Метро Парижа

1 8

Метро Парижа — один из наиболее удобных и быстрых способов перемещения по «туристической Мекке» Франции. Широкая сеть, отсутствие пробок и относительно низкая стоимость проезда гарантируют высокую популярность, а туристам позволяют в кратчайшие сроки добраться из одной части многомиллионника в другую, и успеть охватить большую часть достопримечательностей Парижа.

Открытие парижского метрополитена было приурочено к Всемирной выставке и состоялось 19 июля 1900 года. После Лондона, Глазго и Будапешта, метро Парижа — одно из старейших в Европе.

В наши дни сеть насчитывает свыше 308 станций и 16 линий, число которых будет расти из года в год. Схема метро довольно плотная, а в черте города практически от любой локации до метро — около 500 метров.

У каждой ветки — отдельный цвет. Многие станции имеют переходы на другие линии — об этом имеется информация на специальных табло в метрополитене и на картах RATP (RATP — государственная структура, под эгидой которой находится практически весь общественный транспорт Парижа).

Для удобства стоит установить на смартфон официальное приложение RATP для iOS и Android, чтобы карты и схемы всегда были под рукой. Также в приложении доступна покупка проездных билетов, актуальная информация о перекрытии движения и многое другое.

Также доступны планы метро и расписания линий от Navigo (iOS, Android) и Next Stop Paris — RAT‪P (iOS, Android). Схема метро Парижа доступна для загрузки, а карта метро Парижа с достопримечательностями поможет сориентироваться и добраться до самых знаковых мест города (для просмотра карты необходимо нажать «Commencez la visite»).

Интересно отметить, что само слово «метрополитен» и его сокращенная форма «метро», произошли от первоначального названия подземной сети Парижа — Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris (Парижская столичная железнодорожная компания).

Сеть подземного транспорта столицы продолжает развиваться: запланировано открытие нескольких станций, запуск новых линий, а также интеграция линий 3bis и 7bis. Парижский метрополитен с гордостью носит звание первого в мире, оснащенного исключительно светодиодами.

В течение последних десяти лет в метро Парижа практикуется временное переименование станций, связанное с особыми событиями, к примеру, в День смеха или в честь победы сборной страны на чемпионате мира по футболу.

Несмотря на многочисленные плюсы, в метро есть и минусы: метрополитен достаточно посредственно преспособлен для пассажиров с колясками и багажом. Пройти с чемоданом через узкие турникеты, эскалаторы и многочисленные переходы со ступеньками — задача не из лёгких.

Станция метро «Concorde»  — пересадочный узел между линиями 1, 8 и 12.
Станция метро «Concorde» — пересадочный узел между линиями 1, 8 и 12.
Фото: © Clicsouris (CC BY-SA 3.0)

Линии и станции метро Парижа

Исторически сложилось, что парижская подземка имеет линейно-маршрутную систему движения поездов. Всего в метро Парижа насчитывается 16 линий не считая специальной линии лёгкого метро Orlyval, которая соединяет аэропорт «Орли» и станцию RER Antony.

Станций на линиях — свыше 300, часть из них имеет переходы с одной линии на другую. Большая часть линий находится под землёй, но есть и надземные станции, большая часть которых находится на линии 6.

Все линии имеют отдельный цвет, номер и название, которое состоит из её начальной и конечной станции, например, линия 1: La Défense — Château de Vincennes, линия 2: Porte Dauphine — Nation и т. д.

На данный момент в системе метро всего несколько беспилотных линий. К 2030 году планируется строительство еще четырех веток, которые после открытия также станут автоматизированными.

Линии метро Парижа:

№ и схема Название линии Кол-во станций Станций пересадок
1 La Défense — Château de Vincennes 25 14
2 Porte Dauphine — Nation 25 12
3 Pont de Levallois — Bécon — Gallieni 25 12
3bis Porte des Lilas — Gambetta 4 2
4 Porte de Clignancourt — Bagneux-Lucie Aubrac 29 14
5 Bobigny — Pablo Picasso — Place d’Italie 22 11
6 Charles de Gaulle — Étoile — Nation 28 12
7 La Courneuve — 8 Mai 1945 — Mairie d’Ivry (юго-восточнное ответвление) — Villejuif — Louis Aragon (южное ответвление) 38 17
7bis Louis Blanc — Pré Saint-Gervais 8 4
8 Balard — Créteil — Pointe du Lac 38 15
9 Pont de Sèvres — Mairie de Montreuil 37 16
10 Boulogne — Pont de Saint-Cloud — Gare d’Austerlitz 23 12
11 Mairie des Lilas — Châtelet 13 7
12 Front Populaire — Mairie d’Issy 29 12
13 Asnières — Gennevilliers — Les Courtilles (северо-западное ответвление) — Saint-Denis — Université (северное ответвление) — Châtillon — Montrouge 32 16
14 Mairie de Saint-Ouen — Olympiades 13 11

Как и в других прогрессивных столицах, метро Парижа продолжает развиваться. В течение нескольких лет планируется запуск движения на новых линиях:

  • Линия 15: 36 станций, длина — 75 км, составы — беспилотные.
  • Линия 16: 10 станций, 25 км.
  • Линия 17: 9 станций, 25 км.
  • Линия 18: 13 станций, 50 км.
  • Линия 19: 14 станций, 5 км. По сути, это объединение линий 3bis и 7bis. Если проект реализуют, то вероятно для пассажиров откроется станция-призрак Аксо.

Станция метро «Arts et Métiers» — пересадочный узел линий 3 и 11.
Станция метро «Arts et Métiers» — пересадочный узел линий 3 и 11.
Фото: © Dious (Public domain)

График работы метро Парижа

Согласно данным официального перевозчика RATP, режим работы метро:

  • С понедельника по четверг и по воскресеньям — приблизительно c 05:30 до 01:15 в зависимости от линии;
  • По пятницам и субботам — приблизительно c 05:30 до 02:15 в зависимости от линии.

Время отправления первого и последнего поезда зависит от той станции, на которой совершается посадка. Точное время отправления по станциям представлено на официальном сайте RATP (необходимо выбрать линию, станцию и время отправления):

Удобно то, что находясь на станции всю необходимую информацию можно увидеть на электронном табло (время до прибытия поезда, маршрут и т. д.).

Интервал движения зависит от дня недели и времени суток и варьируется от 2 до 10 минут. Средняя скорость движения составов — около 35 км/ч, а среднее расстояние между станциями — около полукилометра.

Оплата проезда в метро Парижа

Метро в Париже обслуживает компания RATP. Столица является частью региона Иль-де-Франс, который подразделен на транспортные зоны. Сам город территориально занимает всю зону № 1, а ближайшие пригороды относятся к остальным зонам. Сеть парижского метро находится в двух первых зонах.

Какие билеты действуют для оплаты проезда в метро Парижа:

Ticket t+ — билет на бумажном носителе на одну поездку с правом пересадки. Неограниченное количество пересадок возможно с одной линии метро на другую или с метро на RER в течение 2 часов с момента первой валидации.

Carnet — набор из десяти билетов t+ по сниженной цене.

В 2024 году стоимость билета t+ составляет:

  • Билет на одну поездку t+ — 2.15–2.50 евро.

Кто имеет право на льготный проезд в метро по льготному набору Carnet:

  • Дети в возрасте от 4 до 10 лет;
  • Владельцы льготных карт Solidarité Transport и Famille nombreuse;
  • Инвалиды;
  • Организованные группы не менее 10 человек (до 16 лет) с сопровождающим.

Билет t+ можно занести на баланс проездной карты Navigo Easy или загрузить в приложении RATP для бесконтактной оплаты. В таком случае стоимость проезда по набору Carnet обойдется дешевле:

  • Билет на одну поездку t+ — 2.15 евро;
  • Набор Carnet из десяти билетов t+ — 17.35 евро;
  • Льготный набор Carnet из десяти билетов t+ — 8.65 евро.

Для того, чтобы совершать пересадки, необходимо пользоваться бесконтактным билетом до конца пути. Неограниченное количество пересадок при бесконтактной оплате возможно с одной линии метро на другую или с метро на RER в течение 1,5 часов с момента первой валидации.

Billet Ile-de-France — билет на бумажном носителе для проезда по региону Иль-де-Франс (включая поездки на метро). Стоимость билета будет напрямую зависеть от начального и конечного пунктов, а также количества пересекаемых зон. Калькулятор тарифов от RATP можно найти здесь.

Paris Visite — проездная туристическая карта на определенное количество дней (1, 2, 3 или 5) и для определенных зон. Также карта дает право на скидки при посещении некоторых достопримечательностей, музеев и др.

Стоимость карты в 2024 году в евро:

Зоны 1 день (взр./дет.) 2 дня (взр./дет.) 3 дня (взр./дет.) 5 дней (взр./дет.)
1 — 3 13.55/6.75 20.05/11.00 30.10/15.05 43.30/21.65
1 — 5 28.50/14.25 43.30/21.65 60.70/30.35 74.30/37.15

Forfait Navigo Jour — проездной на один день для безлимитных поездок по выбранным зонам в Париже и Иль-де-Франс. Действует в метро, ​​RER, автобусах, трамваях и поездах (за исключением линии Orlyval, некоторых линий SNCF и линий Optile со специальным тарифом).

При покупке билетов необходимо выбрать зоны покрытия, так как купить билет на одну зону невозможно. Проездной можно занести на баланс карты Navigo.

Стоимость в 2024 году:

  • На зоны 1–2, 2–3, 2–4, 4–5 — 8.65 евро;
  • На зоны 1–3, 2–4, 3–5 — 11.60 евро;
  • На зоны 1–4, 2–5 — 14.35 евро;
  • На зоны 1–5 — 20.60 евро.

Navigo Semaine — проездная безлимитная карта на неделю. Также можно купить карту на месяц и год, но для тех, кто собирается провести в столице непродолжительное время (около недели), будет вполне достаточно проездного на неделю. Проездной можно выбрать на 2 зоны или на все зоны, соответственно, от этого будет зависеть цена.

Проездная карта является персональной, на ней должна быть фотография владельца. Фото можно сделать в фотобудках рядом с местами продаж проездных карт. У карты есть большой минус — она действительна не с момента покупки, а с понедельника по воскресенье. Если, Вы, к примеру, прибыли в Париж в четверг, то покупать недельный проездной, срок действия которого закончится уже в воскресенье, попросту невыгодно. Для частых поездок на метро лучше всего приобрести набор Carnet.

Стоимость проездного на неделю в 2024 году составит:

  • На все зоны — 30.75 евро;
  • 2–3 зоны — 28.20 евро;
  • 3–4 зоны — 27.30 евро;
  • 4–5 зоны — 26.80 евро.

Navigo Easy — бесконтактный пополняемый неперсональный проездной для туристов. На баланс можно занести несколько видов обычных билетов (t+, carnet, Navigo jour, OrlyBus, RoissyBus). Карта действительна в течение 10 лет. Стоимость самой карты составляет 2 евро, бесплатно карту можно загрузить в мобильном приложении RATP. Проездной можно передавать третьим лицам, но пользоваться им одновременно нескольким пассажирам за одну поездку запрещено.

Сама по себе карта не является проездным документом, если на ее баланс не занесен один из билетов:

  • Билет на одну поездку t+ — 2.15 евро;
  • Набор Carnet из десяти билетов t+ — 17.35 евро;
  • Льготный набор Carnet из десяти билетов t+ — 8.65 евро;
  • Билет Navigo Jour — 8.65 — 20.60 евро (в зависимости от зоны) и другие.

Полный список всех доступных билетов и проездных карт на все виды транспорта в Париже доступен на официальном сайте RATP. Для удобства пассажиров доступно мобильное приложение Navigo для iOS и Android.

Дети до 4 лет имеют право на бесплатный проезд. Дети от 4 до 10 лет имеют право на проездные билеты с 50% скидкой.

Читайте также:

Где купить билеты

Любой тип билетов можно купить в газетных киосках, табакериях, небольших магазинах (найти ближайший), на станциях метро, вокзалов, аэропортов через кассы, информационные бюро или через специальные билетные автоматы. Для удобства пассажиров доступны мобильные приложения с функцией покупки билетов RATP для iOS и Android, а также Île-de-France Mobilité‪s‬ для iOS и Android.

Как купить билеты

Если с приобретением билета в кассах все понятно (необходимо назвать нужный билет сотруднику кассы), то для покупки билета в автомате существуют четкие инструкции. Для оплаты некоторые автоматы принимают банковские карты, мелочь, реже — купюры.

На экране автомата можно выбрать язык (если Вы не владеете французским, то лучше выбрать английский). Это можно сделать при помощи крутящегося ролика, который расположен по центру ниже экрана. Справа от ролика находится зеленая кнопка подтверждения действия, а слева — красная кнопка отмены.

Далее при помощи ролика можно выбрать необходимый билет или проездную карту, а затем подтвердить действие нажатием зеленой кнопки. Затем следует выбрать тариф: обычный для взрослых или льготный для детей, а также количество необходимых билетов.

Далее на экране появится сумма, которую необходимо оплатить. После оплаты можно выбрать печатать ли чек (лучше печатать). Билеты можно забрать из лотка в нижней части автомата.

Также в Париже есть автоматы более современного типа без роликов, где всё управление происходит через экран. Такие автоматы принимают банковские карты, монеты 5, 10, 20 и 50 евроцентов, 1 и 2 евро, банкноты номиналом 5, 10 и 20 евро. Подробную инструкцию о том, как купить билет на метро в автомате можно посмотреть в данном видео.

Карту Navigo можно купить в кассах, а в автоматах только пополнить. Подробная инструкция о том, как купить и пополнить проездной Navigo доступна в данном видео.

Не стоит хранить билеты рядом с картхолдерами или смартфоном, так как они могут размагнититься и перестать работать. Безусловно, такие билеты при наличии чека можно обменять в кассах, но это займет время.

Вход в метро

Доступ к платформам в метро чаще всего ограничен за счет турникетов или барьеров по типу ворот. Чтобы пройти через барьер с билетом на бумажном носителе, необходимо вставить его магнитной стороной вниз в один из турникетов, на котором горит зелёная стрелка, указывающая направления для входа. Если на турникете горит красный крест — это означает, что турникет не работает, а если круг — турникет работает только на выход.

Турникет должен находиться справа от Вас. Билет необходимо вставлять в специальный слот, после чего он автоматически появится в верхней части турникета и его необходимо будет сразу же забрать, в противном случае турникет не сработает. Сразу за турникетом расположены барьерные ворота. Необходимо дождаться их открытия, подойдя на достаточное для срабатывания сенсора расстояние. Открытие сопровождается высоким звуковым сигналом.

Если по каким-либо причинам турникет не принял Ваш билет, то Вы услышите низкий звуковой сигнал, а на панели турникета загорится красный сигнал. В таком случает стоит обратиться в кассы или информационный центр станции.

Проездные карты Navigo необходимо прикладывать к считывающему устройству, которое находится в верхней части турникета. Карту необходимо держать над устройством до характерного звукового сигнала.

Билет в обязательном порядке нужно хранить до конца поездки, так как на платформе его может потребовать контролер.

Станция Гаите линии 13 Парижского метрополитена в XIV округе.
Станция Гаите линии 13 Парижского метрополитена в XIV округе.
Фото: © Clément Dellandrea (Unsplash License)

Ориентация внутри метрополитена

Главная отличительная особенность, которую стоит учитывать — расположение путей. В отличие от российской системы, пути в парижском метро проходят в центре платформы, а не по сторонам.

Схемы метро есть на каждой станции и платформе. Через одну станцию может проходить несколько линий. Ориентироваться на станции стоит по указателям: направление движения как правило обозначено конечной остановкой, номером линии, который заключен в круг с принадлежащим маршруту цветом.

На платформах установлены электронные табло, где указано текущее время, номер линии в круге соответствующего цвета, время прибытия двух ближайших поездов и название конечной станции линии, в сторону которой Вы двигаетесь.

На платформы некоторых линий метро можно попасть по переходу с другой платформы и с другой линии. Звучит устрашающе, но на самом деле среди многочисленных переходов и платформ запутаться сложно. Над каждым переходом и у каждой развилки есть информационные табло с номерами линий, к которым выведет данный переход, указатели и стрелки.

Поезда метро

Двери в вагонах большинства линий делятся на два типа — с автоматическим и ручным управлением. Если с автоматическим все понятно (к примеру, маршруты 1 и 14 полностью автоматизированы), то ручное управление для некоторых гостей города — вещь ранее невиданная. Для открытия дверей как с внешней, так и с внутренней стороны, необходимо либо нажать специальную кнопку, которая расположена на двери, либо потянуть вверх небольшой металлический рычаг. Если этого не учесть, можно проехать свою станцию.

На всех станциях линии 14 установлены платформенные раздвижные двери, а на станциях линии 1, и части станций линий 13 и 4 установлены автоматические платформенные ворота.

В новых автоматизированных поездах название станций объявляется дважды с интервалом в несколько секунд. Также в вагонах присутствуют электронные информационные табло с исчерпывающей информацией о маршруте следования.

Вагоны старого образца, увы, таким оснащением похвастаться не могут. Стоит быть готовым к тому, что названия станций в таких составах не объявляются вовсе, ровно как и нет электронных табло. Над входными дверями размещены схемы метро. Отследить нужную станцию можно при подъезде к платформе по крупным сине-белым надписям с названием станции. Некоторые сидения в вагонах откидные. В часы пик парижане стараются не занимать сидения и ехать стоя, особенно это касается рядов у выхода.

Правила поведения и штрафы

Правила пользования метрополитеном в Париже вполне стандартные, но есть и нюансы, о которых стоит знать. Представляем Вашему вниманию неполный список вещей, за которые Вас может оштрафовать транспортная полиция:

  • Проезд «зайцем» обойдется в 60 евро при оплате на месте. Если отказываетесь оплатить наличными или по карте прямо на платформе — штраф возрастёт до 110 евро в течение 3 месяцев. Сохраняйте билеты до выхода из метро: они понадобятся не только для прохождения через турникет на станцию, но и для предъявления контролёру на платформе, а в некоторых случаях и для выхода со станции через турникеты.
  • Забытый багаж также обойдется недешево (от 60 евро при оплате на месте и 110 евро при оплате в течение следующих 2 месяцев). Оставленный багаж — частая причина остановок обслуживания.
  • Запрещено ставить ноги на сидения в вагоне метро.
  • Нельзя шуметь и мешать другим пассажирам, обратное повлечет за собой штраф в размере 60 евро.
  • Курение в метро обойдётся в 68 евро.
  • Штрафы за отсутствие или неправильное ношение маски в период объявленной пандемии начинаются от 135 евро.
  • В метро Парижа запрещено молиться.

Выход из метро

На выходе в метро также установлены турникеты. Некоторые работают автоматически, а в некоторых придется толкать дверь. Перед выходом на любой станции можно найти подробный план местности, указатели, куда ведет тот или иной выход, достопримечательности рядом, название улиц. Sortie — (фр.) выход.

Важно не выбрасывать билеты еще и потому, что на некоторых станциях билеты понадобятся не только на входе, но и на выходе из метро через турникеты.

Выход со станции Сен-Дени.
Выход со станции Сен-Дени.
Фото: © Kurt Sunkel (Unsplash License)

Если Вас интересует весь транспорт столицы Франции, то рекомендуем к прочтению статью:

В разделе карты Парижа от Туристер.Ру вы найдете множество транспортных карт для скачивания (в т. ч. схему метро Парижа на русском), интерактивные карты и удобные мобильные приложения для путешественников.

Задать вопросы экспертам и туристам об общественном транспорте Парижа, в частности о метро, можно в разделе «Вопросы и ответы».

Все экскурсии в Париже

Вопросы от туристов

Все вопросы

Куда сходить и что посмотреть в Париже

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Активный отдых
Транспорт
Магазины и рынки
Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Париже
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии