоевского.